Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Чуприна Светлана Сергеевна
  • На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.
  • Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
  • Патриотическое и нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект48 КБ
Office presentation icon презентация440.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)

Цели урока

На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.

Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.

Патриотическое и нравственное воспитание.

Оборудование 

Использование ИКТ (презентация “Антигитлеровская коалиция во II мировой войне. 1941–1943 гг.”).

Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций, Пёрл-Харбор.

Основные даты: 14 августа 1941 г., 7 декабря 1941 г., 1 января 1942 г., 30 ноября 1943 г..

План изучения нового материала.

1.Отношение глав ведущих капиталистических стран к нападению Германии на СССР.

2. Создание АГК.

3. Ленд-лиз.

4. Вопрос об открытие второго фронта. Тегеранская конференция.

1. Вступительное слово учителя.

Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская - в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.

Документ №1.

“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.

2. Рассказ учителя с презентацией.

По рассказу учителя составить хронологию создания антигитлеровской коалиции.

Первым шагом на пути к АГК стало подписание англо-советского соглашения о совместных действиях в войне против Германии – 12 июля 1941 г.

Основой АГК стала Атлантическая хартия, которую подписали США и Великобритания во время встречи в июле 1941 г.

В Атлантической хартии США и Великобритания подчеркнули, что

не стремятся к территориальным приобретениям, переделу земли;

после окончательного уничтожения нацистской тирании установится мир, который даст возможность всем людям жить, не зная страха, нужды.

В сентябре СССР также присоединился к Атлантической хартии

В декабре 1941 года театром военных действий становится Тихоокеанский регион.

7 декабря эскадра японских кораблей нанесла удар по военно-морской базе США, располагавшейся на Гавайских островах в бухте Пёрл-Харбор.

Таким образом, США становится активным участником II мировой войны.

В январе 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций (26 стран).

Основные положения Декларации

Употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и союзных с им государств, с которыми данные правительства находятся в состоянии войны.

Сотрудничество с участниками Декларации.

Отказ от заключения сепаратного перемирия или мира с противниками.

Таким образом, в начале 1942 года была создана антигитлеровская коалиция, основой коалиции была необходимость уничтожения фашизма в мире.

Ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США, Великобритания, Китай.

Заметную роль играли британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия. В борьбу с Германией после поражения Франции вступили силы патриотического движения под руководством генерала Шарля де Голля.

Прямые вооруженные действия вели 25 государств, в апреле 1945 в состоянии войны в Германией и Японией находились 50 государств.

3. Работа учащихся с документами.

С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.

Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской

Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.

Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря)

В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак) (слайд № 8).

Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

4. Рассказ учителя

Об открытии второго фронта западными державами И.В. Сталин заговорил уже летом 1941 г.

“Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток, будучи убеждены, что никакого второго фронта на Западе нет и не будет. Немцы считают вполне возможным бить своих противников поодиночке: сначала русских, потом англичан…

В течение 1942 года эта проблема обсуждалась на переговорах в Лондоне и Вашингтоне.

Советская делегация настаивала на открытии второго фронта в 1942 г. во Франции.

Позиция глав США и Великобритании была различной. Рузвельт, в отличие от Черчилля, настроен был положительно.

Черчиллю удалось склонить Рузвельта к высадке англо-американских войск в Северной Африке, что не устраивало СССР.

В 1943 г. англо-американский десант был ориентирован на Средиземноморье и на Тихоокеанский бассейн.

Вопрос об открытии второго фронта стал основным во время встречи глав государств СССР, США, Великобритании в Тегеране.

Тегеранская конференция, 28 ноября – 1 декабря 1943 г

Основной вопрос конференции – вопрос об открытии второго фронта.

По данному вопросу было принято решение – открыть второй фронт в мае 1944 г. в Северной Франции.

На конференции поднимался вопрос об участии СССР в войне против Японии, о судьбе Германии и Польши. Так как вопросы были спорными, единого решения по ним не было принято.

Конференция показала единство союзников в главном – добиться полной победы над общим врагом.

Завершающая часть урока. Подведение итогов.

В ходе войны состоялись три конференции глав государств – основных участников Антигитлеровской коалиции.

Тегеранская конференция, на которой встретились главы правительств Великобритании – У. Черчилль, США – Ф. Рузвельт и СССР – И. В. Сталин («Большая тройка»), состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 г. На конференции были приняты решения по совместным военным действиям против фашистской Германии, о послевоенном сотрудничестве, об открытии не позднее 1 мая 1944 г. второго фронта в Европе вторжением через ЛаМанш [второй фронт  был открыт в июне 1944 г. (операция «Оверлорд»)]. Обсуждался вопрос о послевоенных границах Польши. Сталин обещал объявить войну Японии после окончания военных действий в Европе.

Крымская (Ялтинская) конференция «Большой тройки» проходила 4–11 февраля 1945 г. На конференции были согласованы планы разгрома Германии, условия капитуляции, принципы послевоенного сотрудничества, создания Организации Объединенных Наций (ООН), вопрос о суде над нацистскими преступниками, о послевоенных границах Польши. После окончания войны предполагалось разделить Германию и ее столицу Берлин на зоны оккупации.

На Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) встретились Сталин, Г. Трумэн – президент США, К. Эттли – премьерминистр Великобритании. Подтверждены решения Крымской конференции. Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом передавалась СССР. Утверждались границы Польши, был решен вопрос об уничтожении германских монополий, о суде над главными военными преступниками, о взыскании контрибуции с Германии. Переговоры велись с позиции силы, что создавало предпосылки «холодной войне».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»

Проект  по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»...

Факультативный курс "Миф о Холокосте: правда о судьбе евреев в годы Второй Мировой войны"

Факультативный курс рассчитан на 1 час в неделю для 10-11 классов. Представляет собой работу с обучающимися социально-гуманитарных классов. Возможно использование курса как элективного....

Курс « Новейшая история зарубежных стран»Урок истории по теме: « Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны» 11 класс

изучить поэтапное возникновение антигитлеровской коалиции , встречи союзников и совместный вклад народов антифашисткой коалиции в разгроме фашизма, и осознать старшеклассникам  значение коалиции...

Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...

Практическая работа "Тува в годы Второй мировой войны"

Ответить на вопросы практической работы...