Исследовательская работа "Вторая мировая война-обзор учебников"
творческая работа учащихся по истории (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_-_issledovanie.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сорочинская средняя общеобразовательная школа имени В.А. Деньгина»
Исследовательская работа
на тему:
«Вторая мировая война – обзор учебников»
Подготовила:
ученица 9 класса
Китакина Бибинур
Руководитель:
учитель истории
Аренова А.Х
2012г.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Учебники по истории стран бывшего Варшавского Договора……...3
3. Учебники по истории в странах Западной Европы…………………...5
4. Учебники по истории в США…………………………………………...6
5. Заключение……………………………………………………………….8
6. Список литературы………………………………………………………9
Введение
Спросите у американского школьника, кто выиграл Вторую мировую, и он наверняка скажет — США. Не каждый молдавский четко ответит, на чьей стороне воевала его родина, а польский расскажет о двух диктаторах — Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу. Украина же ставит акцент на том, как шли военные действия, в Европе — на судьбах людей.
В учебниках разных стран история главной войны XX века существенно отличается. Сегодня на Западе и в Восточной Европе негативное отношение к русским целенаправленно подогревается и культивируется, в том числе искажением исторической памяти о Второй мировой войне: вытесняется память о советском солдате как освободителе и спасителе пострадавших от фашизма народов и внедряется образ жестокого захватчика.
Прочитав учебники по истории в странах СНГ, мы увидим тенденцию к «изменение» истории Второй мировой войны, и не только. Что касается Европы, то тут ситуация тоже не самая простая. В Европе школьникам стараются преподать историю с точки зрения мировой катастрофы, но роль Советского союза для европейских детей остается непонятной. СССР даже пытаются обвинить в развязывании войны. А в США учебники истории пропитаны духом патриотизма, но никто из американских школьников не сможет рассказать о событиях, которые происходили без участия США.
Объект исследования – школьные учебники.
Предмет исследования – информация о Второй мировой войне, содержащиеся в учебниках.
Цель исследования – рассмотреть все имеющиеся материалы и дать оценку преподаванию истории второй мировой войны в разных странах.
1. Учебники по истории стран бывшего Варшавского Договора
Учебники по истории в странах социалистического лагеря претерпели в трансформацию разной степени. Исходя из степени изменений можно разделить на три группы.
1) традиционные (СССР),
2) трансформированные (Россия, Казахстан, Беларусь, Словакия, Азербайджан, Узбекистан, Армения и другие),
3) радикально пересмотренные (Латвия, Литва, Украина, Грузия, Польша).
Традиционная модель – это история второй мировой с точки зрения Советского Союза. Где СССР выступает как страна – освободительница.
В Беларуси сохранили советскую схему, используется термин «Великая Отечественная война». Но акцент сделан на Беларуси — оккупация, партизанское движение, роль белорусских фронтов и белорусов в Красной армии. Их учебники подчеркивают, что в Беларуси был самый большой процент жертв в войне на душу населения.
В Украине термин «Великая Отечественная война» не употребляется, используются понятия «вторая мировая война» или «германо – советская война». Советский Союз как тоталитарное государство изучается в одном ряду с фашистскими государствами, а Гитлер и Сталин – два диктатора, в равной мере ответственные за развязывание войны. Украина рассматривается как жертва борьбы за господство двух тоталитарных государств: фашистской Германии и СССР. В украинских учебниках преувеличена роль ОУН – ОПА, которое рассматривается как национально – освободительное движение за независимость Украины. Например, в некоторых учебниках говорится, что это русские «нквдэшники» переодевались в одежду «бандеровцев», чтобы творить свои зверства.
Сотрудниками Российского института стратегических исследований (РИСИ) под руководством проф., д.и.н. Тамары Семеновны Гузенковой было проведено исследование, в ходе которого ученикам украинских школ необходимо было написать сочинение на тему: «Расскажу вам о войне…».
Выдержка из сочинения 1: «…В 1941 году произошла трагедия, глобальная национальная катастрофа, которая в наибольшей степени ударила по Украине, как главной арене боевых действий.
… следует четко понимать политику фашистской Германии против Украины. Ещё в 1939 году Гитлер отдал под гнёт нацистской Венгрии Закарпатскую Украину. Германский Рейх никогда не говорил про независимую Украину. Фашисты планомерно и методично уничтожали украинских националистов».
