Урок на тему: "Иосиф Виссарионович Сталин. Почему в XXI веке его имя занимает одно из ведущих мест в рейтинге лучших правителей России?"
план-конспект урока истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №66.
Конспект открытого урока по истории
на тему: «Иосиф Виссарионович Сталин. Почему в XXI веке его имя занимает одно из ведущих мест в рейтинге лучших правителей России?».
Подготовила и провела:
преподаватель истории
Варламова Елена Валериевна
г. Шатура.
2012г
Тема урока: "Иосиф Виссарионович Сталин. Почему в XXI веке его имя занимает одно из ведущих мест в рейтинге лучших правителей России?"
Тип урока: проблемный, повторительно-обобщающий.
Цель: Разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Образовательная -
а) систематизировать и углубить знания учащихся; создать целостную картину периода; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов;
б) развивать умение работать с историческими источниками.
2. Развивающая -
а) развитие умения занимать свою позицию по отношению к факту истории;
б) развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
в) формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
г) умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям
3. Воспитательная -
а) развитие культуры ведения спора, диспута, дискуссии (развитие умения слушать и слышать);
б) способствовать психологическому погружению учащихся в изучаемую эпоху;
в) воспитание гражданина своей страны, знающего свою историю и имеющего о ней своё собственное мнение.
Оборудование урока:
- карта "СССР в период 1924 - 1941 гг."
- презентация "Сталин и его время"
- исторические документы данного периода
- высказывания разных исторических деятелей по отношению к И. В. Сталину
Методы и приёмы урока:
- метод проблемного изложения
- частично поисковый метод
- словесный метод
- наглядный метод
1) прием психологического погружения учащихся в изучаемую эпоху
2) приёмы умственной деятельности учащихся:
- анализ исторических документов
- обобщение причин, выявление значения событий
- построение причинно-следственных связей явления
- отделение главного от второстепенного
- обоснование своих выводов фактами
Ход урока.
Мотивация.
Вступительное слово учителя:
Имя И.В. Сталина у всех на слуху. Вряд ли в нашей стране найдется человек, который не знает к то такой Сталин. Его личность вызывает многочисленные споры в общественных и научно исторических кругах. Наверное именно поэтому в рейтинге «Лучшие правители России за последние 1000 лет» Иосиф Виссарионович занимает 1 и 3 место. Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: «Почему имя И.В. Сталина так популярно в XXI в.?». Урок пройдет в форме круглого стола, так называемой встрече без галстуков, где каждый из участников выскажет свое мнение и даст аргументированную оценку личности Сталина. И надеюсь, правилом нашей дискуссии не будет высказывание У. Черчилля : «Когда у человека не хватает аргументов он переходит на крик.».
Проблематизация:
Итак, предлагаю начать наш круглый стол с рассмотрения И.В. Сталина как человека, государственного деятеля и политика. Под каким знаком он останется в истории и сердцах людей?
Повторение и обобщение
Урок начинается с характеристики личности И.В.Сталина, которую дает один из учащихся (заранее готовит сообщение) и просмотра презентации «И.В.Сталин- человек и политик.». Затем заслушиваются сообщения учащихся с последующим их обсуждением.
Темы докладов учащихся:
№ п/п | Тема доклада |
1 | Биография Сталина |
2 | Победа в ВОВ заслуга Сталина или народа? |
3 | Сталин – вождь народа, культ личности |
4 | Сталинские репрессии |
5 | Достижения сталинской индустриализация |
6 | Коллективизация и ее итоги |
7 | Последние часы жизни Сталина |
8 | Сталин в оценках лидеров иностранных государств |
9 | Сталин в оценке глав СССР и России. Десталинизация. |
Вопросы для обсуждения:
- Какой вывод вы можете сделать об уровне образования И.В. Сталина?
- Почему получив образование в духовной семинарии Сталин в период своего руководства страной усилил репрессии в отношении церкви?
- В последнее десятилетие стал разрабатываться вопрос: Кто выиграл войну – Сталин или народ? Благодаря кому победил в ВОВ Советский Союз? Благодаря Сталину или, образно говоря, благодаря Василию Теркину, то есть русскому солдату? Благодаря мудрому руководству коммунистической партии или благодаря неслыханному героизму народа?
- Какими наградами обладал Сталин и как вы считаете, заслуженно ли?
