"Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век."
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век".
МЕСТО УРОКА: урок № 18-19 по истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 17-19 века» А.Н.Сахарова, А.Н. Боханова.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
УЧЕБНИК: А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2006 год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.
Цель: расширить, углубить и закрепить знания учащихся о Бунташном веке в России 17 века.
Задачи.
1. Образовательные:
- закрепить знания о последствиях Смуты,
-систематизировать знания 10-классников о периоде «Бунташного» века,
- продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы,
- учить использованию фактов и статического материала, с их помощью обобщать материал, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний,
- выявить новые черты развития старой России,
- определить причины народных выступлений в 17 веке,
- выяснить, почему 17 век назван «бунташным», а царь, в правлении которого
произошли многие народные выступления - «тишайшим»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_cherty.docx | 717.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
« НОВЫЕ ЧЕРТЫ СТАРОЙ РОССИИ.
РОССИЯ ПОСЛЕ СМУТЫ. «БУНТАШНЫЙ ВЕК.»»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ГБОУ ЦО №951
Татянюк И.А.
2011 год.
Век семнадцатый – век непонятный.
Отзвук твой до сих пор не утих.
Проступают кровавые пятна
На страницах, на годах твоих.
Век семнадцатый – горький и страшный.
Сколько сгинуло… Выслано сколь….
Дьявол черными крыльями машет –
И звенит звонкой сталью раскол.
Виталий Гриханов, старовер.
ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после Смуты.
Бунташный век».
МЕСТО УРОКА: урок № 18 по истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 17-19 века» А.Н.Сахарова, А.Н. Боханова.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
УЧЕБНИК: А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2006 год.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.
Цель: расширить, углубить и закрепить знания учащихся о Бунташном веке в России 17 века.
Задачи.
1. Образовательные:
- закрепить знания о последствиях Смуты,
-систематизировать знания 10-классников о периоде «Бунташного» века,
- продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы,
- учить использованию фактов и статического материала, с их помощью обобщать материал, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний,
- выявить новые черты развития старой России,
- определить причины народных выступлений в 17 веке,
- выяснить, почему 17 век назван «бунташным», а царь, в правлении которого
произошли многие народные выступления - «тишайшим»?
2. Развивающие:
- продолжить работу по развитию следующих умений и навыков: овладевать
научной терминологией, расширять словарный запас, лаконично и грамотно
выражать свои мысли, как устно, так и письменно,
- развивать интерес у учащихся к историческому наследию нашей Родины,
- развивать умение исследовательской работы,
-развивать эмоциональную сферу (сопереживания),
- умение отстаивать своё мнение, опираясь на факты,
- умение вести дискуссии по проблемным вопросам истории.
3. Воспитательные:
- продолжить работу по воспитанию активной гражданской позиции, чувства
патриотизма, долга, уважения на примерах судеб и биографий великих
людей России,
- воспитывать толерантность к окружающим, представителям других
национальностей и различным социальным группам,
- формировать активную жизненную позицию к учёбе, труду, и в целом к
окружающему миру,
- пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, музыкальный центр, телевизор, историческая карта «Россия в 17 в.», атласы, раздаточный материал, стенд с иллюстрациями.
ПЛАН УРОКА:
Этапы | Содержание | Формы и методы |
Организация начала урока | Приветствие. Раскрытие общей цели урока. | беседа |
Проверка домашнего задания | Повторение пройденного ранее материала, необходимого для изучения новой темы. | Беседа. Фронтальный опрос. Работа с настенной картой, атласами. |
Изучение нового материала | Формирование знаний о развитии России в начальный период правления Романовых, характеристика личности и деятельности Алексея Михайловича. Умение найти необходимую информацию в авторском тексте. | Беседа. Рассуждение и анализ текстовых материалов. Использование мультимедийных технологий. Работа с авторским текстом, с атласом |
Первичное закрепление материала | Проверка умения учащихся воспроизводить, полученные на уроке знания. | Работа с атласом. Фронтальный опрос, тестирование. |
Итоги урока | Возвращение к цели урока. Выявление успешности овладения содержанием урока. Общая характеристика работы класса. | Беседа. Фронтальный опрос. |
Информация о домашнем задании | Сообщение домашнего задания, инструктаж учащихся по его выполнению. | Работа с учебником. |
ХОД УРОКА:
№ этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Пример-ное время. |
1. | ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ. -Приветствие. -Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. -Подготовка учащихся к работе. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. - Тема нашего урока: « Новые черты старой России. Россия после Смуты. Бунташный век». Чтение эпиграфа к уроку. -Посмотрите на этот слайд и скажите, какой период Отечественной истории изображён на всех этих картинах? - Пока мы работаем над анализом фрагмента фильма, один ученик выйдет к доске и подготовит ответ- комментирование утверждения «Смута – трагедия, очищение и возрождение России», обосновывая свой ответ итогами Смуты. - Просмотр фрагмента кинофильма «1612». Какое событие отражено в увиденном отрывке? - В чём значение этого ополчения? Просмотр слайда. Скульптор Мартос, поставлен в 1818 г. - Раньше с 1918 г. в России 7 ноября отмечался общенациональный праздник, посвященный победе Октябрьской революции 1917 г. С 1991 г. этот праздник стали называть - День согласия и примирения. Но в 1996-м праздник переименовали. Госдума рассмотрела законопроект, согласно которому вместо 7 ноября в России появился новый общенациональный праздник - День народного единства, установленный в честь окончания смутного времени отмечать его стали 4 ноября с 2005 года. - «Смута – трагедия, очищение и возрождение России», готовы ли Вы прокомментировать данное утверждение.(проверка работы на доске). - Мы ещё раз вспомнили период Смутного времени, можете ли Вы теперь ответить, насколько правдив фильм «1612», можно ли брать его за основу изучения истории Отечества? | Приветствие учителя и гостей. Готовность к уроку, порядок на рабочем месте. -Изображён период Смуты, период с 1598 по 1613 гг. Первый этап: 1598-пресечение династии Калиты, правление Б.Годунова, 1601-1603 -неурожай 1604 г.- выступления самозванца Григория Отрепьева, Второй этап: - 1605-смерть Б.Годунова, царствие Лжедмитрия 1, 1006 -1610 год – Земский собор объявил царём Василия Шуйского - его крестоцеловальная запись,, 1606-1607 г.- восстание Болотникова 1609 г.- система двоевластия, в Тушино разбил лагерь Лжедмитрий 2, втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши, интервенция, -«Семибоярщина», Третий этап: 1611 г.- Национально-освободительный этап- создание первого и второго народных ополчений, 1613-1645 г.- избрание на престол Михаила Фёдоровича Романова. Ученик выполняет запись на доске. - Начало второго ополчения, время сбора войска Мининым и Пожарским. -Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. Был разрушен государственный порядок, идёт борьба за власть, политическая борьба перешла в новое качество: стороны создали свои органы власти ( армию, налоговую систему), рвались родственные связи, в борьбу вмешались внешние силы, страна была спасена, но не самодержавием, а патриотическим настроем представителей разных сословий. -Итоги Смуты: -Разорение, гибель людей, обнищание народа, слабость власти, крепостничество и самодержавие воспринимаются как неотъемлемая часть «старины», временно усилили влияние сословно-представительные органы: Боярская Дума и Земский собор. Ухудшилось международное положение государства и потеря земель (Смоленской, побережья Балтийского моря). Воцарение новой династии Романовых (1613-1917гг.). Рост позиций служилого дворянства, ослабление местничества и старого боярства. Возросло значение православных ценностей, усилились идеи изоляционизма и особой ответственности за веру. Россия стала ещё более консервативной и традиционной, упрочились монархические чувства, необходима тишина и покой, стабильность. -Соответствует лишь названием, кадром воззвания Минина и Пожарского, Лжедмитрий лишь 1, сцена расправы с ним и то не точно, фактический материал иногда идёт субтитрами, много неточностей. | 1-2. 10мин. . |
2. | -Почему на престол был избран Михаил Фёдорович Романов? Показ слайда. - Заняв в 1613 году трон, Романовы вместе с ним получили в наследство от своих предшественников полностью разоренную страну, несуществующую государственность и народ, вкусивший в начале века не только тяжесть произвола сильных людей, но и дурманящую сладость воли в условиях безвластия. Досталась Романовым и уже перераставшая в привычку у разных слоев феодалов уверенность в их праве решать судьбу престола и династии. Все это усугублялось оккупацией западных и северо-западных земель Московского царства иностранными войсками, участившимися набегами крымских татар и т.д. и т.п. - Откройте атласы на странице 14-15. - Проанализируйте те изменения, которые появились в социально-экономическом развитии страны в начале 17 века, дайте их характеристику . 1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов. Уже к 1630 году дворянское ополчение и полурегулярные стрелецкие полки стали дополняться полками иноземного строя. Показать слайд. Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой – “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович – “Донской”, князь Александр Ярославич – “Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV – “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”, царь Александр II – “Освободитель”. Сегодня вам предстоит определить свое отношение к присвоенному царю Алексею Михайловичу прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или усомниться с данным царю Алексею прозвищем “Тишайший”. Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами приложения № 1, представьте характеристику царя Алексея Михайловича. -В первые годы царствования Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах. Государством управляли воспитатель царя - боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове. Вам предлагается проанализировать документы о народных волнениях и заполнить таблицу , раскрывающую характерные черты народного движения 17 века.
При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина. -Обратите внимание, что при первых Романовых начинает складываться абсолютная монархия, ослабевает роль Земского собора, авторитет Боярской думы, формирование профессиональной регулярной армии и профессионального чиновничества. В 1649 г. издаётся Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права, не имевший аналогов в предшествующем русском законодательстве, он установил нормы во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и т. д. Возникновение Уложения связано было с необходимостью в создании более совершенных норм жизни общества. 1. Назовите причины, вызвавшие появление вышеприведенных статей. - Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". | - Принято решение не приглашать иноземных государей, он выходец из знатного рода, -сын митрополита Филарета, нестрашно «бывшим тушинцам», его отец в ссылке в Польше, многие сословия за него, -политпричина: стране нужен царь, который примирит все сословия, обеспечит сотрудничество разных политических лагерей. -В начале 17 в. В стране развиваются различные виды отраслей промышленности: развиваются мануфактуры кожевенные, чугуноплавильные, текстильные и др., Выделяется специализация районов. Увеличивается количество посевных площадей – освоение земель юга России, Поволжья, Сибири, рост товарного производства с\х продукции, зона промыслов. Но развитие не интенсивное, а экстенсивное. Развивается внутренняя и внешняя торговля, появляются центры торговли-ярмарки. Получают распространение монастырские библиотеки, разворачивается церковное строительство. Работа с Приложение № 1 Статьи о царе Алексее Михайловиче Платонова С.Ф., Ключевского В.О., Валишевского К.. Ответы детей. Работа с приложением № 2 и атласом. Делаются выводы, заполнение таблицы «Народные движения «бунташного века». Работа с приложением №3 . -Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам, усиливается налоговый гнёт, приказная волокита, бюрократизм, ограничивается казачья вольность. Показ слайда. | 20-25 минут. |
3. | Таким образом, мы видим, что с приходом к власти Алексея Михайловича появляются новые черты жизни в старой России, Для закрепления пройденного материала ответьте на вопросы теста которые взяты из вариантов работ ЕГЭ по данной теме. | - принимаются новые законы, наблюдается рост городов, строительство, развитие торговли, но при этом всё активней народное волнение, не случайно народ назвал это время «бунташным». Заполнение тестов. | 10 минут |
4. | Хотелось бы спросить у Вас ваше мнение, можно ли называть Алексея Михайловича Тишайшим или нет? | Ответы детей. | |
5 | Вашим Д\З будет 1.Параграф № 5-6. 2. Подготовить эссе на тему « Можно ли считать Алексея Михайловича Тишайшим? | ||
Дополнительно | Михаил Иванович Глинка опера «Жизнь за царя»-хор «Славься»-выражение чувства всенародного ликования и торжества победы над захватчиками, в образе Сусанина передаётся сонастроенность души простого крестьянина с теми глобальными историческими задачами, которые решала в то время Русь, расстающаяся со средневековым прошлым и уверенно глядящая в будущее. | Прослушивание фрагмента оперы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Царь Алексей правил с сентября 1645-го по февраль 1676-го. Выпали на эти десятилетия смуты и бунты, войны - справедливые и не очень, победные и закончившиеся поражениями. Менялся мир, менялась Русь. И нужно было соответствовать, полагая благо государства высшей целью. И впрямь - век XVII богат событиями, полон противоречий, борьбы. И российский самодержец был подстать эпохе: человек, "верный заветам старины", хорошо знающий русские традиции, но и восприимчивый к новому, умеющий учиться, готовый перенимать, но не слепо копировать. Добрый, добродушный, но могущий - во благо государства - быть жестким, подчас предельно жестоким. Царь, умеющий поддерживать порядок, способный добиться исполнения своих распоряжений. Иностранцы удивлялись, как могло Российское государство, сотрясаемое бунтами, проводящее одну военную компанию за другой, оправляться от потрясений, оставаться крупнейшим в тогдашнем мире, одним из сильнейших, и продолжать развиваться. Во многом этому способствовал "престиж", "сила" царской власти. И личные качества царя Алексея. Больше всего тех же иностранцев удивляло нелицемерно-религиозное, патриархально-отеческое отношение к подданным, к Родине. Алексей Михайлович не спешил чинить суд, определять вину, но властно останавливал мародерство и погромы. Солдат своих любил и берег, воеводам же прощал многое, но не лишние жертвы. Именно при царе Алексее были окончательно преодолены последствия Смуты начала века. Именно при нем был окончательно выбран абсолютистский путь развития русской монархии и сведены на нет зачатки русского парламентаризма - Земские соборы. Именно при нем, чуть ли не единственный раз в русской истории, и, кстати, Земским собором, была проведена законодательная реформа в интересах средних классов. Но именно эта реформа законодательства и укрепление абсолютизма царской власти утвердили безысходное крепостное рабство. При царе Алексее достигла расцвета государственная бюрократия - Приказы и Воеводства, службы зачастую "корыстные", т.е. изначально предполагающие мздоимство. Инициативой царя было и создание основ профессиональной армии - "полков иноземного строя". Не обошло государя стороной и личное горе: смерть жены, ранняя кончина трех сыновей. И все же, всю жизнь государь оставался категорическим противником печали. Религия, молитва, аскетизм, государственные заботы не исключали, по мнению Алексея Михайловича, удовольствий и потех. Интересы же его были очень разносторонни. Это и соколиная охота, о которой он оставил записки. Это и вопросы военные, и политические, и садоводство, и церковная служба. И театр. Впервые заведенный царем в России. "...утешайтесь доброю потехою... да не одолеют вас печали и кручины всяческие" - писал государь. Дабы не свершить тягчайший грех уныния. Считают, что при всем своем уме и образованности царь Алексей Михайлович был безвольным и временами малодушным человеком. Это правда, которую отмечают многие историки. Быстро вспыхивая, царь, зачастую, быстро и угасал в своих порывах. Не был он и работником, как его сын, Петр I. Но… Вольно или не вольно, царь Алексей "уравновешивал", "сглаживал", "нивелировал" различные стремления среди придворных, среди властной верхушки России - удерживал, "тормозил" реформаторов и подталкивал, заставлял двигаться "традиционалистов". Как пишет В.О. Ключевский: "Этому-то царю пришлось стоять в истоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились, встретились и перепутались... и над всеми ними как общий ключ к их решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних". |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Соляной бунт
«Соляной бунт» получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В городах бок о бок с тяглым посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод, назвавшихся так потому, что они были обелены, или освобождены от тягло. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Официальные документы того времени откровенно признают, что сбор стрелецких и ямских денег шел крайне неровно из-за массового уклонения посадских людей: «иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избытых».
В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, то соляной налог обогатит казну. На деле вышло обратное, так как покупатели до предела сократили потребление соли. Более того, соляной налог привел к непредсказуемым последствиям. На Волге из-за дороговизны соли гнили тысячи пудов рыбы, которой простой народ, питался во время поста. В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: воспитателя царя боярина Морозова, царского тестя князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С.Плещеева.
Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия. 25 мая 1648 г. когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала остановить Л.С.Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханитого поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: «Вот тебе, изменник, за соль». Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.
Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев, двинувшийся на защиту царского дворца с распущенными знаменами и барабанным боем. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися. Большинство приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Царь слезно просил толпу: «Я обещал выдать вам Морозова и должен признаться, что не могу его совершенно оправдать, но не могу решиться и осудить его: это человек мне дорогой, муж сестры царицыной, и выдать его на смерть будет мне очень тяжко». Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов- Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву.
Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович обещал также понизить цену на соль.
Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Болхове, Чугуеве.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Восстания в Пскове и Новгороде
Менее чем через год после принятия Соборного Уложения вспыхнули волнения в Пскове и Новгороде, двух городах, в которых еще не угас вечевой дух. Поводом к волнениям послужило известие об отправки хлеба в Швецию в счет погашения долгов правительства. «Молодшие люди» Пскова, то есть городская беднота, обратились к властям с просьбой не отправлять хлеб, так как городу грозил голод. Получив отказ 28 февраля 1650 г. псковичи вышли из повиновения. Был захвачен шведский агент, воевода Собакин потерял власть над городом.
