Урок по истории "Отмена крепостного права" в 10 классе
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Это урок - объяснение. Урок призван дать знания , закрепить знания, умения, а также проверить уровень усвоения материала учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otmena_krepostnogo_prava.doc | 116 КБ |
reformy_aleksandra_ii-2.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Отмена крепостного права
Цели урока:
познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права,
выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
провести исторический анализ литературных произведений;
развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное.
План урока:
I. Проверка домашнего задания;
II. Крестьянская реформа;
III. Закрепление материала.
Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года - «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Оборудование: карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания „
- Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Приведите аргументы к тезису (на доске схема)
Крепостное право тормозило дальнейшее развитие России
Аргумент 1
Отсутствие
рынка
свободных
рабочих рук
Аргумент 3
Усиление антикрепостнических настроений в русском обществе
Аргумент 2
Нет личной
заинтересованности
крестьян в
результатах
своего труда
или:
аргумент №1- отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
Аргумент №2 - подневольный труд. Весь урожай с барщинной запашки принадлежал помещику.
Аргумент №3 – крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства – угроза общественному спокойствию. Из отчета 3 отделения: « крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же»,
а Николай 1 сказал наследнику: « Сдаю тебе команду не в полном порядке»?
Как вы можете объяснить смысл этих фраз?
Ответ: поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.
Таким образом, крепостное право препятствовало развитию экономическому страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав.
Какие учреждения занимались подготовкой реформы:
губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян
редакционные комиссии
государственный Совет
Как решались вопросы освобождения крестьян?
Подготовка Крестьянской реформы
Как решались вопросы освобождения крестьян | Помещики черноземной полосы | Помещики нечерноземной полосы |
О наделении крестьян землей | Без земли | С землей |
О выкупных платежах | С меньшим выкупом | Существенный выкуп, не только за землю, но и за личность крестьянина |
Письменный тест: (5 мин)
1С окончанием Крымской войны в истории России началась новая эпоха. Современники назвали ее эпохой:
а) Освобождения б) Великих реформ в) царя – освободителя г) верно а) и б)
2.отмена крепостного права была продиктована (помимо личной позиции Александра 2) объективными причинами. Это:
а) крестьянские волнения в южных губерниях в 1856-1857 гг.
б) Крымская война, наглядно показавшая растущую отсталость России;
в) крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно, и это осознавали многие
г) верно все указанное
3.С конца 1858 г. путешествовала по кружкам, салонам, редакциям « Записка об освобождении крестьян», автором которой был:
а) Н.Г. Чернышевский б) А.И.Герцен в) Н.П.Огарев г) К.Д. Кавелин
4.С конца 1857 г. подготовка крестьянской реформы стала вестись гласно. Для рассмотрения предложений с мест были образованы редакционные комиссии. Их возглавил:
а) Ю.Ф.Самарин б) В.И. Назимов в) Я.И. Ростовцев г) Н.А.Милютин
5. После изучений всех предложений главные разработчики реформы ( Милютин и Самарин) заложили в нее идеи о том, что :
а) в черноземных губерниях главная ценность – земля, а нечерноземных – крестьянский труд, овеществленный в оброке;
б) нельзя сразу отдавать без подготовки помещичьи и крестьянские хозяйства во власть рыночных отношений;
в) реформа не может быть одинакова для всей страны
г) верно все указанное
II. Крестьянская реформа
Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.
Запись на доске и в тетради:
19 февраля 1861 г. -
1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».
2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.
- Какую власть над крестьянами потерял помещик? {Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее.)
Крестьяне получили гражданские права.
Закон разрешал миллионам ранее совершенно бесправных людей заниматься промыслами, торговлей, владеть имуществом, передавать его по наследству, судиться, выбирать на сельском сходе старосту, на волостном – старшину. Но « свободный сельский обыватель» и в правовом отношении во многом напоминал крепостного. Правительство не запрещало сечь его местным властям, то есть тем же помещикам.
