Рабочая программа по истории для 8 класса
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

     Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории   и авторских программ курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс».

     В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа  по истории расчитана на 70 часовв год, 2 часа в неделю. В данное количество часов входят часы на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, тестирования,  исследования, подготовку проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

Основного общего образования

По истории 8 класс

Пояснительная записка

        Рабочая программа по истории для 8 класса разаботана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация рабочей программы  направлена на достижение следующих целей и решение следующих задач:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

        Рабочая программа по истории  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089, инструктивным письмом №4978/8 от 08.08.2008г., локальными актами МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

        Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории   и авторских программ курса новой истории XIX — начала XX в. для учащихся 8 класса общеобразовательной школы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной и авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс».

      Для составления рабочей программы была  использована  Примерная программа по истории, потому что она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Авторские пррограммы   по новой истории и истории России структурируют  учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных программой и в соответствии с используемыми учебниками, что позволяет   последовательно изучать  материал.

        В ходе составления рабочей программы изменений в основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников примерной программы внесено не было.

        Учебный предмет история играет важную роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающимихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

        В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа  по истории расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. В данное количество часов входят часы на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, тестирования,  исследования, подготовку проектов.

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы рабочей программы

Резерв учебного времени

компонент)

История России

Всеобщая история

VIII

класс

70 ч

История России (XIX- начало ХХ вв.) –  

не менее 36 ч

История Нового времени (XIX- начало ХХ вв.) – не менее 24 ч

10 ч

Основной формой организации образовательного процесса  является - классно-урочной форма.  Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории  используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. 

        Реализация рабочей программы расчитана на использовании в учебном процесс  элементов  таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов,  личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные.

Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инноационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.

Согласно локальным актам МБОУ «Никифоровская СОШ №1» на уроках истории используются следующие виды контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Предварительный контроль проводится для  изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала, установить, что из изученного школьниками в предыдущем учебном году усвоено.  Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.  Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения  курса истории.

        В ходе реализации рабочей прогрпммы  по истории на уроках используются следующие формы  контроля:

  1. ндивидуальная,
  2. групповая,
  3. фронтальная,
  4. комбинированная,
  5. взаимоконтроль,
  6. самоконтроль.

        По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.

На конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственнвенными стандартами, образовательной программой МБОУ «Никифоровская СОШ №1» ученик должен разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ  уметь определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Обучающиеся должны уметь  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Рабочая программа реализуется посредством использования учебников для 8 класса «Новая история» А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, издательства «Просвящение» и  учебника Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России. XIX век.», издательства «Просвящение».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(70 часов)

Основные содержательные линии рабочей программы в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

НОВАЯ ИСТОРИЯ  (26 часов)

Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий модернизация, фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты; уметь: характеризовать сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота)

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать: значение терминов и понятий ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры, называть важнейшие открытия и технические достижения XIX века, характеризовать основные стили и и течения в художественной культуре; уметь производить поиск информации о значительных явлениях и представителях культуры XIX века.)

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать понятия и термины кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный Союз; уметь: характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона I., давать оценку проведенным им преобразованиям, представлять обзорную характеристику военных компаний Наполеона Бонопарта, составлять исторический портет)

 Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий  консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы, чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос; уметь: объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения, характеризовать идейные позиции течений в первой половин XIX века)

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать  причины объединения Италии и Германии; уметь сравнивать пути создания единых государств, составлять характеристики известных исторических деятелей рассматриваемого периода)

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.  (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция; уметь: характеризовать какие противоречия привели к Гражданской войне в США, объяснять почему победу в войне одержали северные штаты)

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать знчение понятий и терминовтред-юнионы, рабочее законодтельство; уметь: составлять характеристику исторических личностей изучаемого периода)

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности  в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать что такое индустриализация, монополистический капитализм, технический прогресс; характеризовать причины и последствия создания монополий, объяснять какую роль в жизни европейского общества  играли различные социальные движения)

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать  внутреннее развитие и внешнюю политику стран Азии; уметь характеризовать колониальный режим, уметь объяснять крупнейшие события и руководителей борьбы за независимость, объяснять блгодаря чему произошло освоождение народов от  колониальной зависимости)

ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. 

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать: геополитическое положение России к началу XIX века; уметь рассказывать о политическом строе, развитии экономики, положении отдельных слоев населения, работать с картой)

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. 

