Рабочая программа История 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Планирование составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.zip | 88.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Гимназия №7»
__________________Л.М. Запрудаева
«___» ______________ 2012 года «___» __________________ 2012 года
Рабочая программа
По предмету: История средних веков
Класс: 6 а, б, в, о
Количество часов в неделю \в год: 2часа\ 70 часов Уровень: базовый
Учитель: Ипатова Ольга Алексеевна
Планирование составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2010.
.
РАССМОТРЕНО на МО
Протокол №_____ от «____»сентября 2012г.
Руководитель МО
______________
Шаповалова Е.В.
г. НОРИЛЬСК
2012 -2013
Структура документа
Примерная программа включает разделы:
пояснительная записка;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
критерии оценки знаний учащихся;
формируемые знания и умения ученика.
Пояснительная записка
Согласно БУПу (базисный учебный план) 2004 года, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. и авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной., В.А. Ведюшкина на изучение истории средних веков в 6 классе отводится 70 часов (в том числе 2часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта основного образования принятого в 2010г, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарном подходе, с учетом компетентностей, необходимых для реализации образовательных стандартов нового поколения. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в новой истории мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цели курса: Формирование исторического мышления:
дать представление об общем и особенном при характеристике обществ средневековья
чем отличается мир средних веков от мира современного
формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм
Задачи курса:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие обществ
показать наиболее яркие личности истории средних веков и их роль в истории и культуре
охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования)
раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов средневековья оставил позитивный след в истории человечества
Данная программа направлена на работу в 6а,б,в,о классах.. Мотивация учения в 6а,б,в классах высокая: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В 6о классе не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Поэтому планируется в данном классе более тесное взаимодействие с родителями, классным руководителем.
Содержание программы:
Введение - 1ч.
Раннее средневековье - 10 ч
Расцвет средневековья - 16ч.
Итоговое обобщение - 1ч.
Введение. История России -1ч
Наша Родина в древности - 6ч.
Наша Родина IX- первой половинеXII вв.- 9 ч
Русские земли и княжества XII- середины XIII века-3 ч.
9. Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV веках-10 ч
10. Наша страна в XV веке-12 ч.
11. Обобщение «История России»-1ч.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся в 6 классе таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
Формируемые Знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории средних веков и выдающихся деятелей;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории средних веков ;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории средних веков, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006
Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2005.;
Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.
История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007
Дата проведения | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
план | факт |
| Введение. Живое средневековье. | 1 | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. |
|
Становление средневековой Европы (VI–XI века) | 4 |
|
| Древние германцы и Римская империя. |
1 | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Задания с кратким ответом | Образование варварских королевств. |
| Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Вопросы |
|
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Вопросы. | Политическая раздробленность. Норманнские завоевания |
| Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1
| Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Задания с кратким ответом | Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. |
Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 2 |
|
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. | Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). | Вопросы. | Императоры Византии. |
| Образование славянских государств. | 1 | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Задания с кратким ответом |
|
Арабы в VI – XI веках. | 1 |
|
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. | Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. | Задания с развёрнутым ответом. | Арабские племена: расселение, занятия |
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 4 |
|
| В рыцарском замке. | 1 | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. | Задания с кратким ответом |
|
| Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Задания с кратким ответом. |
|
| Формирование средневековых городов. | 1 | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Горожане и их образ жизни. | 1 | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. |
| Вопросы. |
|
Католическая церковь в XI – XIII веках. | 2 |
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей. | Таблица, тест. | Власть духовная и светская. Фома Аквинский. Ереси и борьба церкви против их распространения. |
| Крестовые походы. | 1 | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Задания с кратким ответом. | Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 6 |
|
| Объединение Франции. | 1 | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Задания с кратким ответом. |
|
| Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Тест. |
|
| Столетняя война. | 1 | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы. | Жанна д'Арк. |
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | 1 | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Таблица, тест. |
|
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве | 1 | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). | Задания с кратким ответом. |
|
Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. | 3 |
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1
| Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Задания с развёрнутым ответом.
|
|
| Гуситское движение в Чехии. | 1 | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). | Задания с кратким ответом. | Кризис католической церкви. Папы и императоры. |
| Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Тест. |
|
Культура Западной Европы в XI – XV веках. | 3 |
|
| Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | 1 | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. | Задания с кратким ответом. |
|
| Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. | Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Научные открытия и изобретения. | 1 | Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Тест. |
|
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | 3 |
|
| Средневековый Китай.
| 1 | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. | Составлять описание достижений культуры стран. | Таблица |
|
| Индия: государства и культура. | 1 | Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | Сравнивать особенности развития Китая и Индии. | Задания с развёрнутым ответом. | Средневековая Япония. |
| Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1
| Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Задания с кратким ответом. |
|
| Наследие Средних веков в истории человечества. | 1 | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. |
| Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Введение. Что изучает история Отечества. | 1 | Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы. |
|
Русь Древняя. | 11 |
| Восточные славяне. | 1 | Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами | Задания с кратким ответом |
|
33 | Соседи восточных славян. | 1 | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. | Задания с кратким ответом. | Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. |
| Формирование Древнерусского государства. | 1 | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. | Задания с развёрнутым ответом. | «Повесть временных лет» о начале Руси.
|
| Первые киевские князья. | 1 | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. | Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. | Вопросы. | Русь и Византия. |
| Князь Владимир. Принятие христианства. | 1 | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом.
|
|
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы. | Таблица, тест. |
|
| Культура Древней Руси. | 1 | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры. | Задания с кратким ответом. |
|
40 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | Сравнивать образ жизни разных групп населения. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Русь Древняя. | 2 | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Сравнивать исторические явления. | Задания с кратким ответом. | Международные связи Древней Руси. |
Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). | 10 |
|
| Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. | Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Главные политические центры Руси. | 2 | Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. | Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей. | Задания с кратким ответом. |
|
46 | Нашествие с Востока. | 1 | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). | Тест. |
|
48 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. | Задания с кратким ответом. | Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. |
| Русь и Литва. | 1 | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). | Задания с кратким ответом |
|
50 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | 1 | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. | Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры. | Задания с кратким ответом. | «Слово о полку Игореве». |
| Родной край в древности. | 1 | Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения. | Выявлять особенности развития края. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Политическая раздробленность на Руси. | 1 | Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Вопросы. |
|
Русь Московская (XIV – XVI века). | 15 |
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). | Таблица, тест. | Русские земли в составе Великого княжества Литовского. |
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. | Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской). | Задания с кратким ответом. |
|
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. | Задания с развёрнутым ответом.
|
|
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. | Задания с кратким ответом. | Многонациональный состав населения страны. |
| Московское государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. | Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. | Тест. | Местничество. |
| Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Реформы Избранной рады. | 1 | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. | Задания с кратким ответом. | Предпосылки централизации страны. |
| Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). | Задания с развёрнутым ответом. | Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. |
| Опричнина. | 1 | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. | Тест, вопросы. |
|
63 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. | 1 | Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература | Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Задания с кратким ответом. | «Задонщина». «Сказание о князьях Владимирских». |
| Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | 1 | Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. | Таблица |
|
| Быт XV – XVI веков. | 1 | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. | Задания с развёрнутым ответом. | Дионисий. «Домострой». |
66 | Родной край в XIV – XVI веках. | 1 | Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города. |
| Задания с кратким ответом. |
|
| Русь Московская. | 1 | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. | Задания с развёрнутым ответом. |
|
| Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. | 1 | Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. | Обобщать и систематизировать изученный материал. | Вопросы. |
|
69-70 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...