Исследовательская работа по Первой мировой войне "Балтийский Варяг"
материал по истории (7 класс) на тему

Балыбердин Андрей Геннадьевич

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности использования ее результатов для подготовки к урокам истории , дополнительным занятиям по данной теме, факультативным занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_mirovaya.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное казенное общеобразовательное учреждение “Нахимовское военно-морское училище” Министерства обороны Российской Федерации

 

               ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  

               ТЕМА : “БАЛТИЙСКИЙ”ВАРЯГ”

 

АВТОР:  Зеневич Дмитрий, нахимовец 63 класса

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: Балыбердин А.Г., воспитатель 63 класса

 

                               САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                        2014 год

                                         Содержание

 

  1. Введение

  1. Ушедший в историю Первой Мировой войны

 

  1. Бой канонерской лодки “Сивуч”

 

  1. Сроку давности не подлежит

 

  1. Заключение

 

  1. Список использованных источников

АКТУАЛЬНОСТЬ темы обусловлена тем, что ужe не осталось участников и свидетелей Первой Мировой войны. Люди не помнят тех, кто спасал нашу страну от порабощения, не жалея своей жизни.

 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение трагических страниц истории Первой Мировой войны, основываясь на документах, воспитание у нахимовцев чувства патриотизма, привлечение внимания нахимовцев к судьбам тех, кто не пожалел своей жизни для достижения победы над врагом.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:  если уроки Первой Мировой войны будут усвоены сегодня, то в будущем это поможет избежать желания использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1.  Узнать подробности о жизни и военном пути Черкасова Петра   Ниловича;

  1. Познакомиться с боевыми действиями канонерской лодки “Сивуч” у Моонзундского архипелага;

  1. Обратить внимание на памятные места, созданные в честь указанных событий;

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.   Анализ сохранившихся документов семейного архива;

       2.  Анализ научно-популярной и периодической печати на заданную тему;

       3.   Анализ интернет источников на заданную тему.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности использования ее результатов для подготовки к урокам истории , дополнительным занятиям по данной теме, факультативным занятиям.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СОСТОИТ из введения,  трех связанных между собой разделов, заключения, списка использованных источников.

                                                 1.  Введение

28 июля 2014 года исполнится 100 лет с  начала Первой Мировой  войны. Война от нас всё дальше и свидетелей не осталось, как будто все они ушли в последний смертный бой. И мы – подрастающее поколение – не знаем всей правды о этой войне. Единственным источником знаний для нас останутся книги, документальные и художественные фильмы. Нельзя допустить повторения трагедии, которую пережили наши прадеды и прапрадеды. В силу данных обстоятельств, я убеждён, что в настоящее время тема увековечения памяти о Первой Мировой  войне и миллионах погибших актуальна в высшей степени!

Актуальность выбранной темы подтверждает и анкетирование среди нахимовцев нашей роты.

Анкетирование показало следующее:

_95_% нахимовцев не смогли назвать временной интервал, в который проходила Первая Мировая война.

_97_% нахимовцев не смогли назвать стран-участников Первой Мировой войны.

_100_% нахимовцев не смогли назвать памятники Первой Мировой войны.

Все народы воспевают своих героев — защитников родины. О них слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники… И сколько бы лет ни прошло, в памяти народа будут храниться мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

Надеюсь, что своей работой я смогу рассказать нахимовцам о подвиге одного из многочисленных героев Первой Мировой войны – капитане 2 ранга Черкасове Петре Ниловиче – командире канонерской лодки “Сивуч”.

   2.    Ушедший в историю Первой Мировой войны

Пётр Нилович Черкасов родился 1 июля 1882 в Нижнем Новгороде в семье морского офицера, капитана I ранга Нила Васильевича Черкасова. Однако значительная часть его жизни связана именно с Сеймой (ныне город Володарск), так как там находилось родовое имение Черкасовых. Он был женат на Сусанне Владимировне, урождённой Гильдебранд, дочери военного врача.

В 1898 году , по окончании двух классов нижегородского Александровского дворянского института, по собственной инициативе был переведен в Морской Кадетский Корпус.

В 1900 году произведён в мичманы.

С 1901 года в заграничном плавании на броненосце «Пересвет».

С 1903 по 1904 годы исполнял обязанности вахтенного начальника на миноносце «Властный». За участие в ночной атаке, результатом которой был потоплен японский миноносец, удостоен ордена Станислава 3 степени с мечами и бантом. Произведён в лейтенанты.

 24 мая 1904 года был назначен младшим артиллерийским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь». За успешное командование десантной ротой награжден орденом Святой Анны IV степени «За храбрость» с мечами и бантом.

13 ноября 1904 года был назначен старшим офицером броненосца «Севастополь».

 В 1905 году за доблестную службу был награждён орденами Святой Анны 3 степени с мечами и бантом и Святого Владимира с мечами и бантом.

 В 1906 году за боевые отличия награждён Орденом Станислава 2 степени с мечами и бантом, серебряной медалью с бантом участника русско-японской войны.

 24 августа 1907 года назначен старшим офицером учебного судна «Верный».

 15 октября 1909 года назначен командиром миноносца № 213, произведён в старшие лейтенанты.

 1 октября 1910 года зачислен штатным слушателем в Николаевскую Морскую Академию по военно-морскому отделению.

 В 1911 году зачислен на дополнительный курс Академии по отделению военно-морских наук.

 Уже 6 декабря 1912 года произведён в капитаны 2 ранга.

 В феврале 1913 года награждён медалью «300 лет Дома Романовых». С мая по сентябрь находился в отпуске в Нижегородской Губернии, где был избран Гласным Балахнинского земского собрания.

 30 декабря был назначен командиром канонерской лодки «Сивуч».

 8 марта 1915 года награждён Орденом Святой Анны 2 степени с мечами и бантом.

 19 августа1915 года – повторил подвиг крейсера «Варяг», приняв огонь всей немецкой эскадры на себя, позволив спастись второму кораблю дивизиона «Кореец-2». Посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени и званием капитана 1-го ранга.

С 22 сентября 1915 года Черкасов исключён из списков личного состава флота с записью: «Смертью запечатлел свой подвиг». Капитан 2-го ранга Пётр Нилович Черкасов посмертно был награжден орденом Святого Георгия, посмертно ему было присвоено звание капитана I ранга.

                 3.      Бой канонерской лодки “Сивуч”

В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец” поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.

6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) русские канонерки встретились с германским крейсером “ Аугсбург ” и эсминцами “V-29” и “V-100”. Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. Но быстроходные корабли противника их догнали, осветили прожекторами и через 15 минут с дистанции 25 каб. открыли стрельбу. В начале боя немецкие корабли сосредоточили огонь на головной канонерской лодке “Сивуч” и сразу добились нескольких попаданий. С разбитыми кормовыми орудиями “Сивуч”, прикрывая “Корейца”, развернулся и, введя в бой носовую артиллерию, пошел на врага. В это время комендорам “Корейца” удалось сбить носовой прожектор на германском крейсере . На некоторое время все погрузилось во тьму. Пытаясь ввести в действие кормовой прожектор “ Аугсбург ” развернулся и потерял из виду “Корейца”. Прожектор крейсера сквозь туман уперся в медленно двигавшийся силуэт “Сивуча”. По контурам корабля “ Аугсбург ” принял “Сивуча” за линейный корабль “Слава” и вызвал к себе помощь. Через 20 минут к месту боя подошли 7 германских эсминцев, а также линкоры “Нассау” и “Позен”, которые обрушили на “Сивуч” мощь своих 280-мм орудий. В атаку на канонерскую лодку устремились вражеские эсминцы “S-176”, “S-178”, “S-179” и “V-185” 8-й германской флотилии. По лодке в общей сложности было безрезультатно выпущено 6 торпед.

