Рабочая программа по истории в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по истории для 6 класса включает в себя пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_v_6_kl.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 6 класса является базовой и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Нормативные документы для составления программы:
- Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
В основу положена программа Л.Н.Алексашкиной «Всеобщая история.» 2004г .Базисный учебный план по программе-2 часа в неделю, 70 часов в год. Учащиеся изучают курс по учебнику Е.В.Агибалова Г.М.Донской «История средних веков» -30 ч, А.А.Данилов Л.Г.Косулина «История России с древности до конца 16 века»-40ч Учебники составлены в соответствии с современным уровнем исторической науки. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям пятиклассников.
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент. В целом программа и стандарты соответствуют учебнику. Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями
Цель курса истории средних веков – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Цель курса истории России – формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи курса:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями истории России и эпохи средневековья;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Виды контроля:
Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Устный опрос Карточки(инд.задания) | Тестирование по теме Словарный диктант | Итоговый тест контрольная работа |
При проведении промежуточного и итогового контроля оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно отвечают на вопросы.
Требования к уровню подготовки
учащихся по истории России с древности
до конца 16века.
1. Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б)даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
2.Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п.1; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.
3.Называть, показывать на исторической карте:
-территории расселения восточнославянских племен;
-основные древнерусские города;
-крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
-территорию Русского гос-ва в 15-16вв.
4.Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
5.Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры.
6.Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского гос-ва; закрепощения крестьян.
7.Называть характерные, существенные черты:
-экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положения разных групп населения;
-развития русских земель под властью Орды;
-политического устройства Древнерусского гос-ва и Московского гос-ва, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
8.Объяснять значение понятий: Древнерусское гос-во, монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное гос-во, сословно-представительная монархия, самодержавие, помесная система, закрепощение крестьян, опричнина.
9.Сравнивать развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; деятельность Избранной рады и опричнину.
10.Излагать суждения о причинах и последствиях: политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений.
11.Приводить оценки; значения Куликовской битвы, деятельности Ивана 4.
Требования к уровню подготовки
учащихся по истории средних веков.
1.Называть хронологические рамки средневековья.
2.Называть имена наиболее известных: а)правителей; б)общественных и религиозных деятелей; в)первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья; г)участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений средневековья.
3.Показывать на исторической карте местоположение гос-в средневекового мира.
4.Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
5.Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б)предметов быта; в) произведений искусства.
6. Называть характерные, существенные черты:
- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
- социального положения людей в средние века(правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.
7. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
Содержание курса «История средних веков» в 6 классе.
№ | Раздел, тема | Содержание учебной темы | Требования к знаниям, умениям обучающихся | Кол-во часов | Сроки изучения | Формы контроля, сроки |
1 | Западная и Центральная Европа в 5-11в | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Гунны. Франкское государство. Франки (расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство). Появление государства. Феодалы и крестьяне. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье; англосаксы и нормандское завоевание. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Аграрное производство. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Христианская церковь в раннее средневековье, Организация церкви. Монастыри и монахи. Христианизация Европы. Папское государство. Папы и императоры. | Знать хронологические рамки средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Франки (расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство). Появление государства. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Как происходило образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье; Ранние славянские государства, роль возникновения славянской письменности. Организация христианской церкви | 6 | Текущий | |
2 | Византийская империя в IV—XI вв | Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Реформы Юстиниана | Знать территорию, хозяйство, государственное устройство империи. Культурные достижения Византии. Реформы Юстиниана | 2 | Текущий Промежуточный | |
3 | Арабы в 6-11 вв. | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. | Причины возникновения ислама, культура арабов Расселение, занятия арабских племен. | 1 | текущий | |
