Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
История России
Россия в начале ХХ – ХХI в.
Россия в начале ХХ в.
(1900-1916 гг.) 12 ч.
Урок №9.
Тема урока:
«Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»
(150 лет со дня рождения П.А. Столыпина)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: ТРКМ, урок-презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 194.5 КБ |
tema_uroka.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История России
Россия в начале ХХ – ХХI в.
Россия в начале ХХ в.
(1900-1916 гг.) 12 ч.
Урок №9.
Тема урока:
«Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»?
(150 лет со дня рождения П.А. Столыпина)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: ТРКМ, урок-презентация.
Цели урока.
Обучающие:
- сформировать представление о реформах Столыпина;
- уяснить причины, вызвавшие необходимость реформ;
- раскрыть сущность программы модернизации России;
- определить судьбу реформ;
- обозначить итоги реформ;
- оценка реформ Столыпина.
Развивающие:
- На стадии вызова подвести учащихся к построению прогнозов, дать им возможность самостоятельно определить и сформулировать цели познавательной деятельности на данном уроке;
- через портретную зарисовку реформатора дать возможность учащимся выказать свое отношение к политическому деятелю;
-через корректировку учащимися готовых синквейнов провести контроль за усвоением ими ЗУНов;
Задачи урока:
- работать с текстом; под текстом понимать любую информацию: когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают сообщение респондента или объяснение учителя, просматривают фильм;
- демонстрировать процесс от незнания к знанию;
-сделать чтение осмысленным;
-выделять основные аспекты информации;
- формировать умение графически представлять результаты работы;
- увязывать новые знания со старыми представлениями.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся узнают, что реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства
(в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику. Учащиеся дают оценку реформам Столыпина.
Учащиеся узнают о роли конкретной личности в историческом процессе; приходят к пониманию того, что каждый гражданин государства причастен к его истории; осуждают любые формы насилия, приходят к осознанию, что террор не решает проблем, а обостряет.
На основе краеведческого материала понимают, что история и судьба Малой Родины неразрывна с историей и судьбой Отчизны.
Возможная личностно значимая проблема: Экономические, политические или идеологические разногласия в обществе целесообразно разрешать мирными цивилизованными методами. Необходимость развития толерантности в людях для избегания острых социальных конфликтов.
Оборудование: 1.Мультимедийное оборудование (для презентации)
- Краеведческий раздаточный материал по брошюре
Селезнёвых из серии "Тайшет - город, рожденный Транссибом" (копия текста);
3. Раздаточный материал: таблица «ИНСЕРТ», таблица «ПМИ» (Плюс – Минус – Интересно);
4. Понятия: «кооперация», «отруб», « хутор», « фракция»
3.Схема «Выбор пути»
Ход урока.
0. Оргмомент.
Слайд 1-15. Актуализация и контроль прежних знаний:
Тест «Идеи и люди».
Мотивационная стадия (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Вступительное слово.
Слайд 16 У. - Мы продолжаем рассматривать события, которые произошли в нашей стране в начале ХХ. В истории есть разные страницы: славные и бесславные, триумфальные и трагические, созидающие и разрушительные.
Оставив место для темы урока, запишите эпиграф к первому этапу урока:
«Дней сегодняшних событий
следы в историю ведут»
Мы видим, как наше село празднует 100-летний юбилей.
Было время, когда на месте нашего поселения стояла одна водонапорная башня и несколько домов. Затем стали прокладывать железную дорогу. И наше село разрасталось….
? - Что вы знаете о событиях тех дней? Для чего прокладывали ж/д? Почему заселялся сибирский край, суровый и непредсказуемый?
Информационная стадия (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).
Сл.17 «КОРЗИНА ИДЕЙ» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
? Считаете, достаточно для современного молодого человека информации по этой теме?
? Какие вопросы у вас возникают в связи с этим событием – переселением?
Слайд 17. Заполните, пожалуйста, на одной стороне листа таблицу №1:
«ТОНКИЕ и ТОЛСТЫЕ вопросы» (лист первый, таблица №2)
А теперь проверим, какие вопросы «напросились» у нас:
ТОНКИЕ???? | ТОЛСТЫЕ???? |
Кто переселялся? Откуда? Почему произошло переселение людей в Сибирь?) Что…предшествовало этому? По какой причине происходило переселение? Когда…началось? Могли…иначе решить проблему? Согласны ли Вы с... тем, что в России меняются устои общества? Каким… словом можно назвать процесс изменения сложившихся устоев общества? Есть ли связь между событиями тех времён и праздником нашего села? | Предположите, что будет, если…? Что, если…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? И Т.П. |
Коммуникационная стадия (бесконфликтный обмен мнениями). Высказывание учеников.
В корзине: Крестьяне; из Центральной России.
Из-за борьбы крестьян с помещиками, властью. Отмена крепостного права; Война с Японией; Революционные события 1905-1907гг; Кровавое воскресенье 5января; Госдума, Парламент.
В начале ХХ века;
Только с помощью оружия; меняются устои общества; переселение,
реформа, революция, модернизация. Век, столетие; результат реформ.
Сл.18. «Панель» - корректируют высказывание ребят, подводит резюме.
Вывод: Предположения высказаны, выстраивается следующая гипотеза:
(«корректоры», выслушав ответы выступающих, составляет резюме):
«Переселение крестьян из центральной России в Сибирь связана с борьбой крестьян с помещиками (властью) за землю.
Предшествовало этому отмена крепостного права на Руси 1861г, война с Японией, революция 1905 года-1907гг., создание Госдумы – первого представительного органа власти, которая так и не смогла урегулировать отношения между народом и правительством, разрешить экономические проблемы.
Началось переселение в начале ХХ века.
Если бы людей не переселяли из центра России на окраины, то не хватило бы всем земли. Не смогли бы мирным путём поделить землю, особенно помещики не хотели отдавать землю крестьянам в Черноземье. А ещё ехали в Сибирь для её освоения.
То, что возраст нашего села перевалил за вековой рубеж, является результатом той реформы, которую проводило правительство в начале прошлого века. Имя реформатора нам известно - Столыпин Пётр Аркадьевич».
Слайд19. Заполните, пожалуйста, в таблице «ИНСЕРТ» первую колонку. (Раздаточный материал: лист первый, карточка №1)
«v» уже знал
| «+» новое | «-» думал иначе | «?» не понял, есть вопросы |
Знания или предположения по данной проблеме. . |
У. Почему нам сложно составить толстые вопросы? (Мало знаний, недостаточно информации).
Исходя из сложившейся ситуации, сформулируйте тему, цели и форму урока.
Слайд 20. Тема: «Столыпинские реформы» или «Столыпинская программа модернизации России». Какая тема шире по логическому завершению? Запишите понравившийся вариант названия темы.
Цели озвучивается учащимися (если есть необходимость, учитель корректирует):
Обучающие:
- сформировать представление о реформах Столыпина;
- уяснить причины, вызвавшие необходимость реформ;
- раскрыть сущность программы модернизации России;
- определить судьбу реформ;
- обозначить итоги реформ;
- оценка реформ Столыпина.
Слайд 7. Задачи урока:
- работать с текстом; под текстом понимать любую информацию: печатный текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают сообщение респондента или объяснение учителя, просматривают фильм;
- демонстрировать процесс от незнания к знанию;
-сделать чтение осмысленным;
-выделять основные аспекты информации;
- формировать умение графически представлять результаты работы;
- увязывать новые знания со старыми представлениями.
Оценивается труд каждого ученика на каждом этапе работы на основе устных высказываний, записей в тетради и на карточках, решений тех или иных задач.
Критерии известны: активность, знание, своевременная корректировка ошибочных суждений, тактичность и толерантность.
Слайд 20. «Биографы» представляют историческую справку-биографию П.А.Столыпина, на основе которой остальные таблицу «ПМИ» В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Лекционный материал респондента. Сокращённый вариант. Используется Теодор Шанин. «Столыпин и революция сверху».
Пётр Аркадьевич Столыпин родился 5/12 апреля 1862 года в Дрездене. Дед премьер-министра Дмитрий Алексеевич Столыпин и бабушка поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Столыпина – родные брат и сестра. (П.А.Столыпин и М.Ю.Лермонтов – троюродные братья.).
Окончил Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико - математический факультет Петербургского университета. По окончанию университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ. В 1889 году перешёл в в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, 1899г.- губернским предводителем дворянства, а 1902 г., неожиданно для себя ( благодаря поддержки В.К.Плеве), - гродненским губернатором. В 1903 году назначен Саратовским губернатором.
Летом 1905 года саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение было не случайным – Столыпина поддерживали на тот момент многие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
Слайд 9.У. Вам ваш одноклассник предлагает ознакомиться с Отзывами о Сперанском, а вы дополните портретную зарисовку этого деятеля.
«…По отзывам современников, Сперанский своими убеждениями резко выделялся из той среды, к которой принадлежал.
Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: „Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали".
„Вольтер в православно-богословской оболочке“ — именовал его В. О. Ключевский.
Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли „в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага“. В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространённую точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.
Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в „Войне и мире“: „…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России“.
В 1808 году сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. По слухам во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к русскому императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“. Аракчеев о Сперанском сказал так: „Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!“
Иванов В. Ф. о Сперанском из книги „От Петра I до наших дней“: „Интересна судьба Сперанского и Новикова: несомненно, оба были иллюминатами и готовили насильственный государственный переворот в России, но все следы преступления скрыты, никто не разоблачил их измены и преступлений и они вошли в историю, окруженные светлым ореолом: Новиков, как величайший гуманист и просветитель русского народа, Сперанский, как великий государственный реформатор“.
“Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” - В.В.Вернадский.
Карамзин указывал Александру I, что государственные преобразования, совершаемые Сперанским, есть не что иное, как произвольное подражание революционной Франции, которая является очагом революционной заразы и безбожия.
Вывод: Неоднозначные отзывы современников о российском государственном деятеле. Сможете вы определиться: «гений зла или блага» был он?
Сл.22. Выбор пути. Работа со схемой . Учащиеся делают в тетради.
Учитель. Проследим за проведением преобразований в стране.
(кратко рассказывает о ситуации в стране к началу 1906 года)
Задание: Проанализируйте все три варианта развития.
Выскажите своё отношение к выбору пути.
Сегодня на уроке речь пойдёт о третьем пути развития.
Выбор пути
Дальнейшее
Продолжение революции
Наступление
контрреволюции
Трансформация
Революции « снизу» в революцию «сверху»
Слайды 23-25.
У. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906г . председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы». 24 августа 1906 года Столыпин опубликовал правитель-ственную программу, состоящую из двух частей.
В августе 1906г.после взрыва его даче, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 чел.
Составляем кластер: «Правительственная программа», состоящую из двух частей. Стр.22.П.6 пункт 1. в тетрадях.
А. Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно - полевых судов.
В. Реформы:
- свобода вероисповедания ( права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.)
- о неприкосновенности личности и гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения.;
- об улучшения крестьянского землевладения;
- об улучшении быта рабочих и о государственном их страховании;
- реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
- о преобразованиях местных судов;
- реформа средней и высшей школы;
- полицейская реформа о слияния общей и жандармской полиции.
Слайд 26 Но удалось провести в жизнь только аграрную реформу.
Почему? Ответ находим в Сл.27.- 30 презентации.
и заполняем таблицу в тетради сл.31.сл.32-34
Реформы | Положительные результаты реформы | Отрицательные результаты реформы | Причины неудач |
1. Разрушение общины. |
|
|
|
2. Создание единоличных крестьянских хозяйств - отрубов и хуторов на подобие фермерских. |
|
|
|
3. Переселение малоземельных крестьян за Урал в Сибирь. |
|
|
|
Сл.35 Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения
Синквейн. Найти ошибку
- Столыпин
- Энергичный, образованный.
- Разрушил, создал, переселил.
- Искоренил слой зажиточных крестьян.
- Реформатор.
Задание: Найди ошибку. ( Четвёртая строчка)
Сл.36. Работа в карточке №1 ИНСЕРТ на основе наших знаний и предположений.
Продолжим работу на основе уже краеведческого материала, который перед нами (раздаточный материал по брошюре Селезнёвых из серии "Тайшет - город, рожденный Транссибом"). Самостоятельная работа.
Найти ответы на поставленные нами вопросы в таблице № 2.
Переселение в Восточную Сибирь в последнее десятилетие 19 в.