Героически сражавшийся под командованием капитана 2 ранга П.Н. Черкасова, “Сивуч” в 32-минутном бою нанес повреждения крейсеру и эсминцу, но был расстрелян с близкого расстояния. Превратившись в костер и погружаясь в воду, русский корабль продолжал вести огонь из единственного уцелевшего 75-мм плутонгового орудия мичмана М. Мурзина. В 21 час 30 минут лодка перевернулась и, окутавшись паром, ушла под воду.

Из 148 человек команды “Сивуча” немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой “Сивуч” погиб ее командир Петр Нилович Черкасов.

 Военные специалисты всего мира назвали «Сивуч» «Балтийским „Варягом“».

       4.    Сроку давности не подлежит

 Вы думаете, павшие молчат?

 Конечно, да – вы скажете. Неверно!

 Они кричат, пока еще стучат сердца живых

 И осязают нервы…

 Они кричат и будят нас, живых,

 Невидимыми чуткими руками.

 Они хотят, чтоб памятником их

 Была Земля с пятью материками.

                                              Е. Исаев.

 «Пройдут годы, забудутся все события нынешней войны, а подвиг «Сивуча» останется в истории», — так писала в 1915 году английская газета «Star» о гибели канонерской лодки «Сивуч».  Подвиг моряков-балтийцев вызвал в Европе волну манифестаций, во время которых выносился российский флаг и исполнялся российский гимн.

В сентябре 1915 года нижегородские земские власти решили поставить памятник герою Петру Черкасову. Но его отец, Нил Черкасов, решил, что лучшим памятником сыну будет Народный дом имени капитана 1-го ранга П.Н.Черкасова, в котором располагаются библиотека, читальный и зрительный залы, и передал в дар свой дом в Сейме (ныне Володарский район). Этот дом памятник использовался по назначению до 1920 г. Потом его использовали в самых различных целях: от почты до складов. В 2000 году последние останки дома были разрушены, а на его месте проложена дорога. Память о герое осталась только в сердцах его почитателей и малочисленных родственников.

5 октября 1915 года – прошла панихида по геройски погибшему Петру Ниловичу Черкасову и другим погибшим морякам в Крестовоздвиженском монастыре, где были похоронены мать героя и его дед – контр-адмирал А. А. Турчанинов.

24 августа 2006 года в городе Володарске Нижегородской области, был заложен памятный камень на месте будущего памятника герою-моряку, капитану II ранга Черкасову Петру Ниловичу.

20 октября 2008 года, в день 312-й годовщины Военно-морского флота России, в Нижнем Новгороде у дома № 3 по улице Варварской состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятной доски кавалеру ордена Святого Георгия, капитану 1-го ранга П.Н. Черкасову. Она расположена на здании бывшего Александровского дворянского института, в котором Черкасов учился с первого по второй класс.

Открытие памятной доски русскому герою-моряку капитану 1-го ранга Черкасову Петру Ниловичу является доказательством преемственности поколений и возрождения лучших традиций российского флота».

ОН НЕ ЗАБЫТ.

О нет, он не забыт,
Герой достойный, славою России.
Пусть это имя в сердце прозвенит
Потомков века прошлого и ныне.

Немым укором этот обелиск
Пусть будет тем, кто с чистого листа
Решил писать историю, под злобный писк
Тех, кто решил забыть, чья голова пуста.

А он, не думая о смерти, в трудный час
С сознаньем гордым польза, честь и слава
Погиб в бою, за Родину, за нас,
Приняв венец, воистину кровавый.

Так неужели мы, на чьей земле он рос,
Любил, страдал, мечтал и с верою молился,
Допустим, не пролив ни капли слез,
Чтоб слух о подвиге героя позабылся.

И видя всех, кто с нами в этот миг,
Я выражу единое стремленье
Сказать тебе «прости!», как боли крик
И вымолить у Бога и тебя прощенья

И понимая время протекло,
А воскрешать былое тоже тризна,
Я думаю о том дрожит в руке перо,
Бог, может, и простит, простит ли нас отчизна?!


Игорь Борисович Григорьевич - предводитель Нижегородского Губернского Дворянского Собрания в день закладки памятника 24 августа 2006 г.

             5.  Заключение

Подводя  итоги своей исследовательской работы, я могу сделать следующие выводы:

  1. Для нас, нахимовцев, будущих защитников Отчизны, жизнь Черкасова Петра Ниловича является примером беззаветной преданности своей  Родине, достойного исполнения гражданского и воинского долга.

  1. Дворянин и рабочий, православный и мусульманин, русский и еврей,… - люди разных сословий, разных вероисповеданий - из них состоял экипаж канонерской лодки “Сивуч”. Когда моряки “Сивуча” шли на смерть, они думали не о славе, не о почестях- они думали об Отчизне. Умирая, рождаясь для бессмертия.

  1. Подвиг моряков-балтийцев и их командира - царского офицера и героя “империалистической войны” был чужд советской власти, поэтому на многие десятилетия был предан забвению. Но время рано или поздно все расставляет по своим местам. И примером тому памятный камень на месте будущего памятника герою-моряку, капитану II ранга Черкасову Петру Ниловичу в городе Володарске Нижегородской области и памятная доска кавалеру ордена Святого Георгия, капитану 1-го ранга П.Н. Черкасову в Нижнем Новгороде. И нужно знать эти места, куда можно прийти и почтить память того, кто сражался в те далекие годы, защищая свою Родину.

                     “ ПОМНИ ВОЙНУ”

                         Адмирал  Макаров Степан Осипович.

         6.    Список использованных источников

  1. Агеев А.М., Вержховский Д.В. История Первой мировой войны 1914-1918. тт.1,2. М.Наука,1975, 706 стр

2.     Бережной С.С.,  Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки.    М., 1997.

3.    Гречанюк Н.М. и др.,  Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., 1997.

  4.   Краснов В.Н.,  Гордый “Сивуч” , Страж Балтики. 4 сентября 1965 г.

5.   Строков.А .,  Вооруженные силы и военное искусство в первой  мировой   войне. М.Воениздат,1974

  6.   Морской сборник. 1915. №10.

  7.   Шалагин Б.Л. , Армия и флот.2001. №4-5.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека...

Тамбовское духовенство в годы Первой мировой войны. Исследовательская работа.

В данной работе исследуется значение православного духовенства Тамбовщины в годы Первой мировой войны....

Методическая разработка по выполнению проектно-исследовательской работы « Духовное осмысление Первой мировой войны в русской литературе»

В данной методической разработке представлены этапы работы над проектом, цели, задачи и методы исследования. Учащимися были изучены написанные в годы войны произведения русских писателей, осмыслены ро...

Проектно-исследовательская работа «Первая мировая война в русской литературе».

Результаты работы над данным проектом оформлены в виде презентации. Был написан сценарий литературно-музыкальной композиции для школьного мероприятия, посвящённого 100-летию со дня начала Первой миров...

Исследовательская работа «Герои I мировой войны. «Красные» и «белые».

 Автор работы ученица   10 класса  МКОУ«Старополтавская СШ» Улановская Валерия.  Руководитель учитель истории и обществознания Улановская Ольга Анатольевна ...

Исследовательская работа «Наши земляки-участники Первой мировой войны»

Актуальность данной работы заключается в том, что чем дальше от нас уходят события далеких лет, тем меньше мы знаем и помним о них. В 2014 году отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны. Из рас...

Особенности проектной и исследовательской работы на уроках мировой художественной культуры

С самого начала преподавания курса МХК учащиеся включаются в проектную деятельность. Под проектной деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, котор...