Средневековое европейское общество | Знать и рыцарство. Феодальное землевладение, в Европейское рыцарство (образ жизни и правила поведения). Феодальная знать. Крестьянство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Средневековый город. Возникновение городов. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города-республики. Церковь и духовенство. Разделение христианства католицизм и православие. Светские правители и церковь. Крестовые походы. Ереси и преследование еретиков. | Образ жизни рыцарства Крестьянство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Средневековый город. Причинывозникновение городов. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города-республики. Церковь и духовенство. Разделение христианства католицизм и православие. Причины, последствия крестовых походов. Как церковь боролась с еретиками | 5 | Текущий | ||
Государства Европы в XII—XV вв. | Франция. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные штаты. Образование централизованного государства. Англия. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. Столетняя война. Причины и итоги. Жанна д'Арк. Обострение социальных противоречий в XIV в. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Германские государства в XII—XV вв. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста. Сословные монархии. Объединение Кастилии и Арагона. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Византия и южнославянские государства (Болгария, Сербия). | Образование централизованного государства во Франции Англия. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. Столетняя война. Причины и итоги. Жанна д'Арк. Обострение социальных противоречий в XIV в. – восстания во Франции и Англии: причины, ход, последствия. Германские государства в XII—XV вв. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны, их причины, значение. | 7 | Текущий Промежуточный тест | ||
Культура стран Европы в XI—XV в | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Сословный характер культуры. Быт и праздники. Наука и образование. Появление университетов. Церковные школы. Развитие знаний и церковь. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре (архитектура, скульптура, живопись). Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе. Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм, | Научные достижения средневековья, Сословный характер культуры. Быт и праздники. Наука и образование. Появление университетов. Церковные школы. Развитие знаний и церковь. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре (архитектура, скульптура, живопись). Значение изобретения книгопечатания в Европе. Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм, | 4 | |||
Восток в средние века. Доколумбова Америка | Османская империя. Завоевания турок-османов, образование империи. Управление империей. Положение покоренных народов. Китай. Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Индия. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат, Культура народов Востока. Культура правителей и культура подданных. Традиционные искусства и ремесла. Архитектура. Литература (поэзия). Народы Америки. Государства. Культура. | Завоевания турок-османов, образование империи. Управление империей. Положение покоренных народов. Борьба Китая против завоевателей. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат, Культура правителей и культура подданных. Традиционные искусства и ремесла. Архитектура. Литература Народы Америки. Государства. Культура. | 3 | |||
Итоговое обобщение | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие | 1 | Итоговый |
Содержание курса «История Росси с древнейших времен до конца 16 века» в 6 классе.
№ | Раздел, тема | Содержание учебной темы | Требования к знаниям, умениям обучающихся | Кол-во часов | Сроки изучения | Формы контроля, сроки |
1 | Восточные славяне | Введение (1ч). Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История края-часть истории России. Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины, влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями. | Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины, влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями. | 3 | Текущий | |
2 | Русь в IX — первой половине XII в. | Формирование Древнерусского государства в9-10 вв. Новгород и Киев. Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Русь в конце Х — первой половине XII в. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь. Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Повторение и обобщение (1 ч). | Новгород и Киев. Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь. Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. | 8 | Текущий Промежуточный Итоговый
| |
3 | Русь в Х11-Х1У вв | Формирование Древнерусского государства в9-10 вв. Новгород и Киев. Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Русь в конце Х — первой половине XII в. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь. Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Повторение и обобщение (1 ч). | Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет». Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь. Культура и быт Древней Руси. | 10 | текущий промежуточный Итоговый | |
