Оптимизация процесса обучения через ИКТ
статья по истории на тему
Теоретическая подборка материала по теме использования ИКТ в учебно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optim.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация процесса обучения через ИКТ
Красноперова Л.Н.
Зам. дир. по УВР
В области педагогики в 70-80-х годах, появилось еще одно направление поиска в дидактике— оптимизация процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг “Школа без второгодников!”, утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.
Оптимизация (от лат. optimus — “наилучший”) в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.
Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.
Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.
Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
1.Комплексное планирование и конкретизация задач обучения школьников
2. Выделение главного, существенного в содержании обучения. Выбор оптимальной логической последовательности изучения темы
3. Выбор оптимальной структуры урока
4. Выбор рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля
5. Выбор рационального сочетания форм обучения с целью его дифференциации
6. Выбор рационального темпа обучения
7. Создание благоприятных условий обучения
8. Анализ оптимального решения поставленных задач обучения
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.
Оптимизация процесса обучения через ИКТ
Один из вариантов оптимизации процесса обучения через внедрение ИКТ. И хотя к настоящему времени накоплен огромный опыт компьютерного обучения, он осмыслен далеко неоднозначно. Два десятилетия работ в этой области не обеспечили массового внедрения каких-либо обучающих систем в учебные заведения. Ясно одно, что внедрение ИКТ в обучение — революционизирующий процесс. Это можно более четко понять, выделив и проанализировав те преимущества, которые уже сейчас дает компьютерное обучение в совершенствовании учебной деятельности обучаемых и работы самого обучающего.
Компьютерное обучение оказывает заметное влияние на содержание образования, на взаимодействие основных участников учебно-воспитательного процесса— учителя и ученика, на цели и задачи современного образования. При этом не должно быть заблуждения, что сам компьютер диктует методы и содержание обучения и обеспечивает более полноценную организацию учебной деятельности обучаемых.
Приведем перечень того нового, что привнесло внедрение компьютера в учебный процесс. Он не закончен и его можно продолжить.
1. Интерес учащихся к вычислительной технике неизбежно приводит к высокой мотивации процесса обучения с помощью ИКТ.
2. Ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них появляется раскованность, повышается общая, компьютерная и языковая культура.
3. Трудно переоценить значение компьютера в индивидуализации обучения. Хорошая программа позволяет приводить в соответствие уровень трудности заданий и реальные возможности ученика.
4. Есть также возможность обеспечить непосредственную обратную связь — на экране могут появляться поощряющие или корректирующие замечания.
5. Компьютер выступает в роли терпеливого репетитора, который может указать на ошибки и направить на правильный ответ. Он повторяет это снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
6. Компьютер особенно эффективен для обеспечения упражнений и тренировок, причем может это делать в занимательной и разнообразной форме.
7. Немаловажно, что компьютер может предъявить итоговое резюме (адресованное как учителю, так и ученику), оценивающее работу ученика, что позволяет оценить и проследить динамику усвоения материала учениками.
8. Для школьников, работающих на компьютере, имеют значение движение, цвет, звук, шрифты и размер символов, что открывает новые возможности для усвоения материала (выделения главного и второстепенного, эмоционального восприятия и др.).
9. Учитель получает гораздо большую свободу для собственного учебного процесса, не отвлекаясь на организационные задачи, освобождаясь от рутинной работы. Это высвободит время для творческой части работы учителя.
10. Обеспечивается развитие алгоритмического мышления учащихся, совершенствование познавательных процессов.
11. Средство коммуникации – сайт, почта, форум, телеконференции и т.п.
Как видим, ИКТ в учебном процессе требуют создания другой организационной формы обучения, нежели урок. Они изменяют методы и приемы проведения занятий, создают иное качественное состояние учебного процесса. Обучение с помощью компьютера изменяет функции учителя, меняет соотношение между прямым и опосредованным воздействием на учащихся.
Учителя школы охотно включаются в работу по внедрению ИКТ в учебный процесс. Большинство из них применяют мультимедийные презентации, электронно-образовательные ресурсы, осваивают интерактивную доску, выходят в сеть Интернет. В нашу школьную жизнь уже входит дистанционное обучение. Учителя создают свои сайты и планирует проводить дистанционно уроки и проверку заданий. Организовывают «Интернет сообщество класса», где на форуме учащиеся и учитель ведут диалоги.
Компьютеры как средства обучения накладывают отпечаток на мыслительную деятельность учителей и учеников, их эмоциональное состояние, изменяют психологическую нагрузку, характер самостоятельной и учебной работы. Учебный процесс при этом упрощается, а в какой-то степени и усложняется. Но основное — он изменяется принципиально. Учебный процесс с компьютером — это совсем не тот процесс обучения, где этого средства нет. При этом обращаем внимание на то, что при использовании ИКТ в обучении нельзя потерять коллективный и иногда соревновательный характер обучения. Это означает, что, индивидуально работая за компьютером, учащийся должен иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих товарищей.
Важно понять, что апробирующая, в известной степени стихийная стадия, развития процесса компьютеризации системы образования постепенно подходит к концу, и эта тенденция будет проявляться интенсивно.
Нет сомнения, что содружество инженеров, педагогов, психологов, физиологов, математиков и представителей других наук приведет к созданию новой техники обучения, которая будет помогать учиться, думать, действовать, пробуждать глубокий интерес к освоению богатств человеческого познания.
Внедрение в школу все более совершенных машин и программ приведет к тому, что учащиеся за более короткие промежутки времени будут усваивать содержание учебных предметов значительно глубже, чем сейчас, что машина раздвинет рамки познавательных возможностей учащихся.
Компьютеризация, информационные технологии обучения уже стали частью повседневной реальности и ждут своего дальнейшего развития и совершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: " Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"
Презентация обобщения опыта работы по теме: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"...
Проектная работа: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"
Организация зачётной системы обучения в вечерней школе...
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"
Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроке английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...
Возможности использования ментальных карт на уроках истории для оптимизации процесса обучения
Материалы представлены на Городских педагогических чтениях. Дана краткая история появления технологии, ее суть, применение в процессе обучения....
Исследовательская работа «Обучение грамматическому аспекту английского языка как средство оптимизации процесса обучения».
обобщение и углубление знаний по обучению грамматике в курсе средней школы....