Московское государство в конце XV-XVI века
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
материалы для открытого урока в 6 классе с дополнительными материалами для учителя и учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskoe__gosudarstvo_v_konce_xv-xvi_v..doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 24. Московское государство в конце XV- начале XVI века.
Что большинству людей очень нужно в известную эпоху, то тотчас становится правом. И.Рукавишников «Проклятый род».
Каждая власть устанавливает законы, нужные ей самой. Протагор
Цели:
1. Сформировать представление о системе управления единым Русским государством в конце XV- начале XVI века, об организации внутренней жизни государства.
2. Продолжить развитие у учащихся умений: работы с информацией, в группе, решения проблемных заданий.
Задачи:
1. Дидактические:
- В ходе урока составить представление о едином Русском государстве с точки зрения организации власти и управления, о реформах Ивана III, показать, как они способствовали изменению внутренней жизни государства.
- Закрепить понятие «централизованное государство», ключевые термины и даты.
- Развить умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
- Закрепить умения исследовательской и аналитической работы.
2. Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
3. Развивающие:
- Развивать умения и навыки учащихся: выделять главное в изучаемом материале; обобщать полученные сведения; логически излагать свои мысли, делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.
- Развивать исследовательские умения, умения актуализировать раннее изученное.
Ключевые термины и понятия: самодержавие, кормление, местничество, поместье, Судебник, Юрьев день, казачество. Даты: 1497 г. – составление Судебника.
Содержание:
- Великокняжеская власть. Содержание и атрибуты.
- Органы центральной власти и управления государством.
- Судебник 1407 г.
- Система кормлений. Местничество.
- Поместная система. Вотчинное землевладение.
- Преобразования в войске.
- Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства.
- Появление казачества.
План урока:
- Организационная часть.
- Блиц-опрос.
- Вводная часть.
- Освоение нового материала: 4.1. работа в группах и 4.2. сообщение результатов работы.
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационная часть – 2 минуты.
Объяснение правил и порядка работы на уроке:
Работа учащихся по группам (5 групп по 6 человек плюс 1 учащийся – самостоятельно) с текстом учебника и дополнительными источниками (на столах) - 10 минут.
- выбор группой представителей для оформления доски и выступлений.
- оформление представителями групп доски из имеющихся на ней материалов (группы 1-4).
- выступление представителей групп в порядке номеров – по 1-2 минуты.
- оценка работы всех учащихся группы по результатам работы ее представителей.
2. Блиц-опрос – 2 минуты.
1. При чьем правлении завершилось объединение русских земель? - период правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).
2. Когда Русь стала независимым (суверенным) государством? – стояние на Угре 1480 г. – освобождение от монгольского ига.
3. Повторение определения централизованного (единого) государства – независимое (суверенное) государство, имеющее: территорию, органы управления, законы, население, армию, налоги.
3. Вводная часть – 1 минута.
Цели урока – выяснить, стало Русское государство на рубеже 15-16 веков единым, централизованным? – состав двух основных групп населения страны в результате реформ Ивана III.
4.1. Работа групп с текстами – 10 минут.
Задача – подготовить краткие сообщения об органах государственного управления, системе землевладения, закрепощении крестьян, категориях крестьянства, казачестве.
Группа 1: Возвышение великокняжеской власти при Иване III: причины, атрибуты, церемонии.
Группа 2.
1. Монарх: титул, характер власти, функции.
2. Совещательный и исполнительные органы: название, состав, функции.
Группа 3.
1. Территориальное деление, управление территориями, плата должностным лицам, назначение на должность.
2. Законодательство: название, дата, содержание.
Группа 4.
1. Военная и земельная реформа: содержание и значение.
2. Виды земельных владений.
Группа 5.
1. Категории крестьянства.
2. Ограничение свободы крестьян.
Группа 6.
1. Казачество: понятие, причины и место появления, органы управления.
4.2. Оформление доски представителями групп, составление схем, определений, выступление представителей групп с сообщениями – 12 минут.
5. Рефлексия – 10 минут
Поместье - земельный участок, предоставлявшийся дворянам за военную службу, без права наследования и продажи. Вотчина - вид феодальной земельной собственности, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Происходит от слова "отчина", т.е. отцовская собственность.
Боярская дума - постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне.
Местничество - система распределения служебных мест при назначении на службу в зависимости от происхождения, служебного положения предков и личных заслуг.
Наместник – лицо, возглавлявшее систему местного управления; деятельность строилась на основе принципа кормления. отвечал за управление на местах, в частности правил уездами.
Волостель - лицо, возглавлявшее волость (стан) и осуществлявшее административные, финансовые и военные функции. Кормление – система натуральной оплаты, содержания за счет местного населения некоторых категорий должностных лиц, несущих службу князю.
Пожилое - денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельцев в Юрьев день.
Крестьяне (сельские жители): черносошные, владельческие, дворцовые.
Юрьев день - осенний 26 ноября. Церковный праздник, совпадавший с окончанием полевых работ.
Казаки: лица, нёсшие военную службу на окраинах страны.
