Московское государство
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Познакомить учащихся с обстановкой, в который прошла юность Ивана Васиьевича и прдлагать вниманию читателя свои размышления об одном из выдающихся произведений русской истории хvı века( "Домострой").Она содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене. и детям. и слугам, и служанкам, -таково полное название этого поистине уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskoe_gosudarstvo.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
ТЕМА: Русская жизнь при Иване Васильевиче.
Цель урока: познакомить учащихся с обстановкой, в которой прошла юность Ивана Васильевиче, научить работать с дополнительной литературой.
Основное содержание: правила жизни по «Домострою». Экономическое развитие страны. Первые годы правления Ивана Васильевича.
Основные понятия: «Домострой» регент, царь.
Оборудование: ноутбук,
План урока: 1. Жизнь по «Домострою»- работа с источником. Экономическое развитие страны. Юность Ивана Васильевича.
Ход урока
1. Знакомство учащихся с энциклопедической справкой: «Домострой» - произведение русской литературы xvı в., свод житейских правил и наставлений. Возник в среде новгородского боярства и купечества. Широко отражал реальный быт и язык xvıв. Это творение, сохранившее в основе своей немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
Авторство «Домостроя» приписывают священнику Кремлёвского Благовещенского монастыря и духовнику Ивана
Васиьлевича Сильвестру . Церковно религиозные наставления чередуются в нём с чисто хозяйственными , бытовыми советами, касающимся повседневных забот людей. Книга учит экономии и бережливости, содержанию в порядке одежды, соблюдению чистоты в доме, личной гигиене и прочим нужным вещам.
Робота с источником. Размножить по одному экземпляру текста источника на стол.
Что завещал нам Владимир Мономах. В «Поучение Владимира Мономаха» говорится: «Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит и душу и тело. Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить: так как все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите и всякому при встрече доброе слово. Жену своего любите, но не давайте ей собой воли…Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете , тому учитесь… А леность – мать всему дурному: ленивый что умеет , забывает, а что не умеет, томе не учится; вы же , поступая хорошо, не ленитесь на все доброе».Возможно, «Поучение» вдохновило многих авторов на создание целого свода законов жизни русской семьи общества. А разве мы сегодня не стоим перед решением по сути дела тех же нравственных и моральных проблем: « не лги, не убий, желай и делай своему ближнему только добро, трудись не покладая рук, живи с чистой совестью и в правде…»?
Только усвоив эти нормы отношений между людьми и государствами, каждый человек может считать себя культурным.
НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА СЫНУ
Текст. Почему большинство из нас живут не с чистой совестью и в правде, богатство не от трудов праведных, далеко не всегда выбираем дорогу к храму?
«Домострой» был законом для всей семьи. О нём не думали , не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого от мала до велика. Отец – глава. Мать – его помощница. Во взглядах на малое или большое – они едины. Строгость была и глубокое уважение к старшим не только в своём доме, но и за его стенами.
Много значил и пример старшего. Честность, совестливость, гордость за своё дело почитались превыше всего.
КАК ДЕТЕЙ СВОИХ ВОСПИТАТЬ В ПОУЧЕНИИ И СТРАХОМ БОЖЬЕМ
Текст. Учить порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству – отец сыновей, кто в чём способен какие кому бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая их и поучая.
Главное, что необходимо человеку, семье, обществу, - «воспитывать с младых ногтей», проявлять во всех своих действиях, всячески утверждать в жизни добро.
Мы живём в обществе, в котором слишком лжи, нетерпимости, неуважения друг к другу, эгоцентризма и эгоизма, агрессии, элементарной нечестности и хамства, где часто остаются невостребованными талант и трудолюбие, где слово интеллигентность звучит чуть ли не как оскорбление.
Что делать? С чего начинать?
«...Будьте добры, и пусть ребёнок ваш поймет, что вы добры. Он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть с умилением.
А любовь! Чрезмерная любовь порождает в душах вседозволенность, уверенность в своей исключительности, отсюда один шаг до оправдания любого своего действия, даже преступления.
Бесчинства, надругательства над ценностями культуры творимыми детьми и внуками, стали настолько частыми, что мы – почти привыкли к этому. Главная причина здесь - в разрушении устоев духовности.
ВОПРОСЫ. Захотелось ли вам прочесть весь «Домострой»? Почему?
Содержание «Домостроя» - xvı в.
«Домострой» | ||
Разделы | ||
О почитании духовных и светских властей | Об устройстве домашнего хозяйства, воспитании детей, обращении со слугами | О торговых и административных отношениях главы дома и советы по домоводству |
Всего около 70 глав |
2.Экономическое развитие в начале правления Ивана Васильевиче.
К началу царствования Ивана Васильевича Россия по - прежнему оставалось аграрной страной. Сельское хозяйство и крестьяне приносили большую часть доходов в бюджет. Уровень агротехники был невысок: главным сельхозорудием оставалось деревянная соха с железным наконечником (ральником). Плуг применялся редко. Урожайность была невысокой: сам -3 или сам-4 (когда одно посевное зерно даёт 3 или 4 зерна). Наиболее развитыми были монастырские хозяйства, в которых применялись усовершенствованная техника. Например, в Соловецком монастыре была каменная мельница, а система каналов соединяла 52 озера.
Землёй в основном владели светские и духовные феодалы. Заметно выросло количество земельных угодий, выделяемых царем дворянам за военную службу государству. В xvı в. Усилилось закрепощение крестьян, которые тогда принадлежали светским и духовным феодалам, царю и непосредственно государству.
Развивалось ремесленное производство, особенно в таких отраслях, как обработка металла, кожи, дерева, глины, производство одежды и домашней утвари. Уже в xv в. русские мастера
научились изготовлять инструмент для бурения скважин на глубину свыше 100 метров.
Возродилось и распространялось производство кирпича, так нужного для строительства городов.
С укреплением централизованного государства активизировалось внутренняя торговля , чему способствовало введение единой валюты – копейки –в период регентства Елены Глинской и единых мер длины и веса.
3. Юность Ивана Васильевича. Ивану было три года, когда умер его отец, Василий Иванович.
Правительницей стала его мать, Елена Глинская, вторая жена Василия. В 1538 она умерла, и малолетний князь остался один круглой сиротой. Мальчик – государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре- правители обижали и оскорбляли его; но время торжественных церемоний и парадных приёмов, на глазах народа или иноземных послов, бояре указывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям его власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности к человеческому достоинству.
Имея в своём распоряжении много свободного времени, Иван передавался чтению и перечитывал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным руководителем был митрополит Макарий. Из чтения Св.Писания. а также русских и византийских источников Иван вынес высокое представление о царской власти.
Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси(16 января 1547 г.).
Домашнее задание: по учебнику А.А. Преображенского и Б.А.Рыбака § 20, п.1; по учебнику А.Л.Юрганова и Л.А.Кацва §1 до «Московского пожара и бунта 1547 г.», «Домострой»; конспект урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по истории. Тема: Московское государство 15-16 вв.
Тест по истории России 6 класс.Тема: Московское государство 15- 16 вв....
Урок истории в 6 классе: "Московское государство в конце XV – начале XVI века"
Материал к уроку по истории России в 6 классе....
Московское государство в конце XV-XVI века
материалы для открытого урока в 6 классе с дополнительными материалами для учителя и учащихся...
Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".
Повторительно-обобщающий урок по истории на тему "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....
Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...
Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)
Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)...
Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"
Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошед...