Урок истории :"Отмена крепостного права"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Методическая разработка и презентация к уроку истории в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_10klass.doc | 287.5 КБ |
otmena_krepostnogo_prava.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30.01.2013г.
Предмет: история Класс: 10
Учитель: Мещерякова Г.Г.
Тема: Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права в России.
Цель: выяснить причины и историческую необходимость отмены крепостного права;
сравнить различные точки зрения на освобождение крестьян и влияние личности Александра II на решение крестьянского вопроса;
проанализировать основные этапы разработки крестьянской реформы.
Задачи: продолжить формировать навыки анализа исторических документов;
развивать умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять исторические понятия;
прививать интерес у обучающихся к истории России через различные формы работы на уроке.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка знаний.
1. Хронологическая разминка (устный опрос по датам). Слайд 2.
1806-1812 | 1817-1864 | 1833 |
1826-1828 | 26августа 1812 | 1825-1855 |
1839-1843 | 1801-1825 | 1837-1841 |
2. Восстановите хронологическую последовательность событий. Слайд 3.
События: Отечественная война, Тильзитский мир, Крымская война, восстание декабристов, указ о вольных хлебопашцах, Венский конгресс.
Ответ: Указ о вольных хлебопашцах (1803), Тильзитский мир (1807), Отечественная война (1812), Венский конгресс (1814-1815), восстание декабристов (1825), Крымская война (1853 – 1856).
3. Проверка индивидуальных заданий.
А) - Что такое классицизм? Охарактеризуйте это течение на примере выбранного вами архитектурного памятника первой половины XIX века.
Ответ ученика: Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.
Слайд 4. Новому направлению в архитектуре следовал Андреян Дмитриевич Захаров. Главным его произведением стало Адмиралтейство. Захаров, по сути, перестроил Адмиралтейство заново, придав зданию выдающиеся эстетические качества и важное градостроительное значение. Особо выразителен контраст башни по сравнению с боковыми корпусами, умело, закреплены трехчастными портиками и гармонично включен скульптурный декор. Статуи и рельефы Адмиралтейства посвящены мореплаванию, торговле, строительству Петербурга, победам российского флота. Башня Адмиралтейства – центральное звено всей композиции, её монументальность выражена с предельной силой. Она играет первенствующую роль в системе окружающих здание площадей и сходящихся к нему проспектов.
Б) Назовите достижения русской живописи первой половины XIX века.
Ответ ученика:
Классицизм в живописи получил название академизма.
Слайд 5. В 1830 году на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Слайд 6. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане полотна выделяется фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, но обязательно придет, говорит художник.
Слайд 7. Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.
Слайд 8. В рамки академизма явно не вписывается творчество Павла Андреевича Федотова. Задатки художника – сатирика обнаружились у него еще во время службы в гвардии. В 1848г. на академической выставке появилась его картина «Свежий кавалер», дерзкая насмешка не только над чиновничеством, но и над академическими традициями.
III. Изучение темы урока.
1. Постановка цели урока.
Слайд 9. Сегодня познакомимся с личностью императора Александра II. Выясним предпосылки и причины отмены крепостного права. Выясним, как к этому вопросу относилось общество.
Проблемное задание. (на доске)
- Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II?
2. Личность Александра II. Доклад ученика.
1855-1881гг. – правление Александра II.
АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов
Слайд 10. Сын императора Николая I Павловича и императрицы Александры Фёдоровны.
Слайд 11. Родился 17 апреля 1818 г.Государь император и самодержец Всероссийский в 1855-1881 гг.
На него возлагались большие надежды. Он был непохож на отца; рос мягким, чувствительным, имел красивую внешность, весёлый нрав и был очень общительным. Александр получил прекрасное образование: в наставники ему отец избрал знаменитого поэта — Жуковского, — и тот отнесся к своему назначению с величайшей ответственностью. Изучал Александр и военные науки — отец считал их основой воспитания, а позднее он стал привлекать сына к государственным делам. Образование его завершилось путешествиями: он познакомился и с Россией, и с зарубежными странами — Скандинавией, Австрией, Англией, итальянскими и германскими государствами.
Пока был жив отец, Александр всё принимал как есть — и, казалось, разделял консервативные взгляды отца. Со смертью же Николая I, когда Россию ждало поражение в Крымской войне, Александр в полной мере ощутил свою боль, гнев и недовольство, царившие в обществе. Он не собирался проводить реформы, намереваясь следовать «желаниям и видам» отца, но уроки Крымской кампании привели его на путь реформ.
Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856 года. В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель». По случаю коронации в августе 1856 года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-31 годов, приостановил на 3 года рекрутские наборы, а в 1857 году ликвидировал военные поселения.
3. Работа с документом.
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
4. Установление причинно – следственных связей.
Соедините линиями и установите влияние крепостного права на экономику России. (работа у доски)
Крепостная зависимость крестьян от помещиков | Слабое развитие капиталистических отношений в деревне | |
Наемный труд не мог получить широкого распространения | Невозможность поднять производительность труда в сельском хозяйстве | |
Тормоз в развитии капиталистической промышленности | Низкая покупательная способность населения | Узкий внутр. рынок |
- Почему же назрела реформа отмены крепостного права?
Слайд 12 Причины отмены крепостного права.
- Низкая производительность крепостного труда;
- Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма
- Крепостное право - угроза общественного спокойствия
- Возможность потерять статус великой державы
- Безнравственность крепостного права
5. Работа в группах (проверка опережающего задания).
Расскажите, какие существовали в обществе различные точки зрения на освобождение крестьян (рассказ учащихся) слайд 13.
Представители | Взгляды |
К.Д. Кавелин | Освобождение крестьян может быть проведено при вознаграждении помещиков, но крестьяне д.б. освобождены с землей, которой владеют. |
А.И. Герцен | Освобождение крестьян с землей выкупленной государством. |
Н. Г. Чернышевский | Используя русскую крестьянскую общину, построить социалистическое общество. Крепостной труд не д.б. подлежать выкупу, а помещики д.б. получить от государства небольшую плату. |
Н.А. Добролюбов | За «народное дело». |
6. Этапы разработки крестьянской реформы.
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал рескрипт генерал – губернатору В.И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
В течении 1858г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу. Слайд 14
Учреждения, занимающиеся подготовкой реформы | Обязанности |
Государственный Совет Секретный комитет с 1857г. Главный комитет по крестьянскому делу | Завершение обсуждения проекта. |
Редакционные комиссии (председатель – Я.И. Ростовцев) | Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона. Внесение поправок и изменений в проект. |
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян | Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии. |
Слайд 15 Представители редакционных комиссий: Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин.
Проекты освобождения крестьян:
А) в черноземных губерниях – освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.
Б) в нечерноземных губерниях – освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.
Председатель редакционных комиссий с 1860г. – граф В.Н. Панин слайд 16
Председатель Главного комитета по крестьянскому делу – брат императора – Константин Николаевич слайд 17
Принятие реформы 19 февраля 1861г.
7. Ответ на проблемное задание урока. Слайд 18
- Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II?
IV. Подведение итога урока.
д/з *68, 69.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка знаний Хронологическая разминка 1806 – 1812 1826 – 1828 1839 – 1843 1817 – 1864 26 августа 1812 1801 – 1825 1833 1825 – 1855 1837 – 1841 1830 – 1831
Восстановите историческую последовательность событий: Отечественная война Тильзитский мир Крымская война Восстание декабристов Указ о вольных хлебопашцах Венский конгресс
Архитектура Адмиралтейство (проект А.Д. Захарова)
Живопись «Последний день Помпеи» К.П. Брюллов
«Явление Христа народу» А.А. Иванов
Портретная живопись Портрет А.С. Пушкина. Художник О.А. К и п р е н с к и й Портрет А.С. Пушкина Художник В.А. Т р о п и н и н
Художественная сатира «Свежий кавалер» П.А. Федотов
Цель урока: познакомиться с личностью императора Александра II; выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права; установить, как к этому вопросу относилось общество. Проблемное задание: - Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II?
Родители Александра II: Николай I Александра Федоровна
Личность Александра II 1855 – 1881 г.г. – правление Александра II . Он был непохож на отца; рос мягким, чувствительным, имел красивую внешность, весёлый нрав и был очень общительным.
Причины отмены крепостного права: низкая производительность крепостного труда; отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма; крепостное право - угроза общественного спокойствия; возможность потерять статус великой державы; безнравственность крепостного права.
Российская « оттепель»: К.Д. Кавелин А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов с землей, выкупленной государством с землей, которой владеют в настоящее время, за выкуп возможно только через «народное дело»
Разработка реформы Учреждения, занимающиеся подготовкой реформы Обязанности Государственный Совет Секретный комитет с 1857г. Главный комитет по крестьянскому делу Завершение обсуждения проекта. Редакционные комиссии (председатель – Я.И. Ростовцев) Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона. Внесение поправок и изменений в проект. Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии.
Представители редакционных комиссий Яков Иванович Ростовцев Юрий Фёдорович Самарин Дмитрий Алексеевич Милютин
Председатель редакционных комиссий с 1860г. Граф В.Н. Панин
Председатель Главного комитета по крестьянскому делу Константин Николаевич
Ответ на проблемное задание урока. - Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II? Подведение итога урока. д/з *68, 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"
Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...
Урок по истории "Отмена крепостного права" в 10 классе
Это урок - объяснение. Урок призван дать знания , закрепить знания, умения, а также проверить уровень усвоения материала учащимися....
Зачет № 1 по истории( Отмена крепостного права в России) 11 класс вечерней школы.
Материал зачетной работы позволяет проверить знания учащихся по данной теме....
Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного праваразвивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия....
Урок истории "Отмена крепостного права в России"
Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...
Урок истории "Отмена крепостного права в России"
Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...
Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии
Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...