урок по теме: "Внешняя политика Екатерины II"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Данный урок раскрывает основные направления внешней политики эпохи правления Екатерины II
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 52 КБ |
prezentaciya_1.dokumenty.pptx | 96.76 КБ |
prezentaciya_2.urok_vneshnyaya_politika_ekateriny_2.pptx | 1.11 МБ |
prezentaciya_3.pyotr_aleksandrovich_rumyancev-zadunayskiy.ppt | 1.92 МБ |
prezentaciya_4.aleksandr_vasilevich_suvorov.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внешняя политика Екатерины II. 10 класс.
Урок дается по методике усвоения новых знаний.
Урок данного типа предполагает следующую структуру:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности школьников.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Разработка данного урока учитывает личностно-ориентированный подход к обучению, который предполагает вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность, выполнения целого ряда практических заданий, самостоятельный поиск информации, анализ и систематизацию.
1.Проверка домашнего задания входит в структуру урока, она предполагает работу с историческими источниками изучаемой эпохи, последующий анализ источников и решение проблемных заданий. Решение данных заданий позволяет лучше усвоить новый материал, создать представление об эпохи в целом. Домашнее задание проверяется фронтально при участии всех учащихся.
2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности, проблемные и познавательные задания сообщаются в начале урока.
Прежде чем перейти к изучению нового материала, учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, связанных с предыдущим материалом, таким образом, учащиеся самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи между различными эпохами.
В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос, ответ на который учащиеся должны получить в конце урока после самостоятельного изучения ряда исторических источников.
Усвоение новых знаний находится в центре внимания учителя и ученика. Учебно-познавательная деятельность направлена на раскрытие причинно- следственных связей в изучаемом материале. На протяжении всего урока учащиеся работают с источниками и исторической картой, что обеспечивает доступность и наглядность изучаемого материала, также в течение урока учащиеся фиксируют в тетрадях основные события изучаемой эпохи, что помогает им закрепить изучаемый материал.
3. Восприятие и первичное осознание нового материала достигается путем работы с картами, схемами, иллюстрациями, но особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: подготовка небольших сообщений об исторических личностях, которые помимо биографической информации содержат выдержки из исторических источников, к которым были поставлены проблемные вопросы.
4. Обобщение и систематизация знаний проводится в форме теста.
5.Заключительное слово, выводы. Оценка работы отдельных учащихся учителем.
Домашнее задание, связано с анализом исторического источника, выполнением проблемных заданий. Усвоение новых знаний прошло на уроке.
Цель:
Обучающая: дать представление о возможности для России обретения выхода к Черному морю; изучить причины и ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах; осветить сложную дипломатическую борьбу
Развивающая:
развивать способность учащихся осмысления события, закрепления теоретических знаний, получения в результате предыдущей подготовительной работы, а именно усвоить исторические понятия, идеи, даты, термины;
овладеть методами анализа обобщения и заключения;
побудить к активной мыслительной деятельности
продолжить формирование умений и навыков работы с историческими источниками.
Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к истории.
помочь правильно оценить поступки, действия исторических деятелей; прививать чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала с опережающими заданиями и сообщениями учащихся.
Оборудование: мультимедиа, карта «Россия во второй половине XVIII в». учебник А.А. Левандовского «История России XVIII-XIX»
Даты:
7 июля 1770 битва при Ларге
21 июля 1770 битва при Кагуле.
В 1774 был заключен был Кючук-Кайнаржийский мир
1787–сражение у Кинбурна
1789 – сражение у Рымника и Фокшаны
В 1788 - взятие Очаков.
1790 -взяли Измаил
1772 – 1-й раздел Речи Посполитой, 1793 – 2-й раздел Речи Посполитой, 1795- 3-ц раздел Речи Посполитой.
Личности: Г.А. Спиридов, П.А. Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Ф.Ф. Ушаков
Ход урока
1.Орг. момент. Тема урока, цель урока.
2.Опрос домашнего задания: работа с документами (Презентация 1.). ( 3 мин)
3.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
1.Вспомните, какие задачи во внешней политике ставил перед собой Петр 1, решил ли он их? Какие внешнеполитические задачи будут у его преемников?
2. Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела»
канцлер граф А. Безбородко
Как вы думаете, каких результатов во внешней политике удалось добиться при Екатерине 2? ( 3 мин)
3. В годы правления Екатерины 2 были поставлены следующие внешнеполитические задачи:
(Презентация 2. слайд 2): основные направления внешней политики, на уроке будут рассмотрены 2 направления: Южное и Западное
4.Рассмотрим 1 направление: ( 10 мин)
Что могло послужить причиной для русско-турецкой войны? (Борьба России за выход к Черному морю, борьба Турции за Северное Причерноморье)
Войну начинает Турция в 1768г. Русским войскам благодаря полководческому таланту: Спиридова, Румянцева удалось одержать ряд блестящих побед
На личности Румянцева остановимся более подробно: сообщение учащегося. (Презентация 3.)
Памятка анализа источника:
тип документа
название
автор
дата создания
структура
с какой целью написан
какой проблеме посвящен
позиция автора. Анализ содержания исторического документа зависит от типа документа и завершается обобщающими выводами (в виде таблицы, схемы, утверждения)
Вопросы: каковы условия Кючук-Кайнарждийского мира в 1774 г. Почему подписание данного договора вызвало новую войну с Турций?(работа с источником. слайд 3.)
Итог: Показать на карте, какие территории получила Россия?
5. Стремление Турции взять реванш и желание Росси закрепиться на черноморском побережье приводит к новой русо-турецкой войне 1787-1791. В этой войне своим полководческим искусством прославились: Суворов, Потемкин, Ушаков. (10 мин)
Сообщение учащегося о Суворове. Анализ источника: «Наука побеждать» (Презентация 4.)
Вопрос: Какие правила воинского искусства актуальны и сейчас?
Итог. Слайд 5
Физминутка
6. Рассмотрим западное направление - разделы Речи Посполитой слайд 6. (10 мин)
В чем состоят причины разделов? Каким государства это было выгодно? (Презентация 2.слайд 7.)
Итоги разделов . Работа с источником (слайд 8.). Сравните документы о разделе Рече Посполитой и выясните: Какие территории приобрела Россия? Покажите их на карте
7. Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос, заданный в начале урока.
Рефлексия: ответы на тестовые вопросы ( 5 мин)
1.Что является лишним в ряду?
В 1770 г. произошло сражение: у реки Ларги, при Фокшанах, у реки Кагул, в Чесменской бухте.
2.Сражение при Фокшанах, на р. Рымник, взятие Измаила относятся к:
А) русско-турецкой войне 1735-1739 гг.
Б) русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
В) русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
Г) войне со Швецией
3. О ком идёт речь?
Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины II . Он за присоединение Крыма мирным путём получил титул светлейшего князя Таврического.
4. Внешняя политика Екатерины II привела к:
А) потере выхода к Чёрному морю
Б) значительному росту территории страны
В) обострению отношений с Англией
Г) превращению России в великую европейскую державу
Подведение итогов: Что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее?
Посмотрите на фотогаллерею: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Г.А.Спиридов
Поистине можно гордиться нашими полководцами. Но мы не должны забывать, что за величие России заплачена высокая цена – огромное количество человеческих жизней.
Д.З .§ 8, работа с источником «Манифест о присоединении Крыма».
Используемая литература:
Т.В. Коваль, Н.С.Борисов, А.А.Левандовский. История России с древнейших времен до конца XIX в. Поурочные рекомендации.-М.:Просвещение,2011
Сорокина Е.Н.История России. 10 класс. Методическое пособие.-М.:Вента-Граф, 2011
Кудрявцева Т.Ю.История России 10 11 класс. Технология педагогичеких мастерских.-Волгоград.:Учитель, 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понеже в камер-коллежской ведомости, по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910 866 душ, и управление столь великого числа деревень духовными, часто переменяющимися властями, происходило тем самим домам архиерейским и монастырским тягостное, а временем, или за расхищением служками, или за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное; сверх же того многие епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то мы учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оные вотчины, со всеми казенными в них наличностьми , под свое ведение и управление. А яко комиссия за сходственное и удобное крестьянам без отягощения их нашла, и о том нам свое мнение представила, чтоб на каждую душу, вместо всех архиерейских и монастырских, пашенных и сенокосных работ, и всякого рода хлебных и других окладов, положить оброку денежного по полтора рубли с души. 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г.
Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женского пол, которые, вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными поступками многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают и другим, подобным себе, наивящшие к таким же вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь принимать по заручным доношениям от самих помещиков или от их поверенных, у коих будут надлежащие поверенные письма, в лежащих, по Волге и Оке рекам, губерниях 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г.
Во всенародное известие. Хотя по высочайшей ея имп . вел. конфирмации обнародованным от Сената генваря 19 дня прошлого 1765 года указом, в подтверждение многих прежде изданных, и объявлено, дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачею в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третие преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты. 1.Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г. 2.Указ о секуляризации монастырского землевладения. 1764 г. 3.Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 4.Указ о ссылке крестьян в Сибирь. 1760 г. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. 1767 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления внешней политики Екатерины II Южное (Обеспечение выхода России к черному морю .) Политика «вооруженного нейтралитета» Северо-западное (Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике). Западное (Участие в разделах Речи Посполитой )
Русско-турецкая война (1768-1774) Спиридов Григорий Андреевич (1713-1790)– адмирал. 26 июня 1770 г. Чесменское сражение, разгром турецкого флота Пётр Александрович Румянцев- Задунайский (1725—1796) — русский военный и государственный деятель, полководец
Русско-турецкая война (1787-1791) Александр Васильевич Суворов ( 1729—1800) — великий русский полководец, генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потемкин-Таврический русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал 1788- взят Очаков 1783-присоединение Крыма Ушаков Федор Федорович российский флотоводец, адмирал. 1790-Керченское морское сражение 1791-сражение у м.Калиакрия
Итоги войны Россия Турция Получила не просто выход в Черное море, но и стала великой черноморской державой Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них многих портов и городов. Вынуждена была просить мира и уменьшить свои владения.
Разделы Речи Посполитой Разделы Речи Посполитой Первый раздел 1772 г. Второй раздел 1793 г. Третий раздел 1795 г.
Причины раздела Речи Посполитой Речь Посполитая обладала значительной территорией, но не обладала силами ее удержать Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой В условиях русско-турецкой войны Россия была вынуждена пойти на соглашение с соседями « Союз Австрии и Турции может сильно повредить мне и это вполне реальная угроза для моего государства»
Итоги разделов Речи Посполитой 1772 г. января 4 ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПРУССИЕЙ О ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ 1 793 -е. января 12/23 КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ПРУССИЕЙ О ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ 1794 г. декабря 23/1795 г. января 3 ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИИ И АВСТРИИ О ТРЕТЬЕМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ императрица всероссийская, вступит во владение остальной частью польской Ливонии, а также частью Полоцкого воеводства, воеводством Витебским, так что все воеводство Мстиславское как по сю сторону, так и по ту сторону Днепра и обе оконечности Минского воеводства по сю сторону новой границы и Днепра будут принадлежать Российской империи. е. в. императрица всероссийская вступит во владение землями и провинциями, начинающейся от поселения Друи, находящегося на оконечности Семигалии на левом берегу Двины; отсюда линия продолжается через Нароч и Дубраву, направляясь по границе Виленского воеводства на местечко Столпега , идет к Несвижу, потом к Пинску, а отсюда проходя через Кунев между Вышгородом и Новогробли близ границы Галиции, по которой она следует до реки Днестра; следуя по течению этой реки, она оканчивается у Егорлыка, нынешней границы России. Что впредь границы Российской империи будут простираться вдоль границы между Волынией и Галицией до реки Буга; отсюда граница направится, следуя по течению этой реки до Брест-Литовска и до пограничной черты воеводства этого имени и Подляхии ; затем она направится по возможности по прямой линии границами воеводств Брестского и Новгородского до реки Немана напротив Гродно, откуда она пойдет вниз по этой реке до места, где она вступает в прусские владения, а потом, проходя по прежней прусской границе с этой стороны до Полангена , она направится без перерыва до берегов Балтийского моря на нынешней границе России близ Риги. 1772 г. июля 25 ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И АВСТРИЕЙ О ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ ПОЛЬШИ ее в-вом императрицей всероссийской те земли и области Польши, состоят из польской Литвы, а также из части Полоцкого воеводства, находящейся по сю сторону Двины, и равным образом из воеводства Витебского, и следуя по этой границе до пункта, где соединяются три воеводства: Полоцкое, Витебское и Минское; от этого пункта граница пойдет по прямой линии