Московское государство в XV в | Борьба за первенство на Руси. Князья и Орда. Москва — центр объединения русских земель. Московские князья и их политика; Иван Калита. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Завершение политического объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Иван III. Управление государством; Боярская дума, приказы. Поместная система и служилые сословия. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Государство и церковь. Ереси. Московское государство и Великое княжество Литовское в XIV—XV вв. Культура и быт в XIV— XV вв. Летописание. Литература. Зодчество, фрески и иконы. Феофан Грек. Андрей Рублев. Родной край в XII—XV вв. (сельское хозяйство, города и ремесла, памятники культуры и быта). Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия. Завоевания Поволжья и Западной Сибири. Народы России. Ливонская война. Культура и быт в 16в. Книгопечатание. Летописные и повествователные своды. Развитие публицистики. Зодчество. Иконопись. Дионисий. Быт, обычаи, «Домострой». Родной край в 16в. | Князья и Орда. Москва — центр объединения русских земель. Московские князья и их политика; Иван Калита. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Конец зависимости Руси от Орды. Иван III. Управление государством; Боярская дума, приказы. Поместная система и служилые сословия. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Судебник 1497 г. Культура и быт в XIV— XV вв. Родной край в XII—XV вв. Реформы 50-х гг. XVI в. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия. Завоевания Поволжья и Западной Сибири. Народы России. Ливонская война. Родной край в 16 в Культура и быт в 16в. | 18 | Текущий Промежуточный Итоговый | ||
4 | Итоговое повторение и обобщение | Обобщение и систематизация знанию по курсу «История Россия с древнейших времен до конца 16 в» | 2 |
Календарно-тематическое планирование по истории средних веков (30ч)
№ | Тема урока | дата | Информационно-методическое обеспечение | ИКТ | Требования к уровню подготовки | Повторение материала | Основной вид дея-ти | |
Западная и центральная Европа в 5-11 веках (6 ч) | ||||||||
1 | Введение | Е.В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» Стр6-11 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Называть хронологич. рамки периода Средневековья Продуктивный уровень Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | Падение Зап. Римской империи | Групповая работа Анализ иллюстраций учебника | ||
2 | Великое переселение народов. Диагност.работа | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 1 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Описывать образ жизни, быт германцев Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, | Индивид.работа | |||
3 | Королевство франков. Христианская церковь в 6-8 вв. Анализ диагност.работы | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 2 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Называть территории расселения германских племен в Зап. Римской империи, описывать устройство христ. церкви, давать определение понятий. Продуктивный уровень: назвать основные черты процесса образования гос-ва у германцев, систематизировать материал в виде таблицы «Власть вождя и короля» Творческий уровень: Излагать суждения о деятельности и личности Хлодвига; о роли церкви в средние века. | Возникновение христианства | Групповая работа | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 3 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политич. устройства империи Карла, занятия и образ жизни разных слоев общества Продуктивный уровень: сравнить политич. Власть короля и крупных феодалов, Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности Карла Великого | Групповая работа | |||
5 | Западная Европа в 9-11 вв | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 4 | Репродуктивный уровень: направления походов норманнов Продуктивный уровень: географические открытия сделанные норманнами | Групповая работа | ||||
6 | Культура Западной и центральной Европы в раннее средневековье. | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 5 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: представления о мире, Продуктивный уровень: Описание средневековых памятников, современное обучение и в период раннего средневековья | Научные знания древнего Рима и Греции | Индивид.работа | ||
Византийская империя 4-11 вв (2ч) | ||||||||
1 | Византия при Юстиниане (самост. работа по теме «Зап и центральная Европа в 5-11 вв») | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 6 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Называть признаки политич. устройства Византии Продуктивный уровень Сравнить управление в Византии и империи карла Великого Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности Юстиниана | Возникновение Византийской империи | Индивид.работа | ||
2 | Культура Византии Анализ сам.раб | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 7-8 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Устройство христ. Храма,, познания в области наук, первые славянские просветители. Образование славянских гос-в Продуктивный уровень Составлять описание памятников Византии, сравнить образование с империей Карла Великого, роль возникновения славянской письменности | Культура Западной и центральной Европы в раннее средневековье | Групповая работа | ||
Арабы в 6-11 вв. ( 1ч) | ||||||||
1 | Арабы в 6-11 вв | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 9-10 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: территория, занятия арабов, основатель ислама основные события Халифата. Продуктивный уровень: Причины военных успехов арабов, памятники арабской культуры, основы ислама, сравнить религию арабов и христиан | Групповая работа | |||
Средневековое европейское общество. (5ч) | ||||||||
1 | Знать и рыцарство. Средневековая деревня | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 11-12 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Описывать занятия и образ жизни крестьян и феодалов, Продуктивный уровень: Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий, раскрывать особенности рыцарской культуры, причины господства натурального хоз-ва Творческий уровень: Составить рассказ «День феодала» | Групповая работа | |||
