Московское государство в конце 15- начале 16-го века.
методическая разработка по истории (5 класс)

Урок изучения нового материала с целью формирования представления о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№ 21. Московское государство в конце 15-го - начале 16-го веков. Урок по истории России: 6 класс. Монгуш Идегел Сарыг-ооловна – учитель истории, обществознания и права МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва первой категории.

Слайд 2

Постановка проблемного вопроса урока: Московская Русь конца 15-го – начала 16-го – единое централизованное Российское государство?

Слайд 3

Для решения проблемы ответим на вопросы. - Какие у вас предположения, версии решения проблемы? - Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Слайд 4

Для начала из курса Средних веков вспомним понятие и признаки централизованного государства. Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее. Признаки централизованного государства: 1.наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; 2. разделение населения по территориальным единицам; 3. суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; 4.принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цели общего благополучия и др.); 5.существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

Слайд 5

Мозговой штурм: «Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»? Запищите на листе ватмана возникающие ассоциации.

Слайд 6

Любое централизованное государство имеет свои отличительные символы. Такими они были при Иване Третьем. Символы государства Герб- Двуглавый орел Восточной Римской империи Держава Шапка Мономаха Скипетр

Слайд 7

Группы, ответьте на вопрос: кто это, каким образом она связана с государственными символами Московской Руси.

Слайд 8

Признаком централизованного государства является наличие аппарата власти и управления . Заполняя раздаточную таблицу № 1 «Органы управления государством» при помощи учебника, ответим на вопрос – были ли они при Иване Третьем? Название органа. Понятие и его полномочия. Великий князь. ? Боярская Дума ? Дворец. ? Казна. ? Местничество. ?

Слайд 9

Сейчас проверим Ваши работы вместе! Функции царя: 1.издавал законы, 2. вел переговоры с другими государствами, 3. объявлял войну, 4.заключал мир, 5.чеканил монету. Совещательный орган – Боярская Дума. Общегосударственные учреждения Дворец Казна Государь всея Руси - царь Иван 3.

Слайд 10

Название органа. Полномочия органа. Боярская Дума Великий князь «держал совет» с Боярской Думой, который состоял из представителей старинных боярских родов. Дворец Первоначально ведал землями великого князя. Затем стали рассматривать земельные споры, вершили суд. Казна Она контролировала взимание налогов и таможенных сборов. В казне хранились государственная печать, государственный архив. Занималась вопросами внешней политики. Местничество. система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.

Слайд 11

Другим признаком централизованного государства является разделение населения по территориальным единицам. Для решения проблемного вопроса, используя учебник и словари найдите, что обозначают данные слова и составьте кроссворд «Территориальное устройство Московской Руси конца 15- начала 16 веков». Кроссворд должен состоять из следующих слов: уезд, волость, стан, наместник, волостель, кормление.

Слайд 12

Проверим понятия и термины! 1. Уезд - территория земельного угодья. 2. Волость - нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности. 3. Стан - административно-территориальная единица. Два три стана составляли уезд. 4. Наместник - историческая должность (чин, звание) в России, руководитель крупной административно-территориальной единицы. 5. Волостель - представитель великокняжеской власти на местах. 6. Кормление - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Слайд 13

Рассмотрим другой признак централизованного государства – существование единых законов государства, поработаем с отрывком из Судебника 1497г.. Судебник – сборник законов Прочитайте отрывок из Судебника и ответьте на вопрос: Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что появился общий для всей России закон – Судебник?

Слайд 14

Для более глубокого изучения темы поработаем с отрывком из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Прочитав отрывок, ответьте на вопрос: В.О. Ключевский утверждает, что при Иване Третьем «московская политика выходит на более широкую дорогу». Поясните это утверждение. Приведите не менее двух пояснений. В.Ключевский.

Слайд 15

Физкультминутка. Выполняйте зарядку: Чтобы сильным стать и ловким Приступаем к тренировке (шагаем на месте), Круг почета пробежать (бег на месте) Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох), Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох). Будь, атлет, всегда готов (аплодисменты).

Слайд 16

Поработаем с эпиграфом урока! «Наконец мы дожили до самого знаменитого из старинных государей наших – до великого князя Иоанна III . Он освободил нас от власти татар. Он возвратил отечеству нашему прежнюю славу его. Наконец, он воплотил великую мысль об объединении всех областей под властью одного государя». А.О.Ишимова – РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА. Давайте вместе обсудим: как вы понимаете данное высказывание?

