Аспекты и проблемы интеграции национальной системы образования в условиях глобализации.
статья (история) по теме
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становится его фундаментальной основой. Совершенствование системы образования — один из стратегических ресурсов развития экономики, культуры, техники, социальной сферы, один из главных элементов, определяющих конкурентоспособность страны. льн,r лавное развитие в области самопознания.
Практические цели и задачи:
- формирование умений работать с информацией:
- развитие конструктивной силы ума;
- помощь уч-ся в осознании своих познавательных интересов, склонностей и возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Надёжкина Марина Юрьевна
Средняя общеобразовательная школа № 6 города Сарани.
Аспекты и проблемы интеграции национальной системы образования в условиях глобализации.
В современном информационном обществе в условиях глобализации образование становится его фундаментальной основой. Совершенствование системы образования — один из стратегических ресурсов развития экономики, культуры, техники, социальной сферы, один из главных элементов, определяющих конкурентоспособность страны. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что образование "становится ключевым фактором нашего развития" и "образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов".
Образовательная политика Казахстана ориентирована на интеграцию в мировое пространство. В “Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года” отмечено, что “целью следующего десятилетия является создание единой Национальной системы образования, обеспечивающей поступательное человеческое развитие, с одной стороны, и обеспечение интеграции национальной системы образования в общемировую, с другой”.
Образование на современном этапе развития общества находится в достаточно противоречивом состоянии. Во многом это связано с процессами глобализации и информатизации общества. С одной стороны образование стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождается обострением проблем в этой сфере. Поэтому сегодня чрезвычайно важно обсуждение в научном и организационном плане наиболее существенных констатирующих и прогностических суждений по философским, стратегическим проблемам развития образования в обозримом будущем. Именно от решения этих проблем зависит понимание сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, реальных возможностей влияния образования на духовные, нравственные приоритеты личности, на ментальное и культурное пространство социума.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Новые реалии современного мира в целом глобализация и универсиализация современной цивилизации ставят новые задачи и порождают новые противоречия в функционировании и развитии системы образования. Трансформация всех сфер общественной жизни предполагает серьезные изменения в образовательной политике, одна из которых – это стремление сохранить и развить национальные системы образования и обеспечить для своей нации, народа, этноса безболезненное вхождение в планетарную человеческую общность. Эта проблема имеет как научно-теоретический, до конца неразрешенный аспект, так и большое практическое значение. Выбор направленности движения в реформировании системы образования зависит от осмысления противоречия между глобальной общечеловеческой функцией образования и его другой функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности.
Три принципа интеграции оптимально определяют образование в его фундаментальных отношениях: принцип единства интеграции и дифференциации выражает способ самоорганизации образования; принцип антропоцентризма определяет положение ученика и учителя в интегральной образовательной системе; наконец, принцип культуросообразности характеризует отношение образования к его культурному окружению. Таким образом, три принципа фиксирую три основных аспекта организации образования: внутренний, человеческий, внешний.
Процесс глобализации оказывает на национальные системы образования огромное воздействие, требующее не только проведения определенных организационных и методических мероприятий, но и соответствующей перестройки сознания всех участников образовательного процесса. Коммерциализация в сфере образования, работа образовательных учреждений в условиях вхождения стран в ВТО требуют серьезного анализа и взвешенных решений, а национальные системы образования, как и сфера науки, не должны растерять своих достоинств и конкурентоспособности на мировом рынке.
Наиболее значимой составляющей глобализации в сфере образования являются попытки построения общемирового и европейского образовательного пространства, составной частью которых является Болонский процесс. При этом обеспечение высокого качества образования в современном информационном обществе является одной из главных целей и одним из необходимых условий построения глобального образовательного пространства, в котором будут обеспечены доступ к глобальным информационным ресурсам, виртуальная академическая мобильность, унификация учебных программ и технологий обучения, широкое распространение технологий дистанционного образования и др.
