Урок истории для 6 класса"Русь былинная..."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных областей жизни общества, также связи разных областей духовной жизни, мысли и идей, выраженных различным изобразительно-выразительным языком. Трудность в наглядности, в объёмном материале, рассчитанном на один час.
Важным элементом урока является проблемная ситуация, что удалось создать с помощью брошюры, которую нужно было заполнить каждому к концу урока. Была осуществлена мотивация на поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6-м классе «Культура Древней Руси.»
Русь былинная…
Учитель:Ковалёва Н.В.
Цели урока:
- Обучающие:сформировать представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры;
- Развивающие:развивать умение работать с текстом, развивать речь, умение выделять главное;
- Воспитательные:способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе;пробудить понимание красоты произведений русского искусства.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока:
- Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
- Карточки с иллюстрациями;
- Заготовка брошюры.
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | 1. Приветствие-знакомство | 1. Ответное приветствие.. |
II. Актуализация знаний | -Собираясь на урок,я взяла с собой очень много вещей:учебник,тетради,карандаш.А Вы?У нас с Вами целый багаж вещей,сделанных человеческими руками.Все они –результат человеческой деятельности.В моём багаже есть и иллюстрации.Рассмотрите их. – Что изображено на карточке? – Что объединяет все эти иллюстрации? – Каким общим словом можно все это назвать? – Давайте вспомним что такое культура? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека) |
III. Изучение нового материала | Итак наш сегодняшний разговор о культуре. Давайте вновь обратимся к иллюстрациям-что именно нас будет интересовать? – Устное народное творчество – Письменность и грамотность. – Литература. – Зодчество и изобразительное искусство. – Художественное ремесло. Любая работа имеет результат,наша совместная работа -тоже.Мне хочется,чтобы у вас остались хорошие впечатления и брошюра-памятка.(При ложение) Предлагаю Вам разбиться на группы:
Каждая группа получает -задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующую графу в брошюре и составить краткий рассказ-выступление. В конце урока у нас должно сложиться полное представление о культуре Древней Руси. |
– Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. 1. Деление на группы. 2.Знакомство материалом учебника. 3.При необходимости задают вопросы. |
IV. Работа учащихся в группах | Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости 1 группа исследует устное народное творчество учебник стр55-56; – Что такое былина? – Назовите главную идею былин. 2 группа исследует письменность и грамотность учебник с 56-57; – Чем прославились Кирилл и Мефодий? – Что использовали вместо бумаги? – Что такое миниатюра? 3 группа исследует литературу учебник стр 57-59; – Какое произведение написал Нестор? – Перечислите литературные жанры. 4 группа исследует зодчество и изобразительное искусство учебник стр 59-62 -Чем было представлено деревянное зодчество? Когда началось каменное строительство на Руси? – Чем покрывали стены собора? – Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? 5 группа исследует художественное ремесло учебник стр 62 Чем славились мастера-оружейники? – какая техника использовалась при изготовлении ювелирных изделий? Время работы в группах – 10 минут. | Работа материалом учебника в соответствии с выбранным направлением 1. Работа с учебником (чтение, выбор главного) 2. Заполнение своей графы в таблице. 3. Работа с вопросами. 4. Совместное обсуждение. 5. Выбор выступающего. |
V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала | Выслушав выступления необходимо определить особенности культуры Древней Руси: 1. Выступление 1 группы. 2. Выступление 2 группы. 3. Выступление 3 группы. 4. Выступление 4 группы. 5. Выступление 5 группы. | 1. Слушают выступление. 2. Заполняют соответстующую графу брошюры. 3. Задают уточняющие вопросы выступающему. Особенности культуры Древней Руси: – Наследие восточных славян; – Влияние на культуру Руси окружающих ее народов; – Синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. |
VI. Проверка полученных знаний |
| Тест.(Приложение) |
VII. Рефлекция | Знал,узнал,самое интересное было…,меня не спросили,но я хотел сказать. + - интересно | Оцени себя.(таблица) (Приложение) |
Тест для закрепления материала
1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:
- черты и резы;
- глаголица;
- кириллица.
2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:
- икона;
- миниатюра;
- мозаика.
3. Автором “Повести временных лет” был:
- Нестор;
- Владимир Мономах;
- Ярослав Мудрый.
4. Первый православный храм, построенный в Киеве:
- Десятинная церковь;
- Софийский собор;
- Пятницкая церковь.
+ | - | интересно | |
+ | - | интересно | |
+ | - | интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по истории 6 класс. Русь при Ярославе Мудром.
Тест по истории 6 класс. Русь при Ярославе Мудром....
Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь ".
Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь "....
презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс
Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...
План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"
План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...
Разработка урока ИЗО 7 класс. "Сказочный былинный жанр"
Урок по изобразительному искусству разработан по ФГОС, на уроке использована технология кейс-метода....
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце X-первой половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия х...
План урока истории "Формирование государства Русь"
План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...
Комментарии
Наталья Владимировна, Ваш
Наталья Владимировна, Ваш урок интересный, но с презентацией был бы лучше. Вы говорите о живописи, о храмах, об оружии. Эти произведения культуры лучше увидеть своими глазами и не на странице учебника, а на экране.
Урок "Русь былинная..."
Наталья Анатольевна,к уроку прилагается публикация ,которую дети заполняют по ходу урока,в ней и иллюстративный материал,но загрузить её не удалось,поскольку формат публикации не принимается.
Согласна с Натальей
Согласна с Натальей Анатольевной.