2 | Средневековый город | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 13 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Описывать средневековый город, его политич. устройство занятия и образ жизни ремесленников и купцов, причины отделении ремесла от с/хоз-ва Продуктивный уровень: Раскрывать причинно-следственные связи на примере возникновения городов, характеризовать роль цехов развитии производства, особенности ведения торговли, сравнивать положение различных слоев общества в городе | Групповая работа | |||
3 | Средневековый город | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 14 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Описывать образ жизни ремесленников и купцов Продуктивный уровень: сравнивать положение различных слоев общества в городе. Отличия образа жизни в городе и деревне | Устройство города в древнем Риме | Групповая работа | ||
4 | Католическая церковь в 6-13в. Крестовые походы | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 15 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Называть черты религиозных воззрений людей, причины разделения церкви, борьба с еретиками, ордена монахов Продуктивный уровень: Раскрывать роль церкви на примере хождения в Каноссу, Творческий уровень: Излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Групповая работа | |||
5 | Католическая церковь в 6-13в. Крестовые походы | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 16 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Основные понятия по теме причины и направления крестовых походов, состав и последствия Продуктивный уровень: выявление причинно-следственных связей на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах, сравнивать цели участников, систематизировать материал в виде таблицы Творческий уровень: Излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Групповая работа | |||
Государства Европы в 12-13 вв (7ч) | ||||||||
1 | Как происходило объединение Франции (самост работа по теме «Средневековое европейское общество») | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 17 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Показывать процесс объединения страны, называть основные события связанные с объединением Продуктивный уровень: Выявлять причинно-следственные связи на примере интересов различных слоев населения в объединении страны, анализировать причины возникновения генеральных штатов | Групповая работа | |||
2 | Англия в 11-13 вв Анализ сам.раб. | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 18 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Называть последствия норманнских завоеваний для развития феодальных отношений, в Англии, признаки сословно-представительной монархии. Продуктивный уровень: Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета, сравнивать процесс образования гос-в в Англии и Франции | Групповая работа | |||
3 | Столетняя война. Жанна д Арк | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 19 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Раскрыть ход войны, имена известных участников, причины, итоги войны. Продуктивный уровень: Анализировать причины, характер, последствия войны Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности Жанна д Арк, Карла 7 | Групповая работа | |||
4 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 20 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Раскрывать ход,причины.состав восстаний, Продуктивный уровень: Выявлять причинно-следственные связи на примере последствий эпидемии чумы на экономику и общество, сравнивать историч. Процессы на примере восстаний во Франции и Англии, систематизировать мат-л в виде таблицы | Групповая работа | |||
5 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 21 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Рассказывать о завершении процесса централизации Франции. О событиях войны Алой и Белой розы в Англии Продуктивный уровень: Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы. Давать оценку деятельности Людовика 11 и Генриха 7 | Объединение Франции | Групповая работа | ||
6 | Образование централизованных гос-в на Пиренейском п-ве. Германия в 12-14 вв | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 22 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Рассказывать ход образования гос-в на Пиренейском п-ве, Продуктивный уровень Анализировать причины участия в реконкисте разных слоев населения. Раскрывать причины сохранения раздробленности Германии Творческий уровень: Излагать суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. | Групповая работа | |||
7 | Гуситское движение | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 25 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень: Раскрывать ход гуситского движения, называть участников,причины Продуктивный уровень: Анализировать причины. Сущность гуситских войн. Выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн Творческий уровень: Давать оценку деятельности руководителям гуситского движения | Восстания во Франции и Англии(причины) | Групповая работа | ||
Культура стран Европы (4ч) | ||||||||
1 | Образование и философия | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 27 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Как проходило обучение школах и университетах Продуктивный уровень Раскрытие причинно-следственных связей способствующих развитию образования и науки | Индивидуальная работа | |||
2 | Средневековая литература и искусство | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 28 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Отличительные черты романского и готического стилей, новые черты изображении человека по сравнению с античным Продуктивный уровень Составлять описание произведений ис-ва | Искусство арабов | Индивидуальная работа | ||
3 | Культура раннего Возрождения | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 29 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Почему новых деятелей называли гуманистами, Отношение гуманистов к церкви, Продуктивный уровень Раскрытие причинно-следственных связей возникновения эпохи Возрождения. | Индивидуальная работа | |||
4 | Научные открытия и изобретения | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 30 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Называть основные открытия и изобретения Продуктивный уровень Раскрывать причинно-следственные связи открытий и изобретений, их значение для человечества | Научные достижения в раннем средневековье | Индивидуальная работа | ||
Восток в средние века (3ч) | ||||||||
1 | Китай, Индия | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 31-32 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Причины крестьянской войны Продуктивный уровень Раскрывать причинно-следственные связи объединения Китая, завоевания монголами Китая Последствия вторжения мусульман в Индию | Касты в Индии | Групповая работа | ||
2 | Культура стран Востока | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. §31-32 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Называть открытия и изобретения Индии и Китая Продуктивный уровень Описывать памятники культуры Индии и Китая | Достижения Индии и Китая в древнем мире | Групповая работа | ||
3 | Завоевания турками-османами балканского полуострова | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 26 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Называть завоевания турок-османов, рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями Продуктивный уровень Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования османской империи | Групповая работа | |||
Доколумбова Америка (1ч) | ||||||||
1 | Доколумбова Америка | .В.Агибалов Г.М.Донской «История средних веков» М «Просвещение» 2004г. § 33 | ИКТ презентация по теме | Репродуктивный уровень Называть занятия и образ жизни народов Америки, основные достижения в культуре Продуктивный уровень Раскрывать особенности управления у народов Америки | Групповая работа | |||
Итоговое повторение(1ч) | ||||||||
1 | Итоговое повторение | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальная работа |
Календарно-тематическое планирование по истории России (40ч)
№ | Тема урока | дата | Информационно-методическое обеспечение | Требования к уровню подготовки обучающихся | ИКТ | Повторение материала | Основной вид дея-ти |
Восточные славяне (3ч) | |||||||
1 | Введение. Анализ контрольной работы | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. Стр 4-5 | Репродуктивный уровень Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком Продуктивный уровень Выявлять типологию исторических источников и вспомогательных наук при изучении истории | ИКТ презентация по теме | Хронологич. рамки средневековья | Групповая работа | |
2 | Восточные славяне | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 1 | Репродуктивный уровень Показывать расселение славян, описывать занятия, образ жизни славян Продуктивный уровень Раскрывать причинно-следственные связи отражения в религии славян их занятий | ИКТ презентация по теме | Древние германцы | Групповая работа | |
3 | Соседи восточных славян | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 2 | Репродуктивный уровень Рассказывать о процессе переселения народов, участие славян в этом процессе Продуктивный уровень Анализировать отношения славян и их соседей | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
Русь в 9 веке в первой половине 12 века (8ч) | |||||||
4 | Формирование древнерусского гос-ва | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 3 | Репродуктивный уровень Рассказывать о процессе объединения славян, путь «из варяг в греки», называть предпосылки образования гос-ва, излагать разные точки зрения о происхождении гос-ва у славян Продуктивный уровень Сравнивать процесс образования гос-ва у славян и в Европе | ИКТ презентация по теме | Образование Франкского королев-ва | Групповая работа | |
5 | Первые киевские князья (самост работа по теме «Восточные славяне») | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 4 | Репродуктивный уровень Давать определение понятий, показывать на карте походы первых князей Продуктивный уровень Объяснять мотивы, результаты политики первых русских князей. | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
6 | Первые киевские князья | История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 5 | Репродуктивный уровень рассказывать о принятии христианства Продуктивный уровень . Выявлять общие черты и различия между христианством и язычеством, Значение принятия христианства Творческий уровень: Излагать свои суждения о дея-ти 1-х князей | ИКТ презентация по теме | |||
7 | Расцвет древнерусского гос-ва при Ярославе Мудром | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 6 | Репродуктивный уровень Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого, Продуктивный уровень Анализировать исторический документ «Русская правда», | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
8 | Расцвет древнерусского гос-ва при Ярославе Мудром | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 6 | Репродуктивный уровень Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого, называть основных участников междоусобных войн Продуктивный уровень Давать характеристику личности и деятельности Ярослава Мудрого. | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
9 | Культура Древней Руси | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 7 | Репродуктивный уровень Составлять описание памятников древнерусской культуры. Продуктивный уровень Выявлять особенности русской культуры данного времени, влияние христианства на культуру | ИКТ презентация по теме | Культура зап Европы в раннем средневоковье | Групповая работа | |