В сатирическом стихотворении 60-х годов весьма метко описаны новые порядки в пореформенной деревне:
Тятька, эвон что народу
Собралось у кабака:
Ждут каку-то все свободу;
Тятька, кто она така?-
Цыц! Нишкни, пущай гуторят,
Наше дело сторона,
Как возьмут тебя да вспорют,
Так узнаешь, кто она!
С тревогой ждали крестьяне ответа на главный вопрос: что будет с землей.
Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.
- Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? {Нет.)
До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком. Начинать же процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготовки окончательного введения в действие «Положений». Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.
Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.)
Итак, попробуйте дать определение. Временнообязанный крестьянин это- ?
Временнообязанный крестьянин - лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.
Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собственность.)
? Работа с документом
Учитель читает отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Беседа с учащимися по вопросам
Определите время, когда могло происходить действие поэмы. (С 1861 до 1881 гг., до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)
Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы?)
Работа со статистическими данными
Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях -30-40% от крестьянского надела.
- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно были крайне малы?)
Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно.
Отрывок из романа М. Горького «Мать»
Крестьянин Ефим на вопрос: «Вы сами — имеете надел?»— отвечает: «Мы? Имеем! Трое нас братьев, а надела четыре десятины. Песочек — медь, им чистить хорошо, а для хлеба — неспособная земля!.. Я от земли освободился,— что она? Кормить не кормит, а руки вяжет. Четвертый год в батраки хожу».
Вопросы учащимся: Какую землю отдавали крестьянам? Появлению, какого слоя населения это способствовало?
Итак, согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.
Запись на доске и в тетради:
Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.
За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.
Запись на доске и в тетради:
Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административ-ной властью.
Выкупные операции
Запись на доске и в тетради
Выкупная операция:
20% выплачивается крестьянами;
80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет.
Сумма выкупа определялась путем так называемой капитализации оброка.
каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк, составлявший некую сумму X. Обратите так же внимание на то, что помещик после освобождения крестьянина переставал получать данную сумму. В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин должен был заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме X (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин) X = 6%.
Выполнение расчетов
- Посчитайте, сколько должен был заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей?
(10 р. ■ 100% : 6% = 166р. 67 коп)
округляем до 167руб.
какую часть этой суммы выплачивало государство?
167*80/100=133,60 или 134
сколько должен был заплатить крестьянин? 168-134=34 руб.
какую сумму должен был выплатить крестьянин государству в виде выкупных платежей за 49 лет?
134 *6/ 100*49= 393 руб.
была ли сумма выкупа справедлива?
Нет. Поскольку крестьянин переплачивал за выкупаемую землю помещику по сравнению с её рыночной стоимостью.
Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине. Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Таким образом, отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, то свой надел должен был оставить.
Крестьянская песня
Отпустили крестьян, на свободу
Девятнадцатого февраля,
Только землю не дали народу,
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою...
Чтобы с голоду нам не подохнуть,
На дворян мы работать идем,
И живет эта жадная свора
Исключительно нашим трудом.
Задание: объясните, как крестьяне относились к реформе.
Ответ: крестьяне были убеждены, что Земля, сотворенная богом, должна принадлежать тем, кто на ней трудится. Помещики не трудятся на земле и никакого права на владение ей не имеют. Крестьяне не могли поверить, что еще на два года остаются в фактически прежней власти помещика и должны по- прежнему платить оброк и отрабатывать барщину. Реформа обманула надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.
За 1861 год- 1859 крестьянских волнений.
В апреле 1861 года в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены…
III. Закрепление изученного материала – тест из пяти вопросов
работа по вариантам составление таблицы
Изменения в положении крестьян | Изменения в положении помещиков |
1. Получили личную свободу | 1. Потеряли личную власть над крестьянами |
2. Возможность самостоятельного ведения хозяйства | 2. Могут «отрезать» земли у крестьян в свою пользу |
Диалог из пьесы А. Н. Островского «Дикарка»
Ашметьев. Ну, нам, кажется, очень жаловаться и нельзя, мы не очень много потеряли.