до истока реки Дручи при местечке Орша, а оттуда следуя по течению этой реки до впадения ее в Днепр, так, что все Мстиславльское воеводство, как по сю , так и по ту сторону Днепра, и обе оконечности Минского воеводства выше и ниже Мстиславльского воеводства по сю сторону новой границы и Днепра будут принадлежать Российской империи КОНВЕНЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ МЕЖДУ РОССИЕЮ И ПРУССИЕЮ, ПРИ УЧАСТИИ АВСТРИИ 1795 г., октября 13-го (24-го Ея Величество Императрица Всероссийская и Его Величество Король Прусский, желая прийти к более подробному и окончательному соглашению относительно постановлений, находящихся в Декларации, заключенной здесь в С. -Петербурге 23-го Декабря 1794 г. (3-го Января 1795 г.) В следствие сего Ея Императорское Величество сохранит в своем владении все земли, города, округи и прочия поместья, которыя упомянуты в том акте
Итоги Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому: 1. Начинается освоение степей Причерноморья, свободных от помещичьего землевладения, что создавало благоприятные Условия для развития этого региона. 3. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. 4. Увеличила свою территорию за счет разделов Речи Посполитой « Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела » канцлер граф А. Безбородко
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7 июля 1770 битва при Ларге , где Румянцев с 25-тысячным войском разбил 80-тысячный турецко-татарский корпус. 21 июля 1770 битва при Кагуле. В 1774 был заключен был Кучук-Кайнарджийский мир , доставивший Румянцеву фельдмаршальский жезл, наименование Задунайского и другие награды.
Арт. 3. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы, без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чин-гисского поколения. Арт. 16. Российская империя возвращает Блистательной Порте всю Бессарабию с городами Аккерманом, Килией, Измаилом и прочими, с слободами, деревнями и всем тем, что оная провинция в себе содержит; равномерно возвращает ей и крепость Бендеры. Возвращает также Российская империя Блистательной Порте оба княжества Воложское и Молдавское со всеми крепостями, городами, слободами, деревнями и всем тем, что в оных находится. Арт. 17. Российская империя возвращает Блистательной Порте все Архипелагские острова, под ее зависимостью находящиеся Арт. 18. Замок Кинбурн, лежащий на устье реки Днепра, с довольным округом по левому берегу Днепра и с углом, который составляет степи, лежащие между рек Буга и Днепра, остается в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи. Арт. 19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском, с их пристанями и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керчинской границе до урочища Бугак, и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи. Арт. 20. Город Азов с уездом его и с рубежами, показанными в инструментах 3 , учиненных в 1700 г., то есть в 1113-м, между губернатором Толстым и агугским губернатором Гас-саном-Пашой, вечно Российской империи принадлежать имеет. Арт. 21. Обе Кабарды, то есть Большая и Малая, по соседству с татарами большую связь имеют с ханами крымскими, для чего принадлежность их императорскому российскому двору должна предоставлена быть на волю хана крымского, с советом его и с старшинами татарскими.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1742 году был зачислен мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк В 1754 году получил первый чин поручика и был назначен в Ингерманландский пехотный добился Участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 17 (28) марта 1774 года он произведён в генерал-поручики, участволал в сражении у Козлуджи ( 10(21) июня 1774 года
1787– сражение у Кинбурна 1789 – сражение у Рымника и Фокшаны В 1788 - Южная армия Г.А.Потемкина, взяв Очаков, приблизилась к Измаилу, но захватить крепость не удалось. 1790 в результате штурма войска под командованием А.В. Суворова взяли Измаил
Анализ источника: Инструкция А.В.Суворова, написанная в 1795 и принятая в 1796 г. для обучения всей русской армии Состоит из 2 частей:1-я - Вахт-парад, 2-я – Словесное поучение солдатам Основные принципы и идеи: главное оружие войны-человек; главная задача мирного времени- учеба, воспитание чувства патриотизма и храбрости; гуманное отношение к мирному населению и пленным.
Три воинския искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить; (также) для занятия местоположения, примерного суждения о силах неприятельских, для узнания его предприятий Второе — быстрота. Третье — натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет; в пальбе много людей гибнет; у неприятеля те же руки, да русского штыка не знает. Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...
Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."
В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...
Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина
Данная презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....
Методическая разработка к уроку на тему "Внешняя политика Александра I"
План и презентация к уроку...
Технологическая карта урока по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"
Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...
Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."
В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....