10 | Быт и нравы Древней Руси | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 1-8 | Репродуктивный уровень Описывать образ жизни, быт разных слоев населения. | ИКТ презентация по теме | Образ жизни рыцарей и крестьян в Зап.Европе | Групповая работа | |
11 | Контрольная работа по теме «Русь в 9 веке в первой половине 12 века» | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальная работа | ||||
Русь в 12-14 вв (10ч) | |||||||
12 | Начало раздробленности Древнерусского гос-ва Анализ контрольной работы. | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 9 | Репродуктивный уровень Показывать крупнейшие земли в период раздробленности на Руси, давать определение понятий, называть причины междоусобной борьбы Продуктивный уровень Выявлять причины феодальной раздробленности, раскрывать реформаторский характер Дея-ти Владимира Мономаха Творческий уровень Излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствий раздробленности для Руси | ИКТ презентация по теме | Феод раздробл в Зап Европе | Групповая работа | |
13 | Главные политические центры Руси | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 10 | Репродуктивный уровень Показывать крупнейшие политич. центры, описывать занятия образ жизни населения, Продуктивный уровень Сравнивать политическое и экономическое развитие княжеств, выявлять особенности управления каждого ,основные политич деятели | ИКТ презентация по теме | Индивид работа | ||
14 | Главные политические центры Руси | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 11 | Репродуктивный уровень Показывать крупнейшие политич. центры, описывать занятия образ жизни населения, Продуктивный уровень Сравнивать политическое и экономическое развитие княжеств, выявлять особенности управления каждого ,основные политич деятели | ИКТ презентация по теме | Индивид работа | ||
15 | Главные политические центры Руси | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 10 -11 | Репродуктивный уровень Показывать крупнейшие политич. центры, описывать занятия образ жизни населения, Продуктивный уровень Сравнивать политическое и экономическое развитие княжеств, выявлять особенности управления каждого ,основные политич деятели Творческий уровень: Излагать собственные суждения о дея-ти князей в гланых политич центрах Руси | ИКТ презентация по теме | Индивид работа | ||
16 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Сам раб по теме «Главные полит центры Руси» | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 12 | Репродуктивный уровень Описывать образ жизни, занятия, военную организацию монголов. Продуктивный уровень Выявлять особенности и цели монгольского гос-ва, ход и направления похода Батыя | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
17 | Монголо-татарское нашествие на Русь Анализ сам раб | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 14 | Репродуктивный уровень . формы зависимости от Орды Продуктивный уровень , раскрыть историческое значение борьбы русского народа против захватчиков последствия ордынского владычества. | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
18 | Борьба Руси с западными завоевателями | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 13 | Репродуктивный уровень Давать объяснение понятий, Продуктивный уровень Раскрывать значение отпора для Руси натиска с запада, определять историческое значение невской битвы и ледового побоища Творческий уровень Излагать суждения о личности и деятельности Александра Невского | ИКТ презентация по теме | Нашествие монголо-татар | Групповая работа | |
19 | Русь и Литва | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 15 | Репродуктивный уровень Описывать устройство Литовского княжества, его особенности Продуктивный уровень Раскрывать значение присоединения русских земель к Литве, | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
20 | Культура русских земель | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 9-16 | Репродуктивный уровень Составлять описание памятников русской культуры в данный период Продуктивный уровень Раскрывать осо-ти культуры русских земель в данный период, влияние ордынского владычества Творческий уровень Выявление исторических процессов на основе «Слово о полку Игореве» | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
21 | Контрольная работа по теме «Русь в 12-14 вв» | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальная работа | ||||
Московское княжество в 15 -16 веке. (19ч) | |||||||
22 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества Анализ контрольной работы | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 17 | Репродуктивный уровень Давать определение понятий, показывать начало процесса возрождения Руси Причины возвышения Москвы | ИКТ презентация по теме | Причины феод раздробл | Групповая работа | |
23 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 17 | Продуктивный уровень Выявлять группы населения заинтересованные в объединении Руси, роли церкви в объединении гос-ва вы | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
24 | Москва – центр освободительной борьбы. Куликовская битва | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 18 | Репродуктивный уровень Показывать процесс объединения страны вокруг Москвы Продуктивный уровень Выявить причины победы Москвы над Тверью, описывать ход и значение Куликовской битвы | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
25 | Москва – центр освободительной борьбы. Куликовская битва | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 18 | Репродуктивный уровень Набег Тохтамыша Творческий уровень Давать оценку исторических событий и личностей в данный период | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