и в годы Столыпинской аграрной реформы / 1906-1914гг/.
« … Переселение крестьян из центральных губерний России на окраины диктовалась обострением социальных отношений по причине малоземелья крестьян и их требованиями передела помещичьих владений. Назревал общественный кризис.
Правительство вынуждено было принять « Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев.»/1904 г./. Тем самым открывалась полная свобода переселения в Сибирь. Количество переселенцев в период 1893-1904 гг было больше чем за все 30 лет после отмены крепостного права / 1861 г./.С 1895 по 1903 год в Восточную Сибирь переселилось 154.8 тыс.человек. В Сибирь в основном шли крестьяне – бедняки, середняки из черноземных губерний России, где господствовало помещичье землевладение и где особенно обострились социальные отношения. Из общей массы переселенцев бедняки составляли 20%.Как и в прежние годы колонизации Сибири, переселенцев ожидали большие трудности обустройства на новом месте. «Раиса Степановна Елтратова, 1903 года рождения, вспоминает семейные предания: ее отец в 1912 году приехал в Джогино, чтобы осмотреться, устроиться, а затем лишь привезти семью из Чувашии. Еще до него, годом раньше, ушли ходоки из его поволжского села в Сибирь: Немков, Исаев, Васильев Павел. Они то и звали земляков на переселение в Сибирь. Семья Елтратовых была большой, а отец в Поволжье имел мало земли. Поэтому и подался в Сибирь.
…. Особенно массовым было переселение в Сибирь в годы столыпинской аграрной реформы. Это общественное явление не обошло наш район и значительно повлиял на его социально-экономическое развитие. «В период с 1906 по 1914 год в Сибирь переселилось 2.5 млн. человек, в том числе в Восточную Сибирь 363 002 человека и население этого сибирского региона возросло на 20%. Большая часть переселенцев – 71%, водворилось в Енисейской губернии, около 27% в Иркутской и лишь 2% в Забайкалье. В Енисейской губернии большая часть переселенцев водворилось в Канском округе – около 47%, а в Иркутской губернии – в Нижнеудинском округе – 52%.» Часть переселенцев, осевших в указанных округах, поселилось на тайшетской земле.Сколько же их было? На этот вопрос попытаемся ответить сославшись на данные метрических книг тайшетских церквей. Из всех фамилий упомянутых во всех разделах метрических книг, выберем те, против которых записано «переселенец, переселенческая дочь или переселенцеский сын». Например: «Канского уезда Тинской волости деревни Черемуховой переселенческая дочь Анна Гаврилова Соломина, православного исповедания…». Кстати сказать, термин «поселенец» появилось после издания Сенатского Положения за 1806 год о переселении в Сибирь государственных крестьян «…по собственному их желанию за малоземельем из внутренних губерний туда / то есть –в Сибирь/ приходящие…».Такой категории крестьян по метрическим книгам насчитывается за период с 1890 по 1913 год – 273 человека…»
Записали ответы в таблицу №1 опорными словами и СС в соответствующую колонку. Обменялись мнениями.
Отметка и оценка за работу в классе даётся символами:
Очень активно (звезда)
Активно (квадрат)
Посредственно (треугольник)
Проулыбался (промечтал?) (смайлик улыбающийся).
Учитель, наблюдая в течение урока за деятельностью детей, отмечает и оценивает заслуживших хороших слов и оценок.
Д/З: п.6 ; доработать сводную таблицу.
Дополнительно на выбор: эссе на тему, (сформулировать самим),
либо составить контрольный «тест для соседа», либо синквейн для корректировки.
Таблица 1. Технологический алгоритм урока
Технологические этапы | ||
I стадия | II стадия | IIIстадия |
Вызов: Актуализация имеющихся знаний; кластер «РЕФОРМА» Пробуждение интереса к получению новой информации: Постановка собственных целей обучения | Осмысление содержании: Получение новой информации; Корректировка учеником поставленных целей обучения |
|
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. XX век” (9 класс) М., “Просвещение”, 2002.
- Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России: XX век” (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001.
- Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №29/2002.
- С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003.
- Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004.
- С.Ю.Рыбас, Л.В.Тараканова “Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина” М., “Недра”, 1991.
