Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
статья по русскому языку по теме
Новые педагогические технологии, используемые при обучении русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
"Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ "СОШ 14, пос. Приэтокского
Еремизина Л. П.
2013 г
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии использовать на уроках русского языка и литературы для достижения наилучшего результата?
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Расскажу о технологиях, элементы которых необходимо, на мой взгляд, применять в преподавании русского языка и литературы.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
- Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.
Одним из основных средств повышения качества образования является освоение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Актуальность этой технологии вижу в необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности).
По словам Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором т творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как
-технологии уровневой дифференциации;
- проблемное обучение;
-метод проектов;
- игровые технологии;
-здоровьесберегающие технологии
1. Технология дифференцированного обучения
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:
– общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
– индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
– неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
– интерес ученика к тому или иному предмету.
Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие.
На уроке использую разноуровневые карточки
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
1) составление текстов диктантов ( словарные по изученной теме или после анализа контрольной работы )
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр)
5) работа с дополнительной литературой
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» « Смешон ли Митрофанушка?»и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даются задания исследовательского характера:
- проанализировать, как в рассказе передается течение времени;
- сопоставить звуки и краски;
-выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль молодых людей в раскрытии основной мысли рассказа?
Вузовские технологии обучения в школе
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.
Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».
В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.
Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.
Семинар-обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план и основные проблемы которого заранее известны.
Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый ученик должен определить свое отношение к предмету диспута.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся учащимся или группам предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около 20 минут. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности групп и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.
В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку и литературе
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.
Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка и литературы – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, – мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний
Метод проектов
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из жизни, всё для жизни».
Метод проектов – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.
Технология проектного обучения: детям на уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» использована как на уроках литературы, так и на уроках музыки). Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
Метод проектов в настоящее время активно утверждается в школе, в том числе и при обучении русскому языку, однако опыт создания проектов по русскому языку пока невелик. Тем большее внимание учителей, методистов привлекают попытки создать учебный проект, выдержанный в рамках технологических требований.
Обучение как исследование
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.
Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом.
Игровые технологии
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Разновидности игр
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Ролевые игры –инсценирование эпизода драматического произведения или сказки , чтение по ролям.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.
В своей практике широко используют словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины , лингвистические кроссворды.
Чаще всего на своих уроках использую игру « Корректор»
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин
Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».
Здоровьесберегающие технологии
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания (сочинение-миниатюра)– необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки , делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
«Языковой портфель достижений ученика» является одной из новых, недавно оформившихся технологий обучения русскому языку.
По форме «Языковой портфель» – новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых, коммуникативных умений учащихся на протяжении всего школьного курса обучения языку. Назначение языкового портфеля заключается в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе (описание дает как учитель, так и ученик);
в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависимости от этапа обучения (начальный, средний и старший);
в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изложения и т. д.);
в определении личной позиции ученика по отношению к предмету на определенном этапе обучения;
в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения .
Компьютерные технологии в обучении русскому языку
В начале XXI-го века технологии мультимедиа и Интернета получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения, в том числе и обучения русскому языку и литературе
Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:
- презентации
- информационно-обучающие
- тестирующие.
Презентация хороша для анонсирования новой темы.
Компьютерные обучающие программы по русскому языку и литературе
а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка и литературы Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.
б) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика» предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы в школе. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание.
Словари и энциклопедии
Современные компьютерные технологии предлагают неограниченное количество словарей и энциклопедий. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.
Методические материалы в сети
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка
б) Издательский дом «Первое сентября»,
http://rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
http://lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.
г) http://www.rusedu.ru/- архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе – все их невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель русского языка и литературы имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Заключение
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, — этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме
Литература
1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.
3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.
4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...
Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образова...
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...
Использование инновационных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования.
Инновационные технологии в обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как гов...
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...