урок истории в 11 классе "Первая революция в России"
методическая разработка (история, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока : Первая Российская революция 1905-1907 г.г.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:
- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;
- самостоятельной работы с материалами учебника, документами и дополнительной литературой;
- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;
- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания
Воспитательные:
- патриотическое воспитание на материале урока;
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
1.Причины и начало первой русской революции.
2. Два пути революции. Развитие революционного движения в России.
3. Высший подъем революции.
4. Итоги революции 1905 – 1907 гг.
Ход урока.
1 этап «Проверка Д/З»
Для данного этапа предполагается использовать Стратегию"Fishbone"
Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).
Учащимся предлагается информация (тексты), проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материал
Класс делится на 3 группы: «Политики», «Социологи», «Экономисты». Каждая группа изучает предложенный текст, отвечает на вопросы и заполняет схему "Fishbone"
Текст для группы «Политиков».
В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, император Николай II в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их его отец – император Александр III.
Что на ваш взгляд, было причиной столь упорного стремления Николая II сохранить самодержавие в России? Дает ли ответ на этот вопрос схема управления Российской империей к началу ХХ в.?
Как вы считаете, отвечала ли развитию страны и потребностям эпохи существовавшая в России к началу ХХ в. форма государственного правления? Свой ответ обоснуйте.
Текст для «Социологов».
А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. (отрывок)
Где есть отрезки, там и крестьяне беднее и недоимок более. …Крестьяне, которые хорошо жили при крепостном праве, теперь обеднели… Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за арендную плату деньгами, а то нет – непременно под работу. И что всего нелепее… вся эта работа не приносит помещику, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бесплодно зарывается в землю…
Ясно, что помещику нужно, чтобы хлеб был дорог, и не потому только, что он производит хлеб на продажу, а и потому только, что хлеб дорог – мужик дешев… Напротив, мужику нужно, чтобы хлеб был дешев, потому что мужик хлеба не продает… и если, продав пеньку, лен, семя, он может уплатить подати, то хлеба продавать не будет… Он будет кормить свиней, скот.
Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец – земледелец сам ест пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом… Наш же мужик – земледелец ест самый плохой ржаной хлеб… хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу….
Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает. Если довольно хлеба в деревнях – едят по 3 раза; стало в хлебе умаление….
Я не раз указывал, что у крестьян крайне развит индивидуализм, эгоизм, стремление к эксплуатации. Зависть, недоверие друг к другу, подкапывание одного под другого, унижение слабого перед сильным, высокомерие сильного, поклонение богатству – все это сильно развито в крестьянской среде. Кулаческие идеалы царят в ней, каждый гордится быть щукой и стремиться пожрать карася….
Вопросы и задания:
- Что и как менялось во взглядах и положении крестьянства России в пореформенную эпоху?
- Был ли неизбежен революционный взрыв?
- Определите основные проблемы и противоречия в развитии сельского хозяйства России.
- Проанализируйте данные и сделайте выводы: Вот результаты одного из исследований: на 1 человека земледельческого населения России приходилось 2,59 десятины земли, Россию перегоняли лишь Канада (4,6), США (4,4), Англия (2,82), Дания (2,7). Но это было больше, чем во Франции и в Германии, в 1,5 раза; чем в Бельгии, в 2 раза; чем в Швеции, Венгрии, Австрии и Италии, более чем в 2 раза. Однако Россия получала очень низкие урожаи — 28,2 пуда с десятины, тогда как Англия — 124, Германия — 77, Франция — 70,5». (Бородина О. И. Россия на рубеже двух эпох. Современный подход к преподаванию истории. — М., 1992. — С. 37.)
Задание для группы «Экономистов».
Используя приведенные в таблице данные о распределении населения России по сословиям( по итогам переписи 1897 г.), сделайте выводы об уровне экономического развития страны.
