рабочая программа по истории России 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме
рабочая программа на 68 часов по учебнику Сахаров, Буганов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_rossii_10_klass.docx | 78.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отноше нию к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
КТП ориентирован на использование учебников:
- Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХIХ в. – М. Просвещение, 2009.
Цели обучения:
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмыс ления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных уста новок, идеологических доктрин;
2. развитие способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить
свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3. освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России
во всемирно-историческом процессе;
4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5. формирование исторического мышления – способности рассмат ривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки историче ских событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен[1]
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание изучаемого курса
«История России с древнейших времен до конца XIX века»
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 3 часов в неделю (102 часа) 68 часов – история России.
№ | Тема | Количество часов |
Раздел I | Предыстория народов России. Начало Руси | 7 часов |
Раздел II | Русь в 11-12 веках | 6 часов |
Раздел III | Русь в 13-15 веках | 5 часов |
Раздел IV | Россия в 16 веке | 4 часа |
Раздел V | Россия в 17 веке | 7 часов |
Раздел VI | Россия в конце 17-18 вв | 11 часов |
Раздел VII | Россия в первой половине 19 века | 9 часов |
Раздел VIII | Россия во второй половине 19 века | 19 часов |
Итого: | 68 часов |
Содержание курса
1.Предыстория народов России. Начало Руси (7 часов)
История как наука. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры
Предыстория народов России. Социальное расслоение. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Индоевропейцы и их расселение.
Праславяне. Происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян
2.Русь в 11-12 веках ( 6 часов)
Происхождение государственности у восточных славян. Предпосылки складывания Древнерусского государства (социально-экономические, политические, духовные, внешнеполитические). Этапы складывания государства. Данные «Повести временных лет». Теории возникновения государства у славян (норманнская, антинорманнская, современная).
Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира. Государственное управление, роль князей и веча. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Отношения с Византией. Первая усобица на Руси. Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославича. Принятие христианства и его значение.
Княжеские усобицы. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Право на Руси. «Русская правда».
Дискуссии об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Возникновение феодальной земельной собственности. Социальная структура общества. Категории населения. Государственное управление. Армия. Церковь. Право на Руси: «Русская правда Ярославичей».
Третья княжеская междоусобица. Борьба с половцами. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Право на Руси: «Поучение Владимира Мономаха». Правление Мстислава Великого
Особенности древнерусской культуры. Христианская культура и языческие традиции. Создание славянской письменности. Летописи. Литература. Архитектура. Древнерусская живопись. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
3. Русь в 13-15 веках (5 часов)
Причины распада Древнерусского государства. Последствия раздробленности. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Модели политического и социально-экономического развития русских земель: Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество Русь и степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Причины завоевательных походов. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединение русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Дмитрий Донской. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Иван III - государь всея Руси. Свержение золотоордынского ига. Правление Василия III. «Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Литература. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Живопись. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры
4. Россия в 16 веке ( 4 часа)
Правление Елены Глинской. Боярское правление. Иван IV. Установление царской власти. Реформы середины ХVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в ХVI в.
Развитие культуры народов России в ХV–ХVI в. Фольклор. Литература. Просвещение. Научные знания. Архитектура. Живопись. Быт.
5. Россия в 17 веке (7 часов)
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Периодизация смутного времени. Лжедмитрий I. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Правление Василия Шуйского. Семибоярщина. Борьба с речью Посполитой и Швецией. Первое и второе ополчение. Земский собор 1613 г.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Система государственного управления. Земские соборы. Соборное уложение 1649 г. Церковный раскол. Старообрядчество. Правление Федора Алексеевича. Регентство Софьи Алексеевны.
Споры о новом периоде русской истории. Социальная структура российского общества. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Социальные движения ХVII в. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С. Разина: причины, ход, результаты.
Формирование национального самосознания. Развитие образования. Литература. Новое в архитектуре. Развитие культуры народов России. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
6. Россия в конце 17-18 вв (11 часов)
Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы. Северная война: причины, основные сражения на суше и на море, итоги и значение. Прутский и Каспийский походы.
Абсолютизм. Провозглашение империи. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Подчинение церкви государству. Реформа местного управления. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Особенности российских мануфактур. Политика протекционализма и меркантилизма. Итоги правления Петра Великого.
Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Особенности экономики России в первой половине ХVIII в. Внешняя политика России в первой половине ХVII в. Семилетняя война. Превращение России в мировую державу.
«Просвещенный абсолютизм». Реформы Екатерины Великой. Превращение дворянства в господствующее сословие.
Превращение России в мировую державу. Основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, присоединение земель Речи Посполитой. Русско-турецкие войны 1735-1739гг., 1768-1771гг, 1787-1791гг. Разделы Речи Посполитой.
