Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок:
по форме – урок-игра;
по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;
по ведущему методу – урок-размышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rassledovanie_epoha_ivana_groznogo_v_ocenkah_sovremennikov..docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников».
Оборудование: выставка книг, побор видеофильмов и электронных учебных пособий повествующих о царствовании Ивана Грозного,
Цель:
сформулировать у учащихся представление об исторической эпохе Ивана Грозного, подвести к формированию оценочных суждений о данной эпохе и значения изучаемой темы для современников.
Задачи:
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
- Привести анализ урока по уровням проблемности (общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся):
- Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.
- Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает.
- Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.
- Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Критерии внешней оценки:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника урока в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи участников;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления урока;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Ход урока.
- Организационный момент
- Создание проблемной ситуации. Формирование темы урока и плана через подводящий диалог.
- Изучение деятельности Ивана Грозного – выступления рабочих групп.
- Историческое сочинение (Часть С-6).
- новое задание С6 – историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической личности, – альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).
Может быть указано, что:
- политика называлась «опричнина»;
- переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV;
- отношения монарха и боярской аристократии были очень напряжёнными;
- активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса. Личные мотивы Ивана IV:
- в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время тяжёлой болезни царя в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;
- в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашёл он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;
- в 1560 г. произошёл его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем отправлены в ссылку;
- после побега князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.) гонения на бояр были ужесточены.
2. Могут быть названы последствия опричной политики:
- кризис власти, ослабление государства, угроза распада России;
- кризис хозяйственной жизни, гибель массы людей, бегство населения из центра страны на окраины);
- усиление возможностей для установления крепостнических отношений (конец XVI в. – прикрепление крестьян к земле).
- Выводы учащихся о значении изучения предмета и данной темы непосредственно.
- Оформление памятки современника. КТД. «Я знаю, я умею, я сделаю»…
- Подведение итогов
- Задание. Визуальный ряд «Современники Ивана Грозного».
- Анализ работы учащихся, выставление оценок.
"Historia vero testis temporum,
lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae,
nuntia vitustatis, qua voci alea nisi
immortalitati commendatur ? "
"История свидетель времени, свет истины,
жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины» …
Цицерон
Это представление об истории, прежде всего как об "учительнице жизни", уходит корнями своими к Цицерону (106 - 43 гг. до н.э.).
Две тысячи лет спустя В.О. Ключевский – один из величайших российских историков пишет, что история не ставит перед собой цели научить чему-либо. Она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков.
Современные тенденции образования.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Подумаем, как необходимо построить урок, чтобы он соответствовал требованиям современности.
Возможные ответы учащихся:
- Эти мысли важны и сегодня. Попытаемся понять, чему учит нас история лишь одной эпохи – эпохи Ивана Грозного.
- Существуют различные оценки деятельности Ивана Грозного. Мы постараемся проанализировать события того времени и сделать свой собственный вывод.
- В истории были разные деятели. Наша с вами задача, узнав прошлое, делать правильный выбор в настоящем.
- Мы, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку деятельности политика.
- История должна научить нас не допускать ошибок.
События противоречивого царствования Ивана IV Грозного.
Иван IV - незаурядная и противоречивая личность. Качества дальновидного государственного деятеля, реформатора, проницательного дипломата, ценителя просвещения сочетались в его натуре с непомерным властолюбием, мнительностью, болезненной вспыльчивостью и жестокостью.
"Грозный, - писал А. Н. Толстой, - последний из гнезда Маномахова, завершил дело, начатое его отцом и дедом, - со страстной настойчивостью и жестокостью он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников - князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха."
Итоги:
- Мы научились формировать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к деспотизму и тирании.
- Научились давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, аргументировано и логично вести дискуссию.
- Появляется чувство сопричастности и ответственности за судьбы своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс
Нестандартный урок и использованием игровых элементов и проектной деятельности....
Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс
2 варианта контрольного теста с ключом....
Эпоха Ивана Грозного, Петра Великого и 19 век.
Продолжение интеллектуальной игры"Путешествие по историческим эпохам"...
Тест по теме "Эпоха Ивана Грозного"
Тест позволяет провести проверку знаний по теме....
Самостоятельная работа по истории России для 7 класса "Эпоха Ивана Грозного"
Тест по истории для 7 класса к учебнику "История России. 7 класс!, автор Д.Д. Данилов...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
Интегрированный (бинарный) урок литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...