Через две недели волнения перекинулись в Новгород, причем новгородцы действовали примерно по той же схеме. Был захвачен датский посланник, а 16 марта загудел колокол и раздались крики: «Государь об нас не радеет, деньгами помогает и хлебом кормит немецкие земли». Воевода князь Хилков и митрополит Никон пытались подавить волнения силой, но стрелецкие головы и дети боярские не могли ничего сделать с восставшими.
Думали отправить послов в Псков, чтобы обоими городами стоять заодно, но эти планы не были исполнены, и дело ограничилось тем, что в Москву была отправлена челобитная с заверениями в верности новгородцев, наказавших изменников. Среди самих восставших очень быстро начались колебания.
Между тем для усмирения Новгорода был направлен отряд ратных людей во главе с князем И.Н.Хованским.
Надежды на челобитную не оправдались, царь Алексей Михайлович потребовал выдать зачинщиков.С красноречивым увещеванием выступал митрополит Никон, на его сторону встала зажиточная часть новгородцев. В результате в середине апреля князь Хованский был впущен в город, а из Москвы пришел приговор: казнить смертью главарей восстания, а других зачинщиков бить кнутом нещадно и сослать в Астрахань на вечное житье.
Младший брат Новгорода Великого - Псков оказал более ожесточенное сопротивление. Восставшие силой взяли у воеводы свинец, порох и ключи от города.Князя Хованского, который после покорения Новгорода осадил со своим отрядом Псков, встретили стрельбою из пушек и пищалей. Характерно, что при этом восставшие продолжали надеяться на царя, не верили отрицательному ответу на свою челобитную. Военные действия продолжались несколько месяцев, и князь Хованский никак не мог взять хорошо укрепленный город. Более того, к Пскову присоединился Гдов и Изборск. Восставшие, зная о расправе над новгородцами, отказались покориться, а на послание митрополита Никона отвечали: «будет с него и того, что Новгород обманул, а мы не новгородцы, повинных нам к государю не посылать, и вины над собою никакой не ведаем».
С большим трудом псковичей удалось привести к присяге, а затем, несмотря на все сделанные до этого заверения, началась расправа над зачинщиками.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Медный бунт.
Причиной «медного бунта» стал кризис денежной системы. В Московском государстве в ту пору не было собственных золотых и серебреных рудников, и драгоценные металлы привозили из-за границы.
Затяжная война с Польшей из-за Украины потребовала огромных расходов, в связи, с чем по совету А.Л.Ордин-Нащокина начался выпуск медных денег по цене серебряных. Несмотря на строгий царский указ, никто не хотел принимать медь, а крестьяне, с которыми расплачивались, медными полтинами и алтынами, «худыми и неровными», прекратили подвоз в города сельскохозяйственных продуктов, что привело к голоду. Полтины и алтыны пришлось изъять из оборота и перечеканить в копейки. Однако правительство не сумело избежать соблазна легким способом пополнить казну и безмерно увеличило выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове. При этом, выплачивая жалование служилым людям медными деньгами, правительство требовало уплаты налогов («пятой деньги») серебром. Вскоре медные деньги обесценились, за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. И хотя строгий царский указ запрещал поднимать цены, все товары резко подорожали.
Большой размах получило фальшивомонетничество. По Соборному Уложению 1649 г. за подделку монеты преступникам заливали горло расплавленным металлом, но угроза ужасной казни никого не останавливала.
Показательно, что объектом всеобщей ненависти стали те же самые люди, которых обвиняли в злоупотреблениях во время «соляного бунта», и точно так же, как 14 лет тому назад, толпа напала и разгромила дом гостя Шорина, собиравшего пятую деньгу во всем государстве. Несколько тысяч человек отправились к царю Алексею Михайловичу, находившемуся в своем загородном дворце в селе Коломенском. Царь был вынужден выйти к народу, и перед церковью разыгралась сцена, являвшаяся нарушением всех правил придворного этикета. Простолюдины окружили царя, держали его за пуговицы, спрашивали: «Чему верить?», а когда Алексей Михайлович дал слово расследовать дело, один из толпы бил с царем всея Руси по рукам. Толпа отправилась восвояси, но этому дню не суждено было кончиться мирно.
