Вузовские технологии обучения в школе.УРОКИ –Л Е К Ц И И.
материал по истории по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vuzovskie_tehnologii.rar | 521.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Вузовские технологии обучения в школе
Сообщение из опыта работы учителя истории Л.Н. Сучеленковой.
/ У Р О К И –Л Е К Ц И И/. Прилагается презентация.
Слайд № 1
Работая почти 20 лет только в старших классах, я пришла к выводу о необходимости проведения уроков с использованием вузовских технологий.
В настоящий момент данные технологии необходимо взять на вооружение всем учителям, которые работают в старшем звене. Т.к. обучающиеся 9,10,11 классов, а особенно 10-11классов-это будущие абитуриенты ВУЗов и они должны иметь основные навыки для продолжения своего образования. Но главное даже не в этом .Ведь по сути дела в 10-11 классе , во всяком случае по истории, мы повторяем материал, готовим и учащихся к ЕГЭ и подчас дублируем пройденное, а это не интересно для ребят. Необходимо совершенствовать методы приёмы.
Слайд №2
В преподавании сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
Слайд № 3
Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».
Сегодня « лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».
Слайд № 4
Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией.
- во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточено, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;
- во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;
- в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно;
- в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.
Слайд № 5
Отличия школьной лекции от вузовской:
во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;
во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;
в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;
в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.
Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять, начиная с 8–9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д.
Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую.
I. Актуализация темы, определение задания.
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
IV. Обсуждение выполнения заданий.
V. Подведение итогов.
VI. Рекомендация дополнительной литературы.
Слайд №6
В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление школьников, но совершенствовать их коммуникативные умения во время свободного обмена мнениями.
Читая такую лекцию, он делает продолжительные интервалы в изложении крупных блоков учебного материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. Если класс не в состоянии начать дискуссию самостоятельно, учитель подбирает вопросы, соответствующие интеллектуальному уровню аудитории.
Если ученики получили опережающее задание, связанное с темой предстоящей лекции, можно организовать дискуссию в начале урока. Выслушав лекцию, старшеклассники уточняют некоторые свои позиции, и урок завершается опять же дискуссией. Такая форма работы возможна в сильном классе и требует от учителя дополнительной подготовки, так как он во время первой дискуссии должен выявить объем знаний учеников и при чтении лекции, не повторяясь, акцентировать внимание на главном, дать значительно большее количество материала, чем нашли ученики, и постараться привести их к правильному ответу, устраняя неточности и ошибки в их рассуждениях.
В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.
Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного времени учитель отводит на собственно лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы. При этом содержание лекции ориентировано на дальнейшее практическое применение знаний учениками.
Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Основное ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. В результате дети получают удовольствие от участия в научной беседе. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер.
Учитель может активизировать участие аудитории в беседе, подбирая сложные, проблемные вопросы или вопросы, содержащие парадоксальное решение. Лектор может считать свою задачу организации лекции-беседы выполненной, если он слышит, как ученик говорит: по моему мнению, я хочу сказать, я полагаю и т.п.
Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, часто делает процесс запоминания более эффективным.
Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого крупного информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном сообщении. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы.
Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.
Слайд№7
В проблемно-развивающем обучении есть собственная типология школьных лекций
1. Проблемная лекция. В ней представляются противоречивые теоретические концепции. Главная цель такой лекции – самостоятельное приобретение знаний учениками.
2. Лекция-визуализация – способ передачи информации с помощью разных знаковых систем. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.).
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной теме и обсуждающих проблемный материал как между собой, так и со слушателями.
4. Лекция–пресс-конференция. Содержание зависит от вопросов учеников, привлекаются разные учителя.
5. Лекция-консультация близка по типу к предыдущей. Консультация приглашенного специалиста (не учителя) позволяет активизировать внимание учащихся.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Может использоваться в качестве метода «живой ситуации».
7. Лекция-диалог. В содержание лекции включается серия вопросов, на которые ученик пытается ответить непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (используются методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Слушатели – школьники – сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.
Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе, мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Вузовская технология обучения:семинарские занятия
Обучение биологии в профильной школе немыслимо без частичного применения вузовской системы обучения - различных типов семинарских занятий....
доклад "Опыт применения вузовской технологии в группах СПО"
В докладе сообщается о применении личностно-ориентированной технологии обучения, подготовке и проведении семинарского занятия....
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Опыт применения вузовской технологии в работе с группами СПО.
Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и тех...
Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения
Города Крайнего Севера, в то числе Нижневартовск ежегодно зимой сталкиваются с проблемой актированных дней, когда дети не посещают учебные занятия в школе из-за низкой температуры воздуха. В связи с э...