Слайд 17

Как вы решили проблему нашего урока кратко и точно письменно напишите собственную позицию в форме эссе. Московская Русь конца 15-го – начала 16-го – единое централизованное Российское государство?

Слайд 18

Закрепим наши знания игрой « Мнемотехника », которая тренирует память. Учитель зачитывает 10 таких терминов по изучаемой теме, как приказы, уезд, Боярская дума, дворяне, наместник, Юрьев день, Судебник, местничество кормление. Затем дает 1-2 минуты, за которое ученики должны воспроизвести в тетради максимальное количество слов из ранее перечисленных.

Слайд 19

Внимательно прослушайте термины и понятия, через 1-2 минуты напишите в тетради слова, которые вы запомнили. Затем обменяйтесь работами с соседями, проверьте друг друга и поставьте оценки. Ваши критерии оценивания : «5» за 8-10 запомненных терминов и понятий, «4»- за 7-6, «3»- за 5-6.

Слайд 20

Рефлексия по методике «Лестница успеха . Дети прикрепляют смайлики на лестнице: Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, Средняя ступенька – у меня были проблемы, Верхняя ступенька - мне все удалось.

Слайд 21

Домашнее задание. Вам дома предстоит написать эссе на тему « Понятие и историческое значение Юрьева дня». Структура домашней работы: 1. Ваша позиция по данному вопросу, 2. ее аргументирование Вами, 3. примеры иллюстрирующие Вашу точку зрения, 4. Ваши выводы.

Слайд 22

До новых встреч! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

МБОУ СОШ села Бай-Хаак Тандинского кожууна

Сценарий урока:

«Московское государство в конце 15 - начале 16-го века».

Выполнила:

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –

учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ села Бай-Хаак

Тандинского кожууна высшей категории.

2018 г.

№ 21. Московское государство в конце 15 - начале 16-го века.

Предмет: история России.

Класс: 6.

Тип урока: изучение нового материала.

Количество часов: 2.

Цель урока: сформировать представление о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.

Задачи урока:

Образовательные:

А.формирование представления у учащихся о возвышении великокняжеской власти, о появлении символов верховного правления и об изменениях в системе органов управления государством, Судебнике.

Б.формирование умений работать с дополнительной литературой и источниками информации;

В.обогащение понятийного, словарного запаса учащихся.

Развивающие:

Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма – в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование УУД.

Воспитательные:

А. воспитание интереса к предмету;

Б. воспитание ценностного отношения к изучаемым событиям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. определение основных черт единого (централизованного) государства; выявление негативных сторон местничества и кормления; знание органов управления единого государства;

2.оперирование такими  понятиями, как скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская Дума, дворец, казна, уезды, волости, станы, кормление, Судебник, помещик, поместье, пожилое, казаки; применение понятийного аппарата для анализа, обобщенной характеристики;

3.умение характеризовать важные факты истории становления централизованного русского государства;

4.реализация умения давать образную характеристику исторической личности Ивана Третьего.

5.определить сущность понятия “единого централизованного государства”.

Познавательные:

1.умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;

2.формулирование  ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные:

1.умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

2.принятие другого мнения и позиции, допускать существование другого мнения.

Регулятивные:

1.умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

2.умение самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельность;

3. умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

1. уважение государственных символов;

2. выражение  своей позиции на уровне положительного отношения к учебному процессу;

3. принятие и реализация ценностей  здорового образа жизни.

Опережающее задание: разделение класса на группы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за одну неделю до предстоящей работы, группы получают задание от учителя.

Предварительные задания группам:

1 группа – Объясните, кто такие казаки, когда они появились, чем занимались?

2 группа – Каким образом увеличение численности войска повлияло на появление помещиков и поместий? Чем отличались вотчины от поместий?

3 группа – Расскажите о создании единой, военной организации – московском войске?

Оборудование урока:

1.Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца 16-го века. 6 класс. Просвещение. 2001 год.

2.компьютер, проектор, интерактивная доска;

3.презентация к теме.

Эпиграф урока.

«Наконец мы дожили до самого знаменитого из старинных государей наших –

До великого князя Иоанна Третьего. Он освободил нас от власти татар.