Сословия | Всего человек | % ко всему населению |
Дворяне потомственные и личные, чиновники не из дворян | 1850288 | 1,5 |
Духовенство христианских вероисповеданий | 588947 | 0,5 |
Потомственные и личные почетные граждане | 342997 | 0,3 |
Купцы | 281179 | 0,2 |
Мещане | 13386392 | 10,6 |
Крестьяне | 96896648 | 77,1 |
Войсковые казаки | 2928842 | 2,3 |
Далее можно обратить внимание учащихся на то, что перед Российским государством стоял ряд серьезных проблем, для решения которых потребовалась бы довольно значительная перестройка не только органов публичной власти, но и основ государства в принципе. В то же время ни одна перестройка не могла бы удовлетворить все социальные группы, и поводы для недовольства неизбежно оставались бы. Причина этого в диаметральной противоположности интересов и требований различных социальных групп. Назревает политический кризис. Он выражается в том, что даже самые высшие государственные чины осознают необходимость перемен, невозможность управлять по-старому. Намечаются два варианта решения вопроса — силовой, подразумевающий подавление любого недовольства, и либеральный, ориентированный на смягчение остроты социальных вопросов с помощью различных государственных мер.
Далее учащимся предлагается выступить в роли аналитиков и предложить возможные альтернативы развития России. 2 ученика у доски заполняют таблицу, используя результаты домашней исследовательской деятельности. (в данном случае используется
| Категория | Категория | Категория | Категория |
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
альтернативы развития России
Внутриполитический В. К. Плеве и его последствия | идеи С. Ю. Витте последствия внедрения их в жизнь | Предложения учащихся |
Важно, говоря о России начала XX в., выделить две основные группы противоречий, которые определяли не только смысл общественных движений и настроений, но и характер политического курса.
Первая группа включала в себя противоречия, веками существовавшие в российской истории: между властью и обществом, между центром и окраинами, между русскими и «инородцами», между недостаточно развитым российским городом и массивом крестьянской России и др.
Вторая группа противоречий возникла на волне начавшейся индустриальной модернизации и была связана с сохранением пережитков традиционного общества. Главными из них были: самодержавная царская власть, помещичье землевладение, сословный строй, отсутствие политических прав у буржуазии (должной стать лидером индустриальной модернизации страны), необходимость обеспечения прав представителям разных народов и конфессий и т. п.
В связи с этим главным направлением внутренней политики объективно становилось реформирование страны, всех основных сторон ее жизни. Однако это было невозможно без инициативы и поддержки реформаторского курса «сверху». В учебнике следует показать, что для императора Николая II не было вопроса в том, следует ли проводить реформы. Он понимал их необходимость. Но в не меньшей степени он понимал необходимость постепенности этих преобразований при сохранении основ существующего политического порядка. Он был убежден в том, что отказ от абсолютной монархии, ослабление вертикали власти приведут Россию к катастрофе. Поэтому Николай отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка. Наоборот, поддерживал те проекты (С. Ю. Витте), которые этого не предполагали или не акцентировали на этом внимания.
На 1 этапе урока учащиеся выявляют сущность революционного кризиса начала ХХ века и обосновывают неизбежность первой российской революции.
2 этап урока посвящен работе с понятийным аппаратом.
1. Что такое революция?
Глубокие качественные изменения; социальная революция предполагает изменение общественных отношений, организации публичной власти и, до известной степени, способа производства.
2. Чем революция отличается от реформ?
Во-первых, революция — это массовое и стихийное по природе движение в обществе (классов, социальных групп), реформы же проводятся по инициативе правительства (или правящего класса); во-вторых, реформы обычно более протяженны во времени и постепенны, нежели революция; в-третьих, глубина происходящих общественных изменений различна.
3. Чем революция отличается от переворота?
В литературе встречается устойчивое словосочетание «революционный переворот», значение которого — «коренное изменение в государственной жизни». Тем не менее различие все же есть. Инициатором переворота становится, как правило, группа людей, а не все общество в целом. Целью этой группы чаще всего является захват политической власти (можно вспомнить «дворцовые перевороты», военные перевороты и т. д.).
4. Что именно может пониматься под причинами революции? Чем они отличаются от причин реформ?
Одно из лексических значений слова «причины» — «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления». Предшествующее развитие экономики привело не только к ее собственному изменению (сформировался новый способ производства), но и к изменению общественных отношений. Поскольку главная функция государства — социально-регулятивная, то до известного момента государство так или иначе «сдерживает» эти изменения, но в конечном итоге перестает с ними справляться. Реформы — это стремление государства приспособиться к новым общественным отношениям путем модернизации собственного аппарата. Если же государство не находит возможности провести необходимые преобразования, т. е. не справляется в первую очередь с социально-регулятивной функцией, происходит революция, в ходе которой старые институты государства «ломаются» или подвергаются коренной перестройке.
5. Что такое предпосылки революции?
Совокупность всех условий, при которых революция становится неотвратимой. Помимо определения «революционной ситуации», учащиеся должны вспомнить о проигранной Русско-японской войне. После этого можно дать им представление о «новом курсе» правительства и показать, что, даже если бы Николай II согласился на все предложения П. Д. Святополк-Мирского, это все же не разрешило бы общественного конфликта.
3 этап урока. Работа с контурной картой.
1. На контурной карте «Российская империя в начале XX в.» отметьте районы крестьянских восстаний и центров рабочего движения в 1900—1903 гг.
2. Дайте определение словам: марксизм, социализм, социал-демократия, фракция, либерализм. Сравните их с определениями, помещенными в учебнике.
3. На какой период экономического развития приходится в России пик рабочих и крестьянских выступлений? Приведите не менее трех причин, объясняющих это явление.
4. Какие новые качественные характеристики приобретает рабочее и крестьянское движение в начале XX в.?
5. Прочтите и проанализируйте.
В сентябре мы вернулись в Саратов. ...Настроение не только в самом городе, но и во всей губернии становилось все тревожнее. Этому способствовали некоторые землевладельцы совсем особого толка. Часть из них — Устинов, доктор Власов и еще некоторые, были упорными социалистами, другие, более правого толка, жертвовали все же крупные суммы на революционную пропаганду. Борьба с ними особенно затруднялась тем обстоятельством, что жандармское управление не обладало нужным количеством толковых агентов на местах.
Бок M. П. A. Столыпин: Воспоминания о моем отце. — М., 1992. — С. 85.
? Какие события и общественные движения нашли отражение в приведенном источнике?
6. Ознакомьтесь с этими фактами.
В апреле 1882 г. Н. П. Игнатьев представил императору подготовленный им при участии славянофилов текст манифеста о созыве представительного Земского собора. По мысли Игнатьева, Собор должен был торжественно подтвердить необходимость самодержавия в России. Александр III некоторое время выжидал, а в мае 1882 г. созвал совещание, которое отвергло необходимость Собора. Игнатьев был уволен, а на его место в мае 1882 г. поставлен граф Д. А. Толстой, зарекомендовавший себя откровенным консерватором. Выразителями «общественного мнения» становятся М. Н. Катков (редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника») и князь В. П. Мещерский (редактор «Гражданина»).
Вступление на престол Николая II в 1894 г. породило у либеральных деятелей надежды. Начинается «эпидемия разных ходатайств», адресов и записок. Либералы просили предоставления им права непосредственного обращения к монарху, отмены утверждения председателя и гласных земских управ губернаторами, освобождения земских изданий от цензуры и т. д. Николай II назвал надежды либералов «бессмысленными мечтаниями» и пообещал неуклонно придерживаться курса «незабвенного покойного родителя».
Однако земское движение не прекращается. Либералы стремятся объединить свои силы, почти ежегодно собираясь на различные совещания и съезды. В 1899 г. в Москве образовался кружок земских деятелей «Беседа». В него вошло около 50 человек с самыми различными убеждениями (Павел и Петр Долгоруковы, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Д. И. Шаховской, Г. Е. Львов, Н. Н. Львов, В. А. Маклаков, А. А. Бобринский, М. А. Стахович, Ф. Д. Самарин, Д. Н. Шипов, Н. А. Хомяков и др.). В целом же они хотели, чтобы самодержец управлял, сообразуясь с общественным мнением, выражаемым через представительный законосовещательный Земский собор. Кружок существовал 7 лет (до октября 1905 г.).
С 18 июня 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение» (редактор П. Б. Струве). Вокруг «Освобождения» объединились значительно большие силы, чем вокруг замкнутой «Беседы». Основная идея — борьба за конституционную монархию.
В ноябре 1903 г. создан Союз земцев-конституционалистов (в Москве), а в январе 1904 г. — Союз освобождения (в Петербурге).
6—9 ноября 1904 г. в Петербурге прошло частное совещание, в работе которого приняло участие более 100 представителей земств из 33 губерний. В поддержку земского совещания осенью 1904 г. развернулась «банкетная кампания» под предлогом 40-летия судебных уставов.
