Конспект урока по теме "Война и мир" как роман-эпопея"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Тема "Война и мир" как роман-эпопея" изучается на начальном этапе работы над романом Л. Н. Толстого. На уроке используется презентация. Конспект предполагает обращение к другим дисциплинам и искусству: русскому языку (лексике, акцентологии), живописи, истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_voyne_i_miru.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Война и мир» как роман-эпопея.
Цели:
Обучающие:
- формирование мировоззрения студентов;
- формирование понятия романа-эпопеи;
- определение характерных черт романа-эпопеи в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»;
- повторение знаний об исторических событиях, отраженных в романе «Война и мир»;
Развивающие:
- формирование умения определять жанровые особенности произведения;
- развитие логики мышления, устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение;
- формирование умения видеть связь литературы с историей, живописью и кинематографом;
Воспитательные:
- воспитание вкусовых пристрастий в чтении;
- воспитание в студентах патриотизма, интереса к истории Отечества и искусству.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Рассказ с элементами беседы
Метод: Информационно-рецептивный
Оборудование: Компьютер, проектор
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (найти развернутое определение романа-эпопеи, приступить к чтению романа)
Вопросы для проверки:
- Дайте определение романа-эпопеи;
- Перечислите ее характерные черты
Роман-эпопея – это большое по объему произведение, включающее описание исторических событий, исторических личностей. В эпопее много действующих лиц, она охватывает большой промежуток времени
- Мотивационный. Тема, цель. (Тема проецируется на доске). Слайд 1.
- Изучение нового материала
- Формулирование определения романа-эпопеи. (Преподаватель говорит, определение проецируется на доске, студенты записывают).
Итак, из сказанного вами следует, что роман-эпопея (от «эпос» и греч. Poieo – творю) – это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Слайд 2.
- А что такое эпос? (один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером).
Характерные черты эпопеи:
- в центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;
- повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;
- одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;
- изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа. Слайд 3.
4.2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
- Большое по объему произведение
«Война и мир» - очень большое по объему произведение, включает в себя 4 тома. Слайд 4.
- Решающее историческое событие
- В романе изображено немало событий, повлиявших на мировую историю. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкая битва, и Тильзитский мир, и пожар Москвы, и партизанское сражение.
- Какие еще исторические события, имевшие огромное значение для русского народа, описаны в романе?
- мОчень скоро вся страна будет отмечать 200-тлетие со времени победы в Отечественной войне 1812 года. Одним из величайших сражений не только в этой войне, а вообще в истории России является Бородинское сражение, описанное в романе Толстого. (Кстати и сам Наполеон называл его самым великим и самым ужасным в своей карьере). Оно состоялось 26 августа на западе от Москвы. Считавшаяся до тех пор непобедимой, наполеоновская армия столкнулась с могучим боевым духом русского народа. Слайд 5.
Император Бонапарт назвал после этой битвы русский народ непобедимым. Хотя сражение стало самым кровопролитным из известных тогда, исход его был неясен. Каждая из сторон приписывала победу себе. Самым главным для Кутузова М.И стало тогда то, что французы не смогли разгромить нас, понеся большие потери, что давало время и возможность для восстановления людских потерь. Толстой большое внимание придает тому, что в этом сражении решительно стираются грани между сословиями, в войне участвует русский народ.
В Москве памятник - мемориал «Панорама Бородинского сражения» Её автор Франц Алексеевич Рубо. Давайте посмотрим фрагменты Бородинской панорамы. Показ слайдов «Бородинская панорама».
- Какие моменты сражения изображены на фрагментах? Бой за деревню Семеновскую, бой во ржи.
Словарная работа.
Вопрос: Кто такие гренадеры и кирасиры?
Индивидуальное сообщение:
- Гренадеры- элитные войска, созданные преимущественно для атаки. Они были в основном высокими, т. к. должны были метать в противника гренады – предшественницы современных гранат.
- Кирасиры -военнослужащие частей тяжелой кавалерии, носившие кирасу в парадной форме. Кираса – латы, металлический панцирь на спину и грудь).
Акцентология
Вопрос: Какое участие принимали в Бородинском сражении главные герои Болконский и Безухов?
Посмотрите на иллюстрации. В какой момент сражения они изображены?. Слайд 6.
История и роман
- Нужно отметить, что точки зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.
Вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?
- Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее. Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя».
- Исторические личности
- В романе изображено много знаменитых людей. Это и императоры государств, и главнокомандующие армиями, и прославленные генералы. Какие две великие исторические личности противопоставляются в романе?
- Это Кутузов и Наполеон. Французский полководец - завоеватель изображен эгоистичным карьеристом, который собственные амбиции ставит выше человеческих жизней, автор вообще считает его случайным человеком в истории. Кутузов же, наоборот, дорожит каждым своим солдатом, ради спасения Родины готов терпеть критику и упреки. Мучительно тяжело было ему принять решение оставить Москву врагу, но тогда это был единственный возможный выход. Слайды 7, 8.
- Давайте сравним, как показано это событие у писателя и у художника. Ведь Алексей Данилович Кившенко писал картину под впечатлением романа Льва Толстого «Война и мир». Слайд 9.
- Прочитайте 4-ю главу и выпишите из нее слова и обороты, относящиеся к Кутузову.
(Выразительное чтение 4-й главы).
