Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Жители Древнего Египта, подданные фараона. Вислогузова Е.С.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

МБОУ "СОШ 30"

Цели урока:

Обучающие:

  • Показать трудности жизни простого народа;
  • Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати.

 

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить
  • делать выводы
  • работать с картой
  • анализировать текст;

Воспитательные:

  • Способствовать толерантному отношению к жизни и быту других народов.
  • Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение, любознательность.

Тип урока:

Комбинированный.

План урока:

Проверка домашнего задания (15 минут);

Объяснение нового материала «Жизнь и быт египтян» (25 минут);

Закрепление пройденного материала (5 минут).

Оборудование:

Карта «Древний Египет», иллюстрации к теме, схема к уроку «Структура древнеегипетского общества», состоящая из отдельных элементов, контурные карты, атласы учащихся, мультимедийное оборудование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_drevnego_mira.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира.

5 класс.

Тема: Жители Древнего Египта, подданные фараона.


Цели урока:

Обучающие:

  • Показать трудности жизни простого народа;
  • Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати.

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить
  • делать выводы
  • работать с картой
  • анализировать текст;

Воспитательные:

  • Способствовать толерантному отношению к жизни и быту других народов.
  • Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение, любознательность.

Тип урока:

Комбинированный.

План урока:

Проверка домашнего задания (15 минут);

Объяснение нового материала «Жизнь и быт египтян» (25 минут);

Закрепление пройденного материала (5 минут).

Оборудование:

Карта «Древний Египет», иллюстрации к теме, схема к уроку «Структура древнеегипетского общества», состоящая из отдельных элементов, контурные карты, атласы учащихся, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Опрос: 15 минут

Один учащийся на доске работает с понятиями.

Учитель: Напиши значение слов: Папирус, Оазис, Ил, Фараон, Рельеф.

Вопрос для всего класса:

Покажите на карте Древний Египет и определите его местоположение.

Раздать учащимся контурные карты.

Задание для всего класса:

Работа с контурной картой.

Давайте все вместе отметим на контурной карте синим карандашом реку Нил, подпишите реку. Теперь обозначим границы Древнего Египта, для этого используйте зеленый карандаш. В каждом государстве есть столица. Как она называлась в Древнем Египте? Отметьте Мемфис на контурной карте. (4 минуты).

Вопросы:

  1. Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Прав ли был Геродот? Свой ответ обоснуйте.
  2. Как древние египтяне объясняли разливы Нила? А как современные люди это объясняют?
  3. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
  4. Как произошло объединение Египта? Как называли правителей всего Египта?

Новый материал:

Ставим цели урока:

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества, мы с вами узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы. А также разберем понятие «меновая торговля».

Запишите домашнее задание. Параграфы 7, 8. Попробуйте изготовить амулет на удачную учебу. Что такое амулет – вы найдете на стр. 38 учебника, составить рассказ по одной из иллюстраций на выбор или составить кроссворд (5 слов).

Откройте тетради и запишите тему урока (записана на доске).

Мы вместе с вами будем составлять схему Структура общества (на столе разложены названия различных категорий населения, по мере прочтения пункта параграфа ученик прикрепляет на доску элемент схемы).

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Откройте все стр. 35. Давайте почитаем вместе пункт параграфа «Жители Египта: от фараона до простого земледельца» (учащиеся читают по 1 предложению из текста параграфа вслух, учитель комментирует прочитанное).

                    Слайд № 1

Читаем (стр. 35):

«Всесильным владыкой Египта был фараон».

Ученик на доску прикрепляет элемент схемы (фараон)

Посмотрите на изображение фараона Рамсеса (стр. учебника 42). Послушайте, что говорит сам фараон (Стихотворные строки были выданы нескольким учащимся на предыдущем уроке с целью подготовки для выразительного чтения).

Читает 1 учащийся:

Кто превзойдет меня? кто будет равен мне?

Деянье всех людей – как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах, как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я вождь земных царей и царь – я фараон!

              Слайд № 2

Учитель: фараону подчинялись жрецы.

Ученик на доску прикрепляет следующий элемент схемы(жрецы):

Кто такие жрецы?

Жрецы – это служители храмов, они совершали религиозные обряды и служения.

Послушаем, о чем нам расскажет жрец.

Читает учащийся:

Я жрец Исиды светлокудрой,

Я был воспитан в храме Фта,

И дал народ мне имя – Мудрый,

За то, что жизнь моя чиста.

              Слайд № 3

А теперь вновь обратимся к тексту параграфа, стр. 35:

«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».

Следующий учащийся прикрепляет на доске табличку (вельможи)

Посмотрите на картинку в учебнике стр. 40 «Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.

На 41 странице есть отрывок из древнеегипетской повести «Приключения Синухета», о жизни вельможи, дома вы внимательно прочитаете ее и ответите на вопрос 2, стр. 43.

                 Слайд № 4

Почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились? Какую службу при фараоне они выполняли? Откройте стр. 42 учебника, прочитайте первый абзац и расскажите о службе вельмож (2 минуты).

После прочтения пункта параграфа учащиеся рассказывают о службе вельмож.

Давайте снова обратимся к 1 пункту параграфа 7. Читаем учебник (стр. 35):

«…у фараона и вельмож состояли на службе многочисленные писцы».

