Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".
материал по истории на тему
В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А.Шалагинова, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ с УИОП №2 г. Котельнича Кировской области
«Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории». (Из опыта работы)
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы над темой «Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории». Я буду рада, если материал из моей методической копилки вызовет интерес и будет вам полезен.
Целью моей работы при организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время является достижение не столько научных результатов, сколько приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формулировать проблему исследования, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги исследовательской работы, оформлять результаты в виде реферата.
Мои выпускники, освоившие навыки исследования, успешно применяют их при обучении в ВУЗе. Именно в этом я вижу актуальность и полезность моего инновационного опыта.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы в методическом отношении я считаю момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. На данном этапе неизбежно возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследования?
Переосмысливая опыт своей работы над данной методической темой, я пришла к выводу о необходимости поэтапного формирования исследовательских умений и навыков учащихся. В результате у меня сложилась своя система поэтапного формирования исследовательской компетентности школьников на уроках истории.
В своей работе по данному направлению я выделила 4 этапа. Это путь от мыслительных умений к исследовательским навыкам, который мы должны пройти вместе с ребятами.
На каждом этапе с учетом возрастных особенностей я формирую компоненты исследовательской культуры детей.
К ним относятся:
- мыслительные умения и навыки,
- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации,
- умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, навыки общения и специальные исследовательские умения и навыки в старших классах.
Несомненно, формирование исследовательских навыков школьников начинается ещё в начальном звене. В 5 класс дети приходят, имея разный уровень сформированности исследовательской культуры. Поэтому, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность по своему предмету я начинаю с диагностики мотивации и уровня исследовательской культуры.
Так, из 25 учащихся 5 класса на вопрос хотели бы они заниматься исследованием на уроках истории, 16 ответили положительно.
Диагностика уровня сформированности исследовательских умений и навыков учащихся 5 класса показала достаточный уровень мыслительных умений и навыков, умение подбирать дополнительную литературу по теме урока и пересказывать материал параграфа по плану. Однако у учащихся вызвало затруднения заполнение таблиц и составление схем. Далеко не все оказались способны воспринимать и осмысливать проблемную ситуацию, делать правильные выводы. Диагностика выявила проблемы в изложении пятиклассниками более сложного материала.
В 5 классе отмечается высокий познавательный интерес к истории. Ребята охотно работают с дополнительной литературой, готовят сообщения по разным темам курса истории древнего мира.
Что касается трудностей в заполнении таблиц и схем, то эту проблему в 5 классе я попыталась решить, используя технологию коллективного способа обучения.
Кстати, воспринимать и осмысливать проблемную ситуацию коллективно тоже оказалось проще и понятнее.
Например, при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» учащимся было предложено составить план.
С целью развития речи учащихся я попросила написать домашнее сочинение от имени чужеземца «Как греки управляли своими городами?».
А при изучении темы «В городе богини Афины» ребята проявили творческую инициативу и подготовили виртуальную экскурсию «Прогулка по Акрополю».
Таким образом, через индивидуальную и коллективную работу на уроке и дополнительные домашние задания с использованием фрагментов документов, иллюстраций я добилась желаемого результата: 90% учащихся 5 класса к концу учебного года без труда составляли простейшие планы, заполняли таблицы и схемы, писали небольшие сочинения.
На втором этапе нашей работы, в 6-7 классах, соблюдая преемственность, я постепенно усложняю деятельность учащихся: даю задания, требующие овладения новыми приемами работы на уроке и дома. Вместо ответа на вопрос – придумывание вопроса, вместо разгадывания кроссворда – его составление, вместо решения теста – создание собственного.
Особенностью моей работы на данном этапе является включение в деятельность учащихся на уроке познавательных задач и обучение детей приемам рецензирования ответов, умению работать со словарями и энциклопедиями.
На уроках истории в 6-7 классах продолжается работа с фрагментами исторических документов, но меняется характер вопросов и заданий. Теперь, чтобы вести диалог, отвечать на вопросы творческого характера, а тем более анализировать проблемную ситуацию, учащиеся должны уметь использовать любой источник, правильно осуществлять отбор информации, аргументировать свой выбор, видеть положительное и отрицательное в исторических событиях.
Например, в 6 классе при изучении темы «Феодальная раздробленность Руси» мы вместе с учащимися рассматриваем причины, сущность и последствия данного процесса и оцениваем его «плюсы» и «минусы».