Он возвратил Отечеству нашему прежнюю славу его.

Наконец он воплотил великую мысль об объединении всех областей

под властью одного государя».

А.О.Ишимова.

Организационная структура урока.

Этап урока:

Цель этапа, формирование УУД.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организационный.

Приветствует детей. Проверяет готовность детей к занятию и раздает необходимые материалы к уроку. Группы занимают свои рабочие места.

Приветствуют учителя.

2.Актуализация необходимых знаний.

Постановка учебной задачи.

Формулировка темы, целей и задач урока, создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса.

Умение учащимися планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм решений.

Сегодня мы рассмотрим  № 21. Московское государство в конце 15 - начале 16-г века.

Используя жизненный опыт обучающихся, учитель помогает им самостоятельно сформулировать цель урока. Для этого задаёт следующие наводящие вопросы учащимся: а) Как вы думаете, о каких событиях, о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? б) Какие задачи мы поставим перед собой? В) Чему новому вы научитесь?

Затем, учитель предлагает учащимся самостоятельно составить план урока в тетрадях.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают в тетради свои варианты изучения нового материала.

3. Изучение нового материала. Постановка и  решение учебной задачи.

Работа с портретом.

Работа с учебником.

Работа с дополнительными источниками.

Развитие умения работать с различными источниками (текст учебника, исторический документ), извлекать и анализировать конкретную информацию, работать в парах и группах, давать определения новым понятиям, умение выступать перед классом.

Развитие умения самостоятельной работы с учебником; анализировать материал, систематизировать его в виде таблицы.

Развитие творческих способностей.

Формирование и закрепление навыков работы в группе.

Развитие умения находить и обрабатывать необходимый материал.

Развитие умения показать и защитить группой презентацию по заданной теме.

Постановка проблемного вопроса:

Московская Русь конца 15-го – начала 16-го – единое централизованное  Российское государство?

Показывает проблему на интерактивной доске.

Слайд № 2.

Создает условия для дальнейшей деятельности. Углубляет  понимание учащимися целей урока.

- Какие у вас предположения, версии решения проблемы?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Слайд № 3.

Из истории Средних веков вспомним, что такое централизованного государства и признаки такого государства? Слайд № 4.

Одним из признаков централизованного государства является наличие единого правителя с сильной властью и с символами государства.

Мозговой штурм: «Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Символы государства»? Записывает на листе ватмана возникающие ассоциации. Слайд № 5.

Мы раскрыли смысл понятия «символы государства», а сейчас рассмотрим, когда и при ком они возникли в нашем государстве. Слайд № 6.

Учитель объясняет, что при Иване Третьем:

Во-первых, гербом государства стал двуглавый орел Восточной Римской империи;

Во-вторых, он принял новый титул – Государь Всея Руси, царь;

В-третьих, он на торжественных приемах стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правителя;

В-четвертых, его голову венчала великокняжеская корона – шапка Мономаха.

Показывает презентацию и дает задание всем группам. Слайд № 7.

Признаком централизованного государства является наличие аппарата власти и управления. При помощи учебника ответим на вопрос – были ли они в Московской Руси конца 15- начале 16-го веков? Если были, как они назывались?

Слайды № 8, 9, 10.

Мы рассмотрели органы управления государством при Иване Третьем.

Рассмотрим другой признак централизованного государства – разделение населения по территориальным единицам. Ответим на вопрос, как была устроена территориальная единица Московской Руси конца 15-го-начала 16-го веков?

Составьте кроссворд по данной теме урока. Слайды № 11, 12.

Следующим признаком централизованного государства является создание мощного боеспособного войска для защиты территории. Рассмотрим, была ли такая армия?

Дети отвечают на вопросы учителя, знакомятся с проблемой урока.

 

Из курса истории Средних веков вспоминают понятие и признаки централизованного государства.

«Набрасывают» соответствующие ассоциации, не критикуя товарищей.

Внимательно слушают объяснение учителя.

Просмотрев презентацию №, ученики отвечают на вопрос, используя учебник.

Ученики самостоятельно работают с &. 27.Заполняют раздаточную таблицу № 1. «Органы управления государством» при помощи учебника.

Название органа.

Понятие и его полномочия.

Великий князь.

Боярская Дума.

Дворец.

Казна.

Местничество.

Используя учебник и словари, ученики находят, что обозначают данные слова и составляют кроссворд из следующих слов: уезд, волость, стан, наместник, волостель, кормление.

Группы выбирают своего Представителя, который выступает с докладом перед всем классом по заданной теме; показывают свои презентации.

Предварительные задания группам:

1 группа – Объясните, кто такие казаки, когда они появились, чем занимались?

2 группа – Каким образом увеличение численности войска повлияло на появление помещиков и поместий? Чем отличались вотчины от поместий?

3 группа – Расскажите о создании единой, военной

организации – московском войске?

После каждого выступления ученики задают вопросы выступающим, группы им помогают.

Работа с историческим документом, с отрывком  из Судебника 1497г..

Развитие умения работать с историческим документом.

Рассмотрим еще один признак централизованного государства – существование единых законов государства.

Учитель дает ученикам отрывок из Судебника 1497 года и задание к нему. Приложение № 1. Слайд № 13.

Ученики читают отрывок из Судебника и отвечают на вопрос:

Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что появился общий для всей России закон – Судебник?

Групповая работа  с отрывком из «Курса русской истории» В.О. Ключевского.

Развитие умения работать с дополнительным источником, извлекать и анализировать конкретную информацию, работать в группах.

Учитель раздает группам отрывок из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. (Приложение № 2).

Слайд № 14.

Прочитав отрывок, ученики отвечают на вопрос:

В.О. Ключевский утверждает, что при Иване Третьем  «московская политика выходит на более широкую дорогу».  Поясните это утверждение. Приведите не менее двух пояснений.

4.Физкультминутка

Принятие и реализация ценностей  здорового образа жизни.

Учитель ставит медленную музыку, просит одного ученика руководить зарядкой.

Слайд № 15.

Ученики выполняют зарядку:

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке (шагаем на месте),

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох),

Сделать  выдох, сделать вдох (выдох-вдох).

Будь, атлет, всегда готов (аплодисменты).

5. Разрешение проблемы. Обобщение знаний.

Установление усвоения учащимися связи между фактами; проверка глубины понимания учащимися учебного материала; обобщение и систематизирование материала, формулирование вывода.

Направляет учащихся на формулировку решения проблемы:

- Какая формулировка темы вам является наиболее верной?

- Можно ли охарактеризовать Московское государство конца 15-го века, как единое централизованное государство или нет?

Работа с эпиграфом: Как вы понимаете данное высказывание? Слайд № 16.

Затем учитель дает ученикам 5 минут для самостоятельной работы по приему

 «Незаконченные предложения - ПОПС»:

П – позиция /Я считаю, что…/

О – обоснование /Потому что/

П – пример /Я могу это доказать тем, что /

С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/ Слайд № 17.

  После самостоятельной работы учитель закрепляет материал игрой «Мнемотехника», которая тренирует память. Учитель зачитывает 10 таких терминов по изучаемой теме, как приказы, уезд, Боярская дума, дворяне, наместник,  Юрьев день, Судебник, местничество кормление.

Затем дает 1-2 минуты, за которое ученики должны воспроизвести в тетради максимальное количество слов из ранее перечисленных. Слайд № 18, 19.

Ученики решают учебную задачу, отвечая на вопросы учителя.

Ученики устно отвечают на вопрос учителя.

Ученики письменно кратко и точно выражают собственную позицию по названной проблеме.

Обсуждают свои позиции в течение 3-х минут.

Ученики внимательно слушают термины и понятия, через 1-2 минуты пишут слова, которые они запомнили. Затем обмениваются работами с соседями, проверяют друг друга  и ставят  оценки.

Критерии оценивания: «5» за 8-10 запомненных терминов и понятий,  «4»- за 7-6, «3»- за 5-6.

6.Рефлексия.

Умение осуществлять рефлексию

(оценивать собственную учебную деятельность; адекватно понимать причины успешности-неуспешности учебной деятельности).

Объясняет критерии оценки рефлексии по методике «Дерево творчества».
Слайд № 20.

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды:

плоды - дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – довольно неплохо:

зеленый листок – не совсем удовлетворен делом:

желтый листок -  «пропащий день», неудовлетворенность.

7. Домашнее задание.

Разъяснение методики выполнения домашнего задания.

Организует учащихся для самостоятельной деятельности дома.

