Рабочая программа История 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Ипатова Ольга Алексеевна

Планирование составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma.zip88.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                           РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №7»

 

СОГЛАСОВАНО                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по  УВР                                                     Директор МБОУ «Гимназия №7»

                                                                                              __________________Л.М. Запрудаева

«___» ______________ 2012 года                                    «___» __________________ 2012  года

Рабочая программа

По предмету: История средних веков 

Класс: 6 а, б, в, о

Количество часов в неделю \в год:  2часа\ 70 часов                                         Уровень: базовый

Учитель: Ипатова Ольга Алексеевна

Планирование составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2010.

.                                                                                                                         

                                                                                                                           РАССМОТРЕНО на МО

                                                                                                        Протокол №_____ от                                                                                 «____»сентября    2012г.

                                                           

                                                                                                     Руководитель МО

                                                                                                                               ______________                

                              Шаповалова Е.В.

                                                                       

                     

г. НОРИЛЬСК

2012 -2013

Структура документа

Примерная программа включает разделы:

пояснительная записка;

основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;

критерии оценки знаний учащихся;

формируемые знания и умения ученика.

Пояснительная записка

 

Согласно БУПу (базисный учебный план) 2004 года, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. и авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной., В.А. Ведюшкина на изучение истории средних веков в 6  классе отводится 70 часов (в том числе 2часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю. 

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта основного образования принятого в 2010г, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарном подходе, с учетом компетентностей, необходимых для реализации образовательных стандартов нового поколения. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в новой истории мира.

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Цели курса: Формирование исторического мышления:

дать представление об общем и особенном при характеристике  обществ средневековья

чем отличается мир средних веков от мира современного

формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм

Задачи курса:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие обществ

показать наиболее яркие личности истории средних веков и их роль в истории и культуре

охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования)

раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов средневековья оставил позитивный след в истории человечества

Данная программа направлена на работу в 6а,б,в,о классах.. Мотивация учения в 6а,б,в классах высокая: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В 6о классе не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Поэтому планируется в данном классе более тесное взаимодействие с родителями, классным руководителем.

Содержание программы:

Введение  - 1ч.

Раннее средневековье         - 10 ч

Расцвет средневековья       - 16ч.

Итоговое обобщение   - 1ч.

Введение. История  России  -1ч

 Наша Родина в древности             - 6ч.

Наша Родина IX- первой половинеXII вв.- 9 ч

Русские земли и княжества XII-  середины XIII века-3 ч.

     9.  Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV веках-10 ч

    10.  Наша страна в XV веке-12 ч.

    11. Обобщение «История России»-1ч.

         

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся в 6 классе таковы:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

 наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

Формируемые Знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен

знать основные этапы и ключевые события истории средних веков и выдающихся деятелей;

знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

знать изученные виды исторических источников;

уметь определять последовательность и длительность важнейших событий  истории средних веков ;

уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

группировать исторические явления и события по заданному признаку;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории средних веков, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006

Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007

Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2005.;

Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

Дата проведения

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Количество

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

план

факт


 1

Введение. Живое средневековье.

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.


 

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4


 


 2

Древние германцы и Римская империя.


 

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

Образование варварских королевств.


 3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы


 


 4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

Политическая раздробленность. Норманнские завоевания


 5

Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1


 

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

2


 
 


 6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

Императоры Византии.


 7

Образование славянских государств.

1

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом


 

Арабы в VI – XI веках.

1


 
 


 8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.

Арабские племена: расселение, занятия

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

4


 


 9

В рыцарском замке.

1

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.


Задания с кратким ответом


 


 10

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом.


 


 11

Формирование средневековых городов.

1

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.


 


 12

Горожане и их образ жизни.

1

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.



 

Вопросы.


 

Католическая церковь в XI – XIII веках.

2



 13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Таблица, тест.

Власть духовная и светская. Фома Аквинский. Ереси и борьба церкви против их распространения.


 14

Крестовые походы.

1

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Задания с кратким ответом.

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

6


 
 


 15

Объединение Франции.

1

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом.


 


 16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Тест.


 


 17


Столетняя война.

1

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

Жанна д'Арк.


 18

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 19


Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.


 


 20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском  п-ве

1

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Задания с кратким ответом.


 

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

3


 21

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1


 

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 


 22

Гуситское движение в Чехии.

1

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

Кризис католической церкви. Папы и императоры.


 23


Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Тест.


 

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3


 


 24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Задания с кратким ответом.


 


 25

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 26

Научные открытия и изобретения.

1

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Тест.


 

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

3


 


 27

Средневековый Китай.


 

1

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Таблица


 


 28


Индия: государства и культура.

1

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Задания с развёрнутым ответом.

Средневековая Япония.


 29

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1


 

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.


 


 30

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


 

Задания с развёрнутым ответом.


 


 31

Введение. Что изучает история Отечества.

1

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.


 

Русь Древняя.

11


 32

Восточные славяне.

1

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом


 

33
 

Соседи восточных славян.

1

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.


 34

Формирование Древнерусского государства.

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

«Повесть временных лет» о начале Руси.


 


 35

Первые киевские князья.

1

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

Русь и Византия.


 36

Князь Владимир. Принятие христианства.

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 


 37-38

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Таблица, тест.


 


 39

Культура Древней Руси.

1

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

Задания с кратким ответом.


 

40 

Быт и нравы Древней Руси.


1

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 41-42


Русь Древняя.

2

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Международные связи Древней Руси.

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

10


 


 43

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.


 


 44-45

Главные политические центры Руси.

2

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Задания с кратким ответом.


 

46
 

Нашествие с Востока.

1

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 47

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.


 

48
 

Русь и Золотая Орда.

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания.


 49

Русь и Литва.

1

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Задания с кратким ответом


 

50
 

Культура русских земель в XII – XIII веках.

1

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

«Слово о полку Игореве».


 51


Родной край в древности.

1

Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.

Выявлять особенности развития края.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 52

Политическая раздробленность на Руси.

1

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Вопросы.


 

Русь Московская (XIV – XVI века).

15


 53

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

Русские земли в составе Великого княжества Литовского.


 54

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.


 


 55

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад          Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 


 56

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Многонациональный состав населения страны.


 57

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

Местничество.


 58

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 59

Реформы Избранной рады.

1

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

Предпосылки централизации страны.


 60-61

Внешняя политика Ивана IV.

2

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество.


 62

Опричнина.

1

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.


 

63
 

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

«Задонщина». «Сказание о князьях Владимирских».


 64

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

1

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица


 


 65

Быт XV – XVI веков.

1

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

Дионисий. «Домострой».




 66

Родной край в XIV – XVI веках.

1

Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города.


 

Задания с кратким ответом.


 


 67


Русь Московская.

1

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 


 68

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

1

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.


 


 

69-70



Резервные уроки

2


 


 


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...