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать характерные черты внутренней политики России в начале XIX века, объяснять понятия негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, вольные хлебопашцы, континентальная блокада; уметь характеризовать основные цели внешней политики, объяснять причины участия в антигитлеровской коалиции)

Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать в чем заключались причины,  последствия Отечественной  войны 1812 года, уметь используя историческую карту рассказывать об основных событиях войны.)

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать: значение терминов военные поселения, аракчеевщина; уметь называть либеральные и консервативные меры Александра I,  давать характеристику историческим личностям)

 Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать понятия декабристы, програмные документы; уметь анализировать програмные документы декабристов, сравнивать их основные положения, излагать оценку движения декабристов.)

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. 

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

 Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать смысл понятий и требований кодификация законов, корпус жандармов, западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм; уметь характеризовать исторические события)

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века, уметь используя историческую карту хаврактеризовать военные компании изучаемого периода.)

Русская культура первой половины XIX в. 

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать достижения отечественной культуры изучаемого периода; уметь составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, проводить поиск информации по изучаемой теме.)

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать основные положения реформ 1860-1870-х гг., предпосылки и последствия отмены крепостного права; объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, городские управы, мировой суд.)

 Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать смысл понятий западники, славянофилы; уметь составлять исторические характеристики личностей)

Россия  конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать основные положения внутренней политики Александра III, уметь раскрывать цели, содержание и результаты реформ последней трети XIX века).

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». (требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения; уметь давать характеристику  народнического движения).

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.(требования к  уровню подготовки: обучающихся по  теме должны знать/понимать основные цели и направления внешней политики России; уметь рассказывать по исторической карте о наиболее значительных военных компаниях.

Учебно-тематический план

№ п\п

 Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

1.

Введение.

1

Фронтальный (предварительный)

2.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе.

2

Фронтальный

3.

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

4

Письменный  

фронтальный

тестирование

4.

Строительство новой Европы

9

Письменный  

фронтальный

тестирование

индивидуальный

5.

Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX  веков

5

Тестирование

фронтальный

6.

США и Латинская Америка

2

Письменный

фронтальный

7.

Традиционные общества в XIX веке

1

Фронтальный опрос

8.

Международные отношения в конце XIX начале XX веке.

1

Тестирование

9.

Итоговый контроль

1

Интерактивное тестирование

1. (10)

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

1

Фронтальный

2. (11)

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

10

Фронтальный

письменный

тестирование

3. (12)

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века

6

Фронтальный

письменный

индивидуальный

4. (13)

Русская культура первой половины XIX века

3

Индивидуальный

5. (14)

Великие реформы 60-70-х гг. XIX века

4

Фронтальный

групповой

6. (15)

Россия  конце XIX века

18

Фронтальный

письменный  

групповой

тестирование

индивидуальный

7. (16)

Итоговый контроль

2

Индивидуальный

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX  начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература и средства обучения

  1.  Юдовская А.Я.,  Ванюшкина Л.М.,«Новая история»  издательство «Просвящение», 2010год.
  2. Данилов А.А.,  Косулина Л.Г.. «История России. XIX век.», издательство «Просвящение», 2010 год.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. . «История России. XIX век.» раочая тетрадь, издательство «Просвящение», 2010 год.
  4. Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;
  5. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
  6. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
  7. Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
  8. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
  9. Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2001 год.
  10. Шамрай Ю.В., Ткачук И.И.  История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2009г.
  11. Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2011 год.
  12. Фадеева Д.А., Тороп Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
  13. CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия
  14. Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4.
  15. CD-ROM  Вехи истории энциклопедия
  16. CD-ROM  История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция 1С
  17. CD-ROM  Энциклопедия история России 862-1917
  18. CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
  19. CD-ROM Русский музей живопись

Календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела.

Тема урока

Основные вопросы

Определения, понятия

Форма урока

Вид, форма контроля

Количество часов

Дата проведения

план/факт.

НОВАЯ ИСТОРИЯ (26 часов)

1.

Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.

Введение.

1.Переход от традиционного (аграрного) киндустриально- му обществу в Европе.

-индустриальное общество

-модернизация

Интерактивный урок

индивидуаль-ный

предварите-льный

1час

2.

Становление индустриального общества  (2 часа)

Индустриальная революция

1.Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США.

2.Итоги промышленного переворота.

3.Новые средства связи, транспота, источники энергии.

4.Монополизм.

-промышленный переворот

-индустриализация

-монополизм

-капитализм

-конкуренция

-синдикат

-трест

Работа в малых группах

фронтальный

1 час

3.

Индустриальное общество

1.Изменения в социальной структуре общества.

2.Социальная структура общества.

3. Изменения в быту. 4.Градостроительство. 5.Развитие транспорта и средств связи.

-миграция

-урбанизация

-пролетариал

-эмансипация

Комбинирован-ный урок

фронтальный

1 час

4.

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

(4 часа)

Наука: создание научной картины мира

1.Развитие научной картины мира в XIX в.

2.Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв.

3.Демократизация образования.

-генетика

-демократизация

Практическая работа

фронтальный

1 час

5.

Искусство в XIX веке

1.Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм).

2.Рождение кинематографа.

-ампир,

-романтизм,

-реализм, -импрессионизм, -демократизация культуры

урок-презентация

фронтальная

1 час

6.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.

1.Либерализм,

2.Социализма,

3.Консерватизм.

-консерватизм, -либерализм, -социалисты-утописты

Комбинирован-ный урок

тестирование

1 час

7.

Повторительно-обобщающий урок                                                                                                                                                1 час

8.

Строительство новой Европы (9 часов)

Империя Наполеона I во Франции.

1.Консульство.Установление империи.

2.Наполеоновские войны.

онсульство

-империя

Комбинированный урок

1 час

9.

Падение империи Наполеона

1.Кризисные явления в жизни империи.

2.Поражения Наполеона.

3. Венский конгресс

-кодекс Наполеона, -Наполеоновские войны, С

-священный Союз

Урок смешанного типа

тестирование

1 час

10.

Англия в первой половине XIX века

1.Возникновение рабочего движения.

2.Чартистское движение в Англии

-чартизм

-радикализм, -профсоюзы,

-билль

Комбинированный урок

фронтальный

1 час

11.-12.

Франция

1.Франция эпохи Реставрации.

2.Июльская монархия

3.Революция 1848 года.

4.Вторая республика.

5.Вторая империя.

-революция

-монархия

-республика

Комбинированный урк с элементами лабораторной  работы.

письменая

2 часа

13.

Германия в первой половине XIX века.

1.Революция 1848 года.

2.Политика О.фон Бисмарка.

-революция

-объединение

Урок смешанного типа

тестирование

1 час

14.

Италия в первой половине XIX века.

1.Начало освободительного движения.

2.Кавур.

3.Победа освободительного движения.

-освободительное движение

-идеология

Комбинированный урк с элементами лабораторной  работы.

фронтальная

1 час

15.

Франко-прусская война

1.Франко-прусская война.

2.Парижская коммуна

-парижская коммуна

Комбинирован-ный урок

тестирование

1 час

16.

Контрольно-обобщающий урок

1 час

17.

Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX  веков (5часов)

Германия во второй  половине XIX века.

1.Новая Германия.

2.Политика Бисмарка.

3.Вильгельм II.

-рейхстаг

-исключительные законы

Интерактивный урок

1 час

18.

Великобритания конец Викторианской эпохи

1.Эпоха реформ.

2.Лейбористы.

3.Ирландский гомруль.

-лейборизм,

-гомруль,

-джонгоизм

Комбинирован-ный урок

тестирование

1 час

19.

Третья республика во Франции

1.Третья ремпублика.

2.Социальные протесты.

3.Французская колониальная империя.

-третья республика

Урок смешанного типа

тестирование

1 час

20.

Италия во второй  половине XIX века

1.Проблемы объединенной Италии.

2.Внуртенняя политика.

3.Внешняя политика.

-эволюция

-сенат

Проблемная лекция

тестирование

1 час

21.

Формирование Австро-Венгерского государства

1.Революция 1848 года.

2.Образование Австро-Венгрии.

-дуалистическое государство.

Круглый стол

Фронтальный опрос

1 час

22..

США и Латинская Америка (2 часа)

США в XIX веке.

1.Развитие США в первой половине 19 века.

2.Гражданская война в США.

3.Развитие США в конце 19 начале 20 века.

-аболлиционизм

-«дипломатия большой дубинки»,

-«дипломатия большого доллара»

Комбинирован-ный урок

тестирование

1 час

23.

Латинская Америка в XIX веке.

1. Война за независимость.

2.Латинская Америка во второй половине 19 века.

-клан

-гаучо

Комбинированный урок

Письменная

тестирование

1 час

24.

Традиционные общества в XIX веке (1 час)

Страны Востока в XIX веке.

1.Япония в XIX веке.

2.Китай в XIX веке.

3.Индия в XIX веке.

4.Африка в XIX веке.

