Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrarnaya_reforma_stolypina.zip | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?
Цель урока:
Познакомить учащихся с содержанием аграрной реформы, проходившей в России в один из сложных периодов её истории – 1900-1916гг.
Задачи урока:
Образовательные: 1)Сформировать знания об аграрной реформе П.А.Столыпина: причинах, целях, основных направлениях, итогах; о том, как проводилась реформа в России, в Саратовской губернии и какова роль П.А.Столыпина
Развивающие: 1)Продолжать работу по формированию умений работы с историческими документами, понятиями, датами, аргументировано высказывать своё мнение.
Воспитательные: 1)Развивать познавательный интерес к истории России, истории Саратовского края, способствовать формированию патриотизма.
Учебное оборудование: учебник, рабочие листы по теме «Аграрная реформа П.А.Столыпина», фрагмент видеофильма «Столыпинские реформы»
Оформление: информационный стенд «100летие аграрной реформы П.А.Столыпина,
Выставка книг, посвящённая П.А.Столыпину, фото П.А.Столыпина, фото памятника П.А.Столыпину в г. Саратове.
Тип урока: урок формирования знаний с элементами дискуссии.
Оформление доски: тема урока, цитатный ряд:
«Им нужны великие потрясения,
нам – великая …»
П.А.Столыпин
«Поднять нашу обнищавшую, нашу слабую,
нашу истощённую землю…Земля - это
залог нашего сытного будущего.
Земля – это …»
П.А.Столыпин
Эпиграф:
Меня вынесла наверх волна событий-
Вероятно на один миг!
Я хочу всё же этот миг использовать
По мере моих сил, пониманий, чувств
На благо людей и моей Родины,
Которую люблю, как любили её в старину.
Пётр Столыпин
1.Приветствие. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
На фоне музыки звучит стихотворение В.Крючкова «Россия»:
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя
Когда метель – то я снежинка
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
2012 год богат юбилейными датами. Давайте вспомним какими? (ответы детей). И одной из дат этого года будет 150летие со дня рождения П.А.Столыпина- великого реформатора начала 20 века. В этом году исполняется 105лет знаменитой аграрной реформе П.А.Столыпина .
Тема сегодняшнего урока « Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?».Объявление цели и задач урока.
Цель нашего урока - познакомиться с содержанием аграрной реформы, проходившей в России в один из сложных периодов её истории – 1900-1916гг. Задачи, стоящие перед нами:
познакомиться с причинами, целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А.Столыпина, с тем, как проводилась реформа в России, Саратовском крае, какова роль П.А.Столыпина; продолжать учиться работать с историческими документами, понятиями, датами, аргументировано высказывать своё мнение ;
Я надеюсь, что интерес к истории России, к истории своего края в вас не погаснет, а будет только разгораться и вы будете расти настоящими патриотами.
Тема нашего урока очень актуальна. Во-первых мы с вами жители села, а реформы связанные с землёй сельских жителей всегда интересовали вдвойне. Во – вторых в этом году аграрной реформе П.А.Столыпина исполняется 105лет.В-третьих одним из национальных проектов России является проект развития АПК. И именно в нашей Саратовской области первым вступил в силу закон о земле.
В ходе урока мы рассмотрим цели, основные направления реформы, её результаты. И в конце урока вы выскажите своё мнение: на ваш взгляд удалась реформа или нет, нужна ли была данная реформа России.
Повторение изученного материала:
Прежде чем мы будем говорить об аграрной реформе давайте на немного вернёмся назад, в прошлое: на рабочем листе №1 даны тестовые задания. Правильно выполнив их, вы дополните высказывания П.А.Столыпина, которые вы видите на доске в цитатном ряду. Ребята работают.
-Какое слово у вас получилось? (Россия). Верно, это слово Россия.
1)А сейчас давайте вспомним какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?(Николай-2 подписал Манифест, в котором «даровал» населению гражданские права, свободы, и Думу, наделённую законодательными полномочиями. То есть в России появилось первое парламентское учреждение –Дума, формируется большое количество политических партий)
2)Что такое политическая партия ?Дайте определение этому понятию.(Политическая партия –это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая перед собой своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.
3)Какие особенности имела многопартийность в России?(Многопартийность в России имела следующие особенности: а) все политические партии в соответствии с их видением будущего России можно разделить на 3 группы: социалистические, либеральные, монархические. б)Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.3)Инициаторами формирования политических партий всех направлений являлись представители интеллигенции.)
Да в России в начале 20 века грядут перемены, видны первые результаты, но и в новом столетии в России оставалось много не решённых проблем и одна из них аграрная.
А в чём вы видите аграрную проблему?( крестьянское малоземелье и общинное землепользование)
На рубеже 19-20 вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы .Самой острой из них по прежнему оставалась аграрная. Все политические силы осознавали это и предлагали свои способы её решения .На рабочем листе №2 вам дано задание, в котором нужно привести в соответствие политические партии и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса.
Работа по рабочему листу №2(проверка выполнения задания)
Все эти проекты будут отвергнуты правительством. Но растущее недовольство крестьян, их участие в начавшейся в1905г. революции требовали от правительства решительных действий. 9 ноября 1906 года издаётся указ «о дополнении некоторых постановлений действующего закона ,касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Начинается аграрная реформа П.А.Столыпина.
.Кто же он – П.А.Столыпин? Сообщение и презентацию о данной исторической личности нам подготовила ваша одноклассница.
Изучение нового материала
Сообщение и презентация ученицы о П.А.Столыпине.
Разрабатывая реформу, П.А.Столыпин ставил перед ней определённые цели.
На рабочем листе №3 даны высказывания П.А.Столыпина. Проанализируйте их и на основании этих высказываний сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.(«успокоение» страны ,отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли; создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян; обеспечить подъём с\х, продолжение модернизации России)
Работа по рабочему листу №3
Обращение учителя к схеме на доске. Объяснение материала по данной схеме.
24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей.
В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно - полевых судов.
Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва 2ой думы начать аграрную реформу.
Цели проведения реформы вы выяснили. А сейчас рассмотрим основные мероприятия реформы.
Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина:
1.Создание новых форм землевладения и землепользования
Указом от9 ноября 1906г. правительство создало условия для разрушения крестьянской общины
а)Разрушение общины б) Создание хуторов и отрубов
Крестьяне – частные собственники (это не знакомые нам понятия, их значение
своего надела. вы найдёте на с68 учебника Прочитайте их
В чём вы видите
отличие между хутором и отрубом?(отруб- участок земли ,выделенный крестьянину с
сохранением его двора в деревне.
Хутор-участок земли, выделенный крестьянину
при выходе из общины с переселением из
деревни на свой участок.)
А) Я предлагаю вам обратиться к рабочему листу №4 и поработать с документами: из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования, 9 ноября 1906год.»,отрывок из речи П.А.Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907год. Прочитайте данные документы и ответьте на вопросы:
1)Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает П.А. Столыпин?(Община изжила себя, крестьяне на некоторых территориях России насильственно прикреплены к общине, т.е идёт насильственное закрепощение личности, а оно не совместимо с понятием о свободе человека.)
2)Какова процедура выделения из общины?9а)Крестьянин подаёт через сельского старосту обществу требования о выделении ему в частную собственность части земли. б)Общество обязано в месячный срок голосованием указать участок, переходящий в собственность. Если общество такого приговора не поставит, то участок указывает на месте земский начальник. Крестьянин начинает вести индивидуальное хозяйство.
Указ от 9 ноября 1906года имел политический, экономический и социальный смысл.
Политический: Общинное единение крестьян способствовало и их революционному единению. А крестьян ,рассредоточенных по хуторам и занятых своим хозяйством, будет очень трудно поднимать на бунт
Социальный: создать слой частных собственников в лице зажиточных крестьян
Основная цель указа – отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
Экономический :модернизация деревни
Всего за 1906-1914гг. из общины вышло около 2,5,млн. домохозяев. Это ¼ часть всех крестьянских дворов. Правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев.
2.Государственная помощь крестьянским хозяйствам.
3.Переселение крестьян.
4.Развитие крестьянской кооперации.
2Помощь оказывалась через кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк давал земли в кредит. При этом кредит для единоличника был вдвое ниже чем общине. В итоге ,если до 1906года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами. П.А.Столыпин старался реализовать помощь и в натуральном виде: в виде семян, скота, инвентаря.
3Переселение крестьян. Одним из важных моментов стала политика переселения крестьян. Основные районы переселения: Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток, Северный Кавказ. Правительство тем самым хотело ослабить земельный голод во внутренних районах России, а главное отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений. Всячески поощрялось заселение данных регионов: кредиты, освобождение от налогов, бесплатный проезд, специальные по конструкции «столыпинские вагоны», позволяющие вести с собой скот и имущество.
Переселенцы получали в собственность участок земли(15га на главу семейства, 45га на остальных членов семьи), денежное пособие в 200 рублей. Мужчины освобождались от воинской повинности.С1906 по 1914гг в Сибирь переселились 3млн.40тыс.человек,возвратилось назад 17%.Итоги переселенческой политики были следующие: осуществлён огромный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири; население Сибири увеличилось на 153%, на 80% в Сибири увеличены посевные площади. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть.
4Развитие крестьянской кооперация? Крестьяне объединялись в кооперативы для совместного сбыта и переработки с/х продукции. На стр.51 посмотрите, что означает термин кооператив?
На январь 1917года в стране 63000 кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 82,5% сельского населения.
Как же «пошла» реформа П.А.Столыпина по стране?
В европейской России попытки выделиться в хутора и отруба обычно вызывали сопротивление средняцкой части деревни , многие крестьяне не смогли освободиться от общины.
В Сибири же община была намного слабее и крестьяне охотно шли на отделение.
В Саратовском крае с 1907 по1914гг. о выходе из общины заявило 40% домохозяев, однако выделиться смогли 27,9%.Наибольший размах реформа приобрела в Камышинском уезде, там из общины вышло 49,7% домохозяев. Причины : дворянское земледелие имело ограниченный характер, 45%населения бывшие немецкие колонисты
(поселяне-собственники).
Переселение из Саратовской губернии в другие регионы не получило достаточного распространения из-за незаинтересованности местной администрации. Она находила достаточным количество земли для крестьян внутри губернии. Всего из губернии выехало 13
тыс. человек, обратно вернулось почти 32%.
.А сейчас давайте послушаем небольшую информацию о том ,как проходила аграрная реформа в Николаевском уезде, к которому В данный период времени относилось наше село.
Опережающее задание (информация о том как пошла аграрная реформа в Николаевском уезде с использованием таблиц)
Какой вывод можно сделать по вышесказанной информации?(Реформа по стране «пошла» неравномерно. Где условия для проведения реформы были благоприятнее, реформа «пошла» быстрыми темпами, в других районах наоборот).
А сейчас, после полученной информации, я предлагаю вам просмотреть и проанализировать результаты аграрной реформы П.А.Столыпина, отметить + и – реформы, а дома занесите полученные результаты в таблицу.(форма таблицы на рабочем листе№5) Информация дана на стр.49-50 вашего учебника. (работа с текстом учебника) в работе используйте данные рабочего листа №6
Какие же результаты - положительные или отрицательные у вас получились?(результаты двоякие: много плюсов, но не мало и минусов).
Верно, только отрицательно или только положительно оценить реформу П.А.Столыпина нельзя. Реформа носила половинчатый характер.
Итак, мы познакомились с содержанием аграрной реформы, определили её цели, выяснили в каких регионах и какими темпами «шла» реформа, познакомились с результатами реформы. А сейчас давайте вернёмся к теме нашего урока, к её названию: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?»
Я думаю каждый из вас определился, выбрал определённую позицию: «за» или «против» аграрной реформы; нужна ли была данная реформа или нет, удалась или не удалась реформа на ваш взгляд. И сейчас хочется выслушать сторонников и противников реформы. Пожалуйста. (дети дискутируют)
Деятельность Столыпина не поддаётся однозначной оценке. Кажется ни о ком из деятелей царского режима не высказывается столько противоречивых мнений, как о П.А.Столыпине и о его реформе. Да, реформа Столыпина не завершённая, половинчатая, но у него и не было тех 20 лет внутреннего и внешнего покоя России, которых он просил для осуществления своей реформы.
Судьбой Столыпину было отпущено не так уж много времени. В его планы реформирования входил ряд реформ в области образования, судопроизводства, местного самоуправления. Но жизнь великого реформатора оборвалась, не дав претворить в жизнь задуманное. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать» - слова, сказанные Петром Аркадьевичем не задолго до смерти.
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. «люблю Россию», «верю в неё».Эти слова казалось вышли не из уст, а из сердца Петра Аркадьевича. Человека, преданного своей Отчизне, своему народу, своему делу называют патриотом. Именно патриотом был герой нашего урока..
Столетие разделяет нас от столыпинских реформ. Но и сегодня, 105 лет спустя на повестке дня стоят вопросы, поднятые Петром Столыпиным. И видимо пока не будут найдены ответы на них, России не удастся продвинуться в решении с\х проблем.
Несколько лет назад назад Россия впервые услышала слова «национальные проекты».Все четыре проекта успешно стартуют в России и в Саратовской области, но особенно значим для нас , сельчан проект развития агропромышленного комплекса. Реализация его должна поднять Российское сельское хозяйство, вывести сельхозпроизводство на качественно новый уровень. Задача сегодняшней власти – не допустить ошибок при реформировании, а это практически не возможно без учёта нашего национального опыта аграрных преобразований и прежде всего без реформ П.А.Столыпина.
Под тихую музыку звучит окончание стихотворения В.Крючкова, начатого в начале урока
Мы возвратили герб старинный
Россия, в нём твои черты
И красный – столько красоты
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия –тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой
Должна Россия возродиться
И возродимся мы с тобой!
Наш урок подходит к своему завершению. Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было сотрудничать с вами. К окончанию урока вы пришли со следующими результатами.
Объявление результатов. Оценки за таблицу вы узнаете на следующем уроке.
Задание на дом: параграф№6,подготовить ответы на вопросы после параграфа, знать определение терминов, по плану охарактеризовать личность П.А.Столыпина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»
Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
методические материалы по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Данное задание может быть использовано для контроля знаний обучающихся по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина" в 9, 11 классе и на факультативных занятиях....
Презентация к учебному занятию по истории по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина
Презентация к учебному занятию по истории по теме " Аграрная реформа П.А. Столыпина...
Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина
Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор...
Технологическая карта урока по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина»
Урок истории в 9 класе по теме" Аграрная реформа П.А.Столыпина". Технология проблемного обучения....