Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

 

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле"

Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.

 

Цель урока:

Расширить и дополнить представления школьников о демократии.

Ученики должны уметь выявлять существенные признаки демократии .

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

Продолжить развивать коммуникативные  навыки работы в группах,выступление сообщения.  

Основные понятия:

граждане,

народное собрание,

демократия,

оратор.

остракизм

ареопаг

 

Оборудование урока:

карта «Древняя Греция в 5 веке до нашей эры»,

портрет Перикла,

тесты по истории Древней Греции

карточки с заданиями.

План урока:

  1. Проверка знаний в форме тестирования

  2. Актуализация знаний  в форме викторины

  3.Изучение нового материала с использованием групповой работы ,сообщений и выстраивание  модели Афинской демократии

 4.Обобщение как метод диагностики усвоение темы

                                             Ход урока:

    1. Проверка знаний в форме тестирования.

     1. В Афинском полисе правителей называли:

        а) властителями; б) брахманами; в) архонтами,

        г) фараонами.

     2. По законам Солона архонтом мог быть избран грек:

        а) знатный и богатый; б) незнатный, но богатый;

        в) незнатный и бедный; г) знатный, но разорившийся.

     3. Главным занятием спартанцев было:

        а) ремесло; б) земледелие; в) военное дело;

        г) рыболовство.

     4. Греки покидали родину и основывали колонии из-за:

        а) набегов кочевых племен скифов;

        б) угрозы голода и долгового рабства;

        в) вторжения северных племен дорийцев;

        г) ожесточенной борьбы демоса и знати.

     5. Олимпийские игры греки посвящали богу:

        а) Посейдону; б) Крону; в) Зевсу; г) Гермесу.

     6. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

        а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;

        в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.

     7. Персы перестали считаться непобедимыми после:

        а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;

        в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.

     8. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

        а) Ксеркс            1) Марафонская битва;

        б) Мильтиад;         2) Троянская война;

        в) Солон.            3) бои в Фермопильском ущелье;

                             4) отмена долгового рабства;

                             5) Олимпийские игры;

                             6) Создание трагедии "Персы".

     9. Соотнесите события с датами:

        а) 776 г. до н.э.;   1) реформы Солона;

        б) 480 г. до н.э.;   2) Олимпийские игры;

        в) 479 г. до н.э.    3) бои в Фермопильском ущелье.

                             4) битва при Платеях;

                             5) Марафонская битва;

                             6) Законы Дракона.

     10. Спартанцы считались хорошими:

        а) строителями; б) мореплавателями; в) воинами;

        г) купцами.

                    КЛЮЧ:

     1 а; 2 а; 3 в; 4 б,г; 5 в; 6 в; 7 а; 8 а-3, б-1, в-4;

     9 а-2, б-3, в-4; 10 в.

 

     2. Актуализация знаний в форме викторины.

 Вопросы:

     1. С празднествами в честь какого бога связано рождение

театра в Греции?

                Диониса.

     2. Для кого посещение театра в Древней Греции было бес-

платным?

        Для почетных гостей.

     3. Как называлась металлическая или костяная палочка с

острым концом, которой ученики выдавливали буквы?

        Стилем.

     4. Что такое палестра?

     Школа для занятий гимнастикой мальчиков с 12 лет в Гре-

ции.

     5. Кто обучался в афинских школах?

        Сыновья афинских граждан.

     6. Что использовали афинские школьники для письма?

        Дощечки с воском.

     7. Что такое гимнасия в Афинах?

        Место, где взрослые греки проводили свободное время

и обучались красноречию.

     8. Назовите цель воспитания школьников в Афинах.

        Воспитать всесторонне развитого гражданина.

 

  3.Изучение нового материала с использованием групповой работы ,сообщений и выстраивание  модели Афинской демократии

1. Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым. Сейчас мы объединимся в группы в каждый,  из которых получит задания алгоритм работы  и карточку с текстом и вопросами ,  на которые группа должна ответить в ходе своего выступления.Изучая карточку, вы узнаете о каком-либо важным элементе демократии .

Алгоритм работы в группе

1.Распределите роли в группе:

а) чтец

б)кто ведет краткую запись

с)докладчик.

2.Изучить текст.

3.сделать краткий доклад

4.ответить на вопросы к вашей карточке.

Учитель объединяет ребят в группы и раздает карточки  

           

при Перикле

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания.  Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

    Вопрос: Какое значение имело народное собрание?

Карточка №2

Суд в Афинах

Дикасте́рий  — суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины.В пору высшего развития демократии дикастерий афинян представляется в следующем виде: присяжные судьи, дикасты или гелиасты, выбирались ежегодно, в числе 6000 человек, с помощью жребия, под наблюдением 10 должностных лиц, а именно 9 архонтов и их секретаря; в жеребьёвке могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет, не опороченные по суду и не состоящие должниками перед государством.В знак своего звания судья получал бронзовую или буковую марку, с его личным именем, отчеством, именем дема и буквой секции; таких дощечек дошло до нас более 60. Общая всем буква алфавита объединяла членов дикастерия в одну группу, и таких групп было десять. Судьи давали общую присягу — судить по законам и народным постановлениям, а в случаях, законами не предусмотренных, — по совести, без лицеприятия и вражды. Из 6000 судей действительными были собственно 5000; тысяча остальных служили для пополнения случайных недочетов в секциях; впрочем, известен случай, когда заседали все 6000 дикастов. Из общего числа присяжных судей, также при помощи жребия и под наблюдением тех же должностных лиц, составлялись действовавшие в различных судебных местах сессии (τα δικαστήρια). В зависимости от характера и степени важности процесса число судей в сессии колебалось между 201 и 6000. Гражданские дела на сумму меньше 1000 драхм решались собранием в 201 гелиаста; для разбора дел выше этой суммы требовался 401 гелиаст. Уголовные, особенно политические процессы разбирались собранием судей гораздо более многолюдным: 1501 судья решали дело о виновности Перикла в растрате государственных денег, 501 участвовали в обвинительном приговоре над Сократом, политический процесс против Пистии решался собранием 2501 судьи, и проч.

Вопрос: 1.Как проходил суд в Афинах?

                2.Был ли такой суд справедливым?

Карточка №3

Права гражданина

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рождать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Сократ, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами

Вопрос:

1.Чему подчинялась жизнь каждого человека   в Афинах?

 2.Почему в Афинах была введена процедура остракизма?

 

4.Обобщение как метод диагностики усвоение темы

 

Через 15-20 минут группы делают сообщения. На доске по ходу выступления образуется модель демократического государства.

                                                        Народное  собрание

 

                       Стратег                          Ареопаг                                      Остракизм

 

 

 

                                                            Государство

                               Граждане                                         Народное собрание

 

Учитель обращает внимание учеников на большое значение в Афинах гражданства , Народного собрания, контролирующих органов. Урок своей цели достиг. Учитель объявляет оценки за работу на уроке , задает домашнее задание- параграф 40.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Чиркова   Галина Григорьевна

МОУ «Турунтаевская районная  гимназия»

РО по системе Л.В.Занкова

Русский  язык»   1-й  класс  А.В.Полякова

Тема: «Обозначение  мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.»

 Цели:

Образовательные:

-создать условия для формирования у детей представления о способах обозначения  на письме   мягкости согласных  с помощью букв е, е, и, ю. я;- -- формировать умения  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русскому языку путем  привлечения занимательного материала;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

1 .Познавательная: уточнить представления учащихся  о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, ю, и, я.

2. Коммуникативная: формирование  умения работать в группах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

3.Ругулятивная: формирование  умения обозначать на письме мягкость согласных  гласными буквами.

4.Личностная: предупредить нарушение осанки, работать над каллиграфией.

  Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» 1класс, автор А.В.Полякова,  шары с буквами, средства обратной связи, стихотворение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы:  Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые

Формы: Фронтальная, индивидуальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный  момент

Цели: психологический настрой учащихся

Приветствие: улыбнемся друг другу и пожелаем успехов каждому

Начнем урок с пословицы  «Кто думает – тот всегда  додумается!»

- Прочитайте пословицу.  Как понимаете  ее смысл?

-  Пусть она будет девизом нашего урока.

Приветствуют присутствующих, друг друга

Читают пословицу .

Высказывают свои мнения

II. Актуализация  опорных   знаний.

1.Чистописание

Целью данного этапа является отработка графического навыка и навыков каллиграфии

- А сейчас минутка чистописания. Проверьте  осанку, положите  тетрадь с правильным  наклоном. Пропишем наклонную  палочку.

 -На второй строчке прочитайте  сочетания букв.(слайд 2)

-Есть ли что-то общее?

-  Пропишите  эти сочетания

Прописывают в тетради наклонную палочку.

-ЛЬ, ЛИ.

-Одинаковый согласный;

- Верхнее соединение  при  написании

- Согласный  звук  мягкий, т.к в первом сочетании ь- показатель мягкости, а во втором сочетании есть буква –и.

-работают в тетрадях

2. Орфографическая пятиминутка

Цель :  актуализация ранее изученного материала.

Прочитайте предложение:  

 Около дома выросла ель.

Сколько слов  в этом предложении?

- Обратите  внимание на слово  около.  (Гласные   буквы  - о- , можно это слово  назвать «круглое»)

( Доска  закрывается)

-Запишите  предложение  по памяти. -Прочитайте, какое  предложение  вы записали? ( Еще раз  проверяем правильное написание слов)

-Подчеркните главные слова

-О чем говорится в предложении?  Что?

-Что говорится о ели? Что сделала?- -Как еще мы называем главные  слова?

-Найдите в предложении слово, в  котором  согласный звук  -  мягкий.  -Объясните  почему?

-Какую  работу выполняет   ь в этом слове?

-Как бы звучало слово, если  бы мы не  написали ь?

-Важно ли знать как звучит согласный: твердо или мягко?  Для чего?  

 

Читают предложение  про себя.

Коллективный анализ  предложения

Пишут предложение по памяти

.  Один ученик  работает у доски,  комментируя,  подчеркивает, остальные в тетради.

В слове ель согласный звук мягкий, потому что после него стоит ь.

Показывает на мягкость согласного звука.

-Ел – получилось другое  слово

Высказывают свои  мнения

3. Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала 

-Прежде чем мы  обозначим тему  нашего урока, по которой  продолжим работу, послушайте  сказку «Хвастун»

   (презентация, слайды 4, 5 )

Живет в стране Грамматике   известный   фокусник.  Стоит ему  подойти  к какому-нибудь  слову, и оно делается совершенно неузнаваемым:  слово  ел  -превратилось   в ель  . а  консервная  банка  стала  банькой.

Кто этот фокусник?

Расхвастался ь:  я дескать, самый  волшебный. Но  некоторые  жители  страны Грамматики  стали смеяться:  « Мы  тоже  умеем  показывать  фокусы.  Смотрите -  лук  стал  люк, было  слово  мал, а стало  мял.

Кто  поставил  на место хвастунишку?

-Почему  так получилось?  Давайте понаблюдаем.

Сравните,  как произносится  первый согласный в этих  словах.

-  Произнесем  слово  лук- какой согласный:  твердый или мягкий?

-А теперь произнесем  слово  -люк. Какой слышим звук?

-Слово  мал  и слово  мял? Почему в одних случаях пишем буквы а,у,   а в других – я, ю?

- Значит, отчего зависит мягкость

 или    твердость  согласных?

--Чему будем учиться на уроке?

-Ь  (мягкий знак)

-Гласные  буквы

Читают слова, сравнивают произношение, делают выводы

-  Твердый согласный и после него гласная буква –у.

- Мягкий звук и после него гласная –ю.

 Наблюдают, сравнивают, высказывают свои мнения

-- Мы пишем у.ю , когда согласный звучит  твердо, и я,ю – когда согласный звучит мягко

- От следующих за ними гласных букв

Предположения  детей

III. Изучение новой темы

1.Работа  по  теме.

Тема   урока  ( на слайде  6)

 «Обозначение на письме мягкости согласных  гласными буквами»

-  Продолжим наблюдение  и выясним, какие гласные  обозначают  мягкость  согласных.

На доске  написаны  слова:.еЛна, Леаш, Лдаи, даЛю, ялО.

 - Рассмотрите  запись. Что  можете  сказать?  

- Какое задание  можете  предложить классу?

-  Что общего  в этих словах?

--Какое слово  лишнее?  Почему?

-Подчеркните букву, обозначающую  мягкий  согласный звук и гласную, которая обозначает мягкость этого  звука.

- Назовите гласные, которые  вы  подчеркнули.

- Выпишите  их  на строчке внизу. Какие гласные обозначают мягкость согласных? ( слайд 6)

Посмотрите  на таблицу гласных.  В каком ряду  стоят гласные, которые мы выписали? ( гласные  2 ряда). - Когда  после  согласных  пишутся  данные  буквы?

 -А что можете сказать о гласных 1 ряда?

-Сделаем вывод: Что  на письме  обозначают  гласные  е,е,и, ю,я?

-Откроем учебник с. 55.Прочитаем правило.

-Правильно ли мы с вами  сделали вывод?

Читают слова

- Буквы рассыпались

- Нужно восстановить слова.

Запись слов на доске и в  тетрадях. ( Дети, комментируя, объясняют, почему после запятой слова пишут с заглавной буквы.)

Лена, Леша, Лида, Люда, Оля.

- Это имена людей.

( дети предлагают разные  варианты  ответов)

Подчеркивают буквы

 е, е, и, ю, я.

Наблюдают , делают вывод

-- Когда согласные  произносятся  мягко.

- Если после согласного стоит гласный 1 ряда, то согласный  произносится  твердо.(приложение 1)

- Мягкость согласного звука.

 открывают учебник  и читают правило

 IV. Физминутка.

Если первый слог твердый- хлопаем в ладоши, если мягкий- топаем ногами.

  Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет. Балет.

Слушают слова и выполняют движения

V.  Закрепление

Запись под диктовку.

- Мы с вами станем волшебниками., превратим твердый согласный звук в мягкий

-Я говорю слово  мыл, а вы пишите  _мил

-Я говорю вам слово  мал      МЯЛ

-Я называю слово   рад, а вы напишете все  РЯД

-Теперь скажу я слово  ров -  РЕВ

-Проверка на доске.

-Кто ошибся?

Работают в тетрадях, один ученик пишет слова  на доске

Проверяют и сигнализируют

VI. Самостоятельная  работа.

 На доске записаны   слова.

 Р..чка,   м..шка,   бер…зка,   л..стра,   т..пка.

-Нужно отыскать  улетевшие  на воздушных  шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий. Записать слова в тетрадь.

Проверка.

я

 Ребята  читаютЮ.

о

э

у

е

а

Выбирают нужную букву в слове и записывают в тетрадь (приложение  2)

Те буквы, которые вставили в слово- показывают   на веере

VII.  Рефлексия.

Работа в парах.

На столе текст стихотворения Проверим, как вы научились правильно писать букву после мягкого согласного.

 

- Сколько  нашли ошибок?  

Читают текст, напечатанный на листочках.

Почта мне писмо доставыла

 На конверте в уголке

 Нацарапано :  «Писателу»

      А пониже   «Маршаку».

 и исправляют ошибки.

Считают и затем сравнивают с текстом на слайде

Итог урока.

Итак, какие будем писать буквы, если согласный звучит мягко?

В подарок за хорошую работу- воздушные  шарики.

Ответы  детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 5 класса "Афинская демократия"

Методическая разработкат урока "Афинская демократия" включает в себя схему урока . Форма урока- деловая развивающая игра в форме путешествия. В ходе урока используются методы: игровой метод, эвристиче...

Разработка урока в 5 классе"Афинская демократия при Перикле"

Углубление знаний учащихся об античной демократии....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Разработка урока истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Разработка урока  истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"...