- Каким изображен главнокомандующий у Толстого? Выпишите нужные слова и предложения («светлейший», «.приласкав ее», « дедушка», «сидел от них особо, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука»; «некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой»; «сердито замахал ему рукой, выдвинулся из своего угла», « и сердитое кряхтенье и покашливанье»; «вдруг заговорил он», «сердитым голосом», « медленно приподнявшись», «он подошел к столу»; « долго сидел, облокотившись на стол», «прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу»).
Черты характера Кутузова М.И.
Доброта, страшные переживания за судьбу Родины, злоба ко всем, кто против России.
Беседа о картине Алексея Даниловича Кившенко «Совет в Филях 1812 года».
Вопрос: Какая фигура является центральной на картине?
Кутузов является центральной и самой узнаваемой фигурой картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях 1812 года». Взгляды всех присутствующих устремлены на него
Вопрос: Узнаете ли вы кого-нибудь еще?
На лавке Ермолов, Кайсаров, Толь. Под образами Барклай де Толли, рядом Уваров. Кроме самого Кутузова, в совете участвовали такие видные военачальники, как Барклай-де-Толли, Беннигсен, Дохтуров, Толь, Остерман-Толстой, Уваров, Коновницын, Раевский, Ермолов и Кайсаров. Все одиннадцать человек изображены на картине. Прямо в центре, спиной к зрителю сидит начальник штаба главнокомандующего Беннигсен - один из главных вдохновителей нового сражения. Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, полученная им за битву при Пресиш-Элау (ныне город Багратионовск, Калининградской области). Отношения между ним и Кутузовым были довольно натянутыми, поэтому главнокомандующий отправил Беннигсена в отставку сразу после оставления Москвы. Главным противником сражения был Барклай-де-Толли. На картине он сидит прямо под иконой. Он считал, что главная задача - это сохранить армию. В самой правой части картины за столом стоит горячий и решительный Алексей Ермолов, человек который просто не мог даже допустить мысль об отступлении и оставлении столицы. Карл Толь, генерал-квартирмейстер армии, стоит прямо за спиной Кутузова с блокнотом в руках. Его мнение совпадало с мнением большинства: Москву необходимо оставить).
Как вы думаете, для чего автор изобразил маленькую девочку? Это Малаша, глазами которой описаны события в избе Фролова
Вопрос: Точно ли подражает Кившенко изображению писателя?
- Многосюжетность, семьи
- В романе – более 500 действующих лиц. Сюжетные линии связаны с семьями Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Причем, последние соотносятся с образом Наполеона. Семьи Ростовых и Безруковых, показанные в эпилоге, писатель считает своим идеалом. Слайд 10.
- Посмотрите на иллюстрации. На первой изображены дети семьи Ростовых. Это самое начало романа, Наташа, Вера и Петя – еще совсем юные. На следующем фото – их родители - граф и графиня. Они танцуют на семейном празднике. Это тоже начало произведения. На последней иллюстрации изображена уже взрослая Наташа со своей семьей. Она - жена Пьера и мать семейства. Это семья Безуховых, изображенная в эпилоге романа.
- Большой промежуток времени
- Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху. Чтобы нам было легче ощутить это, посмотрим фрагменты прекрасного фильма С. Бондарчука, снятого 50 лет назад. В картине задействованы великие актеры, сам режиссер (он же сыграл Пьера) считал своей целью максимальное сходство фильма с романом Толстого. Фрагменты фильма. Слайд 11.
V. Итоги.
- Почему роман Толстого «Война и мир» называется эпопеей?
VI. Оценки с комментариями, домашнее задание.
Подготовиться по теме «Этапы духовных исканий Андрея Болконского».
Том 1, часть 3, глава 16
Том 2, часть 2, глава 12; часть 3. Глава 1-3, глава19
Том 3, часть 2, глава 37; часть 3, глава 31,32
Том 4, часть 1, глава 16
Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Война и мир" как роман-эпопея"
Презентация иллюстрирует черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Для этого использованы рисунки к роману, репродукция картины А. Кившенко "Совет в Филях 1812 года", кадры из двух фильмов, ...
Презентация к уроку по теме "Война и мир" как роман-эпопея" 2
Презентация иллюстрирует черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Для этого использованы рисунки к роману, репродукция картины А. Кившенко "Совет в Филях 1812 года", кадры...
Презентация к уроку по теме "Война и мир" как роман-эпопея" 3
Презентация иллюстрирует черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Для этого использованы рисунки к произведению, репродукция картины А.Кившенко "Совет в Филях 1812 года", кадры из двух филь...
Урок литературы 11 класс."Тихий Дон"- роман-эпопея о всемирной трагедии.
Урок построен с применением элементов технологии "кейс-метод".Используется составление кластера в ходе обсуждения проблем,затронутых в романе.Происходит формирование у учащихся умений строить и высказ...
"Роман "Война и мир" - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр"
Презентация к первому уроку литературы по роману Л. Н. Толстого. Знакомит с историей создания романа, особенностями жанра, с проблематикой...
Разработка урока по литературе "Война и мир как роман-эпопея" 10 класс
Урок разработан для учащихся 10 классов...
Роман "Тихий Дон как роман-эпопея". М.А. Шолохов.
Краткая характеристика романа, места действия, ключевого исторического времени, отражённого в романе. Донское казачество. Художественный язык произведения. Связь с природой....