-революция

-восстание

-опиумные войны

Урок конференция

Фронтальный опрос

1 час

25.

Международные отношения в конце XIX начале XX веке.(1час)

Дипломатия или войны

1.Борьба за передел мира.

2.Возникновение блоковой системы.

3.Пацифистское движение. I и II Интернационал

-пацифисты

-интернационал.

Комбинированный урок

тестирование

1 час

26..

Итоговый контроль (1 час)

Контрольное тестирование по курсу

1 час

ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)

1. (27)

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. (1час)

Территория. Народы. Религия.

1.Территория и население. 2.Кризис крепостного хозяйства.

3.Отходничество.

4.Внутренняя и внешняя торговля.

5.Развитие транспорта. 6.Развитие капиталистических отношений.

7.Начало промышленного переворота.

-геополитическое положение

-политический строй.

-абсолютная монархия.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы

Фронтальная беседа

1 час

2. (28)

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX века  (10 часов)

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.

1.Император Александр I.

2.Негласный комитет.

3.Начало преобразований.

-негласный комитет

-вольные хлебопашцы

-амнистия

-либерализм

-маневр

-манифест.

Независимое расследование

Фронтальный

1 час

3. (29)

Внешняя политика Александра I.

1.Участие России в антифранцузских коалициях.

2.Тильзитский мир.

3.Война со Швецией.

4.Русско – турецкая война.

5.Война с Ираном.

-коалиция

-континентальная блокада

-мирный договор

-сейм

Групповая работа

Письменная

1 час

4. (30)

Реформаторская деятельность

Сперанского М.М.

1.Начало деятельности М.М. Сперанского.

2.Проект политической реформы.

3.Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

- идеология

- консерватизм

-реформа

Комбинирован-ный урок

тестирование

1 час

5-6. (31-32)

Отечественная война 1812 года.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.

1.Вторжение Наполеона в Россию.

2.Бородинское сражение.

3.Совет в Филях.

4.Заграничные походы русской армии.

5.Венский конгресс.

-партизаны

-народное ополчение

-флеши

-редут

-батарея

-конгресс

Урок-практическое занятие

Фронтальный рпрос

2 часа

7-8.

(33-34)

Политика правительства Александра I в 1815-1825 гг

1.Русское общество после войны 1812 года.

2.Конституция царства Польского.

3.Либеральные и консервативные проекты  Александра.

4. Отказ от либеральных преобразований.

5.Развитие промышленности и торговли.

-конституция

-имущественный ценз

-тариф

-экономический кризис

-военные поселения.

Урок смешанного типа

Тестирование

2 часа

9. (35)

Общественные движения при Александре I.

1.Тайные  общества.

2.Южное общество.

3.Северное общество.

-масоны

-лейб

Урок лабораторное занятие

Фронтальный опрос

1 час

10.(36)

Выступление декабристов.

1.Династический кризис.

2.Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

3.Суд над декабристами.

- династический кризис

-восстание

-цензура

Урок — игра «Суд над декабристами»

Письменная

1 час

11.

(37)

Контрольное тестирование по теме «Россия в годы правления Александра I»

1 час

12.

(38)

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века (6 часов)

Внутренняя политика Николая I.

1.Личность Николая.

2.Начало нового царствования.

3.Кодификация законов.

4.III Отделение и цензура.

5.Попытка решения крестьянского вопроса.

-цензура

-жандармы

-канцелярия

-кодификация

Урок - исследование

1 час

13. (39)

Социально – экономическое развитие России в 20-50 е гг. XIX века .

1.Промышленный переворот в России.

2.Железные дороги.

3.Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.

-промышленный переворот

-пролетариат

-буржуазия

-капиталистые крестьяне

Комбинирован-ный урок

Фронтальный опрос

1 час

14. (40)

Внешняя политика

Николая I

1.Внешняя политика.

2.Польское восстание 1830-1831гг.

3.Война с Турцией.

4.Война с Ираном.

-навигация

-контрибуция

-конвенция

Урок смешанного типа

Письменая

1 час

15. (41)

Общественное движение в годы правления Николая I

1.Направления русской общественной мысли.

2.Первые кружки.

3.Западники и славянофилы.

4.Первые социалисты в России.

-теория официальной народности

-западники

-славянофилы

-консерваторы

-социализм

-либералы

Лабораторно-практическое занятие

Индивидуальный контроль

1 час

16. (42)

Крымская война.

1.Причины войны.

2.Силы сторон.

3.Ход военных действий.