Анна Степановна. Так ведь это исключение, это особое счастье... Кирилл Максимович был тогда... и составил нам уставные грамоты с крестьянами. Он так их обязал, что им курицу выгнать некуда...
Вопросы: в равной ли степени учитывались интересы крестьян и помещиков? Кем был Кирилл Максимович?
Домашнее задание:
Письменное аналитическое задание: как вы понимаете слова Н. А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
...Распалась цепь великая,
Распалась и ударила,
Одним концом по барину,
Другим по мужику...
Данный отрывок отражает сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Страдательной стороной оказались не только крестьяне, но и помещики, лишенные рабочих рук и гарантированного привычного дохода.
В чем историческое значение отмены крепостного права?
- крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права
- реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни
- способствовала росту темпов экономического развития
- крупное помещичье землевладение, беднота и малоземелье крестьян еще долго были острыми при решении аграрного вопроса, который в будущем станет главным вопросом трех русских революций.
Дополнительные материалы к уроку
I. Исторический диктант
- О чем или о ком идет речь?
1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.
Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.
Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.
Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.
80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет.
Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.
Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
Преобразование в какой-либо сфере государства.
(Ответы: временнообязанные; народные посредники; уставная грамота; «отрезки»; государственная ссуда; временнообязанные; «прирезки»; реформа).
4. «Разговорите» таблицу, для чего внимательно изучит данные, приведенные в ней, и ответьте на вопросы.
Сведения об изменениях в размерах наделов помещичьих крестьян после 19 февраля 1861 г.
Губерния | Уменьшение (—) или увеличение крестьянского надела по официальным данным, % | Уменьшение (—) или уве- | личение крестьянского надела по данным обработки уставных грамот |
Виленская | 42,4 | 16 |
Владимирская | -12,3 | -15,0 |
Воронежская | -21,6 | -25,7 |
Киевская | 33,0 | 21,0 |
Московская | -7,5 | -14,2 |
Саратовская | -38,1 | -42,4 |
Почему разнятся официальные сведения о крестьянских наделах и те цифры, которые приводятся историками на основе обработки уставных грамот?
Чем объяснить уменьшение крестьянских наделов в тех губерниях, где земля не являлась большой ценностью (Московская, Владимирская)?
4.3. Известно, что в 1860-х гг. резко упала стоимость аренды земли. Чем это объяснить?
Ответ: 4.1. официальные сведения составлялись на основе тех данных о крестьянских дореформенных наделах, которые подавались помещиками. Им же было выгодно преуменьшать размеры наделов.
4.2. уменьшая наделы оброчных крестьян в Нечерноземных губерниях, помещики теснее привязывали их к себе, закабаляли селян.
4.3. не умея хозяйствовать в новых условиях, помещики пошли по самому простому пути, массово сдавая свои земли вольным арендаторам, что и сбило цену на арендную землю.
Письменный тест: (5 мин)
1С окончанием Крымской войны в истории России началась новая эпоха. Современники назвали ее эпохой:
а) Освобождения б) Великих реформ в) царя – освободителя г) верно а) и б)
2.отмена крепостного права была продиктована (помимо личной позиции Александра 2) объективными причинами. Это:
а) крестьянские волнения в южных губерниях в 1856-1857 гг.
