Урок истории для 6 класса"Русь былинная..."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Ковалёва Наталья Владимировна

       Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных областей жизни общества, также связи разных областей духовной жизни, мысли и идей, выраженных различным изобразительно-выразительным языком. Трудность в наглядности, в объёмном материале,  рассчитанном  на один час.

Важным элементом урока является проблемная ситуация, что удалось создать с помощью брошюры, которую нужно было заполнить каждому к концу урока. Была осуществлена мотивация на поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:


Урок в 6-м классе «Культура Древней Руси.»

Русь былинная…

Учитель:Ковалёва Н.В.

Цели урока:

  1.  Обучающие:сформировать представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры;
  2. Развивающие:развивать умение работать с текстом, развивать речь, умение выделять главное;
  3. Воспитательные:способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе;пробудить понимание красоты произведений русского искусства.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока:

  1. Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
  2. Карточки с иллюстрациями;
  3. Заготовка брошюры.

Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Приветствие-знакомство

1. Ответное приветствие..

II. Актуализация знаний

-Собираясь на урок,я взяла с собой очень много вещей:учебник,тетради,карандаш.А

Вы?У нас с Вами целый багаж вещей,сделанных человеческими руками.Все они –результат человеческой деятельности.В моём багаже есть и иллюстрации.Рассмотрите их.

– Что изображено на карточке?

– Что объединяет все эти иллюстрации?

– Каким общим словом можно все это назвать?

– Давайте вспомним что такое культура?

Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека)

III. Изучение нового материала

 Итак наш сегодняшний разговор о культуре.

Давайте вновь обратимся к иллюстрациям-что именно нас будет интересовать?

– Устное народное творчество

– Письменность и грамотность.

– Литература.

– Зодчество и изобразительное искусство.

– Художественное ремесло.

Любая работа имеет результат,наша совместная работа -тоже.Мне хочется,чтобы у вас остались хорошие впечатления и брошюра-памятка.(При

ложение)

Предлагаю Вам разбиться на группы:

 

Каждая группа получает -задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующую графу в брошюре и составить краткий рассказ-выступление.

В конце урока у нас должно сложиться полное представление о культуре Древней Руси.

 

– Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства.

1. Деление на группы.

2.Знакомство материалом учебника.

3.При необходимости задают вопросы.

IV. Работа учащихся в группах

Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости

1 группа исследует устное народное творчество учебник стр55-56;

– Что такое былина?

– Назовите главную идею былин.

2 группа исследует письменность и грамотность учебник с 56-57;

– Чем прославились Кирилл и Мефодий?

– Что использовали вместо бумаги?

– Что такое миниатюра?

3 группа исследует литературу учебник стр 57-59;

– Какое произведение написал Нестор?

– Перечислите литературные жанры.

4 группа исследует зодчество и изобразительное искусство учебник стр 59-62

-Чем было представлено деревянное зодчество?

Когда началось каменное строительство на Руси?

– Чем покрывали стены собора?

– Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков?

5 группа исследует художественное ремесло учебник стр 62

Чем славились мастера-оружейники?

– какая техника использовалась при изготовлении ювелирных изделий?

Время работы в группах – 10 минут.

Работа материалом учебника в соответствии с выбранным направлением

1. Работа с учебником (чтение, выбор главного)

2. Заполнение своей графы в таблице.

3. Работа с вопросами.

4. Совместное обсуждение.

5. Выбор выступающего.

V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала

Выслушав выступления необходимо определить особенности культуры Древней Руси:

1. Выступление 1 группы.

2. Выступление 2 группы.

3. Выступление 3 группы.

4. Выступление 4 группы.

5. Выступление 5 группы.

1. Слушают выступление.

2. Заполняют соответстующую графу брошюры.

3. Задают уточняющие вопросы выступающему.

Особенности культуры Древней Руси:

– Наследие восточных славян;

– Влияние на культуру Руси окружающих ее народов;

– Синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

VI. Проверка полученных знаний

 

Тест.(Приложение)

VII. Рефлекция

Знал,узнал,самое интересное было…,меня не спросили,но я хотел сказать.

+ - интересно

Оцени себя.(таблица)

(Приложение)


Тест для закрепления материала

1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:

  1. черты и резы;
  2. глаголица;
  3. кириллица.

2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:

  1. икона;
  2. миниатюра;
  3. мозаика.

3. Автором “Повести временных лет” был:

  1. Нестор;
  2. Владимир Мономах;
  3. Ярослав Мудрый.

4. Первый православный храм, построенный в Киеве:

  1. Десятинная церковь;
  2. Софийский собор;
  3. Пятницкая церковь.


+        

-

интересно

+

-

интересно

+

-

интересно



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории 6 класс. Русь при Ярославе Мудром.

Тест по истории 6 класс. Русь при Ярославе Мудром....

Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь ".

Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь "....

презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...

Разработка урока ИЗО 7 класс. "Сказочный былинный жанр"

Урок по изобразительному искусству разработан по ФГОС, на уроке использована технология кейс-метода....

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В КОНЦЕ X-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Дорогие читатели! в данной работе речь пойдет о Руси в конце  X-первой  половине XI в. О том, как зарождалось древнерусское государство. Особое внимание было уделено вопросу принятия х...

План урока истории "Формирование государства Русь"

План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Наталья Владимировна, Ваш урок интересный, но с презентацией был бы лучше. Вы говорите о живописи, о храмах, об оружии. Эти произведения культуры лучше увидеть своими глазами и не на странице учебника, а на экране.

Ковалёва Наталья Владимировна

Наталья Анатольевна,к уроку прилагается публикация ,которую дети заполняют по ходу урока,в ней и иллюстративный материал,но загрузить её не удалось,поскольку формат публикации не принимается.

Гуля Наталья Владимировна

Согласна с Натальей Анатольевной.