4.Парижский конгресс.

5.Последствия поражения России в Крымской войне.

-оборона

-восточный вопрос

Комбинирован-ный урок

Письменная

1 час

17-19

(43-45)

Русская культура первой половины XIX века (3 часа)

Культура в первой половине XIX века.

1.Образование и наука.

2.Русские первооткрыватели и путешественники.

3.Художественная культура.

4.Быт и обычаи.

-гимназия

-училище

-романтизм

-ампир

-реализм

Урок-презентация

Урок-конференция

Индивидуаль-ный контроль

3 часа

20. (46)

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»

1 час

21. (47)

Великие реформы 60-70-х гг. XIX века (4 часа)

Накануне отмены крепостного права.

1.Император Александр  II.

2.Либерализация режима.

3.Крестьянский вопрос.

4.Проекты крестьянской реформы.

-недоимки

-политический режим

Комбинирован-ный урок

1 час

22. (48)

Крестьянская реформа 1861г.

1.Основные положения реформы.

-рескрипт

-отрезки

-временнообязанные

-манифест

-выкуп

-надел

-мировые посредники

Урок смешанного типа

Фронтальный опрос

1 час

23-24.

(49-50)

Либеральные реформы 60-70 –хгг.

1.Реформа местного самоуправления.

2.Судебная реформа.

3.Военная реформа.

4.Реформы в области просвещения.

5.Претворение реформ в жизнь.

-аппеляция

-вольнослушатель

-нигилизм

-городские управы

- мировой суд

Урок прект

Групповой контроль

2 часа

25. (51)

Россия  конце XIX века (18)

 Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права.

1.Завершение промышленного переворота.

2.Формирование классов индустриального общества. 3.Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. 4.Железнодорожное строительство.

5.Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

-аренда

-концессия

-кредит

-стачка

-пошлина

Комбинирован-ный урок

Тестирование

1 час

26. (52)

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1.Либералы и консерваторы.

2.Либеральное движение в России.

3.Русские консерваторы.

-национализм

-народное представительство

-радикальность

-устои

Урок смешанного типа

Фронтальный опрос

1 час

27-28

(53-54)

Радикальные общественные движения 1960- 1980гг.

1.Зарождение революционного народничества и его идеология.

2.Революционное народничество второй половины 60-80гг.

-идеология

-конспирация

-политические требования.

Лабораторно-практическое занятие

Письменная

2 часа

29-30.

(55-56)

Внешняя политика Александра II.

1.Основные направления внешней политики в России.

2.Русско – турецкая война 1877-1878гг.

-договор

-разграничение

Комбинирован-ный урок

Фронтальный опрос

2 час

31

(57)

Контрольное тестирование «Россия в годы правления Александра II»

1 час

32-33.(58-59)

Внутренняя политика Александра III.

1.Личность Александра III.

2.Контрреформы или ограничение реформ?

-контрреформы

-циркуляр

-земский начальник

Независимое расследование

Тестирование

2 часа

34.

(60)

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1.Экономическое развитие (общая характеристика).

2.Экономические программы Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте, И.А.Вышнеградского.

-акциз

-акция

-биржа

-военная монополия

-налоги

Комбинирован-ный урок  с элементами дискуссии

Фронтальный опрос

1 час

35-36. (61-62)

Положение основных слоев общества.

1.Сословия и классы.

2.Крестьянство.

3.Дворянство.

4.Буржуазия и пролетариат.

5.Духовенство.

6.Казачество.

-меценатство

-требник

-станица

Урок моделирование

Письменная

2 часа

37. (63)

Общественное движение в 80-90-хгг.

1.Разгром народнического движения.

2.Новое в либеральном движении.

3.Начало в рабочем движении.

4.Марксизм в России.

-марксизм

-группа освобождения труда

-подоходный налог.

Урок смешанного типа

Групповая

1 час

38. (64)

Внешняя политика Александра III.

1.Россия в новых внешнеполитических условиях.

2.Возникновение Антанты.

3.Россия на Балканах.

4.Россия на Дальнем Востоке.

-мобилизация

-сепаратный мир

Комбинированн-ный

Индивидуальный

1 час

39-41

(65-67)

Культура России во второй половине XIX века.

1.Просвящение и наука.

2.Литература и изобразительное искусство.

3.Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

4.Быт.

Урок презентация

Индивидуальный

3 часа

42.

(68)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в конце XIX века»

1 час

43-44.

(69-70)

Контрольное тестирование по курсу «История России XIX века»

Итоговый контроль

2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...