План-конспект урока обществознания в 9 классе "Гражданское общество и государство"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: рассмотреть проблему формирования гражданского общества в современном мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Гражданское общество и государство»

Цель: рассмотреть проблему формирования гражданского общества в современном мире.

Задачи: 

- провести актуализацию знаний о гражданском обществе во взаимосвязи с понятием «государство»;

- закрепить осознание учащимися важности построения элементов гражданского общества в современной России;

- создать условия для само- и взаимообразования, творчества, развития умений работать с текстом, извлекать информацию из разных источников;

- сравнивать,  анализировать, систематизировать,  развивать умение аргументировать собственную точку зрения, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах, способствовать пониманию демократических ценностей, становлению демократической политической культуры, осмыслению своей гражданской позиции, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы и схемы, статистические данные.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое гражданское общество?

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация.

1. Что такое правовое государство?

2. Какие мыслители работали над идеей правового государства и каковы их взгляды?

3. Каково отношение к власти в правовом государстве?

4. Назовите основные признаки правового государства.

5. Что означает принцип разделения властей? Какие ветви власти вы знаете?

6. Что собой представляет судебная ветвь власти? Какова её структура? Какие функции выполняет?

7. Какой орган в РФ представляет исполнительную ветвь власти? Чем он занимается? Как называется его председатель?

9. В РФ законодательная ветвь власти представлена парламентом. Как он называется? Назовите его палаты? Функции?

III. Изучение нового материала.

1. Что такое гражданское общество?

Учитель. Фонд «Общественное мнение»  провёл опрос: «На чью помощь вы можете рассчитывать в трудной жизненной ситуации?»

Опрос по группам. Познакомьтесь с результатами опроса фонда «Общественное мнение».

Родственники

76 %

Друзья, знакомые

59%

Коллеги по работе, одноклассники

35%

Государственные службы и учреждения социального обеспечения

14%

Религиозные общины

12%

Незнакомые люди, побывавшие в такой же ситуации

8%

Общественные организации

5%

Инициативные группы

5%

Учитель. Какие выводы можно сделать на основании этих данных?

Предполагаемые ответы: подавляющее число россиян не верят, что в трудную минуту получат помощь от государства или общественных организаций. Тем не менее, они стремятся решать свои проблемы не в одиночку,  людей объединяет общий интерес и убеждение, что защищать этот интерес  и отстаивать свои требования лучше совместно, чем поодиночке, они надеются на взаимоподдержку, взаимопомощь. 

Учитель. Верите ли вы, что большинство опрошенных назвали родственников? Почему? На чью помощь ещё вы бы могли рассчитывать? Расставьте по значимости.

Организуется работа в группах.

Учитель. Объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них людей. Условно для обозначения тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, используется название – «гражданское общество».

Учитель. Идея «гражданского общества»  возникла как противовес государству, в середине XVII в.  Государство, согласно теории «общественного договора», возникло как  результат своеобразного соглашения с целью сделать жизнь людей более комфортной и безопасной,  т. е. государство защищает права и свободы людей, а они в свою очередь несут определённые обязанности и контролируют власть в интересах реализации своих свобод. Однако люди, в руках которых оказалась власть, начали действовать самовластно, и государство начало как бы нависать над обществом. Пройдёт много времени, прежде чем начнут меняться отношения между государством и обществом, придёт осознание ценности свободы личности и того, что главным действующим лицом в государстве являемся мы – граждане.

Учитель. Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди студентов российских  университетов: «Что такое гражданское общество?»

Задание №1. Познакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их.

Работа в парах (4 пары). Тексты раздаются по парам (у каждой свой текст).

Задание № 2. Ответьте на вопрос: «Разделяете ли вы это мнение?» Аргументируйте свою позицию. Выделите ключевые слова в каждом из предложенных высказываний (3 мин. на подготовку и 5 -7 мин. на выступление).

1. «Гражданское общество – это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, обеспечиваются условия для самореализации личности».

2. «Для меня гражданское общество – это, прежде всего, общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не перекладывает ответственность ни на кого другого. Гражданское общество – это общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям».

3. «Наличие гражданского общества определяется существованием, так называемого «среднего класса». Хотелось бы добавить, что «средний класс» - это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

4. «В моём понимании  в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определённые обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов».

Выступления учеников с аргументацией своей позиции, называют ключевые слова.      

                

Учитель. Теперь, используя  ключевые слова, давайте попробуем сформулировать определение «гражданского общества».

«Гражданское общество» – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых свободные личности, граждане, наделённые гражданскими и политическими правами, активно участвуют в управлении государством.

«Гражданское общество» - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества, при этом личность и организации граждан ограждены законами от прямого вмешательства государственной власти.                                         (Словарь)

«Гражданское общество» - это совокупность общественных отношений и организаций (ассоциаций), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Учитель. Какие вам известны объединения, организации, с помощью которых в условиях гражданского общества можно отстаивать свои интересы, решать проблемы?

Ученики по цепочке выходят к доске и записывают свои примеры.

Учитель. Всё это и есть составные части гражданского общества, но есть и другие, которые вы не назвали. На  уроках обществознания вы ещё познакомитесь с ними.

Структура гражданского общества»

(составные части гражданского общества)

Учитель. «Есть ли в России гражданское общество?» - такой вопрос был задан россиянам  фондом «Общественное мнение», и был получен следующий ответ:

Диаграмма

33% - НЕТ

25% - ДА

42% - ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

Учитель. Какой вывод вы можете сделать? Почему так трудно проходит становление гражданского общества у нас? Чего не хватает? Что мешает?

Ученики. Ожидаемые ответы:

  1. многовековая традиция зависимости общества от государства;
  2. низкая политическая культура граждан;
  3. низкая активность граждан;
  4. малочисленный средний класс…

Учитель. Легко ли быть гражданином? «Надо обладать мужеством и терпением, чтобы быть гражданином в России». Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ученики. Мужеством, потому что государство не терпит прекословия.  Терпением, потому что  до власти достучаться трудно.

2. Местное самоуправление.

Местное самоуправление – организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

3. Общественная палата.

Общественная палата РФ консультативно-совещательный орган в Российской Федерации.

Задание. Прочитать в рубрике «Документ» фрагмент из Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. и ответить на вопросы к документу.

IV. Закрепление.

Определите, какая идея содержится в выражении великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое».

V. Итоги.

Итоги урока подводит один из учеников.

Рефлексия. «Открытый микрофон»: выводы о том, что значимо для меня:

Я узнал…

Я открыл…

Особо важно...

Я понял…

Я готов…

VI. Д/З. Параграф 5 – прочитать, выучить записи в тетради, создать социальную рекламу по теме «Строим гражданское общество».

Учитель. «Напомню, что социальная реклама должна:

1) нести идею;

2) быть позитивной;

3) побуждать к действию.

Шаги по созданию рекламы:

1-ый шаг – тема: «Строим гражданское общество»;

2-ой шаг – придумать основную идею, выделив проблему;

3-ий шаг – придумать слоган.

4-ый шаг – создание коллажа, к которому придумывается слоган по теме: «Создание гражданского общества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе "Правовое государство"

Через работу с письменными источниками с помощью элементов технологии критического мышления ( составлене кластера) у обучающихся  формируется представление о сущности и  признаках правового ...

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...