«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

 

         Урок  проводится перед  уроком обобщения  знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению  более полного представления о жизни россиян в этот период. Урок интегрированный, на нём представлены  художественные и литературные произведения  разных  авторов, классиков и современников. Ребята готовили сообщения о картине, изображающей тот или иной момент жизни общества, а затем рассказывали на уроке.    Наглядно представлены и картины, которые вывешиваются на доске либо проецируются на экран .  К одной из картин и в  конце урока звучат записи песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_zhizni_urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

История Отечества, 8 класс

МОУ « Правдинская основная школа»,

Учитель КАЗОРИНА Л.И.

Тема урока:  «Образ жизни, нравы  и быт разных сословий в России в XIXвеке »

                Пояснительная записка.

         Урок  проводится перед  уроком обобщения  знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению  более полного представления о жизни россиян в этот период. Урок интегрированный, на нём представлены  художественные и литературные произведения  разных  авторов, классиков и современников. Ребята готовили сообщения о картине, изображающей тот или иной момент жизни общества, а затем рассказывали на уроке.    Наглядно представлены и картины, которые вывешиваются на доске либо проецируются на экран (в работе представлены в виде гиперссылки). К одной из картин и в  конце урока звучат записи песен.

Цель урока:

- продолжить обучение монологической  речи,;

- учить работать с дополнительными источниками;

- способствовать развитию умения связывать произведения  искусства с историческими событиями;

- способствовать воспитанию патриотизма.

Оборудование урока:

Картины. (вывешиваются на магнитную доску в виде галереи, либо проецируются на экран)

- Перов В.Г.. « Тройка»

- Маковский «Свидание»

- Репин И.Е. « Не ждали», «Арест пропагандиста»

- Венецианов А.Г.«На пашне», «Жатва»

- Ярошенко Е.О. «Кочегар»

- Савицкий К.А.  «На строительстве железной дороги»

-  Иогансон Б.В.  «На старом уральском заводе»

- Пукирев В.В. «Неравный брак»

(вариант Презентация)

Аудиозаписи.

- «У церкви стояла карета» ( исп. ансамбль «Золотое кольцо»)

- « Как упоительны в России вечера» (исп. группа « Белый орёл»)

Стихотворения  Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Блока А.

Требования к уроку:

- принимать участие в обсуждении;

- уметь слушать других;

- выступать эмоционально,  чётко высказывать свои мысли;

- соблюдать время выступления, давая возможность высказаться другим.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.
  1. Объявление темы:

- как вы понимаете словосочетание

 «образ жизни, нравы, быт»;

- о чём мы будем говорить?

- главная часть работы- формулирование выводов по рассказам учащихся и добавлениям учителя

II. . Вводная беседа.

- какие сословия в России  в XIX веке вы знаете?

- предлагаю добавить рассказ о положении женщин и детей;

- о каком сословии начнём говорить?

- какое из них более значимое для  государства?

III. Основная часть.


РАБОЧИЕ.


О положении рабочих можно судить по нескольким картинам


Добавления учителя:

Это одна из первых картин, изображающая рабочих. Взгляд его – вопрошающий, с какой-то  укоризной, словно призывает нас в свидетели что делает непосильный труд с могучими от природы людьми.




















ВЫВОД: Смысл (Труд рабочих неимоверно тяжёл и труден).



КРЕСТЬЯНЕ.


На картинах Венецианова – свет солнца, голубизна неба, зелень, нарядные одежды крестьянок. Венецианов  на картинах несколько идеализировал труд крестьян, считая, что любой труд на земле  должен приносить радость. Более реально описывает труд,  ближе к действительности описывает жизнь русских  женщин Некрасов Н.А.




ДЕТИ.


- Каким же было детство большинства ребятишек России?


- что общего в лицах детей?








ВЫВОД: (Смысл – труженики, мученики, босы и голодны – другого детства у них нет)


ДВОРЯНЕ.



Вступительная беседа.

-  Что мы знаем о жизни дворян?

- Почему большая часть их недовольны происходящим в России?

- Как выражают свой протест?


- Приведите примеры борьбы с самодержавием.




- как правительство реагировало на выступления?






ВЫВОД:  ( Смысл – дворяне, кому небезразлична судьба народа, вступали в борьбу с самодержавием).

 

А женщины –дворянки? 

Жизнь многих из них тоже нелегка.



 Как вы думаете, зачем девушка пошла за него замуж?




Попытайтесь не просто послушать песню, а выделить строку, наиболее точно подходящую к картине.

Запись песни « У церкви стояла карета»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы коснулись жизни основных слоёв населения России. Трудно и неуютно  было почти всем. Но как наш народ любил свою страну, как защищал её, не жалея жизни на поле брани.

Приведите примеры.



Нам бы поучиться у них, а мы всё чаще ругаем, завидуем другим. Хотя…

Сейчас прозвучит запись современной  песни, которую могли написать люди, которым небезразлична судьба страны, судьба своего народа. А вы постарайтесь записать главную мысль песни одной-двумя строчками.


 Запись песни «Как упоительны в России вечера» в исполнении группы «Белый орёл»


IV. Итог урока.

1.  С чем познакомились?

           -     Что нового узнали?

- Что чувствовали, глядя на картины?


2. Выставление оценок (у каждого листочек с именами )


     3. Дом. задание.

Напишите мини сочинение от имени представителя какого-либо сословия

«Под небом голубым страны своей родной», используя знания и впечатления, полученные на уроке и из иных источников.


Отвечают на вопросы.









Отвечают, записывают на доске (рабочие, дворяне, крестьяне)










Рассказ учащихся по картине Ярошенко

Е.О.

 « Кочегар»








   Рассказ учащихся по картине Иогансона

 « На старом уральском заводе»



    Стихотворение А. Блока « Фабрика»


Савицкий «На строительстве железной дороги» (рассказ ученика)


 Некрасов Н.А. отрывок из стихотворения «Железная дорога»


Репин И. Е. « Бурлаки на Волге»


Отрывок из стихотворения Некрасова Н.А.  « О, Волга, колыбель моя…»




  Делают учащиеся (можно записать в тетрадь).




    Венецианов А.Г.  «Весна. На пашне» (рассказ ученика)

  Венецианов А.Г. «Жатва»








Отрывок из поэмы Некрасова Н.А. «Мороз-Красный Нос»




  Перов В.Г. «Тройка» (рассказ учащегося)


Маковский  «Свидание» (рассказ ученика)




Некрасов Н.А. «Крестьянские дети»

Некрасов Н.А. « Плачь детей»




Делают учащиеся (можно записать в тетрадь)






Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (отрывок  из гл. I,  строфа  XXI., XXXVIII)




(Кружки Герцена, Петрашевцы и т.п.)





Репин И.Е. «Арест пропагандиста»

 « Не ждали» (рассказ учащегося)


 Пушкин А.С. « Во глубине сибирских руд»

Одоевский А. « …из искры возгорится пламя…»


Делают учащиеся (можно записать в тетрадь)



Пукирев  В.В. « Неравный брак»

 (рассказ учащегося)


(попытка поправить финансовые дела родственников, дворянство и т. п.)





 « Напрасно девицу сгубили…»






 




(Отечественная война 1812 года,

 Крымская война)











« На том и этом свете буду вспоминать я, как упоительны в России вечера»









 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)

Конспект урока и презентация на тему  "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

     Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

     Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

     Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

     Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ...