Урок истории "Древнейший Рим"
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

Залогина Татьяна Николаевна

Открытый урок истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_drevneyshiy_rim_v_5_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ыныргинская СОШ»

Тема: Древнейший Рим

Урок истории в 5 классе

Автор учитель истории: Залогина Т.Н.

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.  

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. сформировать у школьников яркое, образное, логическое  представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;
  2. опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;
  3. способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие: 

  1. в  ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;
  2. в  ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
  3. способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;
  2. воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-путешествие.

Методы ведения урока: 

  1. Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
  2. Методы стимулирования (новизна, занимательность);
  3. Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос) и др.

Оборудование и наглядные пособия: учебники,  тетради, исторические документы, рекламный проспект, мультимедийная презентация, компьютер.

Новые термины и понятия:

Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

ХОД  УРОКА:

1. Организационный этап

  1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка внешнего состояния классного помещения.
  4. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
  5. Организация внимания.

- Здравствуйте. Садитесь.

- Мы продолжаем наше путешествие на историческом  корабле по странам древних государств. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали. Поэтому, я подготовила для вас небольшую викторину. Работа простая, на экране будут появляться исторические памятники, предметы вы должны вспомнить, в какой стране мы с ними познакомились. Сегодня в нашем путешествии ребята вы будете за правильные ответы получать туристические бонусы Слайды с картинками древних государств последний с Древней Грецией

Слайд № 1

- Какой исторический памятник, мы видим? (Я вижу исторический памятник Сфинкс)

- В какой стране находиться, этот памятник? (Этот памятник находиться в Египте)

Слайд № 2

- Ребята, что это за предмет? (Глиняная клинописная табличка)

- В каком государстве, мы познакомились с этим предметом? (С этим предметом, мы познакомились в Древнем Двуречье)

Слайд №3

- В какой стране данное животное является священным? (Это животное является священным в Индии)

Слайд №4

- Ребята, что это за архитектурное сооружение и в какой стране оно находится? (Это архитектурное сооружение «Великая китайская стена». Находится в Китае.)

Слайд № 5

- Что это за архитектурный объект, и в какой стране, мы с ним познакомились? (Это здание Древнегреческого театра. Мы с ним познакомились в Греции)

- Ну а сейчас наш корабль покидает берега Греции и держит курс на запад на нашем пути появляется новая страна Италия, древнейшее государство Рим. За время пребывания в этой стране мы узнаем много интересного и нового. Знания, полученные в этом путешествии, будут необходимы вам продолжительное время. Ребята откройте туристические блокнотики,  это будут ваши тетради и сделайте первую запись «Древнейший Рим». /Записывают тему урока/

- Ребята, а что вы хотите узнать об этом древнейшем государстве? /Ответы/ По мере ответов на доске появляется план урока.  Согласно вот этому плану мы будем с вами путешествовать по древнему Риму.

Слайд № 6

План урока

1. Географическое положение государства.

 2. Природные условия.

 3. Легенда о возникновении Рима

4.. Занятия жителей.

5. Государственное управление Древнейшего Рима

 Перед тем как сойти с корабля, мы с вами должны определить климат и географическое положение Италии.

- Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? /Карту/ /Работа с картой приложение №1/

- Как называется полуостров, на котором находится Рим? (На Апеннинском полуострове.)

- На берегу, какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

- Какие моря омывают Италию? (

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как по луостров Греции.)

- Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

Вывод: Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

- Ребята туристическим агентством организующим путешествие нам был предоставлен  «рекламный проспект». /Приложение №2/ Прочитав который, мы с вами можем определить природно-климатические условия Апеннинского полуострова. /Самостоятельная работа дети читают природно-климатические условия/. Отвечают на вопросы. 

Слайд № 7

Вопросы на слайдах:

Легенда об основании Рима

- Наш туристический путь лежит в древнейшее государство Рим.

Слайд № 8  Вот ребята мы находимся у стен Рима. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился. Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э..  Работа у доски по ленте времени:  Запишите дату основания Рима  в записные блокнотики.

