Рабочая программа по истории в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, литературу, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._istoriya._6_klass.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории с древнейших времен до конца XVI в.
(6 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторских программ «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М-.: Просвещение, 2006, «Всеобщая история. История нового времени» под редакцией А.Я.Юдовской, П.А.Баранова.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007) и учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.
Программа курса всеобщей истории охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования
Программа по истории России включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. - рассчитана на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает фонологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено до XVI в. Учитель вправе последний раздел «Московское государство в XVI в.» (5часов) изучать в начале 7 класса.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.
3 часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду на усмотрение учителя. Возможен вариант изучения краеведческого материала целым курсом в 9 классе)
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали): уделить лри этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
. умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
• Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
• Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.
. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.
Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Название разделов, тем | По программе | Рабочая программа |
Введение | 1 | 1 |
Раздел 1. Живое Средневековье |
Тема 1. Становление средневековой Европы. | 5 | 4 |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI в.в. | 3 | 3 |
Тема 3. Арабы в VI-XI в.в. | 2 | 2 |
Тема 4. Феодалы и крестьяне | 3 | 3 |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | 2 |
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. | 3 | 3 |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе .XI- XV вв. | 3 | 6 |
Тема 8. Германия и Италия в XII-XVв.в. | 4 | 1 |
Тема 9. . Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 | 2 |
Тема 10. Культура Западной Европы в XIV- XV вв. | 2 | 2 |
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 2 | 4 |
Итоговое повторение | 1 | 1 |
Изменения, внесённые в рабочую программу, обосновываю следующим образом:
Увеличение количества часов на изучение темы 7 «Образование централизованных государств в Западной Европе .XI- XV вв» связано с объёмом материала и сложностью изучаемых фактов.
Увеличение количества часов на изучение темы «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века» связано с объёмом материала и сложностью изучаемых фактов.
Уменьшение количества часов на изучение темы «Феодалы и крестьяне», «Католическая церковь в XI – XIII вв.» связано с меньшим объёмом материала, количеством отведённого времени и с наименьшей сложностью изучаемых фактов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать/понимать:знать основные этапы и ключевые события истории России до XV века и мира в Средние века и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории России и Средних веков.
Должны уметь:
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Средневекового мира, достижениям культуры;
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература
Методические пособия для учителя:
1. Безносов, А. Э. История России и мир. 9-11 классы [Текст] : тесты : учебно-методическое пособие / А. Э. Безносое, Ю. В. Кушнерева. - М.: Дрофа, 2001.
2. Васильева, В. М. Изучение вопросов культуры XI-XVIII веков на уроках истории [Текст] : книга для учителя : из опыта работы / В. М. Васильева. - М. : Просвещение, 1990.
3. Веряскина, О. Г. История России с древнейших времен до конца XIX в. Олимпиады: школьные и муниципальные этапы. 6-8, 10 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / О. Г. Beряскина. - Ростов н/Д. : Легион, 2009.
4. История. 5-11 классы [Текст]: технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова [и др.]. -Волгоград: Учитель, 2009.
5. История. 5-10 классы [Текст] : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
6. Контрольно-измерительные материалы по истории
К.В.Волкова– М.: ВАКО, 2011 год
7. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы) [Текст] / авт.-сост. Н. С. Кочетов. -Волгоград: Учитель, 2002.
8. Пазин, Р. В. История России. 10 класс. Тесты для промежуточной аттестации [Текст]: учебно-методическое пособие / Р. В. Пазин ; под ред. В. В. Саяпина. - Ростов н/Д. : Легион, 2009.
9.Пазин Р.В.. История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника ( задания С1 –С3. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.- 288 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
10. Поурочные разработки по истории средних веков. О.В. Арсланова.
Москва «ВАКО», 2008 год
11.Поурочные разработки по истории России (с древнейших времён до конца XVI века).
Б.Н.Серов, К.А.Соловьёв. Москва «ВАКО», 2006 год.
12. Саяпин, В. В. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010, базовый уровень 10-11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие / В. В. Саяпин. - Ростов н/Д. : Легион, 2009.