Предварительный просмотр:
История России
Россия в начале ХХ – ХХI в.
Россия в начале ХХ в.
(1900-1916 гг.) 12 ч.
Урок №9.
Тема урока:
«Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»?
(150 лет со дня рождения П.А. Столыпина)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: ТРКМ, урок-презентация.
Цели урока.
Обучающие:
- сформировать представление о реформах Столыпина;
- уяснить причины, вызвавшие необходимость реформ;
- раскрыть сущность программы модернизации России;
- определить судьбу реформ;
- обозначить итоги реформ;
- оценка реформ Столыпина.
Развивающие:
- На стадии вызова подвести учащихся к построению прогнозов, дать им возможность самостоятельно определить и сформулировать цели познавательной деятельности на данном уроке;
- через портретную зарисовку реформатора дать возможность учащимся выказать свое отношение к политическому деятелю;
-через корректировку учащимися готовых синквейнов провести контроль за усвоением ими ЗУНов;
Задачи урока:
- работать с текстом; под текстом понимать любую информацию: когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают сообщение респондента или объяснение учителя, просматривают фильм;
- демонстрировать процесс от незнания к знанию;
-сделать чтение осмысленным;
-выделять основные аспекты информации;
- формировать умение графически представлять результаты работы;
- увязывать новые знания со старыми представлениями.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся узнают, что реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства
(в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику. Учащиеся дают оценку реформам Столыпина.
Учащиеся узнают о роли конкретной личности в историческом процессе; приходят к пониманию того, что каждый гражданин государства причастен к его истории; осуждают любые формы насилия, приходят к осознанию, что террор не решает проблем, а обостряет.
На основе краеведческого материала понимают, что история и судьба Малой Родины неразрывна с историей и судьбой Отчизны.
Возможная личностно значимая проблема: Экономические, политические или идеологические разногласия в обществе целесообразно разрешать мирными цивилизованными методами. Необходимость развития толерантности в людях для избегания острых социальных конфликтов.
Оборудование: 1.Мультимедийное оборудование (для презентации)
- Краеведческий раздаточный материал по брошюре
Селезнёвых из серии "Тайшет - город, рожденный Транссибом" (копия текста);
3. Раздаточный материал: таблица «ИНСЕРТ», таблица «ПМИ» (Плюс – Минус – Интересно);
4. Понятия: «кооперация», «отруб», « хутор», « фракция»
3.Схема «Выбор пути»
Ход урока.
0. Оргмомент.
Слайд 1-15. Актуализация и контроль прежних знаний:
Тест «Идеи и люди».
Мотивационная стадия (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Вступительное слово.
Слайд 16 У. - Мы продолжаем рассматривать события, которые произошли в нашей стране в начале ХХ. В истории есть разные страницы: славные и бесславные, триумфальные и трагические, созидающие и разрушительные.
Оставив место для темы урока, запишите эпиграф к первому этапу урока:
«Дней сегодняшних событий
следы в историю ведут»
Мы видим, как наше село празднует 100-летний юбилей.
Было время, когда на месте нашего поселения стояла одна водонапорная башня и несколько домов. Затем стали прокладывать железную дорогу. И наше село разрасталось….
? - Что вы знаете о событиях тех дней? Для чего прокладывали ж/д? Почему заселялся сибирский край, суровый и непредсказуемый?
Информационная стадия (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).
Сл.17 «КОРЗИНА ИДЕЙ» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
? Считаете, достаточно для современного молодого человека информации по этой теме?
? Какие вопросы у вас возникают в связи с этим событием – переселением?
Слайд 17. Заполните, пожалуйста, на одной стороне листа таблицу №1:
«ТОНКИЕ и ТОЛСТЫЕ вопросы» (лист первый, таблица №2)
А теперь проверим, какие вопросы «напросились» у нас:
ТОНКИЕ???? | ТОЛСТЫЕ???? |
Кто переселялся? Откуда? Почему произошло переселение людей в Сибирь?) Что…предшествовало этому? По какой причине происходило переселение? Когда…началось? Могли…иначе решить проблему? Согласны ли Вы с... тем, что в России меняются устои общества? Каким… словом можно назвать процесс изменения сложившихся устоев общества? Есть ли связь между событиями тех времён и праздником нашего села? | Предположите, что будет, если…? Что, если…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? И Т.П. |
Коммуникационная стадия (бесконфликтный обмен мнениями). Высказывание учеников.
В корзине: Крестьяне; из Центральной России.
Из-за борьбы крестьян с помещиками, властью. Отмена крепостного права; Война с Японией; Революционные события 1905-1907гг; Кровавое воскресенье 5января; Госдума, Парламент.
В начале ХХ века;
Только с помощью оружия; меняются устои общества; переселение,
реформа, революция, модернизация. Век, столетие; результат реформ.
Сл.18. «Панель» - корректируют высказывание ребят, подводит резюме.
Вывод: Предположения высказаны, выстраивается следующая гипотеза:
(«корректоры», выслушав ответы выступающих, составляет резюме):
«Переселение крестьян из центральной России в Сибирь связана с борьбой крестьян с помещиками (властью) за землю.
Предшествовало этому отмена крепостного права на Руси 1861г, война с Японией, революция 1905 года-1907гг., создание Госдумы – первого представительного органа власти, которая так и не смогла урегулировать отношения между народом и правительством, разрешить экономические проблемы.
Началось переселение в начале ХХ века.
Если бы людей не переселяли из центра России на окраины, то не хватило бы всем земли. Не смогли бы мирным путём поделить землю, особенно помещики не хотели отдавать землю крестьянам в Черноземье. А ещё ехали в Сибирь для её освоения.
То, что возраст нашего села перевалил за вековой рубеж, является результатом той реформы, которую проводило правительство в начале прошлого века. Имя реформатора нам известно - Столыпин Пётр Аркадьевич».
Слайд19. Заполните, пожалуйста, в таблице «ИНСЕРТ» первую колонку. (Раздаточный материал: лист первый, карточка №1)
«v» уже знал
| «+» новое | «-» думал иначе | «?» не понял, есть вопросы |
Знания или предположения по данной проблеме. . |
У. Почему нам сложно составить толстые вопросы? (Мало знаний, недостаточно информации).
Исходя из сложившейся ситуации, сформулируйте тему, цели и форму урока.
Слайд 20. Тема: «Столыпинские реформы» или «Столыпинская программа модернизации России». Какая тема шире по логическому завершению? Запишите понравившийся вариант названия темы.
Цели озвучивается учащимися (если есть необходимость, учитель корректирует):
Обучающие:
- сформировать представление о реформах Столыпина;
- уяснить причины, вызвавшие необходимость реформ;
- раскрыть сущность программы модернизации России;
- определить судьбу реформ;
- обозначить итоги реформ;
- оценка реформ Столыпина.
Слайд 7. Задачи урока:
- работать с текстом; под текстом понимать любую информацию: печатный текст (учебный, научно-популярный, художественный), слушают сообщение респондента или объяснение учителя, просматривают фильм;
- демонстрировать процесс от незнания к знанию;
-сделать чтение осмысленным;
-выделять основные аспекты информации;
- формировать умение графически представлять результаты работы;
- увязывать новые знания со старыми представлениями.
Оценивается труд каждого ученика на каждом этапе работы на основе устных высказываний, записей в тетради и на карточках, решений тех или иных задач.
Критерии известны: активность, знание, своевременная корректировка ошибочных суждений, тактичность и толерантность.
Слайд 20. «Биографы» представляют историческую справку-биографию П.А.Столыпина, на основе которой остальные таблицу «ПМИ» В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Лекционный материал респондента. Сокращённый вариант. Используется Теодор Шанин. «Столыпин и революция сверху».
Пётр Аркадьевич Столыпин родился 5/12 апреля 1862 года в Дрездене. Дед премьер-министра Дмитрий Алексеевич Столыпин и бабушка поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Столыпина – родные брат и сестра. (П.А.Столыпин и М.Ю.Лермонтов – троюродные братья.).
Окончил Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико - математический факультет Петербургского университета. По окончанию университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ. В 1889 году перешёл в в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, 1899г.- губернским предводителем дворянства, а 1902 г., неожиданно для себя ( благодаря поддержки В.К.Плеве), - гродненским губернатором. В 1903 году назначен Саратовским губернатором.
Летом 1905 года саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение было не случайным – Столыпина поддерживали на тот момент многие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
Слайд 9.У. Вам ваш одноклассник предлагает ознакомиться с Отзывами о Сперанском, а вы дополните портретную зарисовку этого деятеля.
«…По отзывам современников, Сперанский своими убеждениями резко выделялся из той среды, к которой принадлежал.
Николай I, узнав о смерти Сперанского, говорил М. А. Корфу: „Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали".
„Вольтер в православно-богословской оболочке“ — именовал его В. О. Ключевский.
Как отмечал А. С. Пушкин, Сперанский и Аракчеев, как наиболее заметные фигуры в эпоху Александра I, стояли „в дверях противоположных этого царствования, как гении зла и блага“. В данном случае Пушкин выражал не только свое собственное мнение, но и широко распространённую точку зрения, которая связывала либеральную тенденцию в правительственной политике при Александре I с именем Сперанского.
Замечательную характеристику Сперанского дает Л. Н. Толстой в „Войне и мире“: „…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России“.
В 1808 году сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. По слухам во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к русскому императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“. Аракчеев о Сперанском сказал так: „Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!“
Иванов В. Ф. о Сперанском из книги „От Петра I до наших дней“: „Интересна судьба Сперанского и Новикова: несомненно, оба были иллюминатами и готовили насильственный государственный переворот в России, но все следы преступления скрыты, никто не разоблачил их измены и преступлений и они вошли в историю, окруженные светлым ореолом: Новиков, как величайший гуманист и просветитель русского народа, Сперанский, как великий государственный реформатор“.
“Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” - В.В.Вернадский.
Карамзин указывал Александру I, что государственные преобразования, совершаемые Сперанским, есть не что иное, как произвольное подражание революционной Франции, которая является очагом революционной заразы и безбожия.
Вывод: Неоднозначные отзывы современников о российском государственном деятеле. Сможете вы определиться: «гений зла или блага» был он?
Сл.22. Выбор пути. Работа со схемой . Учащиеся делают в тетради.
Учитель. Проследим за проведением преобразований в стране.
(кратко рассказывает о ситуации в стране к началу 1906 года)
Задание: Проанализируйте все три варианта развития.
Выскажите своё отношение к выбору пути.
Сегодня на уроке речь пойдёт о третьем пути развития.
Выбор пути
Дальнейшее
Продолжение революции
Наступление
контрреволюции
Трансформация
Революции « снизу» в революцию «сверху»
Слайды 23-25.
У. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Летом 1906г . председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Выступая в Думе он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы». 24 августа 1906 года Столыпин опубликовал правитель-ственную программу, состоящую из двух частей.
В августе 1906г.после взрыва его даче, который иска лечил его младшую дочь, он подписал указ о военно-полевых судах разбирательство теперь длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. За 4 года было казнено 3825 чел.
Составляем кластер: «Правительственная программа», состоящую из двух частей. Стр.22.П.6 пункт 1. в тетрадях.
А. Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно - полевых судов.
В. Реформы:
- свобода вероисповедания ( права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.)
- о неприкосновенности личности и гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения.;
- об улучшения крестьянского землевладения;
- об улучшении быта рабочих и о государственном их страховании;
- реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
- о преобразованиях местных судов;
- реформа средней и высшей школы;
- полицейская реформа о слияния общей и жандармской полиции.
Слайд 26 Но удалось провести в жизнь только аграрную реформу.
Почему? Ответ находим в Сл.27.- 30 презентации.
и заполняем таблицу в тетради сл.31.сл.32-34
Реформы | Положительные результаты реформы | Отрицательные результаты реформы | Причины неудач |
1. Разрушение общины. |
|
|
|
2. Создание единоличных крестьянских хозяйств - отрубов и хуторов на подобие фермерских. |
|
|
|
3. Переселение малоземельных крестьян за Урал в Сибирь. |
|
|
|
Сл.35 Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения
Синквейн. Найти ошибку
- Столыпин
- Энергичный, образованный.
- Разрушил, создал, переселил.
- Искоренил слой зажиточных крестьян.
- Реформатор.
Задание: Найди ошибку. ( Четвёртая строчка)
Сл.36. Работа в карточке №1 ИНСЕРТ на основе наших знаний и предположений.
Продолжим работу на основе уже краеведческого материала, который перед нами (раздаточный материал по брошюре Селезнёвых из серии "Тайшет - город, рожденный Транссибом"). Самостоятельная работа.
Найти ответы на поставленные нами вопросы в таблице № 2.
Переселение в Восточную Сибирь в последнее десятилетие 19 в.
и в годы Столыпинской аграрной реформы / 1906-1914гг/.
« … Переселение крестьян из центральных губерний России на окраины диктовалась обострением социальных отношений по причине малоземелья крестьян и их требованиями передела помещичьих владений. Назревал общественный кризис.
Правительство вынуждено было принять « Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев.»/1904 г./. Тем самым открывалась полная свобода переселения в Сибирь. Количество переселенцев в период 1893-1904 гг было больше чем за все 30 лет после отмены крепостного права / 1861 г./.С 1895 по 1903 год в Восточную Сибирь переселилось 154.8 тыс.человек. В Сибирь в основном шли крестьяне – бедняки, середняки из черноземных губерний России, где господствовало помещичье землевладение и где особенно обострились социальные отношения. Из общей массы переселенцев бедняки составляли 20%.Как и в прежние годы колонизации Сибири, переселенцев ожидали большие трудности обустройства на новом месте. «Раиса Степановна Елтратова, 1903 года рождения, вспоминает семейные предания: ее отец в 1912 году приехал в Джогино, чтобы осмотреться, устроиться, а затем лишь привезти семью из Чувашии. Еще до него, годом раньше, ушли ходоки из его поволжского села в Сибирь: Немков, Исаев, Васильев Павел. Они то и звали земляков на переселение в Сибирь. Семья Елтратовых была большой, а отец в Поволжье имел мало земли. Поэтому и подался в Сибирь.
…. Особенно массовым было переселение в Сибирь в годы столыпинской аграрной реформы. Это общественное явление не обошло наш район и значительно повлиял на его социально-экономическое развитие. «В период с 1906 по 1914 год в Сибирь переселилось 2.5 млн. человек, в том числе в Восточную Сибирь 363 002 человека и население этого сибирского региона возросло на 20%. Большая часть переселенцев – 71%, водворилось в Енисейской губернии, около 27% в Иркутской и лишь 2% в Забайкалье. В Енисейской губернии большая часть переселенцев водворилось в Канском округе – около 47%, а в Иркутской губернии – в Нижнеудинском округе – 52%.» Часть переселенцев, осевших в указанных округах, поселилось на тайшетской земле.Сколько же их было? На этот вопрос попытаемся ответить сославшись на данные метрических книг тайшетских церквей. Из всех фамилий упомянутых во всех разделах метрических книг, выберем те, против которых записано «переселенец, переселенческая дочь или переселенцеский сын». Например: «Канского уезда Тинской волости деревни Черемуховой переселенческая дочь Анна Гаврилова Соломина, православного исповедания…». Кстати сказать, термин «поселенец» появилось после издания Сенатского Положения за 1806 год о переселении в Сибирь государственных крестьян «…по собственному их желанию за малоземельем из внутренних губерний туда / то есть –в Сибирь/ приходящие…».Такой категории крестьян по метрическим книгам насчитывается за период с 1890 по 1913 год – 273 человека…»
Записали ответы в таблицу №1 опорными словами и СС в соответствующую колонку. Обменялись мнениями.
Отметка и оценка за работу в классе даётся символами:
Очень активно (звезда)
Активно (квадрат)
Посредственно (треугольник)
Проулыбался (промечтал?) (смайлик улыбающийся).
Учитель, наблюдая в течение урока за деятельностью детей, отмечает и оценивает заслуживших хороших слов и оценок.
Д/З: п.6 ; доработать сводную таблицу.
Дополнительно на выбор: эссе на тему, (сформулировать самим),
либо составить контрольный «тест для соседа», либо синквейн для корректировки.
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. XX век” (9 класс) М., “Просвещение”, 2011.
- Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России: XX век” (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001.
- С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003.
- Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004.
- С.Ю.Рыбас, Л.В.Тараканова “Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина” М., “Недра”, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"
Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....
Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?
Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии....
Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»
Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...