2 декабря 1904 г. министр внутренних дел Д. Н. Святополк-Мирский передал решения съезда земцев и «проект указа о различных вольностях, в том числе о привлечении в Государственный совет выборных от земств» Николаю II. Для обсуждения «проекта» было созвано особое совещание (первое заседание — 4 декабря). В результате 12 декабря 1904 г. был опубликован указ, в котором говорилось о непременном сохранении незыблемости основ самодержавия, хотя и обещались в дальнейшем реформы (например, уравнять крестьян в правах с другими сословиями, ввести государственное страхование рабочих и т. д.).
8—9 мая 1905 г. в Москве собрался общеземский съезд, высказавшийся за отмену чрезвычайных законов, политическую амнистию, уничтожение сословных ограничений и введение законодательного представительства. На этом съезде Союз освобождения, Союз земцев-конституционалистов и ряд профессионально-политических организаций объединились в Союз союзов во главе с П. Н. Милюковым.
? Какие требования были характерны для земского движения? Как по-вашему, возможно ли было удовлетворение этих требований? Докажите свой ответ.
7. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, составьте очерк на тему «Либеральное движение и общественная борьба в России в конце XIX — начале XX в.».
8. Ознакомьтесь и прокомментируйте.
25 сентября 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда», в которую вошли В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Они начинают активную пропагандистскую и издательскую деятельность, переводят сочинения Маркса на русский язык (с 1883 по 1903 г. группа выпустила более 250 переводов и оригинальных марксистских работ). В 1883—1885 гг. группа пытается выработать собственную программу. Основные идеи группы изложены в работе Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883). С конца 80-х гг. группа стала принимать участие в деятельности II Интернационала.
1—3 марта 1898 г. в Минске прошел I съезд российских социал-демократов. На нем присутствовало 9 человек. Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), избрал Центральный комитет и выпустил манифест, в котором говорилось о целях партии. 17 июля — 10 августа 1903 г. в Брюсселе — Лондоне прошел II съезд РСДРП. На нем была утверждена программа партии (опубликованная в июне 1902 г. в газете «Искра»), выражавшая как ближайшие задачи пролетариата на этапе буржуазно-демократической революции (программа-минимум), так и конечную цель, которую можно достигнуть при победе социалистической революции (программа-максимум). На съезде развернулась ожесточенная борьба вокруг организационных принципов партии. Ленин и его сторонники рассматривали партию как организационное целое, где обеспечивается единство действий всех ее членов и высокая дисциплина. Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) предлагал принимать в партию всех желающих, не требуя от них вхождения в одну из ее организаций и не стесняя партийной дисциплиной (была принята формулировка Мартова). Сторонники Ленина, получившие большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называться большевиками, сторонники Мартова — меньшевиками. Лидерами фракции меньшевиков были Л. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов.
Серьезными противниками социал-демократов были легальные марксисты (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.).
Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами (в легальных журналах «Новое слово», «Мир Божий», «Начало», «Научное обозрение», «Жизнь»), критикуя народничество.
В 1894 г. была выпущена книга П. Б. Струве, где изложены основные взгляды на пути развития России. Ленин подверг критике систему взглядов легальных марксистов в статье «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895).
В 1901 г. образовалась партия социалистов-революционеров (эсеры). О ее создании было официально объявлено в 1902 г., программные документы приняты в 1905 г. Лидеры: М. В. Чернов, А. Р. Гоц, Н. Д. Авксентьев, Б. В. Савинков и др. Печатные органы: газета «Революционная Россия», журнал «Вестник революции».
Эсеры не отделяли рабочий класс от крестьянства (рабочие, крестьяне и интеллигенция, по их мнению, составляли так называемый трудовой класс). Главную силу революции они видели в крестьянстве, главным вопросом революции считали земельный вопрос. Тактика эсеров в политической борьбе складывалась из пропаганды и индивидуального террора.
? Как вы считаете, была ли возможность образования единого левого фронта из партий социалистической ориентации? Почему?
9. Ознакомьтесь и прокомментируйте.