Выдержка из сочинения 2:
«Я считаю, что во время войны нужно было бы всем уважающим себя украинцам пойти за немцев. Ибо по моему мнению с немцами жилось бы лучше. При советской власти, как до войны, так и во время войны народу жилось плохо, не хватало даже, минимальных прожиточных минимумов. Немецкое командование хотело уничтожить большевистскую власть и дать людям свободную жизнь и иметь свою личную собственность, то есть: неограниченную свободу выбора, земель, свой бизнес и делать то, что заблагорассудится. Я осуждаю СССР, поскольку он нес в себе разруху, боль, страдания, издевательства, а также я рад, что уже нет СССР!»
Выдержка из сочинения 3:
«На что бы я хотел обратить внимание? Сейчас идет активная перепись истории под интересы правящих элит. Буквально месяц назад лидеру ОУН(УПА) Степану Бендере дали звание Героя Украины. Помните, что бы не писали в учебниках и СМИ, что ОУН (УПА) ничем не отличались от фашистов, пытались сотрудничать. Стоит только вспомнить аллею, с прибитыми к деревьям польскими младенцами. Это геройство?! Увольте. Прадед мне рассказывал, что он помнит о «воинах УПА». Однажды, его село захватили бандеровцы. Главу сельсовета они повесили в центре села, а его семерых детей передушили нитками. Я считаю. Что нам должно быть стыдно за таких «героев».
2. Учебники по истории в странах Западной Европы
Образовательная система европейских стран старается наиболее достоверно донести до школьников историю Второй мировой войны. Что касается оценки событий, то здесь дела обстоят гораздо лучше, чем в странах СНГ. Европейские авторы учебников по истории не пытаются скрыть факты холокоста, или каким либо образом оправдать фашизм. Т.к. такие страны как Франция и Англия являлись одними из самых крупных участников войны, то, несомненно, следует довести до нынешнего поколения те факты и события, которые происходили на их родной земле. Но, когда речь заходит об участии СССР в войне и оценки действий коммунистического режима, то тут возникает много вопросов.
В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. Но о самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты — никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой — идеологии фашизма, но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов, ужасы концлагерей занимают в учебниках буквально пару абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится, рассказал немецкий журналист Карл Куяс-Скрижинский. В учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов. Кстати, среди немецкой молодежи очень популярна версия, что Германия могла быть страной-победительницей, если бы не сделала роковую ошибку — развязав войну с Советским Союзом в 1941 году. Мол, немцев погубила самоуверенность Гитлера.
«Итальянцы считают, что победа во Второй мировой была исключительно благодаря США и Англии, — говорит председатель христианского общества украинцев в Италии Олесь Городецкий. — СССР мало кто вспоминает». По учебникам можно сделать вывод, что с советской армией воевали только итальянцы. В книгах нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.
3. Учебники по истории в США
В американских учебниках о Второй мировой — лишь пара абзацев: упоминание союзников, Сталинградская битва, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Основной упор — на противостоянии с Японией.
Если спросить любого американского школьника о роли Советского Союза во Второй мировой войне, то в ответ последует молчание. К сожалению, американцы никогда не понимали — и поныне не понимают — роли Советского Союза во Второй мировой войне.
Для них война началась с нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Вторым важным событием является высадка десанта союзников во Франции 6 июня 1944 года.
Возьмём учебник мировой истории для 7-го класса. Prentice Hall. History of Our World 2007 (Прентис Хол. История Нашего Мира, 2007). На странице 623 (section 4, Chapter 21) ходу войны в 1943-45 г. в Европе, посвящен всего один параграф. Вот он полностью:
«Победа в Европе. Вслед за компаниями в Северной Африке и Италии, Союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 корабли союзников с 156 000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д, высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. После последней попытки достичь успеха в декабре 1944, известной как Битва в Арденнах, немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 г.».
Вот так и закончилась война в Европе.
8 – 9 апреля 2010 года в Российском институте стратегических исследований прошла международная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интепретации», приуроченная к 65-летию Победы. Ученные и педагоги из СНГ, Евросоюза и США сравнивали, как в их странах школьникам преподают историю Второй мировой войны.