Слайд № 9

Римские холмы:

Палатин;

Авентин;

Капитолий;

Целий;

Виминал;

Квиринал;

Эсквилин.

Существует легенда о том, как появился этот город.  И сейчас легенду об основании Рима нам расскажет мой помощник экскурсовод Пономаренко Данил. Ребята, будьте внимательны после его сообщения вам предстоит ответить на вопросы.

/Рассказывает легенду, после проводит викторину/

Слайд № 9, 10, 11, 12, 13,14  

Сообщение Понаморенко Данила

Легенда об основании Рима

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор.  Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности  убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Слайд № 15  

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

 Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

Слайд №16  Работа в тетради: выпишите, пожалуйста, в тетрадь основные понятия:

Веста – богиня огня и домашнего очага.

 Весталка – жрица богини Весты.

 Марс – бог войны.

 Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Народы, населяющие Апеннинский полуостров

- А сейчас мы сделаем небольшую остановку, и я вам  расскажу о народах, которые населяли апеннинский полуостров.

Апеннинский полуостров населяли различные племена италиков, говоривших на родственных языках. К ним относились и латины, большую территорию полуострова занимали этруски.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Но уже к VIII  веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов. Древнейшие римляне говорили на латинском языке.

Работа в тетради: выписать в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров (этруски, латины,)

Какое из племен занимало большую территорию?(этруски)

- Ну, а сейчас я предлагаю вам обратиться к первоисточнику и узнать, чем же занимались Древнейшие Римляне прочтите, пожалуйста, откроите с.206–207 пункт 2 , ответьте на вопрос: чем занимались римляне, что выращивали и где жили?

 Слайды №17 /Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лен. Разводили скот, свиней, коней, ослов. Занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды./

Слайд № 18

- Обратите внимание, мы находимся у стен величественного здания, где проходили Народные собрания. Археолог предлагает нам изучить исторический документ об управлении в древнейшем Риме. Ребята у вас на партах лежат исторические справки давайте изучим их и ответим на вопросы предложенные в конце справки.

Историческая справка

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была велика. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев, в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении Древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоящему из мужчин–патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

Слайд № 19

Вопросы

  1. Кому принадлежала высшая власть в Риме? Народному собранию
  2. Кто входил в народное собрание? В народное собрание входили мужчины патриции.
  3. Где заседали старейшины родов? Они заседали в сенате.
  4. Как называли переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений? Их называли плебеями
  5. Какие вопросы решались на народном собрании? Народное собрание решало следующие вопросы:  объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

Записать понятие в тетрадь словарные работа: 

  1. плебеи – переселенцы из разных частей Италии.
  2. патриции – потомки древнейших жителей Рима. 
  3. Сенат - заседание старейшин родов.
  4. Народное собрание - высший орган власти управления Римом.
  5. 5. Этап закрепления знаний учащихся.
  6. -  Путешествие по Риму подошло к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, и ответим на вопросы почемучки.

Слайд № 20

Вопросы:

1.На каком полуострове расположен Рим? (Апеннинском)

2. Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);

     3.Патриции – это: ( Потомки древнейших жителей Рима)

4. Предание гласит,  что матерью Ромула и Рема была: (Рея Сильвия)

5. Бог войны у римлян (Марс);

        6. Совет, в котором заседали старейшины родов  (сенат);

7.Легендарный основатель Рима (Ромул);

8.  На каком языке говорили древние римляне? (Латинском)

Ребята, а что у вас вызвало интерес, о чем бы вы хотели узнать поподробнее?


Сегодня на уроке мы начали знакомство с историей величайшего государства древности. На последующих уроках вам предстоит узнать еще много интересного. А я предлагаю вам дома самостоятельно продолжить знакомство Домашнее задание (на выбор):

1. Подготовить пересказ одной из легенд, связанных с основанием Рима, выяснить, что в них является вымыслом, а что основано на реальных событиях.

2. Составить рассказ о Древнем Риме, используя иллюстрации учебника к параграфу 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...