Из программы РСДРП:
1. Отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство, как на податное сословие. 2. Отмены всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. 3. Возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей; конфискации с этой целью монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской фамилии, а равно обложения особым налогом земель землевладельцев-дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой; обращения сумм, добытых этим путем, в особый народный фонд для культурных и благотворительных нужд сельских обществ. 4. Учреждения крестьянских комитетов: а) для возвращения сельским обществам (посредством экспроприации или — в том случае, если земли переходили из рук в руки, — выкупа государством за счет крупного дворянского землевладения) тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для их закабаления; б) для передачи в собственность крестьян на Кавказе тех земель, которыми они пользуются, как временнообязанные, хизаны и пр.; в) для устранения остатков крепостных отношений, уцелевших на Урале, на Алтае, в Западном крае и в других областях государства. 5. Предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.
Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX в. — М., 1995. — С. 50.
Из программы партии эсеров:
3) В вопросах переустройства земельных отношений П. С. Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне, партия будет стоять за социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование резервным земельным фондом и т. п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т. е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путем специального обложения, — должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узко местное значение (обширные леса, рыбные ловли и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
Там же. — С. 145.
? Найдите общее в программах РСДРП и эсеров по крестьянскому вопросу. Какая программа, по-вашему, была более реалистичной? Докажите свой ответ.
10. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, выясните, какие программы по национальному вопросу предлагали эсеры и социал-демократы.
На основе данных текстов учащимся предлагается заполнить таблицу
Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения | Эсеры | Меньшевики | Большевики |
Когда выразили свое отношение к революции |
|
|
|
Как определили характер революции |
|
|
|
Как определили цели революции |
|
|
|
Как определили движущие силы революции |
|
|
|
Как определили свою цель в революции |
|
|
|
Какой метод достижения цели избрали |
|
|
|
Как определили свое отношение к другим левым партиям |
|
|
|
Как определили свое отношение к Думе |
|
|
4 этап урока. Возможно использование «Метод пилы» .
Ученики делятся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по следующему плану:
Работа в группах
1. Докажите, что события 1905—1907 гг. представляют собой «революционный разлом».
2. Сформулируйте итоги революционного кризиса.
3. Охарактеризуйте значение революции.
4. Сделайте вывод о внутриполитической ситуации в стране.
По завершении работы — обмен ответами, обсуждение и выбор правильной и полной версии ответа на задания.
5 этап урока. Основные выводы. Рефлексия.
Источники и литература:
1. Иванова, Н.А. Феномен российской многопартийности [Текст] / Н.А. Иванова // Россия в начале XX в. – М.: Новый хронограф, 2002. – С. 396 – 430.
2. История политических партий России: учебник для студентов вузов [Текст] – М.: Высшая школа, 1994.
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст]: в 2 т. Т.2. / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2008. – С. 265 –314.
4. История России ХХ – начала ХХI вв. [Текст] / под ред. А.В. Милова. – М.: Экспо, 2006. – С. 112 – 165.
5. Манифест 17 октября 1905 г. (Извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие [Текст] / сост. Ю.П. Титов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – С. 256 – 257.
6. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – С. 613 – 644 (см. 4-е изд. 2008 г.).
7. Павлов, С. Опыт первой революции. Россия. 1900 – 1907 [Текст] / С. Павлов. – М.: Академический проспект, 2008.
8. Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы: курс лекций [Текст] – Томск: dart, 2007. – С. 90 – 114.
9. Петров, Ю.А. 1905 год: пролог Гражданской войны [Текст] / Ю.А. Петров // Россия в начале XX в. – М.: Новый хронограф, 2002. – С. 354 – 395.
10. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия [Текст] – М.: РОССПЭП, 1996.
11. Политические партии России: история и современность [Текст] – М.: РОСПЭН, 2000. – С. 67 – 229.
12. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов [Текст] / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 231 – 265.
13. Шумилов, М.И. История России: конец ХIХ – начало ХХI века: учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 41 – 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "И будет помнить вся Россия...", 9 класс
Конспект открытого урока по истории России для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку истории по теме "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" для 7 класса.
Презентация к уроку истории по новому учебнику "История России" 7 класс под редакцией А.В.Торкунова Москва "Просвещение", 2016 год....
Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.
Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н...
Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"
Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...
презентация к уроку истории 9 класс "Экономическое развитие России"
методический материал для учителя истории в 9 кассе к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю...
ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»
План урока истории по теме «Внешняя политика России в эпоху Екатерины Второй»...
Урок истории "Отмена крепостного права в России"
Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...