Господство крепостного права. Меры «экономического либерализма» Екатерины. Зарождение капиталистических отношений. Создание новой системы управления городами. Упрочение сословного общества
Астраханское восстание. Восстание Кондратия Булавина. Движения работных людей. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
Культура нардов России и ее связи с европейской и мировой культурой ХVIII в. «Культурная революция» в России в начале XVIII b. Образование. Русское просвещение. Издательская деятельность. М. В. Ломоносов и его вклад в науку, и культуру России. Становление российской науки. Литература. Портретная живопись. Архитектура: стиль барокко, классицизм. Итоги развития русской культуры в XVIII в. Синодальный период в истории русской православной церкви. Старообрядчество.
7. Россия в первой половине 19 века (9 часов)
Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота: причины, основных достижения, их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Население России. Взаимоотношения между сословиями.
Негласный комитет. Реформы государственной системы первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I. М. М. Сперанский и его проекты. Причины изменения внутриполитического курса. Аракчеевщина. Движение декабристов. Участники, цели, программные документы. Выступление декабристов 14 декабря 1825г.
Основные направления, способы реализации, результаты. Участие России в коалициях. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Народная война. Итоги и причины победы в войне. Заграничные походы русской армии 1813–1814гг. Венский конгресс.
Реформы государственной системы управления во второй четверти ХIХ в. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I. Социально-экономические преобразования. Кодификация законодательства
Восточное направление внешней политики. Имперская внешняя политика. Нарастание противоречий между Россией и Англией, и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: причины, основные события, результаты. Кавказская война.
Консерваторы. Кружки 20-30-х гг. «Философское письмо» П.Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды, деятельность. Русский утопический социализм. А.И. Герцен. Петрашевцы.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины ХIХ в. Образование. Наука. Русские путешественники. Архитектура и скульптура. Живопись. Театр и музыка. Журналистика. Русская православная церковь в первой половине ХIХ в.
8. Россия во второй половине 19 века (19 часов)
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:
Знать, понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся. Система методической диагностики, представленная в рабочей программе, в равной степени используется в процессе преподавания как истории, так и обществознания в школе III ступени.
Под методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.
В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:
- входная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика;
Учебо - методическое обеспечение:
- Буганов В. И. История Росси : Конец XVII – XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов ; По ред. А. Н. Сахарова.– 8-е изд., перераб. И доп.– М. : Просвещение, 2009.–304 с.
- Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; Под ред. А. Н. Сахарова. – 8-е изд.– М. : Просвещение, 2009.– 272 с.
- Карты, таблицы периода истории России;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне По истории
Internet – ресурсы
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Календарно – тематическое планирование.
Номер урока | Название разделов, тем, уроков. | Требования к уровню подготовленности учащихся | д/з | Кол–во час | ||||
Глава 1. Предыстория народов России. Начало Руси.(7ч).
| ||||||||
1 | Введение. | Знать: - предыстория, история, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, индоевропейцы. - основные этапы предыстории народов России. - особенности социального расслоения. Знать: - праславяне. - происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи. - Занятия, общественный строй и верования восточных славян. – «военная демократия», политеизм, прародина славян; Уметь: - характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян. - используя историческую карту показывать расселение союзов племен и характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей. - устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян. - объяснять сущность «военной демократии». - характеризовать языческую культуру | 1 | |||||
2 | Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов. | 1 | ||||||
3 | Появление славян. Славяне в 5-7 веках. Религия древних славян. | 1 | ||||||
4 | Предпосылки образования древнерусского государства. Появление государства у восточных славян. | 1 | ||||||
5 | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | 1 | ||||||
6 | Русь во времена Владимира Святославовича. | 1 | ||||||
7 | Повторение. Начало Руси. | 1 | ||||||
Глава 2. Русь в 11-12 веках. (6ч). | ||||||||
8 | Правление Ярослава Мудрого. | Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. - междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина; - основные положения Русской Правды Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников. - разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола Знать: - неравенство русского общества XI – первой четверти XII в. - возникновение феодальной земельной собственности. - власть и церковь. - основные категории населения Киевской Руси Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности Знать: - междоусобица. - особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. - борьба с половецкими вторжениями Уметь: - выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности Знать: - христианская культура и языческие традиции. - культура, житие, икона, фреска, миниатюра. - памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные). - основные литературные жанры, раскрывать их содержание - особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства. Уметь: - выявлять особенности древнерусской культуры. - определить влияние Византии на культуру Древней Руси. - определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси. - доказать присутствие языческого элемента в современной культуре. - участвовать в разработке и презентации проекта по теме. | 1 | |||||
9 | Русское общество в 11 веке. | 1 | ||||||
10 | Владимир Мономах – великий киевский князь. Время новых усобиц. | 1 | ||||||
11 | Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. | 1 | ||||||
12 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в 12-начале 13 вв. | 1 | ||||||
13 | Культура Руси 10-начало 13 вв. | 1 | ||||||
Глава 3. Русь в 13-15 веках. (5ч). | ||||||||
14 | Начало монголо-татарского вторжения на Русь. | Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. - проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель. Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев.. - характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада. -определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества. - выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории. - высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации. Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. - этапы объединения земель вокруг Москвы. - причины возвышения Москвы. - выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные); Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса. - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой). - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия. - Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского Знать: - особенности культурного развития русских земель и княжеств. - влияние внешних факторов на развитие русской культуры. - достижения русской культуры XIV-XV веков. Уметь: -выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры. - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры XIV-XV веков. - участвовать в разработке группового проекта по теме. | 1 | |||||
15 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | 1 | ||||||
16 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв. | 1 | ||||||
17 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. Образование единого государства России. Иван 3. | 1 | ||||||
18 | Культура и быт 14-15 вв. | 1 | ||||||
Глава 4. Россия в 16 веке. ( 4ч). | ||||||||
19 | Реформы Ивана Грозного. | Знать: - особенности установления царской власти. - реформы середины XVI в. - создание органов сословно-представительной монархии. - опричнина: причины, последствия. - основные направления внешней политики Ивана Грозного Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады. - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия). - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны - характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова. Знать: - особенности развития культуры народов России в ХV-ХVI вв. Уметь: - характеризовать достижения культуры. - выявлять основные тенденции развития культуры ХV-ХVI веков. - участвовать в разработке и представлении презентации по теме. | 1 | |||||
20 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. | 1 | ||||||
21 | В преддверии Смуты. | 1 | ||||||
22 | Культура и быт конца 15-16 вв. | 1 | ||||||
Глава 5. Россия в 17 веке. (7ч). | ||||||||
23 | Смутное время. | Знать: - Смутное время, интервенция, семибоярщина. - институт самозванчества. - восстание под руководством - польско-шведская интервенция. - народные ополчения. Уметь: -выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества). - характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II. - сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы. -определять последствия и историческое значение Смуты. Знать: - особенности укрепления центральной власти. - становление абсолютизма. - церковный раскол. Старообрядчество. - рост территории. Уметь: - излагать и характеризовать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления. - рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны. - характеризовать правление Федора Алексеевича, регентство Софьи Алексеевны Знать: - народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина. - характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения). - высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев. Знать: - Смоленская война, Русско-польская война 1654-1667 гг., русско-турецкая война, вечный мир, присоединение Сибири Уметь: - называть основные направления внешней политики - определять итоги внешней политики России ХVII в. Знать: - развитие культуры народов России. - усиление светских элементов в русской культуре. - государство и церковь. Ереси. Уметь: - называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVII в.. - характеризовать достижения русской культуры. - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса. - участвовать в разработке и презентации группового проекта по теме | 1 | |||||
24 | Первые Романовы. «Священство» и «царство». | 1 | ||||||
25 | Хозяйство и сословия. «Бунташный» век. | 1 | ||||||
26 | Внешняя политика России в 17 веке. Присоединение Сибири. Нерусские народы России. | 1 | ||||||
27 | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. | 1 | ||||||
28 | Культура и быт 17 века. | 1 | ||||||
29 | Повторение. Россия в 17 веке. | 1 | ||||||
Глава 6. Россия в конце 17-18 вв. (11ч). | ||||||||
30 | Начало славных дел Петра. | Знать: - Северная война. Борьба с Осман ской империей. Каспийский поход. Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азов ских походов, Прутского, Каспийского походов. - определять основные направления и задачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней политики по Последствия. - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями Знать: - экономическое развитие России. Особенности российской промышленности - изменения в со циальной сфере. Политика госу дарства в отноше нии дворянства, «крестьянская» политика. - реформа системы государственного управления Уметь: - излагать содержание реформ Петра I. - выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма, - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма. - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?» Знать, уметь: - выявлять причины дворцовых переворотов; - характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра П, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям; -называть основные события внутренней и внешней политики периода; - разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. - участвовать в разработке групповых проектов по теме Знать: - «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Меры «экономического либерализма». - Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в. - излагать содержание реформ Екатерины П. - определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявлять причины укрепления крепостничества Знать: - основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой. Уметь: - выделять основные итоги внешней политики Екатерины II - прослеживать превращение России в мировую державу Знать: - основные движения: астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движения работных людей, крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Уметь: - показывать на карте районы, затронутые восстанием; - излагать в хронологической последовательности события социальных движений. - выявлять причины народных движений XVIII в., выявлять причинно-следственные связи между народными движениями XVII и XVIII вв.; - характеризовать народные движения XVIII в. (выявлять причины, социальный состав, требования повстанцев, причины поражения, итоги и последствия) Знать: - просвещение в России. - культура народов России XVIII в. и ее связи с европейской и мировой культурой. Уметь: - называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику. - выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.; - характеризовать роль М.В. Ломоносова и его вклад в науку и культуру России. - определить влияние европейских стран - участвовать в разработке и презентации групповых проектов | 1 | |||||