Навстречу из Москвы валила еще одна многотысячная толпа, настроенная гораздо воинственнее. Мелкие торговцы, мясники, хлебники, пирожники, деревенские люди вновь окружили царя Алексея Михайловича и на сей раз уже не спросили, а требовали выдать ей изменников на расправу. Однако в Коломенском уже появились стрельцы и солдаты, отправленные боярами на выручку. Поэтому, когда Алексею Михайловичу стали угрожать, он возвысил голос и велел рубить мятежников. Безоружную толпу загнали в реку, более семи тысяч человек были перебиты и захвачены.
«Медный бунт» был выступлением городских низов. В нем приняли участие ремесленники, мясники, пирожники, крестьяне пригородных сел.
Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошел бесследно. В1663 г. по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалования всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну, где за каждый сданный платили 10, а позже еще меньше - 2 деньги серебром.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Степан Тимофеевич Разин.
С.Т. Разин происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, "вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста от был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь". С. Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно вокруг личности С.Т. Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.
В 1667 г. под руководством С.Т. Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В 1668-1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента и до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С.Т. Разин и его войско вернулись на Дон. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей.
Восстание 1670-1671 гг.
Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.
Среди народа распространились "прелестные (от слова "прельщать") письма" С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, "изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить". Как писал один иностранец - современник событий, С.Т. Разин "повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига... бояр или дворян..." Крестьяне верили в доброго царя.
Весной 1670 г. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разницы заняли Астрахань, черный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разницы в духе того времени не щадили своих противников - пытки, жестокие казни, насилие "сопровождали" их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.
Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.
Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству.
Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII - первой четверти XVIII в.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Соборное уложение 1649 г.
"Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.
"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. (естественно, с изменениями) Оно было переведено почти на все европейские языки.
В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.
"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.
Глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.
Глава XIX - "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов, и в торговых рядах.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Вопросы типа А:
1. Как назывался важнейший кодекс законов России, принятый в 1649 году, юридически оформивший крепостное право в России?
2. Осада какого города стала вершиной Крестьянской войны под руководством С. Разина?
3. Назовите прозвище царя Алексея Михайловича.
4. Как называется предприятие, основанное на ручной технике и разделении труда?
5. Как называлась слобода в Москве, где жили иноземные специалисты?
6. Какое название получило восстание в Москве в 1662 году?
Закрытые тесты с выбором ответа типа В:
1. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:
1) XVI в.; 2) XVII в.; 3) XVIII в.; 4) XIX в.?
2. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты (в начале XVII в.) является лишним:
1) К. Минин; 2) Д. Пожарский; 3) И. Болотников; 4) Е. Пугачев?
3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649г.; 2) 1645г.; 3) 1613г.; 4) 1654г.
4. Расположите в хронологическом порядке основные события «бунташного века»:
1) Медный бунт; 2) Соляной бунт; 3) восстание под руководством Степана Разина; 4) принятие Соборного уложения.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Укажите, какое событие произошло позже всех других:
1) принятие Соборного уложения;
2) воцарение Романовых;
3) получение Россией выхода к Балтийскому морю;
4) появление на политической арене Лжедмитрия I.
6. Кому из деятелей русской истории поставлен памятник в честь освобождения русских земель от иностранной интервенции начала XVII в.:
1) A.B. Суворову; 2) М.И. Кутузову; 3) Петру I; 4) К. Минину и Д. Пожарскому?
7. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:
1) Алексея Михайловича;
2) Михаила Романова;
3) Федора Ивановича;
4) Федора Алексеевича.
8. Соборное уложение — это:
1) свод законов;
2) порядок продвижения по государственной службе;
3) представительный орган при дворе;
4) литературное произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия после Смуты
Презентация, сопровождающая урок по данной теме...
Презентация "Россия в XIX веке: новые черты в жизни города и деревни"
Презентация может стать основой при проведении урока истории России по данной теме. Можно организовать работу со статистикой, с иллюстративным материалом, сравнить жизнь и быт разных слоев...
Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.
Цели:Образовательные.· Сформировать представление у учащихся об особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...
Россия после Смуты
Презентация по истории России...
ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие России: старое и новое»
История России, 10 классПрименяется в рамках изучения темы «Русское государство и общество в XVII веке»...
Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")
Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...