В 7 классе я использую систему проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Россия в правление Петра Первого» мы обсуждаем вопрос «Как Россия, пережив Смуту, многочисленные бунты в XVII веке, будучи крепостной страной, смогла в эпоху правления Петра Первого превратиться в крупную европейскую державу?».
Уже в 7 классе я использую прием проблемного формулирования темы урока или его отдельных вопросов. Например, «Емельян Пугачев – разрушитель или герой?»
Итак, к концу обучения в 7 классе мои ученики не только усваивают учебный материал по предмету, но и приобретают опыт понимания проблем и творческого отношения к жизни.
На 3 этапе в 8-9 классах особенностью моей работы по формированию исследовательской компетентности учащихся является обеспечение широкого применения тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены учащимися в 5-7 классах. Поэтому организация учебной деятельности на уроках имеет практическую направленность.
Одним из приемов исследовательского метода является прием сопоставления документов. На данном этапе я обучаю детей приемам рациональной умственной работы, а именно – анализу и обобщению изучаемого материала на основе собственных исследований.
Усвоение сложного материала по истории XX века в 9 классе облегчает составление развернутого плана – конспекта или тезисов.
На данном этапе важно научить детей прослеживать и устанавливать межпредметные и межкурсовые связи. Их применение помогает учащимся быстрее решать проблемные задачи. Изучение ряда тем в курсе истории 9 класса носит интегрированный характер, поэтому применение межкурсовых связей становится просто неизбежным.
Таким образом, к окончанию 9 класса учащиеся имеют первоначальные навыки работы со всеми видами источников, используют такие виды письменных работ, как развернутый план, тезисы, рефераты, рецензии, используют приемы проблемного изложения материала.
Особенностью 4 этапа работы по формированию исследовательской компетентности учащихся является его творческо-поисковый характер.
Организуя работу со старшеклассниками, я чаще использую следующие формы учебных занятий:
- Проблемная лекция, где стараюсь включить учащихся в диалогическое общение.
- На проблемном семинаре отдаю преимущество самостоятельной работе учащихся.
- Проблемно-исследовательский урок считаю высшей формой применения исследовательских умений и навыков, т.к. на данном уроке учащиеся сами формулируют проблему и сами ищут вариант решения.
Таким образом, учащиеся оказываются в новой для себя интеллектуальной ситуации, когда учебный процесс приобретает исследовательский характер.
По окончании 11 класса мои ученики умеют обобщать, выделять главное, анализировать, применять приобретенные знания, умения и навыки; владеют пересказом, проблемным изложением материала, умеют вести диалог; работают с разными источниками информации; приобретают опыт разработки учебного проекта.
Уважаемые коллеги, те из вас, кто знаком с исследовательской работой, и наверняка ею занимается, знают, что работа по организации исследовательской деятельности не вмещается в урок. Все приобретенные на уроках знания, умения и навыки дети применяют во внеурочной деятельности.
Ребята пишут рефераты по интересующим их темам, участвуют в олимпиадах, конкурсах исторической и краеведческой направленности, проводят исследования и выступают на школьных и городских научно-практических конференциях исследовательских работ.
Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников. Главным результатом нашей деятельности является формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.
Дети, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческими исследованиями.
Мы с ребятами сотрудничаем с музеями, наша работа по краеведению имеет общественно-полезную направленность. Учащиеся школы принимают участие в создании летописи школы, пополняют материал по истории школы.
За последние три года среди моих учеников есть победитель и призер областной олимпиады по основам православной культуры; 5 победителей и 10 призеров городских олимпиад по истории, праву, обществознанию; 4 победителя и 3 призера городских конкурсов по истории и краеведению; 3 призера городской НПК исследовательских работ учащихся.
В исследовательской деятельности я стараюсь быть примером для своих учеников.
Промежуточные итоги моей работы над темой были представлены на школьной и областной НПК учителей истории «Актуальные проблемы преподавания истории» по теме «Формирование исследовательской компетентности школьников».
Результаты исследований по темам «Семейная реликвия» и «Военные лагеря Вишкиля» были опубликованы в сборниках материалов краеведческой конференции «Малая родина: история и современность» (2009, 2010 год).
В информационно-методическом сборнике «Программа образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество-земля Вятская» (2010 год) опубликована программа школьного объединения «Краевед», по которой я занимаюсь со своими детьми.
Мне нравится заниматься исследованием. Работая с детьми, я пришла к выводу, что главное – пробудить интерес к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда совместная работа с детьми на уроке и вне его принесет огромное моральное удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка
ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"
Введение. Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....

Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....