Рабочая программа по истории в 8 классе
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Горшков Станислав Вячеславович

Программа по курсу «История» для 8 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории, утвержденный приказом Министерства образования РФ на основе примерной программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы и программы общеобразовательных учреждений А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. «История России 6-11 классы». Программа рассчитана на  70 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_8.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Паспорт
  2. Нормативные документы
  3. Пояснительная записка
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся
  5. Тематическое содержание рабочей программы
  6. Календарно-тематическое планирование
  7. Учебно-методический комплекс
  8. Характеристика контрольно-измерительных материалов
  9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Паспорт

Программа по курсу «История» для 8 класса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по истории, утвержденный приказом Министерства образования РФ на основе примерной программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы и программы общеобразовательных учреждений А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. «История России 6-11 классы». Программа рассчитана на  70 часов. Преподавание курса осуществляется по учебникам:

  1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  «История России XIX век» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010


Нормативные документы

Преподавание учебного предмета «История» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
  3. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404)
  4. «Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885)
  5.  Учебный план МКОУ СОШ  № 4 г. Миньяра на 2012/2013 учебный год;
  6. Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 учебном году» от 10 июля 2012 г. № 24/5135.

 


Пояснительная записка

Рабочая учебная программ курса «История» для 8 класса составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования по истории на основе Примерной программы по истории.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

Курс истории в 8 классе состоит из двух содержательных линий: Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 год (28 часов) и История России XIX век (42 часа). Для полного прохождения материала учебников возникла необходимость объединения некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 2, 3, 4, 5, 6, 27 в курсе Новой истории и в уроках 1, 5, 6, 27, 33, 37 в курсе История России.  Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение. 


Требования к уровню подготовки обучающихся

Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
• Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
• Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
• Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX – начала XX века.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике – капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское общество; в государственной жизни – революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре – научная картина мира и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям, как в прошлом, так и в современности.


Тематическое содержание рабочей программы

«Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900 г.г.»

Вводная тема. 1 ч.
Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.
Раздел 1. Становление индустриального общества (5 ч.)

Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.
Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.
Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Раздел II. Строительство новой Европы (9 ч.)

Наполеон Бонапарт (годы правления 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.
Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.
Раздел III. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч.)

Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Раздел IV. Две Америки (3 ч.)

Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861–1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Раздел V. Традиционные общества в XIX в.: особенности развития (3 ч.)

Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Раздел VI. Международные отношения: дипломатия или войны? (2 ч.)

Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.

«История России XIX век»

Раздел I. Россия в первой четверти XIX в. (6 ч.)
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенно-сти личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Раздел II. Россия во второй четверти XIX в. (6 ч.)

Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830–1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва – Санкт-Петербург (1851 г.).
Внутренняя политика Николая I (1825–1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817–1864 гг.), имам Шамиль.
Раздел III. Культура России в первой половине XIX в. (6 ч.)

Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Раздел IV.  Россия во второй половине XIX в. (17 ч.)

Крымская война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855–1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877–1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 года.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры – достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Раздел V. Россия во второй половине XIX в. (7 ч.)

Александр III (1881–1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации.
Промышленный подъем на рубеже XIX–XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.


Учебно-методический комплекс

по предмету

«История»

п/п

Образовательная

область,

предмет

Класс

Наименование

учебно -

методических

пособий в структуре

учебно-

методических

комплексов

Автор,

издательство,

год

Количество

педагогов,

работающих по

данному

УМК, или

компоненту

комплекса

Кол-во

учащихся

обучающихся

по данному

УМК, или

компоненту

комплекса

1

История

8

ОО

Образовательная

программа

1. Программа «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2010

2. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина   программы общеобразовательных учреждений «История России 6-11 классы» - М.: «Просвещение», 2010  

Учебник

1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  «История России XIX век» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010

Учебно-

методическое

пособие для учителя

1. А.А. Данилов «Поурочные разработки к учебнику История России XIX в.» - М.: «Просвещение», 2008

2. А.Я. Юдовская  «Поурочные разработки по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» - М.: «Просвещение», 2008

Дидактические

материалы

1. «Оценка качества по истории» - М: «Дрофа», 2008

2. «История России XIX в.» Тесты – М.: «Дрофа», 2008

3. А.Я. Юдовская  «Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» (2 части) - М.: «Просвещение», 2010

Наглядные пособия

для учащихся

 Карты

Всего

1

Критерии оценивания

Оценка «5» - выставляется, если ученик полностью выполнил все задания, показав при этом знания фактов, дат, умение оперировать понятиями, анализировать события, обосновывать личное мнение, аргументировать его. Учащийся  должен иметь хорошую литературную речь.

Оценка «4» - выставляется, если учащийся выполнил все задания, но при этом допускает неточности, или нет уверенности в своей точке зрения. Речь должна быть литературной и грамотной.

Оценка «3» - выставляется, если задание выполнено, но нет   последовательности, четкости и логики ответа. Нет уверенности в правильности собственного мнения, путается в терминологии, фактах. Культура речи  слабая, учащийся не умеет аргументировать.

Оценка «2» - выставляется, если выпускник не справился с заданием билета, нет представления о фактах, датах, отсутствуют умения аргументировать, нет собственного мнения, т.е. ответ не соответствует  требованиям обязательного минимума знаний.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение курса

1. Программа «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2010

2. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина   программы общеобразовательных учреждений «История России 6-11 классы» - М.: «Просвещение», 2010

3. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010

4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  «История России XIX век» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010

5. А.А. Данилов «Поурочные разработки к учебнику История России XIX в.» - М.: «Просвещение», 2008

6. А.Я. Юдовская  «Поурочные разработки по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» - М.: «Просвещение», 2008

7. «Оценка качества по истории» - М: «Дрофа», 2008

8. «История России XIX в.» Тесты – М.: «Дрофа», 2008

9. А.Я. Юдовская  «Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» (2 части) - М.: «Просвещение», 2010

Список  литературы  для   подготовки я проведение учебных  занятий

  1. Цивилизации. Универсальная энциклопедия для юношества. М., 2000.
  2. Новая история. 1871-1917. /под. ред. И.М. Кривогуза. М., 1987.
  3. В.О. Пунский, А.Я. Юдовская. Новая история. 1640-1870. М., 1994.
  4. История стран Азии и Африки в новое время. М. 1991.
  5. Н.М. Карамзин. История государства Российского. М., 2002.
  6. Энциклопедия российской монархии. М., 2002.
  7. Энциклопедия знаменитых россиян. М., 2001.
  8. Россия в мемуарах. Дмитриев М. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.
  9. С. Бахмустов, В. Лаптун. Разорванное ожерелье. Саранск, 1991.
  10. Кто есть кто в военной истории. Словарь. М., 2000.
  11. А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник в 2 т. М., 1997.
  12. В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993.

Интернет-ресурсы для учителей истории и обществознания

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...