Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)
методическая разработка по истории (9, 11 класс) на тему

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.35 КБ
Файл otkrytyy_urok_voyna.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по теме, понимать причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, оценить вклад СССР в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  2. Развивать навык работы с документами, дополнительной литературой, умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умение работать в команде, отстаивать собственную позицию.
  3. На примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость советских солдат, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
  4. Использовать знания и умения в практической деятельности, выражать своё отношение к источникам победы и цене победы в войне

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация игры, игровые поля, рында, штурвал, сундук, конверты с буквами-названиями экипажей, одежда для капитанов (фланки, гюйсы, пилотки, перчатки), флажки.

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра «Морской бой»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и плана урока.

Учитель: Мы закончили изучать тему «СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг.» Для того, чтобы проверить свои знания и обсудить интересные проблемные вопросы, связанные с событиями Второй мировой войны, я предлагаю вам стать участниками масштабного интеллектуального морского сражения.

 В недалеком прошлом, когда компьютеры и многочисленные гаджеты еще не приобрели такую популярность, дети с удовольствием рисовали поле 10*10, располагали на нем свои корабли и окунались в мир увлекательного «Морского боя». Но времена меняются и это сражение я предлагаю в новом виде. Перед вами готовое поле для интеллектуального сражения. Вы превращаетесь в 3 героических экипажа. Но, чтобы отправиться в путь мы должны дать судам имена и определить капитанов. Для этого на столах находятся небольшие конверты, где вы найдете буквы. По сигналу команды вскрывают конверты и составляют название судна, расположив буквы на импровизированном борту. А в это время ребята, получившие при входе карточку с буквой «К» должны облачиться в морскую форму, лежащую перед вами: фланку с ремнем, гюйс, перчатки и пилотку – поздравляю, вы капитаны. Как только команда будет готова, капитан поднимает флажок вверх. Таким образом будет определена очередность ходов.

Ну что ж, экипажи сформированы, капитаны готовы. Немного о правилах. Перед вами поле 8*8, где расположены 8 кораблей: 1 трехпалубный, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Корабли не могут располагаться слишком близко друг к другу, между ними есть хотя бы 1 пустая клетка. В установленном порядке капитаны, посовещавшись с командой, совершают выстрел, называя координаты цели: буквенную и цифирную, например, А1. При попадании в корабль вы получаете 20 баллов и право следующего выстрела, однако, если вы не попадаете в цель, то вам предлагается вопрос или заданием достоинством в 10, 15, 20 баллов. На обдумывание ответа вам дается 10 секунд, в это время 2 другие команды имеют право так же предложить свои варианты, если ответ играющего экипажа окажется неверным. Для этого капитаны могут поднять флаг – сигнал готовности ответа. Для удобства на борту ваших судов находятся такие же поля, где вы можете делать необходимые пометки. Победителями станут команды, по истечении 30 минут набравшие наибольшее количество очков и потопившая последний корабль.      

А     Б     В     Г    Д    Е    Ж    З

10

10

20

15

10

20

15

10

20

15

20

15

20

10

15

20

10

10

20

15

15

20

10

15

20

10

15

10

10

15

20

10

10

15

20

20

10

20

10

15

20

20

15

15

15

20

10

15

15

10

20

1

2

3

4

5

6

7

8

Вам будут предложены самые разные вопросы, касающиеся исторических личностей, великих полководцев, героев войны, главных сражений, терминологии, причин и цены победы в войне. Желаю всем удачи и, конечно же, победы! Экипаж _____________, ваш первый выстрел!

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Составить пять вопросов по теме «СССР в годы Второй мировой войны»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

1 3 4 А Б В Г Д Е Ж З 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 5

10 баллов Назовите даты начала блокады Ленинграда, ее прорыва и полного снятия

Слайд 6

10 баллов Назовите операцию по прорыву блокады Ленинграда

Слайд 7

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука.

Слайд 8

15 баллов Назовите, какие проблемы истории Великой Отечественной войны неоднозначно оцениваются историками, публицистами, писателями, военачальниками, являются предметом дискуссионных обсуждений.

Слайд 9

10 баллов Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец, остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне. В народе также назывался «Маршалом Победы»

Слайд 10

20 баллов Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины трагического начала Великой Отечественной войны для нашей страны?

Слайд 11

15 баллов Назовите город, который Гитлер рассматривал, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории битва известна как «Операция «Тайфун».

Слайд 12

10 баллов Назовите название плана войны против СССР, разработанного фашистской Германией в 1940 г., получивший название в честь германского императора Фридриха I, возглавлявшего поход против крестоносцев на Восток в XII в .

Слайд 13

20 баллов «…Год 41-й, поражение первых месяцев войны было неминуемым следствием года 37-го и более ранних годов, и никогда нам не счесть и уже ие узнать, сколько миллионов могли остаться в живых…» (Кондратьев В. Оплачено кровью) Что дало право писателю на данную оценку? Согласны ли вы с ним?

Слайд 14

15 баллов Как называлась наступательная операция с 16 апреля по 8 мая 1945 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронта для взятия столицы Германии.

Слайд 15

20 баллов Маршал Советского Союза , Герой Советского Союза. Награжден орденом «Победа». Войска 3-го Украинского фронта под командованием этого полководца освободили столицы Румынии, Болгарии и Югославии, вместе с войсками 2-го Украинского фронта участвовал в освобождении еще двух – столиц Австрии и Венгрии.

Слайд 16

15 баллов Назовите одно из ключевых знаменитых сражений происходившее с 5 июля по 23 августа 1943 года. В нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

Слайд 17

20 баллов О каком событии идет речь в тексте, написанном со слов очевидцев трагедии: На станции эвакуированные ленинградские дети ночевали в вагонах под присмотром воспитателей. 18 июля, 7 часов вечера. Ужинаем в вагонах. Вдруг Аня, стоявшая у двери вагона, говорит: «Смотрите, самолет. Ой, он что-то бросает!» Это были ее последние слова. Ее убило осколком. Самолетов было несколько. Бомбили долго, потом несколько часов расстреливали из пулеметов. Дети разбегались, кто к зданию станции, кто в лес. Там их путь перерезал фашистский десант. Вагон с детьми Дзержинского района был уничтожен полностью».

Слайд 18

10 баллов Какой элемент формы русских знаменосцев 24 июня 1945 года на параде Победы был сожжен вместе с фашистскими знаменами ? Выберите ответ: Сапоги Перчатки Фуражки

Слайд 19

15 баллов Как называлась операция с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года, заключавшаяся в контрнаступлении Красной Армии для окружения и разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом?

Слайд 20

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука .

Слайд 21

10 баллов Назовите полководца, принимавшего Парад Победы на Красной Площади 24 июня 1945 года.

Слайд 22

10 баллов 28 июля 1942 г. Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чём же говорилось в этом приказе ?

Слайд 23

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука .

Слайд 24

15 баллов Маршал Советского Союза , дважды Герой Советского Союза, награжден орденом « Победа». В ходе Сталинградской стратегической наступательной операции (с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года), разгромил группу войск фельдмаршала Манштейна .

Слайд 25

15 баллов Этот военачальник удостоился звания Маршала Советского Союза и Героя Советского Союза. 18 января 1943 года осуществил прорыв блокады Ленинграда, выполнив встречную атаку под Шлиссельбургом.

Слайд 26

20 баллов Второй фронт в Европе был открыт союзниками за 11 месяцев до капитуляции германии. Чем это можно объяснить? Западные историки утверждают, что затяжка с открытием второго фронта будто бы компенсировалась военными поставками по ленд-лизу в СССР. Выскажите свою точку зрения. Каковы основные итоги Великой Отечественной войны? В чём значение нашей победы?

Слайд 27

10 баллов Автор знаменитого плаката «Родина – мать зовет!»: А.А. Дейнека Б.Е. Ефимов И.М. Тоидзе

Слайд 28

15 баллов За какую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?

Слайд 29

20 баллов В каком сражении впервые во второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти к обороне? (Укажите город и год)

Слайд 30

10 баллов Как во время войны называли партизан, которые в тылу врага мстили фашистским захватчикам? Варианты ответа: 1 Молодая гвардия 2 Неуловимые мстители 3 Невидимый фронт 4 Народные мстители

Слайд 31

15 баллов Гитлер считал своим главным врагом в СССР не Сталина, а диктора. За его голову он объявил награду в 250 тысяч марок. Советские власти тщательно охраняли его, а через прессу запускалась дезинформация о внешности мужчины. О ком идет речь?

