Тематическое планирование уроков Мировой художественной культуры в 10 классе. К учебнику Рапацкой Л.А..
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) на тему
Мировая художественная культура--интересный, развивающий предмет в учебном плане основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmamkhk10.docx | 62.74 КБ |
Предварительный просмотр:
__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Мировая художественная культура»
10 -11класс
Учитель МХК и музыки Бурлакова Ольга Дмитриевна
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа актуальна и хорошо усваивается обучающимися. По программе Л.А. Рапацкой я работаю с 2009г.
- Данная рабочая программа изучения курса -для 10-11 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17» декабря 2010 г. № 1897 и
программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014».
Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Задачи курса:
- развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
- воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.
Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 ».. Изменения не внесены.
Учебно-методический комплект Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014 Допущено Министерством образования и науки РФ.
Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 10-11 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 10-11 классе за год должно быть проведено по 34 часа в каждом классе, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- попыток самостоятельного художественного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс:
Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока - 10 часов.
Раздел II. Художественная культура Европы: Становление христианской традиции - 14 часов.
Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) - 10 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» В 10 КЛАССЕ
«Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание |
Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч) | ||||
Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2) | 1 | 2.09 | ||
Египетское изобразительное искусство и музыка. | 1 | 9.09 | ||
Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2) | 1 | 16.09 | ||
Храмовое зодчество Индии. | 1 | 23.09 | ||
Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2) | 1 | 30.09 | ||
Изобразительное искусство и музыкадьный театр Китая. | 1 | 7.10 | ||
Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2) | 1 | 14.10 | ||
Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства. | 1 | 21.10 | ||
Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2) | 1 | 28.10 | ||
Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра. | 1 | 11.11 | ||
Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч) | ||||
Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2) | 1 | 18.11 | ||
Римская художественная культура. | 1 | 25.11 | ||
Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2) | 1 | 2.12 | ||
Новый Завет. | 1 | 9.12 | ||
Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2) | 1 | 16.12 | ||
«Пламенеющая готика» европейских соборов. | 1 | 23.12 | ||
Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2) | 1 | 13.01 | ||
Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. | 1 | 20.01 | ||
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2) | 1 | 27.01 | ||
Художественная культура Франции. | 1 | 3.02 | ||
Тема11. Художественная культура XVII .:многоголосие школ и стилей (2) | 1 | 10.02 | ||
Художественная культура Италии и Франции XVII в. . | 1 | 17.02 | ||
Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2) | 1 | 24.03 | ||
«Венская классическая школа» | 1 | 3.03 | ||
Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2) | 1 | 10.03 | ||
Музыкальное искусство и литература Киевской Руси | 1 | 17.03 | ||
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2) | 1 | 31.03 | ||
Новгородская живопись и музыкальное искусство. | 1 | 7.04 | ||
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2 | 1 | 14.04 | ||
Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: | 1 | 21.04 | ||
Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2) | 1 | 28.04 | ||
Музыка и изобразительное искусство XVII в.: | 1 | 5.05 | ||
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2) Итоговый тест | 1 | 12.05 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 19.05-26.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (10 КЛАСС)
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(1) Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение:освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет.. Шедевры храмовой музыки.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Устная, в виде тестового контроля из пособия для учителя и художественно-практические задания и написание сочинения (эссе). Будут учитываться и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература.
Учебники для общеобразовательных учреждений.
Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014 Допущено Министерством образования и науки РФ.
Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2011. - 128 с. .
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012- 96 с.
Оборудование и приборы
Компьютер; экран;
Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма
Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.
CD-диски: 1. «Шедевры русской живописи». 2. «Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства».
Cодержание учебного предмета, 11 класс
Раздел 1.
Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.
Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)
Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты (1 час)
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.
Экспрессионизм: действительность сквозь призму
страха и пессимизма (1 час)
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.
Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)
Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. (2 часа)
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума — образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»).
Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.).
Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).
Раздел 2. Художественная культура России 19-нач.20в. (13 часов)
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века (1 час)
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.
Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.
Обобщение материала. (1 час)
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.
Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).
Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).
Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве. Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).
Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).
Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор. (1 час)
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Литература. (1 час)
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобщение пройденного по литературе).
Поверочная работа № 2 по теме «Художественная культура России 19-нач. 20в.» (1 час)
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Живопись. (1 час)
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.
Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка. (1 час)
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.
Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. (1 час)
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (1 час)
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением, как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).
В поисках утраченных идеалов:
неоклассицизм и поздний романтизм. (1 час)
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),
Раздел №3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.
(4 часа)
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла. (1 час)
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)
Музыкальное искусство в нотах и без нот (1 час)
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость(1 час)
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).
Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)
Художественная культура Америки: обаяние молодости (1 час)
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.
Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)
Раздел 4.
Русская художественная культура ХХ века:
от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
(7 часов)
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры. (1 час)
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.
Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).
Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).
Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).
Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).
Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. (1 час)
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.).
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).
Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.).
Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).
Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).
Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).