26 | Московское княжество и его соседи в конце 14 сер 15 века | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 19 | Репродуктивный уровень Называть причины усобиц среди князей, описывать ход Грюнвальдской битвы Продуктивный уровень Давать характеристику политике Василия 1 | ИКТ презентация по теме | Русь и Литва | Индивидуальная работа | |
27 | Создание единого государства | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 20 | Репродуктивный уровень Показывать процесс завершения объединения русских земель Продуктивный уровень Раскрыть историческое значение свержение монгольского иго, характеризовать Иван 3 | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
28 | Московское государство в конце 15 начале 16века Сам раб по теме»Объединение Москво кня-ва» | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 21 | Репродуктивный уровень Давать определение понятий Продуктивный уровень выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономике | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
29 | Церковь и государство в конце 15 нач 16вв Анализ сам раб | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 22 | Репродуктивный уровень Давать определение понятий Продуктивный уровень Раскрыть роль церкви в создании единого гос-ва. Причины противоречий церкви и князей Творческий уровень Излагать суждения о значении деятельности церковных деятелей | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
30 | Начало правления Ивана Грозного .Реформы Избранной рады | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 23 | Репродуктивный уровень Рассказывать о правлении Елены Глинской, детстве Ивана, условий повлиявших на его характер Продуктивный уровень Сравнивать систему управления при Иван III Иване Грозном, цели и значение избранной рады Творческий уровень Характеристика Ивана VI с точки зрения современников | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
31 | Внешняя политика Ивана VI | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 24 | Репродуктивный уровень Показывать направления внешней политики Ивана VI, причины и ход Ливонской войны Продуктивный уровень Характеризовать причины успехов и неудач внешней политики, значение присоединения Казанского. Астраханского ханств, | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
32 | Внешняя политика Ивана VI | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 24 | Репродуктивный уровень Показывать направления внешней политики Ивана VI, причины и ход Ливонской войны Продуктивный уровень Характеризовать причины успехов и неудач внешней политики, значение присоединения Казанского. Астраханского ханств, | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
33 | Опричнина | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 25 | Репродуктивный уровень Называть существенные черты политического устройства при Иване VI, Продуктивный уровень Раскрывать причины падения Избранной рады и введение опричнины, ее сущность. Последствия для России. | ИКТ презентация по теме | Групповая работа | ||
34 | Культура Руси в 16 веке | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 26 | Репродуктивной уровень Составлять описание памятников лит-ры, устного творчества Продуктивный уровень Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
35 | Культура Руси в 16 веке | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 27 | Репродуктивной уровень Составлять описание памятников архитектуры 16в Продуктивный уровень Выявить влияние событий 16 века на характер русской культуры | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
36 | Культура Руси в 16 веке | «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 28 | Репродуктивной уровень Описывать быт русского народы в 16в Творческий уровень Подготовить сообщение и быте русского народа в 16 веке. Родной край в 16 в | ИКТ презентация по теме | Индивидуальная работа | ||
37 | Контрольная работа по теме «Московское княжество в 15 в» | История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 17-28 | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальная работа | |||
38 | Родной край | Лекция учителя Доклады уча-ся | Групповая работа | ||||
39 | Итоговое повторение. Годовая контрольная работа | История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов, Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г. § 1-28 | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальная работа | |||
40 | Итоговый урок | Обобщение и систематизация знаний | Групповая работа |
Учебно-методический комплект
для учителя.
1. «История средних веков»Е.В Агибалова, Г.М.Донской
М. «Просвещение» 2004г.
2. «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов,
Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г.
3.История древнего мира и средних веков. Справочные материалы.
М. «Дрофа»1997г.
4.Поурочные разработки по истории России в 6кл. Б.Н.Серов,
А.М.Гаркуша, М.В.Лескинен М. «Вако» 1997г.
5.Отечественная история в схемах и таблицах. В.В.Кирилов «Эксмо» 2004г.
6.Тесты по истории средних веков М.Ю.Брандт М «Дрофа» 2002г.
7. «Контрольные и проверочные работы по истории 5-9кл»
М. «Дрофа» 1997г.
8. «История России 9-20в» под ред. А.Ю.Дворниченко
М. «Гардарики»2003г.
Учебно-методический комплект
для ученика.
1. «История средних веков»Е.В Агибалова, Г.М.Донской
М. «Просвещение» 2004г.
2. «История России с древнейших времен до конца 16В» А.АДанилов,
Л.Г.Косулина М. «Просвещение»2003г.
3. Школьная энциклопедия «История средних веков»
М. «Олма-Пресс образование» 2003г.
4.Большая российская энциклопедия, М. научное из-во
«Большая Российская энциклопедия» 2004г.
5.Книга для чтения по истории средних веков- пособие для уча-ся
М. «Прсвещение»1991г.
6. «Энциклопедия почемучки» О.Кургузов, М. «Лабиринт- К» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...