31 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. Продолжение Северной войны. | 1 | ||||||
32 | Реформы Петра Великого | 1 | ||||||
33 | Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого. | 1 | ||||||
34 | Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война. | 1 | ||||||
35 | Золотой век Екатерины 2. | 1 | ||||||
36 | Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы. | 1 | ||||||
37 | Русская церковь в 18 веке Хозяйственное развитие России в 18 веке. | 1 | ||||||
38 | Сословия и социальные группы. Народы России. | 1 | ||||||
39 | От Булавина до Пугачева. | 1 | ||||||
40 | Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке. | 1 | ||||||
Глава 7. Россия в первой половине 19 века. (9ч). | ||||||||
41 | Россия в начале 19 века. Короткое царствование Павла 1. Начало царствования Александра 1. | Знать: - Неглас ный комитет. - особенности со словной политики (меры в отношении крестьянства). - проекты М. М. Сперанского. Уметь: -характеризовать государственные реформы Александра I; - раскрывать понятие «аракчеевщина». - выявлять причины восстания декабристов. - характеризовать основные направления - иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ Знать: - причины, этапы и итоги участия России в наполеоновских войнах. - Войны с Персией, Турци ей. - причины, события и итоги Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии. - основные решения Венского конгресса. Уметь: - излагать в хронологической последова тельности и с использованием карты собы тий Отечественной войны 1812 г. - определять основные направления внеш ней политики России первой четверти ХIХ в. - участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.» Знать: - усиление государственного аппарата и режи ма личной власти Николая I. - социально-экономическое развитие (кресть янский вопрос, реформа государ ственной деревни, политика государ ства в отношении дворянства и ку печества, эконо мическая поли тика). - «династический кризис»; - выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России; - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; - теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять основные идеи. Знать: - основные особенности восточного направления во внешней поли тике России. - Кавказская война, крымская война. Уметь: - излагать в хронологической последова тельности и с использованием карты собы тия Крымской войны. - рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в. - определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны Знать: - особенности развития Российской культуры первой половины ХIХ в. - обращение к национальным истокам. Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры первой половины XIX в. - выявлять особенности культурного развития России в первой половине XIX в. - определять влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры. - участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме | 1 | |||||
42 | Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 | ||||||
43 | Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии. | 1 | ||||||
44 | Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны. Выступление декабристов. Начало правления Николая 1. | 1 | ||||||
45 | Попытки укрепить империю. | 1 | ||||||
46 | Общественная жизнь России при Николае 1. Крымская война. | 1 | ||||||
47 | Образование и наука в первой половине 19 века. Золотой век русской культуры. | 1 | ||||||
48 | Русская православная церковь в первой половине 19 века. | 1 | ||||||
49 | Повторение.«Россия в первой половине 19 века» | 1 | ||||||
Глава 8. Россия во второй половине 19 века. (19ч). | ||||||||
50 | Накануне отмены крепостного права. | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины; называть альтернативные варианты отмены; знать основные положения реформы. Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значение сой. Реформ Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значение сой. Реформ Называть основные направления эконом. пол. госуд., объяснять причины замедления темпов роста промышленного произв., называть и показывать на карте. Называть цель и основные направления внешней политики 60-70 – х гг. Знать дату войны, её причины и характер; знать карту; нать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского м\д; победы России в войне с Турцией Уметь анализировать роль развития культуры | 1 | |||||
51 | Отмена крепостного права в России. | 1 | ||||||
52 | Основные положения реформы 19 февраля 1861 года. | 1 | ||||||
53 | Государственные преобразования в 60-70-е гг. 19 века. | 1 | ||||||
54 | Внешняя политика России в 60-70-е гг. 19 века. | 1 | ||||||
55 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | ||||||
56 | Промышленность и транспорт в пореформенной России. | 1 | ||||||
57 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | 1 | ||||||
58 | Общественное движение в 60-70-е гг. 19 века. | 1 | ||||||
59 | Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878гг. | 1 | ||||||
60 | Россия в конце 19 века. | 1 | ||||||
61 | Промышленный подъем 90-х гг. 19 века. Достижения и просчеты. | 1 | ||||||
62 | Россия в первые годы правления Николая 2. | 1 | ||||||
63 | Образование и наука второй половины 19 века. | 1 | ||||||
64 | Архитектура, скульптура и живопись. | 1 | ||||||
65 | Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело. | 1 | ||||||
66 | Русская православная церковь во второй половине 19 века. | 1 | ||||||
67 | Повторение. Россия в 19 веке. | 1 | ||||||
68 | Контрольная работа по теме «Россия в 19 веке» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...