Московское государство
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Познакомить учащихся с обстановкой, в который прошла юность Ивана Васиьевича и прдлагать вниманию читателя свои размышления об одном из выдающихся произведений русской истории хvı века( "Домострой").Она содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене. и детям. и слугам, и служанкам, -таково полное название этого поистине уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт  русской семьи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskoe_gosudarstvo.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО

                                ТЕМА: Русская жизнь при  Иване Васильевиче.

Цель урока: познакомить учащихся с обстановкой,  в которой прошла юность Ивана Васильевиче,  научить работать с дополнительной литературой.

Основное содержание: правила жизни по «Домострою». Экономическое развитие страны. Первые годы правления Ивана  Васильевича.

Основные понятия: «Домострой» регент, царь.

Оборудование: ноутбук,

План урока: 1. Жизнь по «Домострою»- работа с источником. Экономическое развитие страны. Юность Ивана Васильевича.

Ход урока

1. Знакомство учащихся с энциклопедической справкой: «Домострой» - произведение русской литературы xvı в., свод житейских правил и наставлений. Возник в среде новгородского боярства и купечества. Широко  отражал реальный быт и язык xvıв. Это творение, сохранившее в основе своей немало ценного, практически полезного для современного  человека, семьи, общества.

Авторство «Домостроя» приписывают священнику Кремлёвского Благовещенского монастыря и духовнику  Ивана

 Васиьлевича  Сильвестру .  Церковно религиозные наставления чередуются в нём с чисто хозяйственными , бытовыми советами, касающимся повседневных забот людей. Книга учит экономии и бережливости, содержанию в порядке одежды, соблюдению чистоты в доме, личной гигиене и прочим нужным вещам.

Робота с источником. Размножить по одному экземпляру текста источника на стол.

Что завещал нам Владимир Мономах. В  «Поучение Владимира Мономаха» говорится: «Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит и душу и тело.  Больного  посещайте,  мёртвого пойдите проводить: так как все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите и всякому при встрече  доброе слово. Жену своего любите, но не давайте ей  собой воли…Что знаете хорошего , того не забывайте, чего не знаете , тому учитесь… А леность – мать всему дурному:  ленивый что умеет , забывает, а что не умеет, томе не учится; вы же , поступая хорошо, не ленитесь на все доброе».Возможно, «Поучение» вдохновило  многих авторов на создание целого свода законов жизни русской семьи общества. А разве мы сегодня не стоим перед решением  по сути дела тех же нравственных и моральных проблем: « не лги, не убий, желай и делай своему ближнему только  добро, трудись не покладая рук, живи с чистой совестью и в правде…»?

Только усвоив эти нормы отношений между людьми и государствами, каждый человек может  считать себя культурным.

НАСТАВЛЕНИЕ ОТЦА СЫНУ

 

Текст. Почему большинство  из нас живут не с чистой совестью и в правде, богатство не от трудов праведных, далеко не всегда выбираем дорогу к храму?

«Домострой» был законом для всей семьи. О нём не думали ,  не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг  каждого от мала до велика. Отец – глава. Мать – его помощница. Во взглядах на малое или  большое – они едины. Строгость  была и глубокое уважение к старшим не только в своём доме, но и  за его стенами.

Много значил и пример старшего. Честность, совестливость, гордость за своё дело почитались  превыше всего.

КАК ДЕТЕЙ СВОИХ ВОСПИТАТЬ В ПОУЧЕНИИ И СТРАХОМ БОЖЬЕМ

Текст. Учить порядку, а затем,  по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству – отец сыновей, кто  в чём способен какие кому бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая их и поучая.

Главное, что необходимо человеку, семье, обществу, - «воспитывать с младых ногтей», проявлять во всех своих действиях, всячески утверждать в жизни добро.

Мы живём в обществе, в котором слишком лжи, нетерпимости, неуважения друг к другу, эгоцентризма и эгоизма, агрессии, элементарной нечестности и хамства, где часто остаются невостребованными талант и трудолюбие, где слово интеллигентность  звучит   чуть  ли не как оскорбление.

Что делать? С чего начинать?

«...Будьте добры, и пусть ребёнок ваш  поймет, что вы добры. Он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ  с большим почтением, а может быть с умилением.

А любовь! Чрезмерная любовь порождает в душах вседозволенность, уверенность в своей исключительности, отсюда один шаг до оправдания любого своего действия, даже преступления.

Бесчинства, надругательства над ценностями культуры творимыми детьми  и внуками, стали настолько частыми, что мы – почти привыкли к этому. Главная причина здесь - в разрушении устоев духовности.

ВОПРОСЫ. Захотелось ли вам прочесть весь «Домострой»? Почему?

Содержание «Домостроя» - xvı в.

«Домострой»

Разделы

О почитании духовных и светских властей

Об устройстве домашнего хозяйства, воспитании детей, обращении со слугами

О торговых и административных отношениях главы дома и советы по домоводству

Всего около 70 глав

2.Экономическое развитие в начале правления Ивана Васильевиче.

 К началу царствования  Ивана Васильевича Россия  по - прежнему оставалось аграрной страной. Сельское хозяйство и крестьяне приносили большую часть доходов в бюджет. Уровень агротехники был невысок: главным сельхозорудием   оставалось деревянная соха с железным наконечником (ральником). Плуг применялся  редко. Урожайность была невысокой: сам -3 или сам-4 (когда одно посевное зерно даёт 3 или 4 зерна). Наиболее развитыми были монастырские   хозяйства, в которых применялись усовершенствованная техника. Например, в Соловецком  монастыре была каменная мельница, а система каналов  соединяла 52 озера.

Землёй в основном владели светские и духовные феодалы. Заметно выросло количество земельных угодий, выделяемых царем дворянам за военную службу государству. В  xvı в. Усилилось закрепощение  крестьян, которые тогда принадлежали  светским и духовным феодалам, царю и непосредственно государству.

Развивалось  ремесленное производство, особенно в таких отраслях, как обработка металла, кожи, дерева, глины,  производство  одежды и домашней утвари. Уже в xv в. русские мастера

научились изготовлять  инструмент для бурения скважин на глубину свыше 100 метров.

Возродилось и распространялось производство кирпича, так нужного для строительства  городов.

С укреплением централизованного государства активизировалось внутренняя торговля , чему способствовало введение единой  валюты – копейки –в период регентства Елены Глинской и единых мер длины и веса.

3. Юность Ивана Васильевича. Ивану было три года, когда умер его отец, Василий  Иванович.

Правительницей стала его мать, Елена Глинская, вторая жена Василия. В 1538 она умерла, и малолетний князь остался один круглой сиротой. Мальчик – государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре- правители обижали и оскорбляли его; но время торжественных  церемоний и парадных приёмов, на глазах  народа или иноземных послов, бояре указывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось  чувство вражды и ненависти  к боярам как его врагам и похитителям его власти. Безобразные  сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность  и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности  к человеческому достоинству.

Имея в своём распоряжении много  свободного времени, Иван передавался чтению и перечитывал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным руководителем был митрополит Макарий.  Из чтения  Св.Писания. а также русских и византийских источников Иван вынес высокое представление о царской власти.

Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался  на царство и  официально принял титул царя и великого князя  «всея Руси(16 января 1547 г.).

Домашнее задание: по учебнику  А.А. Преображенского и Б.А.Рыбака § 20, п.1; по учебнику А.Л.Юрганова  и Л.А.Кацва §1 до «Московского пожара и бунта 1547 г.», «Домострой»; конспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по истории. Тема: Московское государство 15-16 вв.

Тест по истории России 6 класс.Тема: Московское государство 15- 16 вв....

Московское государство в конце XV-XVI века

материалы для открытого урока в 6 классе с дополнительными материалами для учителя и учащихся...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)

Зарождение и развитие  педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)...

Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"

Цель урока:       сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся  с изменениями, произошед...