13. Степанищев, А. Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 классы [Текст] : пособие для учителя / А. Т. Степанищев. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
14. Сурмина, И. О. Открытые уроки истории России. 9-11 классы [Текст] / И. О. Сурмина, Н. И. Шильнова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
15. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Арисова. - Волгоград : Учитель, 2008.
Дополнительная литература для учителя:
1. Буганов, В. И. Очерки истории классовой борьбы в России XI-XVIII вв. [Текст] : книга для учителя / В. И. Буганов. -М. : Просвещение, 1996.
2. Иллюстрированная история СССР [Текст]. -М. : Мысль, 1987.
3. История России. 10-11 классы. История России в лицах. X-XVII вв. Герои и изгои революции. Личность и история России [Текст] : элективные курсы / сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград : Учитель, 2007.
4. История СССР в художественно-исторических образах: с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст] : хрестоматия для учителя / сост. А. В. Шестаков. - М. : Просвещение, 1985.
5.История России, конец XVII - XIX век: учеб. Для 10 кл. Общеобразоват. Учреждений/ В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров; под редакцией А.н.Сахарова. – 12 изд, перераб, доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с: ил.
6.Н.М.Карамзин. История государства Российского.- М.: Эксмо,2010. – 704 с.: ил. – (Библиотека русской истории)
Правители России от князя до императора/ Государи Российские: Князья, Цари, Императоры – М.: Автор-составитель: Чернышова В.К., Авеонт, 2008 . – 368 с
7. Рябов, С. И. История родного края [Текст] : книга для учителя / С. И. Рябов. - Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988.
8. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы [Текст] : элективный курс / сост. Е. Н. Сорокина. - Волгоград : Учитель, 2007.
9. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы [Текст] / сост. Н. А. Григорьева, А. В. Хорошенкова. - Волгоград : Учитель-АСТ, 2004.
10. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст] : пособие для учителя / сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. -М. : Просвещение, 1989.
11. Шамонтъева, О. В. Отечество в наследство нам дано [Текст] / О. В. Шамонтьева. - Кострома : МЦ «Вариант», 2005.
12.Энциклопедия для детей. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации/ Глав. Ред. М.Аксёнова, вед. Науч. Ред. Г.Вильчек, ответ. Ред.Е.Ананьева – М.: Аванта+, 2003. – 704 с.: ил.
13.Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. – Э68 4-е изд., испр., перераб./ Глав. Ред. М.Аксёнова,– М.: Аванта+, 2003. – 688 с.: ил.
14. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. - М. : ACT, 1996.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Антонов, В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст] : пособие для учащихся / В. Ф. Антонов. - М. : Просвещение, 1984.
2. Антонов, В. С. Книга для чтения по истории СССР, XIX в. [Текст] : пособие для учащихся средней школы / В. С. Антонов, М. Б. Огнянов, Н. И. Пирумова. - М. : Просвещение, 1989.
3. Герои русской истории [Текст]. - М. : Белый город, 2000.
4. История мировой культуры [Текст] : справочник школьника. - М., 1996.
5. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах (с IX по XVI <ст.) [Текст] / сост. В. Д. Сиповский. - М. : Современник, 1992.
6. Сто великих битв [Текст]. - М. : Вече, 2001.
7. Сто великих картин [Текст]. - М. : Вече, 2001.
8. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. -М. : ACT, 1996.
Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; репетитор; тренировочные задания; сборники заданий; CD-диск «История. Подготовка к ЕГЭ»
Сведения
об обеспеченности специализированным и лабораторным оборудованием
Дидактика ( МКП «Дидактика 2 – 2»)
Компьютеры – 1
Монитор NEC NP – 100 – 1
Портреты для кабинета истории
Слайд-альбомы:
«Северная Пальмира»( XVIII век. Строительство и становление С-Пб.)
«Россию поднял на дыбы»( XVIII век. О становлении личности Петра I.)
«Столетие безумно и мудро»
«Во власти муз»( XVIII век. Деятели культуры петровского времени.)
«На службе у России»( XVIII век. Сподвижники Петра I.)
«Современная российская символика».
Таблицы
1. Факторы формирования Российской цивилизации.( 6 штук).
2. Становление Российского государства.(8 штук).
3. Развитие Российского государства в 15 – 16 веках.( 6 штук).
4. Политические течения в XVIII – XIX веках.(8 штук).
5. Движение декабристов( 6 штук).
Всеобщая история. Учебное электронное издание. История нового времени.7 класс. 8 класс.
Контрольно-измерительные материалы по истории
К.В.Волкова– М.: ВАКО, 2011 год
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию. Позднеев. – М.: ВАКО, 2011
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания содержание | Форма урока | Вид Деятель-ности Уча-щихся | Компетенции | Средства нагляднос-ти | Виды конт-роля | Домашнее задание | Дата |
Пла-нируемая | факт |
1. | Введение. | 1 | Лекция Образное повествование, проблемная беседа | Основные понятия: «Средние века». Исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные | Лекция с элементами беседы | Групповое выполнение проблемно-го задания | Репродуктивный уровень: Называть хронологические рамки периода Средневековья. Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | Учебник, Использование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс» Презентация | Устный опрос. Проблемные задания | Стр. 7 – 13, 16 – 17. | 03.09. |
Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI -XI века) (4 часа) |
2. | Древние германцы и Римская империя. Возникновение Франкского королевства. | 1 | Комбинированный, изложение нового материала с элементами организа-ции самостоя-тельной деятельнос-ти учащихся Урок-конферен-ция | Основные понятия: Великое переселение народов, государство. Исторические факты: образование германских государств | Проблем-ный урок | Групповая | Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение Продуктивны и уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви. Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья | Карта, Рабочая тетрадь для учащихся, с. 3-5, задания 1, 2, 3. Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков / М. Ю. Брандт. -С. 6, № 6, 8 Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс | Устный опрос в форме диспута, проверка домашнего задания в форме фронтального опроса | §.1, э.лект-ронный учебник | 07.09. |
3. | Христианская церковь в раннее средневековье. | 1 | Комбинированный, эвристическая беседа | Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря | Урок-исследова-ние | Индивиду-альная, групповая | . | Презентация Использование диска Исполь-зование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс» Использование диска «Энциклопе-дия Кирилла и Мефодия | Устный опрос, практические задания | § 2 | 10.09. |
4. | Империя Карла Великого и её распад. | 1 | Комбинированный Эвристичес-кая беседа с элементами дискуссии | Основные понятия: франки, государство, империя, сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: образование и распад государства Каролингов, усиление власти майордомов; бенефиций и феод Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий | Лекция с элементами беседы | Индиви-дуальная, групповая | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого,описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого, систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница» | Карта Использование ПК | Опрос в форме диспута | § 3, повторе-ние дат и терминов | 14.09. |
5. | Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в IX – XI веках | 1 | Комбинированный с элементами лабораторной работы | Основные понятия: норманны, викинги. Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Проблем-ный урок | Индиви-дуальная, групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе | Историческая карта «Европа в конце ГХ-XI в.». Рабочая тетрадь, с. 14-16, задания 1, 2, 3, 4,6. Энциклопедия школьника. Исполь-зование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс Историческая карта «Европа в конце ГХ-XI в.». Рабочая тетрадь, с. 14-16, задания 1, 2, 3, 4,6. Энциклопедия школьника. Исполь-зование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. | § 4 | 17.09. |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -XI веках (3 часа) |
6 - 7. | Византийская империя. | 2 | Комбинированный | Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма. Исторические личности: Юстиниан | Лекция с элементами беседы | Групповая | Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии. Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана | Учебник, карточки, дополнительная литература Использование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс | Опрос, задания по карточ-кам, тест со свободными ответами | § 6,7, вопросы и задания | 21.09. 24.09. |
8. | Образование славянских государств. | 1 | Использова-ние электронного учебника Лаборатор-ная работа с документами, решение проблемных задач | Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица. Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый | Лекция с элементами беседы | Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства. Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия | Историческая карта «Византийская империя в IV-XI вв.» Рабочая тетрадь для учащихся, с. 14-16, №1-7. Использование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс» | Устный опрос | §8, вопросы и задания | 28.09. |
Тема 3. Арабы VI -XI веках (2 часа) |
9 – 10. | Возникновение ислама и объединение арабов. | 2 | Комбинированный | Исторические факты: территория, занятия, арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат. Исторические факты: путь пророка, распространение ислама. Исторические личности: Мухаммед | Проблем-ный урок | Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | Учебник, электронный учебник, дополнительная литература. Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс | Устный опрос, диспут; практическое занятие | § 9,10, Повторе-ние терми-нов | 01.10. 05.10. |
Тема 4. Феодалы и крестьяне (3 часа ) |
11 – 12 | В рыцарском замке | 2 | Использование электронного учебника | Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести | Лекция с элементами беседы | Групповая | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести | Репродукции картин, произведения Использование ПК Презентация Использование диска «Энциклопе-дия Кирилла и Мефодия | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 11 | 08.10. 12.10 |
13. | Средневековая деревня и её обитатели | 1 | Комбиниро-ванный, Использование электронного учебника | Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян. Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство | Лекция с элементами беседы | Групповая | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия | Рабочая тетрадь для учащихся, с. 39-41, № 1, 2, 3. Брандт, М. Ю. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 69-77Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класc | Устный опрос. Творческие задания | § 12, вопросы | 15.10 |
Тема V. Средневековый город в Западной и центральной Европе ( 2 часа ) |
14 - 15. | Средневековый город. | 2 | Комбинированный урок с элементами дискуссии | Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление, мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города, средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан | Проблем-ный урок | Групповая | Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города, описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов. Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа, характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения | Учебник, дополнительная литература, карточки. Исполь-зование ПК | Устный опрос, диспут; практи-ческое занятие | § 13,14 | 19.10 22.10. |
Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках ( 3 часа ) |
16 – 18. | Церковь и духовенство. | 3 | Урок-лекция с элементами эвристичес-кой беседы | Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу, крестоносцы, духовно- рыцарский орден. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками, причины крестовых походов, участники кре стовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов. | Лекция с элементами беседы | Групповая | Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей, показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений. Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. -С. 62-^66, №1,3 7,10. Хрестоматия по истории Средних веков, глава 5 Исполь-зование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 15,16 | 26.10. 29.10 02.11 |
II четверть | 14 |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – X V века) (6 часов) |
19. 20. | Образование централизованного государства во Франции. Образование централизованного государства в Англии. | 1 1 | Комбинированный урок с элементами дискуссии Kекция | Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Исторические факты: воздействие норманского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента. Исторические личности: Генрих II, Плантагенет, Иоанн Безземельный | Проблем-ный урок Урок-исследова-ние | Групповая Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-предста-вительной монархии. Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции | Учебник, карточки, карта. Исполь-ование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс» Энциклопе-дия. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье), с. 135, 149 Исполь-зование ПК | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. | § 17. § 18 | 12.11. 16.11 |
21 – 22. | Столетняя война | 2 | Лекция, элемент беседы, использова-ние электронного учебника. Образное повествование с элементами беседы | Основные понятия: дофин, национальная независимость, рабочее законодательство, ростовщичество. .Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны, ухудшение условий жизни европейцев в XIV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Исторические личности: Жанна д'Арк, Уот Тайлер | Проблем-ный урок | Индивиду-альная и групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны., показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в ХГУ--ХУ вв. Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия, выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII | Учебник, репродукции картин. Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс» | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 19- 20. | 19.11 23.11 |
23. | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. | 1 | Комбинированный урок с элементами беседы | Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор | Проблем-ный урок | Самостоя-тельная работа с учебником | Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII | Историческая карта «Англия и Франция во 2-й половине XV в.». Рабочая тетрадь для учащихся, с. 69-71, № 2, 3, 5. Исполь-зование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс» | Устный опрос. | §21, повторе-ние терми-нов и дат | 26.11 |
24. | Образование централизован-ных государств на Пиренейском полуострове. Тема 8. Германия и Италия в XII - XV веках | 1 1 | Конспективное повествование | Основные понятия: Реконкиста, кортесы, Португалия,Мавритания. Исторические факты завоевание арабами Испании, Реконкиста, испанское королевство и инквизиция | Урок-исследова-ние | Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте появление самостоятельных государств. Продуктивный уровень: анализировать особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Хрестоматия по истории Средних веков, с. 264-273 Исполь-зование ПК | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. | §22 | 30.11. |
25. | Германские государства в XII – XV веках. | 1 | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Основные понятия: междоусобица, курфюрст Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв. Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен | Проблем-ный урок | Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в ГерманииГ сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии. Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны | Дополнитель-ные источники, учебник, карта Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс» | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 23, 24. | 03.12 |
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа) |
26. | Византийская империя и славянские государства в XII –XV веках. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка | Лекция с элемента-ми лаборатор-ной работы | Групповая | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн | Карта, учебник. Использование диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. | § 25 | 07.12 |
27. | Османская империя. | 1 | Лекция с элементами беседы | Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния. Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния | Проблем-ный | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | Учебник, дополни-тельные источники. Использование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс» | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. | § 26, вопросы | 10.12 |
Тема 10. Культура Западной Европы в XIV- XV вв.( 2 часа ) |
27 – 28. | Культура Западной Европы. | 2 | Комбинированный | Основные понятия: нижнебойное и верхнебойное колесо, домна, мушкет, астролябии, литеры, диспут, декан, ректор, астрология, алхимия, эпос, ваганты, труверы, миннензингеры, витражи, романский, готический. возрождение, интеллигенция, гуманисты. | Лекция с элемента-ми лаборатор-ной работы | Групповая | Репродуктивный: рассказывать об основных направлениях и особенностях культуры Западной Европы. Продуктивный: анализировать изменения и особенности культуры. Творческий: создание проекта по теме. | Дополнитель-ные источники, учебник. Использование диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия | Устный опрос. | § 27, 28, 29, 30, Сооб-щения, повторить тему. | 14.12 17.12 |
11.Народы Азии, Америки и Африки в Средние века ( 4 часа ) |
30. | Китай. | 1 | Комбинированный, использование электронного учебника. | Основные понятия: династия Тан, династия Сунн, чжурчжени. Исторические факты: Китай в период правления Тан, Крестьянская война, Борьба Китая с чжурчженянами и монголами, освобождение от власти монголов. | Урок-исследова-ние | Защита проектов по группам | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, охваченные Крестьянской войной, рассказывать о событиях войны, итогах. Продуктивный уровень: выявлять особенности развития китайского общества и государства в период Средневековья | . Учебник, дополни-тельные источники. диска «Энциклопе-дия Кирилла и Мефодия | Устный опрос. | § 31 | 21.12. |
31. | Индия. | 1 | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Основные понятия: Шива, раджи, Империя Великих Моголов. Исторические факты: междоусобные войны раджей, влияние мусульман, культура средневековой Индии. | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Защита проектов по группам | Репродуктивный уровень :знать важнейшие достижения средневековой индийской культуры. Продуктивный уровень: составлять рассказ по тексту учебника. | Учебник, карта. Исполь-зование диска «Всеобщая история.5 – 6 класс» | Группо-вые Письмен-ные задания по карточ-кам. Устный опрос. | § 32 | 24.12. |
32. | Доколумбова Америка | 1 | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Основные понятия :майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана,Эфиопия. Исторические факты: особенности жизни майя, ацтеков, инков, два мира одного континента, культура народов Африки.. | Проблем-ный | Защита проектов по группам | Репродуктивный уровень: знать об особенностях культуры, хозяйства и религии народов Америки, показывать на карте территории, которые занимали народы Америки, Африки. Продуктивный уровень: составлять рассказ, сложный план параграфа. | Учебник, Карточки, дополнительная литература. Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс» | Устный опрос. | § 33 | 28.12. |
III четверть | 20 |
33. | Доколумбова Америка | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Основные понятия :майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана,Эфиопия. Исторические факты: особенности жизни майя, ацтеков, инков, два мира одного континента, культура народов Африки.. | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Защита проектов по группам | Репродуктивный уровень: знать об особенностях культуры, хозяйства и религии народов Америки, показывать на карте территории, которые занимали народы Америки, Африки. Продуктивный уровень: составлять рассказ, сложный план параграфа. | Учебник, Карточки, дополни-тельная литература. Исполь-зование диска «Всеоб-щая история.5 – 6 класс | Устный опрос. | § 34, повторе-ние материала курса учебника. | 14.01 |
34. | Обобщающее повторение по курсу истории средних веков. | 1 | Урок обобщения и системати-зации знаний | Зачёт | Карточки, тесты, документы. | 18.01 |
История России ( VIII – начало XVII века) |
35. | Введение. | 1 | Урок изучения материала | Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России | Лекция с элементами бесед | Индивиду-альная и групповая | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | Учебник, дополнитель-ные источники. Использование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | Стр. 4- 7. | 21.01 |
Раздел 1. Русь древняя и средневековая. ( 34 часа) Тема 1. Восточные славяне (2 часа)
|
36 - 37. | Восточные славяне. | 2 | Комбини-рован-ный, использование электрон-ного учебника | Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы, Основные понятия: колонизация, каганат, дань. Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения, Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар | . Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Групповая | Произведения этого времени, дополнительные источники, слайды к уроку. Использование ПК Карта «Византийская иперия и славяне в VI-XI веках» | Репродуктив-ный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян, показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян, анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | Групповые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. | § 1,2 | 25.01 28.01 |
Тема 2. Русь в IX - первой половине XII века ( 6 часов) |
38 - 39. | Формирование древнерусского государства в IX – X веках. | 2 | Лекция с элементами бесед | Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве | Лекция с элементами беседы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивны й уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать, исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе | Произведения, дающие сведения об этом времени, дополнитель-ные источники, карточки, карта. Исполь-зование ПК | Устный опрос. | § 3,4. | 01.02 04.02 |
40. | Крещение Руси и его значение. | 1 | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей | Хрестоматия по истории России. История России в лицах, с. 26 Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 95 Исполь-зование ПК | Устный опрос. | § 5 | 08.02 |
41. | Русь в конце X – 1 трети XII века | 1 | Лекция с элементами бесед | Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность. Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Проблем-ный | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Репродукции картин, произведения. Исполь-зование ПК | Групповые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. | § 6 | 11.02 |
42. | Культура Древней Руси. | 1 | Комбинированный, использование электронного учебника | Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика, Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество, быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности. Исторические личности: летописец Нестор | .Урок-исследова-ние | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры, описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру, выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы, на основе дополнигельной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян». | Репродукции картин, произведения, источники. Исполь-зование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 7,8. | 15.02 |
43. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок обобщения и системати-зации знаний | Восточные славяне, род, племя, родовая и соседская общины, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество, христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись. | Зачёт | Групповая индивиду-альная | Тесты, карточки, источники. Исполь-зование ПК | Групповые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. Разноуровневые задания. | 18.02 |
Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII века .( 8 часов) |
44 - 46. | Политическая раздробленность Руси. | 3 | Комбинированный, испльзова-нием электронного учебника | Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий. Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель, особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы. Исторические личности: Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей, показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха, сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. Творческий уровень: излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель, на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Карта, учебник, карточки. Использование диска «Энциклопе-дия Кирилла и Мефодия» | Групповые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. | § 9,10, 11, вопросы и задания | 22.02 25.02 01.03 |
47 – 48. | Нашествие Батыя. | 2 | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, хан Батый Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах. Исторические личности: Александр Невский | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политически? последствия ордынского владычества для Руси | Хрестоматия. Страницы боевого прошлого нашей страны, с. 50. Карта Исполь-зование ПК | Групповые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. | §12,14. вопросы и задания | 04.03 08.03 |
49 – 50. | Борьба Северо- западной Руси со шведской и немецкой агрессией. | 2 | Лекция с элементами беседы | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Исторические личности: Александр Невский | Проблемный | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | Учебник, карточки, карта, произведения литературы. Энциклопедия Кирилла и Мефодия | Устный опрос | §13,14. вопросы и задания | 11.03 15.03 |
51 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок обобщения и системати-зации знаний | Зачёт | Групповая индивиду-альная | Систематизация и обобщение материала | Карта, карточки, тесты. Исполь-зование ПК | Устный опрос | 18.03 |
52. | Родной край в древности | 1 | Лекция с элементами беседы | Исторические факты: край в период первобытнообщинного строя, в период возникновения и развития феодальных отношений. | Групповая | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте местоположение нашего края | Карта | Устный опрос | 22.03 |
IV чет- верть | 16 |
Тема 4. Образование единого русского государства .(XIV – XV века)(8 часов) |
