Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
- На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.
- Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
- Патриотическое и нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 48 КБ |
презентация | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)
Цели урока
На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.
Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
Патриотическое и нравственное воспитание.
Оборудование
Использование ИКТ (презентация “Антигитлеровская коалиция во II мировой войне. 1941–1943 гг.”).
Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций, Пёрл-Харбор.
Основные даты: 14 августа 1941 г., 7 декабря 1941 г., 1 января 1942 г., 30 ноября 1943 г..
План изучения нового материала.
1.Отношение глав ведущих капиталистических стран к нападению Германии на СССР.
2. Создание АГК.
3. Ленд-лиз.
4. Вопрос об открытие второго фронта. Тегеранская конференция.
1. Вступительное слово учителя.
Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская - в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.
Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.
Документ №1.
“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.
Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?
Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.
2. Рассказ учителя с презентацией.
По рассказу учителя составить хронологию создания антигитлеровской коалиции.
Первым шагом на пути к АГК стало подписание англо-советского соглашения о совместных действиях в войне против Германии – 12 июля 1941 г.
Основой АГК стала Атлантическая хартия, которую подписали США и Великобритания во время встречи в июле 1941 г.
В Атлантической хартии США и Великобритания подчеркнули, что
не стремятся к территориальным приобретениям, переделу земли;
после окончательного уничтожения нацистской тирании установится мир, который даст возможность всем людям жить, не зная страха, нужды.
В сентябре СССР также присоединился к Атлантической хартии
В декабре 1941 года театром военных действий становится Тихоокеанский регион.
7 декабря эскадра японских кораблей нанесла удар по военно-морской базе США, располагавшейся на Гавайских островах в бухте Пёрл-Харбор.
Таким образом, США становится активным участником II мировой войны.
В январе 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций (26 стран).
Основные положения Декларации
Употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и союзных с им государств, с которыми данные правительства находятся в состоянии войны.
Сотрудничество с участниками Декларации.
Отказ от заключения сепаратного перемирия или мира с противниками.
Таким образом, в начале 1942 года была создана антигитлеровская коалиция, основой коалиции была необходимость уничтожения фашизма в мире.
Ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США, Великобритания, Китай.
Заметную роль играли британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия. В борьбу с Германией после поражения Франции вступили силы патриотического движения под руководством генерала Шарля де Голля.
Прямые вооруженные действия вели 25 государств, в апреле 1945 в состоянии войны в Германией и Японией находились 50 государств.
3. Работа учащихся с документами.
С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.
Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской
Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.
Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря)
В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак) (слайд № 8).
Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.
Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.
“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.
Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.
В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.
Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.
“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.
Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.
“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.
Вопросы к документам.
1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?
2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?
3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?
4. Рассказ учителя
Об открытии второго фронта западными державами И.В. Сталин заговорил уже летом 1941 г.
“Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток, будучи убеждены, что никакого второго фронта на Западе нет и не будет. Немцы считают вполне возможным бить своих противников поодиночке: сначала русских, потом англичан…
В течение 1942 года эта проблема обсуждалась на переговорах в Лондоне и Вашингтоне.
Советская делегация настаивала на открытии второго фронта в 1942 г. во Франции.
Позиция глав США и Великобритании была различной. Рузвельт, в отличие от Черчилля, настроен был положительно.
Черчиллю удалось склонить Рузвельта к высадке англо-американских войск в Северной Африке, что не устраивало СССР.
В 1943 г. англо-американский десант был ориентирован на Средиземноморье и на Тихоокеанский бассейн.
Вопрос об открытии второго фронта стал основным во время встречи глав государств СССР, США, Великобритании в Тегеране.
Тегеранская конференция, 28 ноября – 1 декабря 1943 г
Основной вопрос конференции – вопрос об открытии второго фронта.
По данному вопросу было принято решение – открыть второй фронт в мае 1944 г. в Северной Франции.
На конференции поднимался вопрос об участии СССР в войне против Японии, о судьбе Германии и Польши. Так как вопросы были спорными, единого решения по ним не было принято.
Конференция показала единство союзников в главном – добиться полной победы над общим врагом.
Завершающая часть урока. Подведение итогов.
В ходе войны состоялись три конференции глав государств – основных участников Антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция, на которой встретились главы правительств Великобритании – У. Черчилль, США – Ф. Рузвельт и СССР – И. В. Сталин («Большая тройка»), состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 г. На конференции были приняты решения по совместным военным действиям против фашистской Германии, о послевоенном сотрудничестве, об открытии не позднее 1 мая 1944 г. второго фронта в Европе вторжением через ЛаМанш [второй фронт был открыт в июне 1944 г. (операция «Оверлорд»)]. Обсуждался вопрос о послевоенных границах Польши. Сталин обещал объявить войну Японии после окончания военных действий в Европе.
Крымская (Ялтинская) конференция «Большой тройки» проходила 4–11 февраля 1945 г. На конференции были согласованы планы разгрома Германии, условия капитуляции, принципы послевоенного сотрудничества, создания Организации Объединенных Наций (ООН), вопрос о суде над нацистскими преступниками, о послевоенных границах Польши. После окончания войны предполагалось разделить Германию и ее столицу Берлин на зоны оккупации.
На Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) встретились Сталин, Г. Трумэн – президент США, К. Эттли – премьерминистр Великобритании. Подтверждены решения Крымской конференции. Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом передавалась СССР. Утверждались границы Польши, был решен вопрос об уничтожении германских монополий, о суде над главными военными преступниками, о взыскании контрибуции с Германии. Переговоры велись с позиции силы, что создавало предпосылки «холодной войне».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»
Проект по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»...
Факультативный курс "Миф о Холокосте: правда о судьбе евреев в годы Второй Мировой войны"
Факультативный курс рассчитан на 1 час в неделю для 10-11 классов. Представляет собой работу с обучающимися социально-гуманитарных классов. Возможно использование курса как элективного....
Курс « Новейшая история зарубежных стран»Урок истории по теме: « Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны» 11 класс
изучить поэтапное возникновение антигитлеровской коалиции , встречи союзников и совместный вклад народов антифашисткой коалиции в разгроме фашизма, и осознать старшеклассникам значение коалиции...
Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)
Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...
МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945гг.)
Научно-исследовательская работа ученицы 7 класса...
Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"
Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...
Практическая работа "Тува в годы Второй мировой войны"
Ответить на вопросы практической работы...