Вывод: в результате правления Ивана III сложилось независимое централизованное Русское государство, имевшее протяженные границы, для обороны которых требовалась большая армия. Для ее содержания на рубеже XV- XVI вв. возникла поместная система, которая привела, с одной стороны, к закрепощению крестьян, с другой - к появлению казачества.
6. Выставление оценок – 2 минуты.
7. Домашнее задание: 21 параграф - 1 минута.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СУДЕБНИК 1497 ГОДА (Выдержки из документа)
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ…
1. Судить судом бояром и околничим... А посулов (взяток) бояром, и околничим, и диаком от суда … не имати; також и всякому суду посула от суда не имати никому.
8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет.
9. А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью.
46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет не качественный) у кого купит, не зная его, а будет двум- трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.
57. О ХРИСТИАНСКОМ (крестьянском) ОТКАЗЕ. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, в два года поживет, да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора…
58. О ЧЮЖОЗЕМЦЕХ. А которой чюжоземец на чюжеземце чего взыщет, ино того воля, на ком ищут, хочет отцелуётся, что в том не виноват, или у креста положит чего на нем ищут…
61. О ИЗГОРОДАХ. А промежи сел и деревень городити изгороды по половинам; а чьею огородою учинится протрава, ино тому платити, чья огорода.
62. О МЕЖАХ. А кто сотреть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто межу сотрал или грани ссек, ино того бити кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем имати на том…
63. О ЗЕМЛЯХ СУД. А взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярской на монастыре, или монастырской на боярине, ино судити за три годы, а доле трех годов не судити. А взыщет черной на черном, или поместник на помесчике, за которым земли великого князя, или черной или селской на помесчике, или помесчик на черном и на сельском, ино судити потому ж за три годы, а дале трех годов не судити.
65. А на котором городе будут два наместника или на волости два волостеля, и им имати пошлины…
ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА III НА ЗЕМЛИ И ПОМЕСТЬЯ
2. Грамота 1490 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всеа Руси пожаловал Васюка Иванова сына Тыртова... волостькою Костянтиновскую Немово да сына ево Василия <...> в поместье…
3. Грамота 1502 г. Се яз княз великий Иван Васильевич всеа Руси и сын мой князь великий Василей Иванович всеа Руси пожаловал есмя Афанасия Иванова сына Мосеева да сына его Федора... деревнями Богдановским Есипова в поместье…
Ключевский В.О. «Поместной системой мы называем порядок служилого, т.е. обязанного ратной службой, землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв. В основании этого порядка лежало поместье. Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца».
МАТЕРИАЛ НА ДОСКУ
СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
БОЯРСКАЯ ДУМА
ДВОРЕЦ
КАЗНА
УЕЗДЫ
ВОЛОСТИ
СТАНЫ
НАМЕСТНИКИ
ВОЛОСТЕЛИ
СУДЕБНИК 1497 Г.
«КОННО, ЛЮДНО И ОРУЖНО»
ЧЕРНОСОШНЫЕ
ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ
ДВОРЦОВЫЕ
ЮРЬЕВ ДЕНЬ
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
КРЕСТЬЯНЕ
ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ
КОРМЛЕНИЕ
МЕСТНИЧЕСТВО
ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
ЗАКОНЫ
НАЛОГИ
НАСЕЛЕНИЕ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕРРИТОРИЯ
АРМИЯ
ТЕРМИНЫ
Поместье - земельный участок, предоставлявшийся дворянам за военную службу, без права наследования и продажи
Вотчина - вид феодальной земельной собственности, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Происходит от слова "отчина", т.е. отцовская собственность.
Боярская дума - постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне.
Местничество - система распределения служебных мест при назначении на службу в зависимости от происхождения, служебного положения предков и личных заслуг.
Наместник – лицо, возглавлявшее систему местного управления; деятельность строилась на основе принципа кормления. отвечал за управление на местах, в частности правил уездами.
Волостель - лицо, возглавлявшее волость (стан) и осуществлявшее административные, финансовые и военные функции
Кормление – система натуральной оплаты, содержания за счет местного населения некоторых категорий должностных лиц, несущих службу князю.
Пожилое - денежный сбор с крестьян в Русском государстве XV – XVII веках при уходе их от землевладельцев в Юрьев день. Узаконен Судебником 1497 г.
Крестьянство – термин «крестьяне» (христиане) впервые использован в конце 14 в. - сельское население.
Юрьев день - весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября). Церковный праздник в честь Святого Георгия (Юрия), совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. В Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка. До конца 16 в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе: "Московское государство в конце XV – начале XVI века"
Материал к уроку по истории России в 6 классе....
Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...
Московское государство в конце XV- начале XVI века.
Презентация по истории "Московское государство в конце XV-XVI вв" для 6 класса...
Московское государство в конце XV начале XVI века
Московское государство в конце XV - начале XVI века : описание системы управления, которая сложилась в этот период, Судебник 1497 г., формирование крепостного права....
Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"
Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...
Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"
Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...
Московское государство в конце 15- начале 16-го века.
Урок изучения нового материала с целью формирования представления о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государств...