- Эйзенхауэр остановил свои войска на Эльбе, чтобы позволить советским войскам взять Берлин, - рассказывает Кэрол Финк, профессор истории Госуниверситета Огайо. – Этот финальный трюк, по его мнению, мог облегчить последующие взаимоотношения с СССР. Впрочем, не облегчил – злой Сталин начал экспансию в Европу.
Данная трактовка финала войны – не личная версия профессор. Так в США учат в школах детей. Профессор Финк бесстрастно анализируе тамериканские учебники. Там черным по белому написано: верховный главнокомандующий англо – американских экспедиционных сил генерал армии Дуайт Эйзенхауэр в 1945-м «разрешил» русским взять столицу Германии. Правда, кроме политических соображений генерал руководствовался и чисто гуманистическими.
- Он также хотел сохранить жизни американских солдат, цитирует учебник госпожа Финк. – Ведь очень много советских солдат погибли на подступах к Берлину. Кстати, по американской версии истории Второй мировой войны, День Победы – 7 мая 1945 года, а немцы капитулировали не в Берлине, в городе Реймс.
Конек американской историографии — преувеличение роли военных поставок для Красной армии. Американцы, хотя и не воевали на европейском фронте до июня 1944 года, но пишут, что и техника, которая там воевала, и обмундирование для Красной армии, и продукты — все это было американское» - говорит доктор исторических наук Александр Удод.
Заключение
Итак, мы попытались рассмотреть как преподают историю о второй мировой войне в разных странах. И в основном, можно сделать вывод, что каждая страна пишет свою историю по-своему. В основе этого лежат различные причины, в том числе и политическими. В одной стране властям необходимо идеологически воспитать детей так, чтобы они воспринимали СССР как «империю зла», другим - чтобы будущее поколение гордилось историей своей страны.
Что касается России, то видение истории войны со временем менялось. Даже в Союзе исторические оценки войны менялись со сменой генсека, так в 1945—1953 годы возвеличивали роль Сталина, при Хрущеве писали, что Сталин обезглавил Красную армию, растерялся в первые дни войны, что у него были планы сдать Москву. Брежнев в 1965 году заявил, что роль «генералиссимуса Сталина» надо переосмыслить.
С 1990-х гг. в России вышли в свет немало учебников по истории, некоторые из которых были неплохими… Но в основном, изображение войны наиболее близко к советской схеме, в наших учебниках процветает диктат военной историографии — анализируется деятельность всех четырех украинских фронтов, командующие, ход военных действий, количество техники.
Надеемся, что совместные усилия историков из разных стран помогут улучшить систему образования во всем мире. И в скором времени школьники всех стран будут учить историю Второй мировой войны и воспринимать ее такой, какой она была на самом деле, без приукрашивания, без альтернативных фактов и без негативных оценок.
Список литературы:
1. Информационно – дискуссионный портал РООИВС «Русичи»
2. http://pravda.tvob.ru «Учить историю по - американски».
3. http://genadiafanassjev.blogspot.com «Вторая мировая в учебниках мира».
4. http://www.perspektivy.info
5. http://world-war.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 7 классе по теме "Движение вод Мирового океана" по учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И.
Вариант урока географии по по теме "Движение вод Мирового океана" по учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И. с использованием ИКТ....
Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Движение вод Мирового океана" по учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И.
Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Движение вод Мирового океана" по учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И....
Исследовательская работа по Первой мировой войне "Балтийский Варяг"
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности использования ее результатов для подготовки к урокам истории , дополнительным занятиям по данной теме, факультативным зан...
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
Исследовательский проект по теме: «Первая Мировая Война»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………..с.32. Начало войны………………………………………………………………с.4-83. Развертывание военных действий. Сражения в Восточной Пруссии….с.9-104. Д...
Тамбовское духовенство в годы Первой мировой войны. Исследовательская работа.
В данной работе исследуется значение православного духовенства Тамбовщины в годы Первой мировой войны....
Методическая разработка по выполнению проектно-исследовательской работы « Духовное осмысление Первой мировой войны в русской литературе»
В данной методической разработке представлены этапы работы над проектом, цели, задачи и методы исследования. Учащимися были изучены написанные в годы войны произведения русских писателей, осмыслены ро...