Московское государство в конце 15- начале 16-го века.
методическая разработка по истории (5 класс)
Урок изучения нового материала с целью формирования представления о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_moskovskoe_gosudarstvo.ppt | 1.77 МБ |
stsenariy_uroka_moskovskoe_gosudarstvo.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
МБОУ СОШ села Бай-Хаак Тандинского кожууна
Сценарий урока:
«Московское государство в конце 15 - начале 16-го века».
Выполнила:
Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории, обществознания и права
МБОУ СОШ села Бай-Хаак
Тандинского кожууна высшей категории.
2018 г.
№ 21. Московское государство в конце 15 - начале 16-го века.
Предмет: история России.
Класс: 6.
Тип урока: изучение нового материала.
Количество часов: 2.
Цель урока: сформировать представление о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.
Задачи урока:
Образовательные:
А.формирование представления у учащихся о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.
Б.формирование умений работать с дополнительной литературой и источниками информации;
В.обогащение понятийного, словарного запаса учащихся.
Развивающие:
Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма – в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование УУД.
Воспитательные:
А. воспитание интереса к предмету;
Б. воспитание ценностного отношения к изучаемым событиям.
Планируемые образовательные результаты: | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
1. определение основных черт единого (централизованного) государства; выявление негативных сторон местничества и кормления; знание органов управления единого государства; 2.оперирование такими понятиями, как скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская Дума, дворец, казна, уезды, волости, станы, кормление, Судебник, помещик, поместье, пожилое, казаки; применение понятийного аппарата для анализа, обобщенной характеристики; 3.умение характеризовать важные факты истории становления централизованного русского государства; 4.реализация умения давать образную характеристику исторической личности Ивана Третьего. 5.определить сущность понятия “единого централизованного государства”. | Познавательные: 1.умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию; 2.формулирование ответов на вопросы учителя. Коммуникативные: 1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; 2.принятие другого мнения и позиции, допускать существование другого мнения. Регулятивные: 1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; 2.умение самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельность; 3. умение самостоятельно оценивать и принимать решения. | 1. уважение государственных символов; 2. выражение своей позиции на уровне положительного отношения к учебному процессу; 3. принятие и реализация ценностей здорового образа жизни. |
Опережающее задание: разделение класса на группы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за одну неделю до предстоящей работы, группы получают задание от учителя.
Предварительные задания группам:
1 группа – Объясните, кто такие казаки, когда они появились, чем занимались?
2 группа – Каким образом увеличение численности войска повлияло на появление помещиков и поместий? Чем отличались вотчины от поместий?
3 группа – Расскажите о создании единой, военной организации – московском войске?
Оборудование урока:
1.Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца 16-го века. 6 класс. Просвещение. 2001 год.
2.компьютер, проектор, интерактивная доска;
3.презентация к теме.
Эпиграф урока.
«Наконец мы дожили до самого знаменитого из старинных государей наших –
До великого князя Иоанна Третьего. Он освободил нас от власти татар.
Он возвратил Отечеству нашему прежнюю славу его.
Наконец он воплотил великую мысль об объединении всех областей
под властью одного государя».
А.О.Ишимова.
Организационная структура урока.
Использованная литература:
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16-го века. 6 класс. Москва. «Вако». 2013.
- Научно-методический журнал. История все для учителя от 2 февраля 2014 года. В игре детей есть часто смысл глубокий. Т.И. Марминова.
- Учительская газета. № 27 от 8 июля 2014 г.. Статья Олега Шлокина. Экология слова.
- Ермолаенко М.В. Здоровьесберегающие технологии на уроке истории.
Приложение № 1.
СУДЕБНИК 1497 ГОДА
Выдержки из документа
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ…
1. Судить судом бояром и околничим... А посулов (взяток) бояром, и околничим, и диаком от суда … не имати; також и всякому суду посула от суда не имати никому. А судом не мстить ...
8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...
30. УКАЗ О ЕЗДУ. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Каширы полтина, до Хотуни десеть алтын, до Серпухова полтина, до Тарусы 20 алтын, до Алексина полтретьятцать алтын, до Колуги рубль, до Ерославца полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Вышегорода полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни пол-30 алтын, до Вяэма пол-2 рубля, до Звенигорода 2 гривны, до ооротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию…
46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет не качественный) у кого купит, не зная его, а будет двум- трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.
57. О ХРИСТИАНСКОМ (крестьянском) ОТКАЗЕ. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, в два года поживет, да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора…
Приложение № 2 « Отрывок из курса «Русской истории» В.О.Ключевского».
«При восшествии Ивана Третьего на великокняжеский стол московская территория едва ли заключала в себе более 15 тысяч квадратных миль. Приобретения Ивана Третьего и его сына увеличили эту территорию по меньшей мере тысяч на 40 квадратных миль… Такова перемена, происшедшая в положении Московского княжества. Территориальное расширение само по себе – успех чисто внешний, географический; но оно оказало могущественное действие на политическое положение Московского княжества и его князя. Важно было не количество новых пространств. В Москве почувствовали, что завершается большое давнее дело, глубоко касающееся внутреннего строя земской жизни… Если вы представите себе новые границы Московского княжества.. вы увидите, что это княжество вобрало в себя целую народность. Мы знаем, как в удельные века путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, образовалась новая народность – великорусская. Но.. эта народность оставалась лишь фактом этнографическим, без политического значения.. Теперь вся эта народность соединяется под одной государственной властью, вся покрывается одной политической формой. Это сообщает новый характер Московскому княжеству. До сих пор оно было одним из нескольких великих княжеств Северной Руси; теперь оно остается здесь единственным и потому становится национальным; его границы совпадают с пределами великорусской народности…
Вследствие этого, во-первых, изменилось внешнее положение Московского княжества. До сих пор оно почти со всех сторон было прикрыто от внешних врагов другими русскими же княжествами или землями вольных городских общин; с севера – княжеством Тверским, с северо-востока и востока- Ярославским, Ростовским и Нижегородским, а с юга – Рязанским и мелкими княжествами по верхней Оке, с запада – Смоленским, с северо-запада – землями Новгорода и Пскова.. Все эти внешние прикрытия исчезают, и Московское княжество становится глаз на глаз с иноземными государствами, не принадлежавшими к семье русских княжеств. В связи с этой переменой во внешнем положении княжества изменилась и внешняя политика московских князей. Теперь, действия на более широкой сцене, они усваивают себе новые задачи, какие не стояли перед московскими князями удельных веков. До сих пор внешние отношения московских князей ограничивались тесным кругом своей же братии, других русских князей, великих и удельных, да татарами. С Ивана Третьего московская политика выходит на более широкую дорогу…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе: "Московское государство в конце XV – начале XVI века"
Материал к уроку по истории России в 6 классе....
Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...
Московское государство в конце XV- начале XVI века.
Презентация по истории "Московское государство в конце XV-XVI вв" для 6 класса...
Московское государство в конце XV начале XVI века
Московское государство в конце XV - начале XVI века : описание системы управления, которая сложилась в этот период, Судебник 1497 г., формирование крепостного права....
Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"
Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...
Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"
Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...
«Московское государство в конце XV – начале XVI века»
Технологическая карта урока «Московское государство в конце XV – начале XVI века» и презентация...