Учащийся прикрепляет на доску табличку с надписью (писцы):

Откроем стр. 39 учебника и самостоятельно прочитаем пункт параграфа 5 «Писцы собирают налоги» (2 минуты). После прочтения мы все вместе попробуем ответить на вопросы.

                Слайд № 5

Вопросы к 5 пункту параграфа:

1. Опишите, как выглядел древнеегипетский писец.

2. Зачем писцы были нужны вельможам и фараону?

3. Почему земледельцы боялись писцов?

Читаем вместе первый пункт, стр. 35.

«…Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско».

Следующий учащийся прикрепляет табличку к доске (воины):

Откройте стр. учебника 43, там нам представлены древнеегипетские статуэтки воинов.

Давайте послушаем, о чем поют воины, которые возвращаются с военного похода (Слова воинов читают 3 учащихся, которым были розданы стихотворные строки заранее):

Это войско вернулось с удачей!

Оно сожгло поселки соседей.

Это войско вернулось с удачей,

Оно там поразило десятки отрядов!

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

                 Слайд № 6                    

Обращаемся снова к тексту учебника, стр. 35, последний абзац:

«…На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

                   Слайд № 7

Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят…»

                   Слайд № 8

Учащийся прикрепляет на доску следующий блок схемы (земледельцы и ремесленники):

На стр. 36, 37 мы как раз видим изображения земледельцев, ремесленников. Давайте внимательно посмотрим на древнеегипетскую настенную роспись, стр. 36, верхний рисунок. Вопрос: Что изображено на рисунке?

В тексте нам встретилось незнакомое слово: налоги. Еще раз прочитаем его значение. Запишите это слово и его значение в тетрадь.

Но была еще одна категория населения, о которой мы не прочитали в тексте учебника. Послушайте еще раз строки из песни воинов:

Это войско вернулось с удачей,

Оно привело многие отряды в плен.

Как вы думаете, что сделают воины с пленными?

Сначала пленных действительно убивали, а потом стали сохранять им жизнь, чтобы пленные выполняли самую тяжелую и грязную работу. Их стали называть рабами.

           Слайд № 9

Учащийся прикрепляет еще один элемент схемы на доску (рабы):

Откройте все стр. учебника 54 «Строительство пирамиды». Послушайте, что могли рассказать рабы (Стихотворные строки читают учащиеся, которым текст был дан заранее):

Я жалкий раб царя, с восхода до заката,

Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой – единственная плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен,

Как утренняя тень, исчезну без следа,

Меня с лица земли века сотрут, как плесень;

Но не исчезнет след упорного труда;

И вечность простоит, близ озера Мерида,

Гробница царская, святая пирамида.

Вы послушали, что могли рассказать о себе рабы. А теперь давайте ответим на вопросы:

1. Как платили рабу за его труд?

2. Если раб не хотел выполнять работу, как с ним поступали?

3. Где работали рабы, от лица которых шло повествование?

У нас с вами получилась схема «Структура Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим:

Вопросы:

  1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
  2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам и рабам).
  3. Чем отличалось положение рабов от положения крестьян и ремесленников? (Крестьяне и ремесленники были свободными людьми).
  4. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).
  5. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
  6. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).

Откройте все стр. 39, рассмотрим рисунок Меновая торговля.

Вопросы:

  1. Этот рисунок сохранился еще с древних времен. Что на нем изображено?
  2. Как вы думаете, почему люди менялись товарами, а не покупали их за деньги?

Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как и корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец.

Игра «Меновая торговля»:

Рыба, 2 горшочка масла, мешок зерна (для игры можно использовать предметы или картинки).

Учащимся раздаются предметы торговли. Учитель на примере показывает:

У меня есть свежая рыба, я бы хотела получить горшочек масла. Учитель подходит к ученику и предлагает ему совершить обмен. По аналогии учащиеся пробуют совершить обмен, можно повторить несколько раз. Игра у учеников вызывает живой интерес и служит примером меновой торговли. По окончанию игры учитель задает вопросы:

  1. Что такое «меновая торговля»?
  2. Как вы думаете, чем такая торговля неудобна? Всегда ли можно было получить нужный товар?

                        Слайд № 10

Закрепление:

  1. Какие категории населения существовали в Древнем Египте?
  2. Подумайте, если власть фараона была столь велика, зачем ему нужны были жрецы, вельможи, писцы, воины?
  3. С помощью каких исторических источников мы можем узнать о жизни египетских крестьян и ремесленников?
  4. Для чего писцов во время сбора налогов сопровождали стражники с прутьями и палками?
  5. Что такое меновая торговля?

Вывод: сегодня на уроке мы с вами узнали о структуре Древнеегипетского общества, познакомились с понятиями: фараон, жрец, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, раб, налоги, узнали, что такое меновая торговля.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, еще раз напоминает, что нужно выполнить дома к следующему уроку.

Д/З: параграфы 7, 8. амулет (стр. 38), составить рассказ по одной из иллюстраций на выбор или составить кроссворд (5 слов).

Литература:

  1. История Древнего Мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, - 9-е издание, - М.: Просвещение, 2002.
  2. История Древнего Мира, 5 класс, Поурочные планы по учебнику «История Древнего Мира. 5 класс»/ О. А. Северина. В двух частях, Волгоград, 2003, часть 1.
  3. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К. В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жители Древнего Египта, подданные фараона.

Цели урока:  Обучающие:Показать трудности жизни простого народа;Познакомить с бытом, образом жизни представителей знати....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...