Проект «Библейские сказания» в 5 классе
статья (история, 5 класс) по теме
Испольлзование проектной технологии в 5 классе как технологии личностно ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korshunova_l.a._proekt_bibleyskie_skazaniya.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Коршунова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области Телефон: 8-927-229-65-85 E-mail: larisa71078@yandex.ru
Проект «Библейские сказания»
В своей педагогической практике при проведении уроков истории я использую технологию «Метод проектов», которая является одной из технологий личностно ориентированного похода.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Примером может служить проектная деятельность, которая проводилась в 5 классе по предмету «История» при изучении главы «Западная Азия в древности» по теме «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»
Цели проекта:
- вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развитие умения проектировать свою деятельность;
- формирование духовно – нравственных ценностей (добро, справедливость, сострадание);
- развитие способности к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
«Детская цель проекта» (цель деятельности детей, принятая и частично самостоятельно сформулированная ими):
- познакомиться с сюжетами библейских сказаний;
- подготовить мероприятие (театральная мини-постановка) для учащихся начальных классов.
В начале проекта учащимся было предложено ответить на вопрос: «Оказывают ли влияние сюжеты библейских сказаний на духовно- нравственное воспитание ваших сверстников?» (основополагающий вопрос)
Проблемный вопрос: «Чему учили библейские мудрецы?»
Учебно-педагогические задачи: познакомить учащихся с библейскими сказаниями; показать вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «единобожие», «предание», «Библия», «заповеди».
В самом начале организации проекта учащиеся с помощью учителя наметили план работы над проектом, в котором определился ряд вопросов.
- С чего необходимо начать работу? Чем продолжить?
- Где можно найти необходимую информацию? Что может использоваться как источник? (библиотека, интернет)
- Как организуем свою деятельность? (коллективно, по группам, индивидуально).
- Что может затруднить при выполнении работы? (незнание терминов)
- Как мы преодолеем эти трудности? (путём создания терминологического словаря)
- А что при этом будем использовать? (различные словари- справочники)
В ходе организации проектной деятельности обучающиеся поэтапно смогли почувствовать себя в роли исследователя, эксперта, творца.
Группа «Юные исследователи» изучала различную дополнительную литературу, исторические источники, которые помогли более глубоко и разносторонне рассмотреть изучаемые вопросы. Практическим результатом работы группы стало составление тезисов по изучаемой теме, а также картотека литературы, которая может быть использована в дальнейшем при изучении данной темы.
«Чему учили библейские мудрецы?» (примеры тезисов):
- Кто делает зло, на того обратиться оно.
- Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.
- При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
- Не высказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; не радуйтесь смерти человека, хотя бы он был враждебный тебе: помни, что все мы смертны.
При осуществлении проектной деятельности «Экспертная группа» работала с терминами и понятиями, а практическим результатом стало составление терминологического словаря.
При подведении практических результатов работы группы «Творческая лаборатория» было представлено красочное мини - представление по сюжету «Суд царя Соломона», где участники демонстрировали свои актёрские способности. Ещё одним из результатов работы группы послужила выставка детского творчества, где были представлены рисунки и поделки по теме проекта.
№ п\п | Направление деятельности групп | Вид деятельности | Практический результат |
1 | «Юные исследователи» | Работа с историческими источниками, литературой | Составление картотеки для использования при изучении темы; составление тезисов. |
2 | «Экспертная группа» | Работа с терминами и понятиями. | Составление терминологического словаря. |
3 | «Творческая лаборатория» | Инсценировка сюжета «Суд Соломона». Иллюстрирование библейских сказаний | Театральная мини- постановка. Выставка детского творчества |
Общим итогом всего проекта стало составление опорной таблицы при обсуждении проблемы «Оказывают ли влияние сюжеты библейских сказаний на духовно - нравственное воспитание ваших сверстников?»
№ п\п | Библейский сюжет, миф | Нравственное содержание |
1 | Сказание о сотворении мира. | Мир един. Всё живое создано во благо человека. Животный и растительный мир взаимосвязаны и человек должен беречь и приумножать всё это во благо самого себя. |
2 | Сказание о первых людях. | У каждого человека должно быть имя, семья, близкие, которые всегда готовы прийти на помощь. Но человеку свойственно ошибаться и важно понимать и осознавать свои ошибки и пытаться не совершать их или исправить. |
3 | Сказание о Всемирном потопе. | За каждый свой поступок нужно отвечать и можно понести наказание. Нужно быть человеком, на котором прекращается цепочка зла. |
4 | Сказание о Вавилонском столпотворении. | Все люди равны, независимо от их вероисповедания, цвета кожи и языка, на котором они разговаривают. Земля - общий дом для всех, а в доме должно быть единство, взаимопонимание, любовь и мир. |
5 | Сказание о царе Соломоне. | Мудрость, справедливость, забота о людях и их благе - это главное на что должно опираться любое общество, государство. |
Во время обсуждения и самооценки проекта учащиеся рассказали о том, с чего начиналась работа, как придумывали задания, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. И в результате смогли доказать влияние библейских сюжетов на воспитание своих сверстников.
Проведение данного проекта способствовало формированию мотивации школьников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетентности:
- самостоятельной работы с учебно-методической литературой;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Делая выводы о проделанной работе, хотелось бы отметить, что организация данного проекта выходит за рамки одного урока. Возможно интегрирование с уроком изобразительного искусства в 5 классе по теме «Связь времён в искусстве». Что нами и было проведено, так как я являюсь в 5 классе учителем ИЗО и истории одновременно.
Считаю, что реализация данного проекта оказала положительное влияние на духовно - нравственное воспитание моих учеников.
Список литературы.
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. «История Древнего мира». - М., Просвещение, 2012
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"
Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....
Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"
Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....
Презентация "Каин и Авель" к изучению темы в 5 классе "Библейские сказания"
Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, кружка при обсуждении нравственных вопросов....
Урок истории "Библейские сказания" 5 класс
Урок истории в 5 классе "Библейские сказания" оформлен в виде технологической карты....
Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"
Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе....
Технологическая карта урока по теме "Библейские сказания" 5 класс
Технологическая карта "Библейские сказания" 5 классЦель урока: Формирование у учащихся умения работать с текстом учебника, источниками, картой по истории жизни евреев и духовных ...
Презентация по истории Древнего мира "Библейские сказания" 5 класс.
Презентация содержит задания, готовящие к ВПР....