Объясняет, что детям дома предстоит написать эссе на тему « Понятие и историческое значение Юрьева дня». Напоминает структуру домашней  работы:

1. позиция ученика по данному вопросу,

2. ее аргументирование учеником,

3. примеры иллюстрирующие точку зрения ученика,

4. выводы ученика. Слайд № 21.

Записывают домашнее задание в дневник.

Использованная литература:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16-го века. 6 класс. Москва. «Вако». 2013.
  2. Научно-методический журнал. История все для учителя от 2 февраля 2014 года. В игре детей есть часто смысл глубокий. Т.И. Марминова.
  3. Учительская газета. № 27 от 8 июля 2014 г.. Статья Олега Шлокина. Экология слова.
  4. Ермолаенко М.В. Здоровьесберегающие технологии на уроке истории.

Приложение № 1.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА

Выдержки из документа

ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ 
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ…

1. Судить судом бояром и околничим... А посулов (взяток) бояром, и околничим, и диаком от суда … не имати; також и всякому суду посула от суда не имати никому. А судом не мстить ...

8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...

30. УКАЗ О ЕЗДУ. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Каширы полтина, до Хотуни десеть алтын, до Серпухова полтина, до Тарусы 20 алтын, до Алексина полтретьятцать алтын, до Колуги рубль, до Ерославца полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Вышегорода полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни пол-30 алтын, до Вяэма пол-2 рубля, до Звенигорода 2 гривны, до ооротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию…

46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет не качественный) у кого купит, не зная его, а будет двум- трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.

57. О ХРИСТИАНСКОМ (крестьянском) ОТКАЗЕ. А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, в два года поживет, да и пойдет прочь, и он платит три четверти двора…

Приложение № 2 « Отрывок из курса «Русской истории» В.О.Ключевского».

 «При восшествии Ивана Третьего на великокняжеский стол московская территория едва ли заключала в себе более 15 тысяч квадратных миль. Приобретения Ивана Третьего и его сына увеличили эту территорию по меньшей мере тысяч на 40 квадратных миль… Такова перемена, происшедшая в положении Московского княжества. Территориальное расширение само по себе – успех чисто внешний, географический;  но оно оказало могущественное действие на политическое положение Московского княжества и его князя. Важно было не количество новых пространств. В Москве почувствовали, что завершается большое давнее  дело, глубоко касающееся внутреннего строя земской жизни… Если вы представите себе новые границы Московского княжества.. вы увидите, что это княжество вобрало в себя целую народность. Мы знаем, как в удельные века путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, образовалась новая народность – великорусская. Но.. эта народность оставалась лишь фактом этнографическим, без политического значения.. Теперь вся эта народность соединяется под одной государственной властью, вся покрывается одной политической формой. Это сообщает новый характер Московскому княжеству. До сих пор оно было одним из нескольких великих княжеств Северной Руси; теперь оно остается здесь единственным и потому становится национальным; его границы совпадают с пределами великорусской народности…

  Вследствие этого, во-первых, изменилось внешнее положение Московского княжества. До сих пор оно почти со всех сторон было прикрыто от внешних врагов другими русскими же княжествами или землями вольных городских общин; с севера – княжеством Тверским, с северо-востока и востока- Ярославским, Ростовским и Нижегородским, а с юга – Рязанским и мелкими княжествами по верхней Оке, с запада – Смоленским, с северо-запада – землями Новгорода и Пскова.. Все эти внешние прикрытия исчезают, и Московское княжество становится глаз на глаз с иноземными государствами, не принадлежавшими к семье русских княжеств. В связи с этой переменой во внешнем положении княжества изменилась и внешняя политика московских князей. Теперь, действия на более широкой сцене, они усваивают себе новые задачи, какие не стояли перед московскими князями удельных веков. До сих пор внешние отношения московских князей ограничивались тесным кругом своей же братии, других русских князей, великих и удельных, да татарами. С Ивана Третьего московская политика выходит на более широкую дорогу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

Презентация по истории  "Московское государство в конце XV-XVI вв"  для 6 класса...

Московское государство в конце XV начале XVI века

Московское государство в конце XV - начале XVI века : описание системы управления, которая сложилась в этот период, Судебник 1497 г., формирование крепостного права....

Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"

Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...

Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"

Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...

«Московское государство в конце XV – начале XVI века»

Технологическая карта урока  «Московское государство в конце XV – начале XVI века» и презентация...