Проект «Библейские сказания» в 5 классе
статья (история, 5 класс) по теме

Коршунова Лариса Александровна

Испольлзование проектной технологии в 5 классе как технологии личностно ориентированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korshunova_l.a._proekt_bibleyskie_skazaniya.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Коршунова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 10 п. Каменский  Красноармейского района Саратовской области   Телефон: 8-927-229-65-85   E-mail: larisa71078@yandex.ru 

Проект  «Библейские сказания»

В своей педагогической практике при проведении уроков истории  я использую технологию «Метод проектов», которая является одной из технологий  личностно   ориентированного похода.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков  учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического  и творческого мышления, умения  увидеть, сформулировать и решить проблему.

Примером может служить проектная деятельность, которая проводилась в 5 классе по предмету    «История» при изучении главы «Западная Азия в древности»  по теме   «Библейские сказания. Царство Давида и Соломона»

Цели  проекта:

  1. вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
  2. развитие умения проектировать свою деятельность;
  3. формирование духовно – нравственных ценностей (добро, справедливость, сострадание);
  4. развитие  способности к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

«Детская цель проекта» (цель деятельности детей, принятая и частично самостоятельно сформулированная ими):

  1. познакомиться с сюжетами библейских сказаний;
  1. подготовить мероприятие (театральная мини-постановка)   для  учащихся начальных классов.

В начале проекта учащимся было предложено ответить на вопрос: «Оказывают ли влияние сюжеты библейских сказаний на духовно- нравственное воспитание ваших сверстников?» (основополагающий вопрос)

Проблемный вопрос: «Чему  учили библейские мудрецы?» 

Учебно-педагогические  задачи: познакомить  учащихся с библейскими сказаниями; показать вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «единобожие», «предание», «Библия», «заповеди».

В самом начале организации проекта учащиеся с помощью учителя наметили план работы над проектом, в котором определился ряд вопросов.

- С  чего  необходимо начать работу? Чем продолжить?

- Где  можно найти  необходимую информацию? Что может использоваться  как источник? (библиотека, интернет)

- Как организуем свою деятельность? (коллективно, по группам, индивидуально).

- Что может затруднить при выполнении работы?  (незнание терминов)

- Как мы преодолеем эти трудности?  (путём создания терминологического словаря)

- А что при этом будем использовать? (различные словари- справочники)

В ходе организации проектной деятельности обучающиеся поэтапно смогли почувствовать себя в роли исследователя, эксперта, творца.

Группа  «Юные исследователи» изучала различную дополнительную литературу, исторические источники, которые помогли более  глубоко и разносторонне рассмотреть изучаемые вопросы.  Практическим результатом работы группы стало составление тезисов по изучаемой теме, а также картотека литературы, которая может быть использована в дальнейшем при изучении данной темы.

     «Чему  учили библейские мудрецы?» (примеры тезисов):

- Кто делает зло, на того обратиться оно.

- Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.

- При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.

- Не высказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; не радуйтесь смерти человека, хотя бы он был враждебный тебе: помни, что все мы смертны.

При осуществлении проектной деятельности  «Экспертная группа» работала с терминами и понятиями, а практическим результатом стало составление терминологического словаря.

При подведении практических результатов работы группы                     «Творческая лаборатория»  было представлено красочное мини - представление по сюжету «Суд царя Соломона», где участники демонстрировали свои актёрские способности. Ещё одним из результатов работы группы послужила выставка детского творчества, где были представлены рисунки и поделки по теме проекта.

№ п\п

Направление деятельности групп

Вид деятельности

Практический результат

1

«Юные исследователи»

Работа с историческими источниками,  литературой

Составление картотеки для использования при изучении темы; составление тезисов.

2

«Экспертная группа»

Работа с терминами и понятиями.

Составление терминологического словаря.

3

«Творческая лаборатория»

Инсценировка сюжета «Суд Соломона».

Иллюстрирование библейских сказаний

Театральная мини- постановка. Выставка детского творчества

Общим итогом  всего проекта стало составление опорной таблицы при обсуждении проблемы «Оказывают ли влияние сюжеты библейских сказаний на духовно - нравственное воспитание ваших сверстников?»

№ п\п

Библейский сюжет, миф

Нравственное содержание

1

Сказание о сотворении мира.

Мир един. Всё живое создано во благо человека. Животный и растительный мир взаимосвязаны и человек должен беречь и приумножать всё это во благо самого себя.

2

Сказание о первых людях.

У каждого человека должно быть имя, семья, близкие, которые всегда готовы прийти на помощь. Но человеку свойственно ошибаться и важно понимать и осознавать свои ошибки и пытаться не совершать их или исправить.

3

Сказание о Всемирном потопе.

За каждый свой поступок нужно отвечать и можно понести наказание. Нужно быть человеком, на котором прекращается цепочка зла.

4

Сказание о Вавилонском столпотворении.

Все люди равны, независимо от их вероисповедания, цвета кожи и языка, на котором они разговаривают. Земля - общий дом для всех, а в доме должно быть единство, взаимопонимание, любовь и мир.

5

Сказание о царе Соломоне.

Мудрость, справедливость, забота о людях и их благе - это главное на что должно опираться любое общество, государство.

Во время обсуждения и самооценки проекта учащиеся рассказали о том, с чего начиналась работа, как придумывали задания, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их,  узнали много нового, использовали свои знания. И в результате смогли доказать  влияние библейских сюжетов на воспитание своих сверстников.

Проведение данного проекта способствовало  формированию  мотивации школьников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетентности:

  1. самостоятельной работы с учебно-методической литературой;
  2. самостоятельного принятия решения;
  3. коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  4. мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
  5. самоанализа и рефлексии.

Делая выводы о проделанной работе, хотелось бы отметить, что организация данного проекта выходит за рамки одного урока. Возможно интегрирование с уроком изобразительного искусства в 5 классе по теме «Связь времён в искусстве».  Что нами и было проведено, так как  я являюсь в 5 классе  учителем ИЗО и  истории одновременно.

Считаю, что реализация данного проекта оказала  положительное  влияние на духовно - нравственное воспитание  моих учеников.

Список   литературы.

  1. Вигасин А.А.,  Годер Г.И., Свеницкая  И.С. «История Древнего мира». -  М., Просвещение,  2012
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"

Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....

Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"

Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....

Презентация "Каин и Авель" к изучению темы в 5 классе "Библейские сказания"

Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, кружка при обсуждении нравственных вопросов....

Урок истории "Библейские сказания" 5 класс

Урок истории в 5 классе "Библейские сказания" оформлен в виде технологической карты....

Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"

Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе....

Технологическая карта урока по теме "Библейские сказания" 5 класс

Технологическая карта "Библейские сказания" 5 классЦель  урока: Формирование у учащихся умения работать с текстом учебника,  источниками, картой по истории жизни евреев и духовных ...

Презентация по истории Древнего мира "Библейские сказания" 5 класс.

Презентация содержит задания, готовящие к ВПР....