рабочая программа по истории средних веков
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
рабочая программа по истории средних веков для обучающихся общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование курса история средних веков | 124 КБ |
пояснительная записка к курсу история средних веков | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование история средних веков 6 класс
№ | Тема | Часы | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение. | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | С.3 – 4, записи в тетради. |
Раздел I. Начало средневековья 10 часов
2 | Второй Рим. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §1 |
3 | Век Византии. | 1 | Комбинированный | работа с источником | §2 |
4 | Завоеватели – германцы. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §3 |
5 | Рождение новой силы. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §4 |
6 | Мир ислама. | 1 | Комбинированный | Тесты | §5 |
7 | От Хлодвига к Пипину. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §6 |
8 | Император Карл. | 1 | Комбинированный | Работа с источником | §7 |
9 | На развалинах империи. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §8 |
10 | Сколько раз завоевывали Англию? | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §9 |
11 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок повторения и обобщения | Тесты | Повторение |
Раздел II. Средневековая Европа 9 часов |
12 | Земля и власть. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с источником | §10 |
13 | Вечные труженики. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 11 |
14 | За стенами замков. | 1 | Комбинированный | Работа с источником, защита герба. | § 11 |
15 | Наследие Каролингов. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 12 |
16 | Ко гробу Господню! | 1 | Комбинированный | Сообщения | § 14-15 |
17 | Возвращение городов. | 1 | Урок изучения нового материала | Устный опрос | § 16 |
18 | Рынок, ратуша, собор. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 17 |
19 | В поисках знаний. | 1 | Комбинированный | Работа с источником | § 18 |
20 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Урок повторения и обобщения | Тесты | § 10 – 18 |
Раздел III. Вершина средневековья 5 часов |
21 | Во главе христианского мира. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с источником | § 19 |
22 | Страны и государи. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 20 |
23 | Тяжкие времена. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 21-22 |
24 | На востоке Европы. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 23 |
25 | Европа навстречу новой эпохе. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | § 30 |
Раздел IV. Дальние страны 4 часа |
26 | Индия: раджи и султаны. Поднебесная империя. | 1 | Комбинированный | Проверка сравнительной таблицы. | §25,26 |
27 | В стране Сипанго. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, карточки, работа с источником. | § 27 |
28 | Очень разная Африка. Мир совсем неизвестный. | 1 | Урок изучения нового материала | Проверка сравнительной таблицы. | §28,29 |
29 | Проект «Кому хорошо жилось в средние века?» | 1 | Комбинированный | Проект |
30 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | 6 б Дата |
1 | Введение. | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Задание в тетради | 10.01.11 |
ГЛАВА I. Древние жители нашей Родины 3 часа |
2 | Первобытная эпоха. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §1 | 12.01.11 |
3 | На окраинах античного мира. Кочевые племена на территории России в IV – V вв. | 1 | Комбинированный | Таблица | §2,3, таблица на стр. 19 | 17.01.11 |
4 | Восточные славяне в VI – VIII веках
| 1 | Комбинированный | Устный опрос | §4 | 19.01.11 |
ГЛАВА II. Древняя Русь в IX – XII в.в. 9 часов |
5 | Образование Древнерусского государства. | 1 | Урок изучения нового материала | Устный опрос Работа с картой | §5 | 24.01.11 |
6 | Русские князья времен язычества. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §6 | 26.01.11 |
7 | Князь Владимир | 1 | Комбинированный | Тесты | §7 | 31.01.11 |
8 | Крещение Руси. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §7 | 02.02.11 |
9 | Киевская Русь при Ярославе Мудром. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §8 | 07.02.11 |
10 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. | 1 | Комбинированный | Терминологический диктат | §9 | 09.02.11 |
11 | Общественный строй Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §10, таблица после § | 14.02.11 |
12 | Православная церковь в Киевской Руси. | 1 | Комбинированный | Тесты, опережающие задания. | §11 | 16.02.11 |
13 | Культура Киевской Руси. | 1 | Комбинированный | Доклады | 21.02.11 |
ГЛАВА III. Русские Земли в XII - начале XIII в. 6 часов |
14 | Удельный период русской истории. | 1 | Урок объяснения нового материала. | Устный опрос Работа с картой | §13, таблица после § | 28.02.11 |
15 | Южная Русь. | 1 | Комбинированный | Устный опрос Работа с картой | §14 | 02.03.11 |
16 | Юго-западная Русь. | 1 | Комбинированный | Устный опрос Работа с картой | §15 | 07.03.11 |
17 | Новгородское государство. | 1 | Комбинированный | Работа с картой Тесты | §16, таблица после § | 09.03.11 |
18 | Владимиро-Суздальская Русь. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §17 | 14.03.11 |
19 | Русское государство в IX- начале XIII в. | 1 | Урок контроля знаний | Контрольная работа | 16.03.11 |
ГЛАВА IV. Русь между Востоком и Западом. 5 часов | 21.02.11 |
20 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа с картой Устный опрос | §18 | 21.03.11 |
21 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа с картой Устный опрос | §18 | 23.03.11 |
22 | Натиск с Запада. | 1 | Комбинированный | Работа с картой Устный опрос | §19 | 04.04.11 |
23 | Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §20 | 06.04.11 |
24 | Великое княжество Литовское и русские земли. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §21 | 11.04.11 |
ГЛАВА V. Объединение русских земель вокруг Москвы 10 часов |
25 | Возвышение Москвы. | 1 | Урок изучения нового материала. | Работа с картой Устный опрос | §22 | 13.04.11 |
26 | Возвышение Москвы. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §22 | 18.04.11 |
27 | Москва на подъеме. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §23 | 20.04.11 |
28 | Кризис Московской Руси. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §24 | 25.04.11 |
29 | Русская православная церковь во второй половине XII – середине XV. | 1 | Комбинированный | Устный опрос опережающие задания | §25 | 27.04.11 |
30 | Русская культура во второй половине XIII – середине XV века. | 1 | Комбинированный | Доклады | §26 | 02.05.11 |
31 | Конец удельной эпохи. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §27 | 04.05.11 |
32 | От великого княжества – к царству. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §28 | 11.05.11 |
33 | От великого княжества – к царству. | 1 | Комбинированный | Устный опрос | §28 | 16.05.11 |
34 | Русское государство в начале XIII - середине XV веков. | 1 | Урок контроля знаний | Контрольная работа | 19.05.11 |
35 | Резерв | 23.05.11 |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории средних веков предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Бойцова М.А., Петровой Н.Г. по истории Средних веков.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, предусматривает 3 повторительно-обобщающих урока, которые проводятся по усмотрению учителя. Она рассчитана на 30 часа из расчета 2 учебных часа в неделю. Тема «Во владениях великого хана» будет изучаться в курсе истории России.
Рабочая программа ориентирована на учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «История средних веков». Программа курса охватывает период с IVв. по XV вв., от переноса столицы Римской империи в Константинополь до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам понять события давно ушедших веков, с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание уделено истории Европы.
Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основных регионов Европы и мира, выявление общих закономерностей и различий;
ознакомление учащихся с наиболее яркими личностями средневековья, их ролью в истории и культуре;
освоение знаний о возникновении и развитии идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); обращение при этом особого внимания истории мировых религий (христианство и ислам);
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками, исторической информации;
формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Тема | Часы |
Введение | 1 |
Начало средневековья | 10 |
Средневековая Европа | 9 |
Вершина средневековья | 5 |
Дальние страны | 4 |
Резерв | 1 |
Итого | 30 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
умения связно пересказать текст учебника;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические учебные пособия
Реквизиты программ | УМК обучающихся | УМК учителя |
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования 2004 год. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 год. Авторская программа Бойцова М.А., Петровой Н.Г. по истории Средних веков. | М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. История Средних веков. 6 кл.- М.: «Русское слово», 2006 Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6кл.- М.: «Русское слово», 2006. | М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров. История Средних веков. 6 кл.- М.: «Русское слово», 2006 Бойцов М.А., Петрова Н.Г. История Средних веков. Программа курса. 6 кл.- М.: «Русское слово», 2006. Петрова Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя.- М.: «Русское слово», 2006. Манданова Е.С. Тематический контроль по истории Средних веков. 6 кл.- М.: «Русское слово», 2006. Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 кл.- М.:«Русское слово», 2005. |
ЦОРы
Справочные, научные материалы:
http://pish.ru/ Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал
http://www.historia.ru Электронный журнал «Мир истории»
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
http://www.istorya.ru/ Сайт История.Ру
http://www.portalus.ru/ Научная онлайн-библиотека Порталус
http://vvark.shpl.ru/ Электронный образовательный ресурс «Жанна д’Арк»
http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html Библиотека думающего о России
http://www.hist.ru Исторический альманах «Лабиринт времён», рассматривающий спорные вопросы отечественной и всеобщей истории
Федеральный портал «Российское образование»:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов
http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.8 – история
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20 история
Методические материалы:
http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок
http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...