Интеграция предметов естественно- математического цикла в условиях модернизации системы образования
учебно-методический материал по математике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Интеграция предметов естественно- математического цикла в условиях модернизации системы образования»
-В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики.
(Иммануил Кант)
-Я уважаю естествознание и математику.(Чернышевский Н.Г.)
-Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. (Жан Батист Фурье)
-Для человеческого разума симметрия обладает, по-видимому, совершенно особой притягательной силой.(Ричард Фейнман)
-Красота тесно связана с симметрией.(Герман Вейль)
-Всё, что находится в природе, математически точно и определено.(Ломоносов М.В.)
Все эти высказывания говорят о том, что математика и биология тесно связаны между собой. Во времена Ньютона мир представлялся в виде гигантского механизма, где все совершается по кругу. Позже этот образ был заменен образом летящей «стрелы времени». В свете современных представлений и этот взгляд устарел, ведь стрела летит с убывающей скоростью. Именно поэтому, попытки математиков подойти к изучению жизненных процессов чисто с математической точки зрения обречены на неудачу, так же как и стремление некоторых биологов понять сущность жизни, не прибегая к точным наукам.
Актуальность интеграции школьных предметов продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют его органичному восприятию.
В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Образовательный процесс в рамках внедрения ФГОС требует новых подходов к образованию. Одним из них является интегрированный урок. Интегрированный урок :
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
- приобщает школьников к научно – исследовательской, творческой деятельности.
- способствует нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
В школьном курсе математики существует достаточно много тем, которые способствуют осознанному восприятию биологических понятий и известных биологических законов. Например, “Золотое сечение и гармония форм природы”, “Геометрическая прогрессия и потенциальные возможности размножения организмов”, “Вариационный ряд и вариационная кривая при изучении модификационной изменчивости”, “Теория вероятностей и генетика популяций. Закон Харди - Вайнберга”и др. Приведем конкретный пример.
Анатомия 8 класс. «Изучение внешнего строения человека. Изображение головы человека с помощью циркуля и линейки»
Части человека пропорциональны. У многих людей длина лица равна длине ладони. Знание этих соотношений и позволяет построить изображение головы с помощью циркуля и линейки.
Построение.
1.Чертим окружность произвольного радиуса.
2.Проводим вертикальный диаметр, выходящий за пределы окружности, который делим на 3 равные части. Чертим хорды АN и KL, касательную ST через точки F,O,P перпендикулярно к диаметру.
3.Из точки касания P проводим вторую пересекающую окружность, радиус которой равен 1/3 диаметра большой окружности.
Современные математика и биология определенно свидетельствуют, что сложное похоже на случайное. В самом деле, живое на любом уровне организации жизни (клеточном, организационном, популяционном, биогеоценотическом) представлено даже не сложными, а сверхсложными системами, охарактеризовать которые невозможно без математических приемов, формул и методов.
Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает. (Норберт Винер)
Математика – это язык, на котором написана книга природы. (Галилео Галилей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция предметов естественно-математического цикла
Средишкольныхпредметовнельзявыделитьглавныеивторостепенные. Разные оценкиучениковвстречаютсяприупоминаниигеографии: отравнодушиядоживогоинтереса, убежденностиизучатьданныйпредмет. Поэтомуоднойиззада...
Интеграция предметов естественно-математического цикла как одно из условий формирования УУД.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании математики, физики, географии и других предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному п...
Районный семинар учителей естественно-математического цикла «Система работы района по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла»
Районный семинар учителей естественно-математического цикла...
Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.
методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...
Интеграция как условие формирования метапредметных УУД в преподавании предметов естественно-математического цикла.
Перемены, происходящие в обществе, требуют от школы развития личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Существенное место в преподавании школьных...