«Русская тема» в советском искусстве (1 час)
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).
«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).
Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).
Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).
Период «оттепели» в русской культуре (1 час)
Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.
Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).
Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий. (1час)
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).
Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).
Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).
Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).
Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).
Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).
Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.
Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.
Итоговая проверочная работа № 4 по изученному за год. (1 час)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Проверочные работы | Примечание |
1 | Раздел№1. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в. | 10 | 1 | |
2 | Раздел 2 Художественная культура России 19-нач. 20в. | 13 | 2 | |
3 | Раздел №3 Европа и Америка: художественная культура ХХ в. | 4 | ||
4 | Раздел №4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 7 | 1 | |
5 | Итого | 34 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе:
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- попыток самостоятельного художественного творчества.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебники:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 11 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014
В учебнике для 11 класса освещаются основные проблемы и течения в отечественной, европейской и американской культуре XIX-XX веков.
Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 10-11 классов в качестве учебника по мировой художественной культуре».
Гриф: Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации .
Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014
Дополнительная литература:
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 2014г
2.СД диск..Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура в 2 дисках.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | ||
плановая | фактическая | ||||
1 | Раздел№1. Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в. | 10 | |||
1.1 | Повторение. Стили и направления в искусстве. | 1 | 2.0 9 | ||
1.2 | Романтизм в художественной культуре Европы | 1 | 9.09 | ||
1.3 | Романтизм в художественной культуре Европы | 1 | 16.09 | ||
1.4 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | 23.09 | ||
1.5 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | 30.09 | ||
1.6 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | 7.10 | ||
1.7 | Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма | 1 | 14.10 | ||
1.8 | Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. | 1 | 21.10 | ||
1.9 | Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. | 1 | 28.10 | ||
1.10 | Проверочная работа №1 | 1 | 11.11 | ||
2 | Раздел № 2 Художественная культура России 19-нач. 20в. | 13 | |||
2.1 | Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в. | 1 | 18.11 | ||
2.2 | Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в. | 1 | 25.11 | ||
2.3 | Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Обобщение материала | 1 | 2.12 | ||
2.4 | Поверочная работа № 2. | 1 | 9.12 | ||
2.5 | Художественная культура России пореформенной эпохи Обзор | 1 | 16.12 | ||
2.6 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Литература | 1 | 23.12 | ||
2.7 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись. | 1 | 13.01 | ||
2.8 | Товарищество передвижников – выдающееся явление в русской культуре | 1 | 20.01 | ||
2.9 | Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка. | 1 | 27.01 | ||
2.10 | Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. | 1 | 3.02 | ||
2.11 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 | 10.02 | ||
2.12 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 | 17.02 | ||
2.13 | Проверочная работа № 3 | 1 | 24.02 | ||
3 | Раздел №3 Европа и Америка: художественная культура ХХ в. | 4 | |||
3.1 | Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла | 1 | 3.03 | ||
3.2 | Музыкальное искусство в нотах и без нот. | 1 | 10.03 | ||
3.3 | Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость | 1 | 17.03 | ||
3.4 | Художественная культура Америки: обаяние молодости | 1 | 31.03 | ||
4 | Раздел №4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 7 | |||
4.1 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры | 1 | 7.04 | ||
4.2 | Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. | 1 | 14.04 | ||
4.3 | «Русская тема» в советском искусстве Период «оттепели» в русской культуре | 1 | 21.04 | ||
4.4 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий | 1 | 28.04 | ||
4.5 | Проверочная работа № 4 | 1 | 5.05 | ||
4.6 | Обобщение тем полугодия | 1 | 12.05 | ||
4.7 | Итоговое тестирование. | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 10-11 классах
Рабочая программа и тематическое планирование уроков мировой художественной культуры по программе Г.И. Даниловой составлены в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и Пример...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков мировой художественной культуры 11 класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков мировой художественной культуры предмет на 2013-2014 учебный год...
Модульное календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре в 6 классе.
Планирование выстроено по программам Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской. 1 час в неделю....
Модульное календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре в 8 классе.
Планирование опирается на программы Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской. 2 год обучения. 1 час в неделю. Художественная культура XVII-начало XIX вв. Модульное преподавание разрешает не привязывать о...
Тетрадь творческих заданий по мировой художественной культуре 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой
Создание данного пособия обусловлено нехваткой методического материала по предмету мировая художественная культура. Цель создания рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучен...
Вопросы к зачету 1 четверти по мировым художественным культурам 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой 10 класс. Базовый уровень.
Вопросы составлены по учебнику Г.И. Даниловой 10 класс Базовый уровень. Публикую в помощь коллегам. Вдруг пригодится....
Вопросы к зачету 2 четверти по мировым художественным культурам 10 класс к учебнику Г.И. Даниловой 10 класс. Базовый уровень
Вопросы к зачету составлены по материалу учебника Г.И. Даниловой. Для 2-го варианта я использовала технологию QR-code (перед вопросами есть ссылка, чтобы создать код)...