«Система национально-регионального воспитания в условиях модернизации российского образования»
методическая разработка по теме
В статье отражены варианты реализацции национально-региональтного компонента. Выступлене на межвузовской конференции г.Азова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система национально-регионального воспитания
в условиях модернизации российского образования»
Пила Л.В.,
Учитель МБОУ СОШ № 5 г.Азова
Закон РФ «Об образовании» определил 2-компонентную структуру содержания образования, выделив федеральный (инвариантный) и национально-региональный (вариативный) компоненты. Однако наполнение НРК, выявление его основных содержательных линий до сих пор происходит спонтанно, так как ёще не принят обязательный минимум содержания НРК исторического образования Ростовской области. Поэтому учитель сам определяет круг вопросов, подлежащих изучению.
Важным моментом в использовании НРК, на мой взгляд, является подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы: учебных пособий, словарей, справочников, атласа карт, рабочих тетрадей по истории Донского края. На сегодняшний день такая литература частично представлена по истории донского казачества и фактически отсутствует по истории области в целом. Опять же, необходимо учитывать, что Ростовская область – это сложный многоплановый организм. Каждый регион в ней имеет свои особенности, которые необходимо обозначить с целью всестороннего изучения истории области и истинного воспитания любви к своей малой Родине.
Вариативность содержания НРК исторического образования привела к появлению разнообразных региональных курсов, раскрывающих историю отдельных городов, станиц персоналий т.д.
Таковым является и курс «Мой Азов», разработанный и внедряемый автором выступления. Обращение к истории такого города как Азов не случайно – ведь нет пожалуй на Донской земле места более «богатого» своей историей, чем Азов.
Предлагаемый курс является ядром в реализации многоуровневого подхода :» я – моя семья – мой город – наш край – наша страна – мир».
Курс «Мой город» – это 15 тем, рассматривающих историю города с эпохи первобытности до наших дней, знакомящих с его культурной жизнью и историческими персоналиями.
Возможно 2-вариативное изучение курса.
1 вариант – включение материала в курс отечественной истории соответствующего периода. Но тогда его изучение «распыляется» на несколько лет: с 5 по 9 класс.
2 вариант – его придерживается автор курса: изучение материала осуществляется на факультативе по истории в 7 классе (2 полугодие) или 8 класс (1 полугодие) в течении одного полугодия (1 час в неделю).
Несмотря на то, что наша школа является казачьей, при изучении данного курса упор не делается на казачий компонент. Азов многонационален, многолик был всегда ,и остаётся им по сей день. В основу курса положены принципы гуманизма и толерантности.
В рамках данного курса была разработана и в этом учебном году апробирована в 7 а классе рабочая тетрадь.
Рабочие тетради по регионам Ростовской области уже создаются (Ростов, Таганрог) и активно используются в работе. Создание рабочей тетради может идти 2 путями:
во-первых, при наличии учебника рабочая тетрадь может быть использована для контроля за усвоенным учащимся материалом;
во-вторых, при отсутствии учебного пособия рабочая тетрадь не только выполняет функции контроля, но обязательно несёт необходимый минимум исторических сведений, дат, имён, карт. Рабочая тетрадь по курсу «Мой Азов» построена именно по такому принципу.
Так как рабочие тетради по регионам разрабатываются в основном для 4-8 классов, при их составлении, на мой взгляд, необходимо учитывать следующие моменты:
- научность;
- зинимательность и познаваемость (наличие творческих работ, интересных сведений, кроссвордов, шарад);
- наличие иллюстраций ( портреты, карты, рисунки, фотографии, репродукции);
- красочность (но, к сожалению, такая возможность есть лишь у крупных городов);
- обязательным является, на мой взгляд, и использование документов регионального характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...
Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"
Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....
«Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
Выступление на педагогическом совете 8.10.11Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени....
Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).
Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...
Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
Не умоляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.Раздел основы военной службы в ку...
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в условиях модернизации российского образования
Формирование профессиональных компетенций...
Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.
Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...