Обобщающий урок по теме: " Смутное время"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_scnariy.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок: «Смутное время (начало XVII ) в России.»
Цель урока: 1. повторить и обобщить пройденный материал;
2. проверить знания учащихся по данной теме;
3. учащиеся должны определить:- в чем заключается патриотизм русского народа
в период Смуты.
План урока.
Организационный момент;
Основная часть урока;
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока.
Учитель и ученики подготавливаются к уроку.
Основная часть:
А). Учитель: Сегодня у нет новой темы, мы будем повторять и обобщать пройденный
материал. Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока ответили на вопрос: «В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты? » Как называется тема о которой сейчас пойдет речь? /ученик отвечает:
«Смутное время» (Смута). / Какой период это время охватывает?
/ с 1598 по 1613 гг./
Назовите причины Смутного времени?
/1.Опричнина Ивана Грозного … .;
2.Каждое сословие заботилось только о себе … .;
3.Народ считал, что власть должна принадлежать «природному царю» … ./
За каждый правильный ответ учитель дает ученику жетончик, количество
жетончиков потом подсчитывается.
Б). Сейчас откройте тетради будем играть в «крестики-нолики»: условия игры – вы
чертите прямоугольник следующего размера: по горизонтали 5 см. (10 клеточек, а
по вертикале – 4 см (8 клеточек), далее вы делите прямоугольник на «ячейки»,
сторона каждой ячейки ровна 1 см. (2 клеткам). По горизонтали вы ставите номера
вопросов (5 вопросов), а по вертикале – ответы (обозначаются буквами: а, б, в, г.
Диктуется вопрос с вариантами ответа. Вы ставите крестик в том квадратике, ответ
который вы считаете правильным. После завершения работы, учитель подходит к
каждому ученику и прикладывает трафарет, если клеточка пустая, то ставится
нолик, в зависимости от того сколько «крестиков-ноликов» и выставляется оценка.
Ученик сам подсчитывает сколько у него «+» и сколько «0». Учитель: Поднимите
руки у кого нет «0»?и т.д.
Вопросы к игре:
Кто правил в России с 1606 по 1610 гг.?
а).Борис Годунов; б).Семибоярщина; в). Василий Шуйский; г). Федор Романов
2. Кто возглавил I Ополчение?
а). Ляпунов; б). Минин и Пожарский; в). Болотников; г). Скопин-Шуйский
3. Какое событие произошло 22 октября (4 ноября) 1612 г.?
а). взятие Китай-города, начало освобождения Москвы; б). воцарение М.Ф.
Романова; в). снята осада с Троице-Сергиева монастыря; в). разбиты войска
«Тушинского вора»;
4. Что является причиной начала Смуты?
а). гибель царевича Дмитрия;; б). прерывание династии Рюриковичей;
в).интервенция со стороны Польши ; г).восстание Хлопка Косолапа;
5. Какой представительный орган был созван, чтобы выбрать нового царя,
в 1613 году?
а). Боярская Дума; б). Избранная Рада; в). Земский собор; г).Негласный комитет
В). А сейчас я буду показывать вам портреты, а вы, подняв руку, будите называть, чей
это портрет и коротко рассказывать о нем. / портреты прилагаются/.( Портреты
показываю на уроках, но не все, чтобы ученики, методом исключения, смогли сами
догадаться чей это портрет.
Г). Перед вами на партах лежат карточки с терминами и понятиями, ваша задача в
течении минуты заполнить их. Через минуту, учитель спрашивает: поднимите руку
у кого термин, например, «ополчение»? /учитель может сам назвать кто будет
отвечать, а может по желанию./ Если ответ прозвучал правильно, то проверяют все
и если кто-то ошибся, то исправляет.
Д). Сейчас сюда выдут 5 человек. Вы, наверное, обратили внимание, что в кабинете
лежат шары, все они с сюрпризом. Возьмите по одному шару. Проткните их.
Из шаров выпадают вопросы. Даю полминуты на, чтобы вы подготовились к
ответу. Нужно время? /если да, то включается отрывок из увертюры к опере «Иван
Сусанин или « Борис Годунов»./
Вопросы:
1.В чем суть «угличского дела»?
2.Какую позицию занимало дворянство в период правления Василия Шуйского?
3.Какова роль иностранных государств в Смутном Времени?
4.Какие обстоятельства привели к краху авантюры Лжедмитрия II?
5. Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?
Сколько лет будем мы отмечать в этом году данного события?
Е). Вы знаете, что без дат не бывает в истории. Поэтому сейчас мы вспомним
некоторые из них. Я буду показывать даты, а вы будите называть события,
если несколько дат, то все какие вы знаете.
Даты –события:
1598 -1613 гг. – хронология Смутного времени;
1598-1605 гг. – годы правления Бориса Годунова;
1589 г. – введение сана патриарха.
1591 г. – гибель царевича Дмитрия В Угличе;
1606-1607 гг. – восстание И.И.Болотникова;
1606-1610 гг. – хронология правления Василия Шуйского
22 октябрь 1612 г. – начало освобождения Москвы К.Мининым и Д.Пожарским.
1613 г. избрание М.Ф.Романова на царство, начало правления династии
Романовых. Окончание Смуты.
Ж). Любые события имеют последствия, Смута не исключение. Вопрос:
Каковы последствия Смуты?
1.Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: … ;
2.Экономическая разруха и обнищание народа;
3.Ухудшение положения государства и потеря ряда территорий … ;
4.Воцарение новой династии Романовых …;
5.Расстройство местничества ослабило старую аристократию … .
Теперь хотелось бы услышать ответ на основной вопрос:
В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и прежде всего о действии II Ополчения.
Домашнее задание: повторить пар. с 1 по 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".
Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....
Обобщающий урок по теме: " Смутное время"
Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"...
Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7
План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимн...
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время"
Повторение пройденного материала по теме "Смутное время" в 7 классе в игровой форме...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса
Технологичекая карта урока...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс...