саморазвитие личности на уроке
статья (история) по теме

сегодня, перед учителем стоит трудная задача - обеспечить подрастающее поколение не просто знаниями, а умениями получать знания и применять их на практике.Это невозможно, если не будет выработана устойчивая мотивация к учению. этот процесс способствует саморазвитию личности. в основе саморазвития лежит Я-концепция. именно о ней идет речь в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samorazvitie_lichnosti_na_uroke.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Саморазвитие личности на уроке

В наш век жестокий, век свершений важных

Каким ты станешь, что с собой возьмешь?

Сумеешь быть ты мудрым и отважным,

И быть достойным званья – человек!

Так было всегда, перед школой стоят традиционные вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Но одновременно, становится приоритетной проблемой – формирование человека, готового быть активным, уметь принимать решения, реализовать свои планы.

Я согласна со словами Э.Канта: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего». Вдумайтесь в эти слова. Ведь от того, кого мы воспитанием, зависит наше с вами будущее.

Главная цель педагога на уроке – способствовать саморазвитию личности на уроке

Почему это необходимо? Уровень современного школьного образования в последнее  десятилетие неуклонно снижается. Школа не справляется со своей социализирующей функцией – обеспечить подрастающее поколение необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни.

Поэтому задачами учителя в том, чтобы научить: самостоятельности, способности включаться в любую деятельность; творчески работать; мыслить; анализировать и делать выводы.

А это невозможно, если не будет выработана устойчивая мотивация к учению как к жизненно важному процессу, которая способствует саморазвитию личности.

Я считаю, что в основе саморазвития, лежит Я-концепция. Это хорошо видно на кольце самоутверждения.

                                                  Кольцо самоутверждения

                                               ПОЗИТИВ

                                    - хорошо учусь и работаю

 - умный, общительный

- удачливый, везучий

- богатый, счастливый

……………………….

НЕГАТИВ

- не подчиняюсь дисциплине

- могу драться, хулиганить

- упрямый, дерзкий

- насмешник, выскочка, мучитель

………………………………

     

                                         успешен, способен

                                         признан, уважаем

                                         имею влияние, власть

                                         Самоутверждение      

                                                                   

                                                                                                Обратный сигнал

                                           Я умею, могу

                                          - удовлетворение

                                          - успех

                                          - признание

                                          - уважение

                                          - власть

Таким образом, считаю, что +Яконцепция способствует продуктивной работе на уроке.

Перед моими учениками стоит проблема - как они себя воспринимают, так они работают на уроке.

Я периодически оцениваю их установку. Вопросы очень простые, примерно такие.

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

У меня все получается на уроках

Я хочу изучать историю

Эти исследования позволяют выявить, какая у них установка: положительная или отрицательная.

На основе диагностических данных, изучив Я-концепции моих учеников, строю свою педагогическую деятельность. Так как только положительная установка ребенка, способствует желанию ученика учиться и саморазвиваться.

Я должна так организовать процесс обучения, чтобы каждое усилие по овладеванию знаниями протекало в условиях саморазвития личности. Это возможно только когда мотивация учебного процесса идет как процесс самосовершенствования себя. Поэтому, мне как учителю наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе требуется широко использовать внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности.

Деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития, например самоутверждения в коллективе. Именно в этом и есть принципиальное отличие  от существующих образовательных концепций.

Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно. Для этого применяю разноуровневые задания. 

Работа с разноуровневыми заданиями, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в основе ее целевой ориентации лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и интеллектуальной независимости.

Каждый ученик выбирает задания по своему выбору, поэтому, получив оценку, его ни кто не оскорбит, не заподозрит в неспособности.

Различные методы и формы обучения истории и обществознания, предоставляют для ученика различные варианты деятельности, в которых формируются умения и навыки способствующие самореализации.

Методы:

поисковые, исследовательские

метод проектов

Чтобы реализовать данные методы, с моей точки зрения более продуктивно использовать такие формы работы:

 организационно-деятельные игры

обучение на основе дискуссий

зачетно-семинарские формы

самообразование как одна из форм саморазвития личности.

Указанные методы и формы не всегда срабатывают при обучении детей, которые имеют –Яконцепцию.

Работая в школе, прихожу к выводу, что большая половина учеников – это не отличники. Но часто мы сталкиваемся с такой ситуацией. Видим, что ученику нравится предмет, но у него не хватает знаний, способностей. И здесь важно, не оттолкнуть ребенка, сказав в ответ, на его признание о том, что он любит историю, ответить: «Извини, но у тебя тройка». Надо помочь поверить в себя, не сломать то хрупкое желание, а уделить больше внимания, дать почитать книгу, что-то посоветовать.

В каждом классе, есть 2-3 ученика, которые не хотят ничего делать. Поэтому моя задача как учителя, сформировать +установку на работу. Эти ученики привыкли, что их все считают никчемными личностями и они исправно играют эту роль.

Я даю им вопрос и прошу искать ответ в учебнике. Проверяю их работы не на уроке, а после. При этом хвалю их. Сначала это не работает, но постепенно, их глаза загораются, они просят дать им задания, а через некоторое время, они начинают работать на уроке, то есть у них вырабатывается +установка и начинается процесс саморазвития (они хотят получить знания и работать на уроке вместе со всеми).

Таким образом, образ Я – не просто отражение каких-то своих объективных данных, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента:

познавательный – знание о себе, представление о своих качествах и свойствах;

эмоциональный – самооценка этих качеств и связанное с ней отношение к себе (самоуважение, самолюбие и тому подобные чувства);

поведенческий – т.е. практическое осознание себя через свое поведение.

Наилучшие условия для формирования положительной +установки, предоставляет творческая деятельность – основная сфера самовыражения личности.         Таким образом, данная концепция способствует формированию уверенности (Я – могу, Я – способен, Я – не хуже других) и активности ученика на уроке. То есть передо мной стоит цель – ученик должен на уроке не просто реализовать свои возможности, а развивать свои способности. Утверждать себя как личность.

        В связи с современной педагогической ситуацией, модернизацией российского школьного образования, переходом учащихся на единый государственный экзамен, данный подход, с его установкой на саморазвитие, уверенности в свои силы, умением мобилизовать себя имеет перспективу.

Деятельность

Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии

В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика

Школьное образование, на современном этапе,  должно создать условия для  становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответствен...

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики, средство развития и саморазвития личности.

Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения является личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Решением этой проблемы занималась с 2011 года. Реализация личностно-ориентированного подхода явля...

Самооценка на уроке - важнейшее условие саморазвития личности ученика.

Картотека приемов формирования навыков самооценки...