«Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке » , история России 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Урок проводится перед уроком обобщения знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению более полного представления о жизни россиян в этот период. Урок интегрированный, на нём представлены художественные и литературные произведения разных авторов, классиков и современников. Ребята готовили сообщения о картине, изображающей тот или иной момент жизни общества, а затем рассказывали на уроке. Наглядно представлены и картины, которые вывешиваются на доске либо проецируются на экран . К одной из картин и в конце урока звучат записи песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zhizni_urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История Отечества, 8 класс
МОУ « Правдинская основная школа»,
Учитель КАЗОРИНА Л.И.
Тема урока: «Образ жизни, нравы и быт разных сословий в России в XIXвеке »
Пояснительная записка.
Урок проводится перед уроком обобщения знаний по теме «Россия в первой половине ХIX века» и призван способствовать возникновению более полного представления о жизни россиян в этот период. Урок интегрированный, на нём представлены художественные и литературные произведения разных авторов, классиков и современников. Ребята готовили сообщения о картине, изображающей тот или иной момент жизни общества, а затем рассказывали на уроке. Наглядно представлены и картины, которые вывешиваются на доске либо проецируются на экран (в работе представлены в виде гиперссылки). К одной из картин и в конце урока звучат записи песен.
Цель урока:
- продолжить обучение монологической речи,;
- учить работать с дополнительными источниками;
- способствовать развитию умения связывать произведения искусства с историческими событиями;
- способствовать воспитанию патриотизма.
Оборудование урока:
Картины. (вывешиваются на магнитную доску в виде галереи, либо проецируются на экран)
- Перов В.Г.. « Тройка»
- Маковский «Свидание»
- Репин И.Е. « Не ждали», «Арест пропагандиста»
- Венецианов А.Г.«На пашне», «Жатва»
- Ярошенко Е.О. «Кочегар»
- Савицкий К.А. «На строительстве железной дороги»
- Иогансон Б.В. «На старом уральском заводе»
- Пукирев В.В. «Неравный брак»
(вариант Презентация)
Аудиозаписи.
- «У церкви стояла карета» ( исп. ансамбль «Золотое кольцо»)
- « Как упоительны в России вечера» (исп. группа « Белый орёл»)
Стихотворения Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Блока А.
Требования к уроку:
- принимать участие в обсуждении;
- уметь слушать других;
- выступать эмоционально, чётко высказывать свои мысли;
- соблюдать время выступления, давая возможность высказаться другим.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- как вы понимаете словосочетание «образ жизни, нравы, быт»; - о чём мы будем говорить? - главная часть работы- формулирование выводов по рассказам учащихся и добавлениям учителя II. . Вводная беседа. - какие сословия в России в XIX веке вы знаете? - предлагаю добавить рассказ о положении женщин и детей; - о каком сословии начнём говорить? - какое из них более значимое для государства? III. Основная часть. РАБОЧИЕ. О положении рабочих можно судить по нескольким картинам Добавления учителя: Это одна из первых картин, изображающая рабочих. Взгляд его – вопрошающий, с какой-то укоризной, словно призывает нас в свидетели что делает непосильный труд с могучими от природы людьми. ВЫВОД: Смысл (Труд рабочих неимоверно тяжёл и труден). КРЕСТЬЯНЕ. На картинах Венецианова – свет солнца, голубизна неба, зелень, нарядные одежды крестьянок. Венецианов на картинах несколько идеализировал труд крестьян, считая, что любой труд на земле должен приносить радость. Более реально описывает труд, ближе к действительности описывает жизнь русских женщин Некрасов Н.А. ДЕТИ. - Каким же было детство большинства ребятишек России? - что общего в лицах детей? ВЫВОД: (Смысл – труженики, мученики, босы и голодны – другого детства у них нет) ДВОРЯНЕ. Вступительная беседа. - Что мы знаем о жизни дворян? - Почему большая часть их недовольны происходящим в России? - Как выражают свой протест? - Приведите примеры борьбы с самодержавием. - как правительство реагировало на выступления? ВЫВОД: ( Смысл – дворяне, кому небезразлична судьба народа, вступали в борьбу с самодержавием). А женщины –дворянки? Жизнь многих из них тоже нелегка. Как вы думаете, зачем девушка пошла за него замуж? Попытайтесь не просто послушать песню, а выделить строку, наиболее точно подходящую к картине. Запись песни « У церкви стояла карета» ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы коснулись жизни основных слоёв населения России. Трудно и неуютно было почти всем. Но как наш народ любил свою страну, как защищал её, не жалея жизни на поле брани. Приведите примеры. Нам бы поучиться у них, а мы всё чаще ругаем, завидуем другим. Хотя… Сейчас прозвучит запись современной песни, которую могли написать люди, которым небезразлична судьба страны, судьба своего народа. А вы постарайтесь записать главную мысль песни одной-двумя строчками. Запись песни «Как упоительны в России вечера» в исполнении группы «Белый орёл» IV. Итог урока. 1. С чем познакомились? - Что нового узнали? - Что чувствовали, глядя на картины? 2. Выставление оценок (у каждого листочек с именами ) 3. Дом. задание. Напишите мини сочинение от имени представителя какого-либо сословия «Под небом голубым страны своей родной», используя знания и впечатления, полученные на уроке и из иных источников. | Отвечают на вопросы. Отвечают, записывают на доске (рабочие, дворяне, крестьяне) Рассказ учащихся по картине Ярошенко Рассказ учащихся по картине Иогансона Стихотворение А. Блока « Фабрика» Савицкий «На строительстве железной дороги» (рассказ ученика) Некрасов Н.А. отрывок из стихотворения «Железная дорога» Репин И. Е. « Бурлаки на Волге» Отрывок из стихотворения Некрасова Н.А. « О, Волга, колыбель моя…» Делают учащиеся (можно записать в тетрадь). Венецианов А.Г. «Весна. На пашне» (рассказ ученика) Венецианов А.Г. «Жатва» Отрывок из поэмы Некрасова Н.А. «Мороз-Красный Нос» Перов В.Г. «Тройка» (рассказ учащегося) Маковский «Свидание» (рассказ ученика) Некрасов Н.А. «Крестьянские дети» Некрасов Н.А. « Плачь детей» Делают учащиеся (можно записать в тетрадь) Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (отрывок из гл. I, строфа XXI., XXXVIII) (Кружки Герцена, Петрашевцы и т.п.) Репин И.Е. «Арест пропагандиста» « Не ждали» (рассказ учащегося) Пушкин А.С. « Во глубине сибирских руд» Одоевский А. « …из искры возгорится пламя…» Делают учащиеся (можно записать в тетрадь) (рассказ учащегося) (попытка поправить финансовые дела родственников, дворянство и т. п.) « Напрасно девицу сгубили…» (Отечественная война 1812 года, Крымская война) « На том и этом свете буду вспоминать я, как упоительны в России вечера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА Конспект урока по истории России 7 класс
Презентация к уроку истории России 7 класс "Церковный раскол"...
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)
Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности....
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ...