Конспект урока+презентация на тему: Начало Смуты
план-конспект урока истории (10 класс) по теме
Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_smuty.rar | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова С.В., СОШ № 19 г.Сызрань
Тема урока: Начало Смуты
Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории
Задачи:
- повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
- определить причины Смуты
- охарактеризовать политику Б.Годунова
Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.
Вариант 2: презентация, раздаточный материал.
План урока
1.Причины Смуты
2.Борис Годунов.
3. Лжедмитрий I
Ход урока:
- Постановка проблемы.
- Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?
- Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?
По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.
- При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Сл.3)
Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)
Работа с учебником
- Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было»
Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из § 1.(сл.4)
Работа с документом. ( «Итоговый контроль»,с.74)
Из труда историка Н. М. Карамзина:
«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профес соров и докторов... Сие важное намерение не исполни лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злопо лучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истре блением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»
С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцаре ния?
С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.
СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объ ясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоре чивую память. Приведите не менее двух объяснений.
Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова , основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.
- Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(сл.5)
Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I
- Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»
Выполняем задание( В4 с.54).(сл.6)
Прочтите отрывок из сочинения историка и напиши те название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного историче ского лица.
«Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетер пелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осме лился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца долж ны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и са поги на огромных каблуках».
- Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?
- Чем закончилось его правление?
Закрепление. Дискуссионное задание.(сл.7)
- Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?
- Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.
Домашнее задание(сл.8): §1, задание 3,5,7.(письменно)
Литература
- А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
- Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)
Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...
Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....
Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....
Конспект урока+презентация "Обобщение по теме План и карта", 6 класс
Представлен конспект обобщающего урока с мультимедийной презентацией для 6 класса по теме "План и карта". Урок выполнене с использованием материалов ЦОР, даны ссылки. Выделены: этап повторения, тестов...
разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)
Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....