б) Крымская война, наглядно показавшая растущую отсталость России;
в) крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно, и это осознавали многие
г) верно все указанное
3.С конца 1858 г. путешествовала по кружкам, салонам, редакциям « Записка об освобождении крестьян», автором которой был:
а) Н.Г. Чернышевский б) А.И.Герцен в) Н.П.Огарев г) К.Д. Кавелин
4.С конца 1857 г. подготовка крестьянской реформы стала вестись гласно. Для рассмотрения предложений с мест были образованы редакционные комиссии. Их возглавил:
а) Ю.Ф.Самарин б) В.И. Назимов в) Я.И. Ростовцев г) Н.А.Милютин
5. После изучений всех предложений главные разработчики реформы (Милютин и Самарин) заложили в нее идеи о том, что:
а) в черноземных губерниях главная ценность – земля, а нечерноземных – крестьянский труд, овеществленный в оброке;
б) нельзя сразу отдавать без подготовки помещичьи и крестьянские хозяйства во власть рыночных отношений;
в) реформа не может быть одинакова для всей страны
г) верно все указанное
Письменный тест: (5 мин)
1С окончанием Крымской войны в истории России началась новая эпоха. Современники назвали ее эпохой:
а) Освобождения б) Великих реформ в) царя – освободителя г) верно а) и б)
2.отмена крепостного права была продиктована (помимо личной позиции Александра 2) объективными причинами. Это:
а) крестьянские волнения в южных губерниях в 1856-1857 гг.
б) Крымская война, наглядно показавшая растущую отсталость России;
в) крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно, и это осознавали многие
г) верно все указанное
3.С конца 1858 г. путешествовала по кружкам, салонам, редакциям « Записка об освобождении крестьян», автором которой был:
а) Н.Г. Чернышевский б) А.И.Герцен в) Н.П.Огарев г) К.Д. Кавелин
4.С конца 1857 г. подготовка крестьянской реформы стала вестись гласно. Для рассмотрения предложений с мест были образованы редакционные комиссии. Их возглавил:
а) Ю.Ф.Самарин б) В.И. Назимов в) Я.И. Ростовцев г) Н.А.Милютин
5. После изучений всех предложений главные разработчики реформы (Милютин и Самарин) заложили в нее идеи о том, что:
а) в черноземных губерниях главная ценность – земля, а нечерноземных – крестьянский труд, овеществленный в оброке;
б) нельзя сразу отдавать без подготовки помещичьи и крестьянские хозяйства во власть рыночных отношений;
в) реформа не может быть одинакова для всей страны
г) верно все указанное
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА Крепостное право тормозило дальнейшее развитие России Аргумент 1 Отсутствие рынка свободных рабочих рук Аргумент 2 Нет личной заинтересованности крестьян в результатах своего труда Аргумент 3 Усиление антикреспотнических настроений в русском обществе
ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ Как решались вопросы освобождения крестьян Помещики черноземной полосы Помещики нечерноземной полосы О наделении крестьян землёй О выкупных платежах Без земли или с маленьким наделом С землёй С большим выкупом Существенный выкуп за землю и личность крестьянина
Крестьянская реформа.1861 год. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»,«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 19 февраля - подписание Манифеста 5 марта - обнародование Манифеста правовые финансовые экономические Основные положения реформы Указ Александра II об отмене крепостного права в 1861 году вызвал целый всплеск народовольческого движения, закончившийся покушением на самого императора.
Основные положения реформы правовые Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков; Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить из одного сословия в другое. Ограничения Сословная неравноправность крестьян; Крестьян не принимали на государственную службу; Неразрывная связь крестьян с общиной. Телесные наказания; К.А.Коровин Перед поркой.
экономические Основные положения реформы Вся земля – собственность помещиков; Получение земельного надела для крестьян обязательно; Земельный надел подлежал денежному выкупу; Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов; Помещик имел право отрезать землю у крестьян, если у него осталось менее трети земли («отрезки»); Выделение крестьянам худших земель. Чтение манифеста 1861 года Александром II на Сенатской площади в Санкт – Петербурге.
Повинности Временнообязанные На 2 года после принятия «Положения» земля оставалась у помещиков и крестьянин нес прежние повинности.
Уставная грамота За этот срок мировые посредники составляли «Уставные Грамоты» о выделении за выкуп земельных наделов; Активное участие в проведении крестьянской реформы в 1861 году в Симбирской губернии принимал Дмитрий Петрович Ознобишин. Родился в начале XIX века в Симбирской губернии, Карсунском уезде (сейчас – Инзенский район), с. Троицкое. Известен как поэт, переводчик, востоковед, собиратель – фольклорист. Из собственных песен известность получила «Гуляет по Дону казак молодой» (переработка шведского источника)
Выкупные платежи До выкупа крестьяне считались временнообязанными и выполняли барщину и оброк. Губернии Выкупных сделок По соглашению с крестьянами По требованию помещика Владимирская 280 1290 Воронежская 400 163 Казанская 308 92 Московская 246 1039 Пензенская 529 337 Полтавская 1267 185 Самарская 191 95 Симбирская 556 144 Харьковская 1277 56 Переход крестьян на выкуп мог производиться либо по соглашению с крестьянами, либо по одностороннему требованию помещика. Из 41627 выкупных сделок, утвержденных Главным выкупным учреждением на 1 января 1870 года, 19644 сделки были заключены по соглашению помещиков с крестьянами, а 21983 – по требованию помещиков.
финансовые Основные положения реформы Выкуп за землю для крестьянина был ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Гарантом выкупных платежей выступала крестьянская община. Выкуп носил ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ характер. ( 20 % выплачивали сами крестьяне, 80% - государство. Ссуду крестьяне должны были выплатить в течение 49 лет под 6 % годовых) Задача 1. Годовой оброк с крестьянина составляет 10 руб. В 60-е годы XIX века деньги, положенные в банк, приносили 6% дохода в год. Какой выкуп должен был заплатить крестьянин. Решение: 10 * 100 / 6 = 166 руб. 67 коп. Округляем до 167 руб. Какую часть этой суммы выплачивало государство? 167 * 80 / 100 = 134 руб. Сколько должен был заплатить крестьянин? 167 – 134 = 33 руб. Какую сумму должен был выплатить крестьянин государству в виде выкупных платежей за 49 лет? 134 * 6 / 100 * 49 = 393 руб. Задача 2. До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 руб. Какова будет выкупная сумма? Сколько крестьянин должен заплатить помещику, чтобы считаться свободным?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ТЕСТ) 1. В 1861 г. появился термин «временнообязанные отношения», означавший, что: 1) вся земля в имении, в т. ч. и та, которая находилась в распоряжении крестьян, признавалась собственностью помещика; 2) за пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк; 3) вышеуказанные отношения закон признавал временными; 4) верно все указанное; 5) верно 1 и 2. 2. Размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков определялись: 1) законом, где оговорены допустимые рамки соглашений обеих сторон; 2) по каждому имению отдельно; 3) соглашением между помещиком и крестьянами, зафиксированным в уставной грамоте; 4) верно 2 и 3; 5) верно 1, 2, 3. 3. Основным занятием мировых посредников после реформы 1861 г. было: 1) составление документов о состоянии крестьянских хозяйств; 2) взимание налогов с крестьян в пользу государства; 3) введение уставных грамот; 4) разбирательство по жалобам крестьян; 5) наблюдение за законностью в ходе проведения реформы на местах. 4. В пореформенный период «отрезками» называли: 1) земли, отрезанные от сельской общины для временного использования армией; 2) часть земель, которые при пересчете у крестьянских обществ отрезались как «лишние»; 3) земли, изъятые у помещика в пользование крестьянских обществ; 4) лучшие земли, изъятые у крестьянских обществ недобросовестными мировыми посредниками в пользу помещиков; прогоны для скота, выпасы, водопои в ходе раздела земли, переданные помещикам (их за дополнительные повинности крестьяне арендовали). 5. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство, а крестьяне должны были возвращать эту сумму (с процентами) ежегодно в течение ... лет: 1) 10; 2) 19; 3) 39; 4) 49.
? Домашнее задание: З Н А Ч Е Н И Е И Т О Г И Изба крестьянина – бедняка в российской глубинке. 1891 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"
Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...
План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"
Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Урок истории :"Отмена крепостного права"
Методическая разработка и презентация к уроку истории в 10 классе....
План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"
План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"...
Методическая разработка урока по истории России. 8 класс Тема: «Подготовка отмены крепостного права»
Подготовка отмены крепостного права...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...