доклад "Опыт применения вузовской технологии в группах СПО"
статья по теме
В докладе сообщается о применении личностно-ориентированной технологии обучения, подготовке и проведении семинарского занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_opyt_primeneniya_vuzovskoy_tekhnologii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения вузовской технологии
в работе с группами СПО.
Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Технологии обучения характеризуются рациональной организацией учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем, внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических целей.
Важно различать три основные группы педагогических технологий:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
- личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
- технологии развивающего обучения, в центре внимания которых — способ обучения, с необходимостью вызывающий, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности учащегося на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учащимся права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Лекционно-семинарский метод обучения является более эффективным и оптимальным, так как соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, содержанию, целям и задачам профильных дисциплин, возможностям преподавателей.
Несмотря на сложившееся у многих мнение, что лекции и семинары – это уместная и успешная форма работы лишь в ВУЗах, хотелось бы отметить положительные их стороны в работе и с учащимися СПО.
Когда необходима лекция и что положительного в этом, казалось бы, самом простом и “немодном” сегодня словесно-наглядном методе передачи знаний?
Во-первых, лекция нужна, когда требуется за короткое время объяснить новый материал большого объема или повторить крупный изученный раздел.
Во-вторых, лекция высвобождает время для творческой работы с учащимися.
В-третьих, она дает возможность показать образец четкого логического, аргументированного изложения мыслей, обоснований, суждений, выводов.
Следующая схема может использоваться для гуманитарных предметов.
тезисы ® факты ® осмысление их значения для изучаемой эпохи.
В-четвертых, при использовании лекционного метода удается реализовать ряд ведущих принципов обучения. Особо хочется отметить такие развивающие возможности лекции: формирование умения внимательно слушать, активно воспринимать учебную информацию, осмысливать ее, логически упорядочивать, выделять главное, систематизировать материал целого раздела. Лекция позволяет учить правильной монологической речи, эффективному конспектированию, закладывает основу для решения задач, проведения практических занятий. Качественная лекция способна резко усилить интерес к предмету. В зависимости от темы, целей занятия, дидактических задач, которые ставит преподаватель, выбирается тип и форма проведения лекции.
Чаще всего используются следующие типы лекций: 1) вводная, 2) тематическая, 3) установочная, 4) обобщающая, 5) обзорная. Это может быть:
проблемная лекция, обладающая всеми достоинствами проблемного метода обучения;
бинарная лекция, где перед учащимися разворачивается профессиональный диалог;
лекция-беседа или “диалог с аудиторией”, когда внимание учащихся привлекается к главным моментам простыми и проблемными вопросами, тем самым активизируются восприятие и мышление учащихся;
лекция-дискуссия, на которой учащиеся не только получают новый материал, но и используют его для обмена мнениями;
лекция-консультация, гибко откликающаяся на запросы и затруднения учащихся, и др.
При подготовке к лекции следует обратить внимание на ряд обязательных требований: научность содержания, доступность его для восприятия, логичность изложения, эмоциональность, связь с планируемыми формами последующей работы: семинарами, практическими занятиями, лабораторными исследованиями.
Семинар – форма самостоятельной коллективной работы, которая способствует углубленному изучению материала, формированию мировоззренческих позиций, проявлению индивидуальных способностей, совместному творчеству, гуманизации образовательного процесса, формированию интереса к предмету. Семинары различают по учебным задачам, источникам получения знаний, а также по методическим приемам их проведения:
– семинар повторительно-обобщающего типа проводится в конце изучения темы, с акцентом на повторение, обобщение, контроль;
– семинар-сочетание обобщения с изучением нового материала;
– семинар-изучение нового;
– семинар-практикум и др.
С целью повышения эффективности учебной деятельности мною используется памятка для учащегося “Как готовиться к семинару”. В ней сказано:
1. Внимательно прочти вопросы к семинару.
2. Не откладывай поиски литературы и подготовку на последний день.
3. Прочти указанную литературу, определи основные источники по каждому вопросу.
4. Составь краткий конспект или план выбранных статей. Делая выписки, не забудь отметить автора, название, год издания, страницу.
5. При чтении найди в словарях значение непонятных слов.
6. Посмотри периодическую печать, сделай вырезки.
7. В случае затруднений при подготовке ответа обратись за консультацией к преподавателю.
Семинар имеет свои коммуникативные правила:
– основная форма его проведения – беседа, включающая элементы дискуссии;
– надо добиваться, чтобы каждый ученик был активным участником семинара;
– не прерывать выступления репликами-уточнениями;
– приучать учащихся говорить по существу вопроса, аргументированно;
– давать оценки выступающему в конце работы, при этом обращать внимание на последовательность, логичность изложения, умение говорить своими словами, делать аргументированные выводы;
– вступать в дискуссию в корректной форме, обращаться вежливо, понимать, что человек имеет право на точку зрения, не совпадающую с твоей.
Ход семинара
Подготовительный этап
Преподавателю следует:
1) за две недели (10 дней) сообщить учащимся тему, вопросы семинара;
2) выделить не более 3-4 вопросов, которые формируются проблемно, нацелены на работу мысли, обобщение, анализ, а не на простое воспроизведение;
3) сообщить список литературы, подразделив его на обязательную и дополнительную части, предъявить ученикам памятку “Как готовиться к семинару”;
4) назначить консультации для контроля за подготовкой, разъяснения возникших проблем.
Работа преподавателя на семинаре:
1. Вводное слово педагога, которое включает: определение основных задач занятия, краткую характеристику темы, ее значимость в курсе; актуализацию проблемы; указание практической направленности; создание положительного эмоционального настроя.
2. Руководство ходом семинара, выступающими, оппонентами; организация коллективного обсуждения, обращения с уточняющими вопросами: “Какие дополнения надо сделать и почему?”, “С чем Вы не согласны и почему?” и т.д.
3. Заключительное слово, которое содержит: анализ работы группы, оценку работы учащихся, рекомендации для подготовки к следующему семинару.
Работа учащихся на семинаре
Требования к докладчику:
– регламент 7 – 10 минут;
– свобода владения научным материалом, степень осознанности темы.
Задача для всех: принять активное участие в работе семинара – дополнить, высказать свою точку зрения, возразить, обобщить.
Использованная литература
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения. – Минск, 1992.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."
Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...
Вузовские технологии обучения в школе.УРОКИ –Л Е К Ц И И.
В преподавании современной образовательной школы сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, традиционно считавшиеся вузовскими: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, ...
Вузовская технология обучения:семинарские занятия
Обучение биологии в профильной школе немыслимо без частичного применения вузовской системы обучения - различных типов семинарских занятий....
Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те...
Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей с применением арт-технологий.
Описание занятий со слабовидящими детьми в группе продлённого дня с использованием арт-технологий: цели, ход занятия, методические рекомендации. Рекомендовано воспитателям, школьным психол...
Опыт применения вузовской технологии в работе с группами СПО.
Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и тех...
Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческих групп учащихся.
Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении инф...