Слайд 32

10 баллов Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС »?

Слайд 33

10 баллов Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «Катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)?

Слайд 34

15 баллов Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». В каком фильме позже режиссёр использовал этот эпизод?

Слайд 35

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука.

Слайд 36

10 баллов В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками?

Слайд 37

10 баллов Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?

Слайд 38

15 баллов Известно, что все тракторные заводы во время войны выпускали танки, а какие заводы могли выпускать патроны?

Слайд 39

20 баллов Перечислите Города-герои Великой Отечественной войны, которые не представлены в названии судов (8 перед Вами, еще 5 городов)

Слайд 40

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука.

Слайд 41

10 баллов Кем был во время войны Михаил Калашников, знаменитый конструктор автоматического стрелкового оружия? Варианты ответа: 1 Начальник штаба 2 Командир танка 3 Командир эскадрильи 4 Капитан корабля

Слайд 42

20 баллов Для успешного ведения войны немецким командованием было разработано 3 плана: «Барбаросса», «Ост», «Зеленая папка». Что включал в себя план «Ост»?

Слайд 43

1 0 баллов Сколько дней длилась оборона Брестской крепости? Варианты ответа: 1 30 дней 2 10 дней 3 90 дней 4 15 дней

Слайд 44

15 баллов 8 мая 1965 года этому месту присвоено героическое звание, в 1956 году снят художественный фильм о защитниках этого места в Беларуси К. Симонова «Бессмертный гарнизон»

Слайд 45

20 баллов Для успешного ведения войны немецким командованием было разработано 3 плана: «Барбаросса», «Ост», «Зеленая папка». Что включал в себя план «Зеленая папка»?

Слайд 46

20 баллов Как вы представляете, чему должна была научить человечество Вторая мировая война? Какие уроки оно должно усвоить сразу после её окончания и с течением времени?

Слайд 47

15 баллов Рядовой, стрелок – автоматчик. В бою у деревни Чернушки он закрыл своим телом амбразуру дзота. Кто он?

Слайд 48

15 баллов Лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать. О нём написан известный роман Б . Полевого . Кто он? Герой Советского Союза Маресьев А.П.

Слайд 49

15 баллов Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?

Слайд 50

20 баллов 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кто он?

Слайд 51

10 баллов Орденом Отечественной войны II степени награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это. Что именно ?

Слайд 52

15 баллов Кто и когда водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

Слайд 53

15 баллов Перед вами очень противоречивая и легендарная личность с непростой судьбой. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Участник Великой Отечественной войны. Потопил немецкий корабль «Вильгельм Густлофф »

Слайд 54

10 баллов На какой город фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город? Варианты ответа: 1 Москва 2 Севастополь 3 Новороссийск 4 Сталинград 5 Курск

Слайд 55

20 баллов Выберите человека, который с помощью семафорной азбуки покажите слово команде, которое он вытащит из сундука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939-1945 годов

Некоторые материалы по теме Вторая мировая война, Великая Отечественная война.Материалы могут быть распечатаны и использованы на уроке для на глядности, так же для оформления стенда по Великой Отечест...

Урок на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией

Разработка урока на тему «Кто победитель во Второй мировой войне 1939 – 1945 гг?» с презентацией...

Вторая мировая война. 1939-1945. (кратко)

К 70-летию Победы. Вторая мировая война. 1939 - 1945. (кратко)...

Итоги Второй мировой войны 1939-1945 г.г.

Презентация урока истории (Отечественная история, Всеобщая история XX в.)....

Методическая разработка урона на тему "Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны (1939 – 1945 г.г.)."

Цель урока: формирование исторических знаний о сути изменений во внешней политике СССР накануне второй мировой войны.Задачи урока:1.Обучающая-: обеспечить в ходе урока усвоение:1)факторов, повлиявших ...

Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Причины, ход военных действий

презентация содержит задания для раскрытия причин Второй мировой войны, задания в виде таблицы - ход военных действий...