Процессы интеграции национальных систем образования, в том числе присоединение государств к Болонской декларации, носят объективный характер и призваны способствовать их прогрессу и обогащению. Вместе с тем, все связанные с этим процессом решения государственных органов управления образованием должны быть тщательно проработаны, чтобы не утратить лучшие национальные образовательные традиции и обеспечить соблюдение национальных интересов.
Современный мир переживает период глобализации - эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок.
Глобальное общество становится более открытым: свободное перемещение капитала, финансов, людей, информации стало основой современной концепции «мира без границ».
Глобализация сопряжена с риском для сферы образования и науки, не уступающим по своим масштабам возможным позитивным последствиями: 1) глобализация порождает ряд проблем для образования и науки в связи с появлением новых средств немедленной связи;
2) глобализация – это новая игра с новыми правилами, в то время как университеты продолжают оставаться в основном национальными институтами, хотя их информация носит часто международный характер;
3) традиционные образовательные и научные организации вынуждены противостоять вызовам вновь создаваемых институтов, не вписывающихся в устоявшуюся иерархическую структуру, а новое понимание компетенции и правомочий не всегда базируется на академических знаниях и академическом образовании;
4) глобализацию сопровождают огромные изменения в образовательном процессе, и в этой связи происходит определенная компрометация специализированных образовательных институтов.
В условиях, когда важнейшее значение имеет диалог между цивилизациями, развитыми и развивающимися странами, ощущается острая потребность в школьных знаниях в области истории, географии, социальных наук разных государств. Нужна новая педагогика с новыми образовательными программами для начальной и средней школы, способствующими социализации учеников, превращению их в граждан мира. Для начала важно добиться в обществе доброжелательного отношения граждан разных стран друг к другу. Наряду с новыми образовательными программами необходимо пересмотреть существующие учебники, и в этой связи полезен опыт реализации проекта Совета Европы, с помощью которого можно сравнивать учебники разных стран на глобальном уровне.
Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:
стратегии интернационализации;
транснациональное образование;
обеспечение международного качества;
региональное и межрегиональное сотрудничество;
информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;
проблемы равенства и доступности образования.
Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:
прикладной процесс производства знаний;
широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке, по этому поводу, введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;
сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;
возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;
расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.
Образование в настоящее время стало важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации общества, социально-экономического развития государства, важнейшим фактором создания инновационной системы и развития человеческого капитала страны.
Список использованной литературы:
Назарбаев Н. А. К экономике знаний — через инновации и образование: Лекция Президента Н. А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева (26 мая 2006 г.) // В кн.: Евразийский университет и мир Евразии.
В. Дворжак Роль образования и науки в процессе мировой глобализации. «Научная жизнь» № 2 2002 г..
М.С. Наркибаев, С.Ф. Ударцев Система образования Казахстана: проблемы, резервы развития, задачи на завтра. Журнал Зангер № 8 2009 г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
«Система национально-регионального воспитания в условиях модернизации российского образования»
В статье отражены варианты реализацции национально-региональтного компонента. Выступлене на межвузовской конференции г.Азова...
Актуальные вопросы и проблемы хореографии в системе дополнительного образования современной школы в условиях ФГОС.
Доклад для выступления на РМО...
ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИЗУЧЕНИЕ ЛЕСА»
В статье рассмотрены вопросы вариативности форм работы в системе дополнительного образования детей. Показаны формы сотрудничества с ВУЗами, НИИ и другими учреждениями с целью знакомства учащихся с мир...
Интеграция предметов естественно- математического цикла в условиях модернизации системы образования
Методическое пособие...
Доклад «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» В МБОУ «МАРЬЯНОВСКАЯ СОШ»»
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы, было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, ...
Презентация "Построение суверенной национальной системы образования. Что год грядущий нам готовит?"
u1. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.u2. Классификация коррекционно-развивающих программ.u3. Требование к составлению программы, структура программы, критерии оценивания.u4. Изменения в законо...