«Сословия России XVIIвека».
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме
Конспект и презентация урока истории в 7 классе по теме "Сословия России в XVIIвеке".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosloviya_rossii_xviiveka.zip | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
«Сословия России XVIIвека». (Слайд1)
Учитель истории КрикуноваТ.Д.
Тип урока: комбинированный
Цели (Слайд 2)
Образовательная: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас.
Развивающая: продолжать формировать понятийный аппарат.
Воспитательная: интерес к предмету истории.
Новые понятия: Белые слободы, черносошные крестьяне, посадские люди.
Оборудование: учебник 7 класса История России ДаниловА.А, КосулинаЛ.Г., карточки, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
План урока:
Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)
Проверка Д/з
Изучение новой темы.
Закрепление пройденного материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
I. Здравствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о Экономическом развитии России XVIIвеке. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Некоторые ребята получат карточки, а с остальные побеседуем.
II.Опрос Д/з
В чем состояла основная задача экономики страны в XVIIвеке?(Преодоление последствий Смутного времени)
Что такое мануфактура и в чем особенности Российских мануфактур?(Предприятие с разделением труда. Использование труда подневольных рабочих)
Расскажите о с/х ,о характере специализаций районов?(Южные и Поволжские- хлеб, западные –лен и коноплю, поморские – соль и рыбу, сибирские – меха, ярославские и костромские – холсты…)
Торговый и Новоторговый уставы, принятые во второй половине XVII века способствовал?(Увеличение пошлин на ввозимые в страну иностранных товаров)
О каком городе идет речь в документе «В городе не только русские, но персияне и индийцы, все имеют по своему рынку.»Так как и бухарские крымские и нагайские татары, а так же армяне со всякими товарами ведут тут большую торговлю и промыслы, то как говорят, город это и приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму даже одних пошлин 12000рублей, или 24 тысячи рейхсталеров».(Новгород)
Ш. Изучение нового материала. (Слайд 3)
План урока:
Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.
Прочие сословия Московского государства
1.Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.
Что такое сословие?(Слайд4)
Давайте вспомним значение терминов барщина и оброк.(Слайд5)
Барщина – повинность зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в господском хозяйстве, прежде всего на земле.
Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при которой расчет производится деньгами или продуктами труда.
Как вы думаете можно ли говорить что в России в XVIIвеке сложилось сословие крестьян? Вы правы, в этот период существовало слишком много категорий крестьянства, чтобы говорить о едином сословии.
Господствующим сословием в обществе были феодалы, к ним относились бояре имевшие свои вотчины. (Слайд6)
Чем отличается вотчина от поместья? (Вотчина это родовые земельные владения бояр, поместья принадлежит менее родовитому дворянству.)
В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. Судебник 1497 года, указы о «заповедных» годах, «урочных» годах, иные указы. После смутного времени положение крестьян немного облегчилось. В первые десятилетия государство не могло контролировать потоки крестьян. Затем срок «урочных лет» снова увеличивается «Соборное уложение»1649г. – новый этап закрепощения крестьян. Давайте посмотрим какие ограничения были введены новым уложением в отношении крестьян? Крестьяне лишались права уходить от своего помещика.(слайд7)
Государство было вынужденно пойти на эти меры, прикрепления крестьян к земле. Делалось это с целью обеспечить помещиков, являвшихся основной армии, местной администрации и остановит текучесть населения в стране, для того чтоб наладить более эффективный сбор податей. В этом были заинтересованы помещики, но владельцы крупных вотчин были недовольны, т.к крестьяне переходили к крупным землевладельцам, ведь у них гнет был меньше.
Посмотрите в учебнике какая категория крестьян была самой стесненной?(Холопы, лишенные каких – либо прав)
2. Прочие сословия Московского государства(Слайд 8-13)
Открываем учебник на странице 43 читаем и заполняем таблицу.(Комментированое чтение)
Таблица «Сословия в России XVIIв.»
Название сословия | Состав сословия | Служба или повинность |
Вотчинники | ||
Помещики | ||
Крестьяне | ||
Духовенство | ||
Посадские люди | ||
Казаки | ||
Ясачные люди |
На странице 47 в учебнике документ «Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария», давайте прочитаем и ответим, почему автор считает всех русских рабами, с чем это связано?
IV.Закрепление материала.
Что нового появилось в сословной структуре России в XVIIвеке?
Какие сословия Московского государства вы знаете?
Охарактеризуйте положение любого сословия?
V. В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество. На этом наш урок завершается.
VI.Домашнее задание :§5 читать и ответить на вопросы на стр 47, выписать в словарь новые определения.(слайд 14)
Приложение
Карточка №1:
1)Последствия Смутного времени
А) присоединение новых территорий на Западе
Б) рост численности населения
В) хозяйственное разорение страны
Г) отмена крепостничества
2)Крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время, называется
А)ярмарка
Б)посад
В)слобода
Г)мануфактура
3)Напишите не менее трех представителей купцов – промышленников XVII века?
Карточка№ 2
1)В XVII веке «бобылями» называли
А)обедневшие крестьяне
Б) женатых мужчин
В)жителей города
Г)крестьян, занимавшихся выращиванием бобовых культур
2)Ремесленное производство ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке, называется
А)натуральным
Б)всероссийским
В)капиталистическим
Г)мелкотоварным
3)Перечислите не менее трех препятствий стоявших на пути развития внутренней и внешней торговли России.
Карточка № 3
1)Сроки, в течении которых помещики могли возбудить иск о возращении им беглых крестьян, назывались
А) «заповедными годами»
Б) «пожилыми»
В) «урочными летами»
Г) крепостным правом
2)Как назывался труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату свою рабочую силу.
3)Установите соответствие между понятиями и определениями, одно определение лишнее.
Определения | Понятия |
1.Цех 2.Фабрика 3. Слобода 4. Мануфактура | А)союз ремесленников Б)крупное промышленное предприятие, связанное на разделении труда и ручной ремесленной технике В)крупное промышленное предприятие, основанное на использовании машинной техники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс
Урок проводится перед уроком обобщения знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению более п...
«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс
Урок проводится перед уроком обобщения знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению более п...
урок истории в 7 классе «Основные сословия России в XVIIв.»
Готовый проект поможет коллегам без затраты времени подготовиться к интересному уроку....
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...
презентация к уроку истории (7 класс) "Сословия России в 17 веке"
Презентация по истории 7 класс на тему "Сословия России в XVII веке"...
Презентация к уроку:"Политический строй России в XVIIвеке."
Дополнение о государственных учреждениях XVII века, их деятельности на основе документов той эпохи; рассказ об известных исторических личностях...
Презентация - Классы и сословия России 18 века.
В презентации показаны классы и сословия нашей Родины в 18 в. , их изображения....