Обеспечение современного качества образования
статья по истории по теме

Исследовательская проектная деятельность. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodichku.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение современного качества образования

через проектную деятельность  с использованием интеграции

различных областей естестественно - научного знания.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей.

Учебно-воспитательный  процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным методам обучения.

В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. Работа должна была концентрироваться на живом и жизненном материале; много внимания обращалось на совместную деятельность школьников, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.

Метод проектов предполагает:

  1. наличие значимой для ученика проблемы;
  2. поиск пути решения;
  3. практическое воплощение полученных результатов в продукте деятельности.

Проект может выполняться индивидуально, но чаще и эффективнее - в группе. Учитель может подсказать источник информации или дать направление для самостоятельного поиска, но в результате совместных усилий учащиеся должны рассмотреть проблему и постараться ее решить с помощью знаний из разных областей. Главное – умение работать с различными источниками информации.

Каждый урок, мероприятие с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется (организационно-подготовительный, технологический, презентационный).

В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:

  1. Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
  2. Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
  3. Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

При работе с методом проектов ученику приходится невольно затрагивать вопросы, связанные с различными областями знаний. То есть можно сказать, что проектно – исследовательская деятельность неразрывно связана с интеграцией предметов.

Особым типом урока или мероприятия является интегрированный тип, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Мы предлагаем фрагмент интегрированного мероприятия: история и информатика. Такие мероприятия используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. 

Так, при выполнении интегрированного проекта «Моя семья причастна к той Победе» (посвященный 65-летию Победы), проведенного учителями МОУ «СОШ № 8» города Набережные Челны, учащиеся 1-11 классов на добровольной основе разделились  на три группы по интересам: исследователи, редакторы, гиды. Каждая группа получила отдельное задание, после его выполнения был дан отчет перед классом о проделанной работе.

Группа «исследователей» решала следующие задачи:

  1. Проведение опроса среди родителей, бабушек и дедушек, с целью сбора информации об участниках и событиях Великой Отечественной войны.
  2. Подбор и упорядочение материала (интервью, фото, документы, письма, награды и т.д.)  для группы редакторов.
  3. Индивидуальные консультации.

Группа «редакторов» выполняла такие задания:

  1. Знакомство и обучение работе с  приложениями Microsoft Оffice (Power Point, Publisher, Word)
  2. Работа над оформлением Боевых листков.
  3. Подбор сюжетных рисунков, стихотворений, музыки для создания презентаций.

Группа «гидов» решала следующие задачи:

  1. Планирование по оформлению Аллеи славы.
  2. Проведение классных часов с приглашением ветеранов.
  3. Проведение экскурсии в школьном музее «Память».

Так как ребята сами определили для себя группу, то участие в мероприятии было для них интересно, познавательно и увлекательно.

Проект «Моя семья причастна к той Победе» (посвященный 65 – летию Победы)

Тип проекта: информационный, групповой, интегрированный (история, информатика, школьный музей «Память»).

Цели проекта: формирование представлений о жизни своих бабушек и дедушек в годы Великой Отечественной войны, связь поколений.

Практический результат проекта: составление собственного Боевого листка. Презентация проекта прошла в следующих формах:

  1. выставка «Аллея славы»,  где в роли исследователей и гидов  выступали учащиеся, подготовившие проект. Участники делали мини-сообщения, а также обменивались мнениями.
  2. Классные часы с приглашением ветеранов.
  3. Выставка работ в ГЦДТ, проходившей в рамках городской акции.

Мероприятия подобного типа в этом учебном году проводились в рамках городского конкурса историко-краеведческих работ, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов «И помнит мир спасенный».

Результатом этих мероприятий стало награждение дипломами I и II степеней.

        Номинация «Их именами названы улицы нашего города» 

I место – Нуруллина Лилия, ученица 9 а класса МОУ «СОШ№ 8»; Малолеткова Наталья, ученица 9а класса, МОУ «СОШ № 8» (руководитель Захарова А.Н., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 8»).

Номинация «Памятники нашего города» 

II место – Зюзгина Жанна, ученица 7 в класса МОУ «СОШ№8» (руководитель  - учитель информатики Зайнеева С.Г., куратор - руководитель музея «Память» МОУ «СОШ № 8» Юшина А.Ф.,).

Учащиеся школы, видя результат своей работы, нацелены и в следующем году принимать активное участие в конкурсах, где требуется проявить все свои возможности, научиться чему – то новому, постоянно совершенствуя и развивая свой творческий потенциал.

По нашему мнению, интегрированные мероприятия побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Обеспечение современного качества образования

Проектно-исследовательская работа. Из опыта работы....

Исследовательская работа на тему: "Обеспечение современного качества образования на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения"

Исследовательская работа по теме обеспечению качества образования на основе предпрофильной и профильной подготовки....

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии

Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...