53. | Москва – центр собирания русских земель. | 1 | Комбинированный, использование электронного учебника | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Исторические личности: Иван Калита | Лекция с элемента-ми эвристической беседы | Индивиду-альная | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси . | Карта, учебник, дополнительные источники Исполь-зование ПК Карта, карточки, тесты. Исполь-зование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 17, вопро-сы | . 01.04 |
54. | Куликовская битва и её историческое значение. | 1 | Лекция с элементами беседы | Лекция с элементами беседы | Групповая индивиду-альная | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 18. вопросы и задания | 05.04 |
55. | Московская Русь в конце XIV- начале XV века. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: централизация, национальное самосознание. Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Лекция с элементами беседы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | История России в лицах, с. 55 Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 169 Исполь-зование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 19. вопросы и задания | 08.04 |
56 - 57. | Государь всей Руси Иван III. | 2 | Комбинирован-ный, использование электронного учебника | Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси», Боярская Дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик, Юрьев день. Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве, становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Исторические личности: Иван III | Комбинирован-ный, использование электронного учебника | Индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия Ш | Карта, учебник, дополнительные источники. Использование ПК | Группо-вые Письмен-ные задания по карточкам. Устный опрос. | § 20,21, подгото-вить сообще-ния. Повто-рить термины и даты | 12.04 15.04 |
58. | Церковь и государство в XIV –XV веках | 1 | Лекция с элементами бесед | Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь. Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосима | Лекция с элементами бесед | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства;, определять причины противоречий церковной и светской властей. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей | Карта, учебник, дополнительные источники Использование диска «Энциклопе-дия Кирилла и Мефодия» | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 22. вопросы и задания | 19.04 |
59. | Культура и быт Руси XIV –XV веков. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Лекция с элементами самостоятель-ной работы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XIV веке | Дополни-тельные источники. Использование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 26. вопросы и задания | 22.04 |
60. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь». | 1 | Урок закрепления материала | Зачёт | Групповая индивиду-альная | Систематизация и обобщение материала | Карточки, тесты, источники Исполь-зование ПК | Групповые письмен-ные .задания. Устный опрос. Творчес-кие задания. | Повторе-ние дат и терминов. | 26.04 |
Тема 4. Московское государство в XVI веке (5 часов) |
61. | Экономическое и политическое развитие. | 1 | Урок изучения материала | Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство. Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор. Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев | Лекция с элементами беседы. | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV. Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки | Карточки, тесты, источники Исполь-зование ПК§ 23. Повторить термины и даты | Устный опрос. | § 23. Повто-рить термины и даты | 29.04 |
62. | Опричнина. | 1 | Комбинированный | Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право. Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Комбинирован-ный | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | Учебник, дополнитель-ная литература. Исполь-зование ПК | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 25. вопросы и задания | 03.05 |
63- 64. | Внешняя политика России в XVI веке. | 2 | Урок изучения материала | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внещней политики России на Востоке и неудач на Западе. Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский | Лекция с элементами самостоятель-ной работы | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | История России в лицах, с. 72. Использование ПК Карта | Групповые письмен-ные .задания. Устный опрос. Творчес-кие задания. | § 24. вопросы и задания | 06.05 10.05 |
65. | Культура России в XVI веке. | 1 | Урок изучения материала | Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Комбинированный | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XIV веке | Презентация. | Устный опрос. Творчес-кие задания | § 26, 27,28 Повторе-ние § 23 - § 28, терминов и дат. | 13.05 |
66- 67. | Повторительно-обобщающие уроки. | 1 | Урок закрепления материала | Проектное моделирование, подготовка компьютерных презентаций | Групповая индивиду-альная | Систематизация и обобщение материала | Карточки, тесты, источники. Использование ПК | Групповые письмен-ные .задания. Устный опрос. Творчес-кие задания | 17.05 20.05 |
68- 70. | Родной край в XI V – XVI веке | 3 | Комбинированный | Исторические факты: Воронежский край в составе Древнерусского государства и Рязанского княжества, Воронежский край в период укрепления централизованного государства | Лекция с элементами беседы. | Групповая индивиду-альная | Репродуктивный уровень: - характеризовать особенности развития Воронежского края в составе Древнерусского государства и Рязанского княжества, Воронежского края в период укрепления централизованного государства; Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. | Карта | Лекция | 24.05 27.05 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...