- Примерный ответ учащегося: Во время войны Сталин был награждён двумя орденами «Победа» и орденом Суворова 1-й степени. 6 марта 1943 года Сталину было присвоено звание Маршала Советского Союза. 26 июня 1945 года за военные заслуги («руководившему борьбой с гитлеровской Германией») Сталин был удостоен звания Героя Советского Союза, 27 июня 1945 Сталину было присвоено специально введённое днём ранее высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.
5. Известна оценка, данная Сталину в книге маршала Советского Союза Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления»:
«Могу твёрдо сказать, что И. В. Сталин владел основными принципами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими со знанием дела, хорошо разбирался в больших стратегических вопросах… В руководстве вооружённой борьбой в целом И. В. Сталину помогали его природный ум, опыт политического руководства, богатая интуиция, широкая осведомлённость. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, оказать противодействие врагу, провести ту или иную наступательную операцию. Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим».
Вы доверяете такой оценке Сталина Жуковым?
- Мы с вами знаем, что в сталинский период была создана мощная индустриальная база страны, были открыты и освоены нефтяные месторождения, появились новые отрасли промышленности. К концу 1930-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции. К 1938г. его доля в мировом промышленном производстве достигла 14,1%. Это обеспечило СССР второе место в мире по развитию индустрии (после США). Благодаря чему Советскому Союзу удалось достичь таких успехов в развитии промышленности.
- Как уходил из жизни Сталин? Как его хоронили советский народ?
Примерный ответ учащегося: Новость о смерти Сталина повергла страну в шок. Похороны назначили на 9 марта 1953 года. Трое суток днем и ночью люди стояли в многокилометровой очереди, чтобы попасть в колонный зал дома Союзов. В день похорон очередь превратилась в неуправляемую толпу. Затоптанных - десятки, сотни или даже тысячи. Историки до сих пор не знают, сколько человек погибло в той страшной давке.
"Умер после тяжелой болезни"- это официальная версия. Но слухи о том, что Сталина убили, поползли, когда он был еще жив. Историк Николай Добрюха уверен, что Сталина отравили. Причем на несколько дней раньше, чем объявили о смерти. Конечно, это предположение, которое еще никто не доказал. Известно одно, 4 марта в 22.45 на ближней даче в Кунцево в столовой охранники нашли лежащего на полу Сталина. В 3 ночи на дачу прибыли члены президиума ЦК - Маленков, Хрущев и Берия. Врачи появились только 5 марта в 9 утра, а потом приехали и дети Сталина – Василий и Светлана.
Через месяц после смерти вождя Василия Сталина приговорили к 8 годам тюремного заключения за антисоветскую пропаганду. В 1967 году Светлана Алиллуева уехала из страны и попросит политическое убежище в США. В одном из последних интервью она сказала: "Где бы я ни была - в США, Швейцарии, Индии, Австралии, я всегда буду политическим заключенным имени своего отца".
- Как Сталина оценивают лидеры иностранных государств?
Примерный ответ учащегося: Президент США Ф. Рузвельт о Сталине в 1943 году: «Этот человек умеет действовать. У него цель всегда перед глазами. Работать с ним — одно удовольствие. Никаких околичностей. Он излагает вопрос, который хочет обсудить, и никуда не отклоняется»[111].
Премьер-министр Великобритании У. Черчилль о Сталине в Палате общин 8 сентября 1942 года: «Это большая удача для России в её отчаянной борьбе и страданиях — иметь во главе великого и строгого военачальника. Он — сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах, против чего, я, воспитаный в Палате Общин, совсем не возражаю, особенно когда мне самому есть что сказать.»[112]. В начале ноября 1945 года Черчилль произнёс в Палате общин речь, в которой он, в частности, сказал: «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правившему судьбой своей страны во времена мира и победоносному защитнику во время войны.»[113][114]. Однако, уже 9 октября 1954 года в речи, произнесённой перед конференцией Консервативной партии, он сказал: «Сталин в течение многих лет был диктатором России, и чем больше я изучал его карьеру, тем более меня шокировали те ужасные ошибки, которые он допускал, и та крайняя жестокость по отношению к людям и массам, которыми он управлял. Сталин был нашим союзником в борьбе против Гитлера, когда Россия подверглась агрессии, но когда Гитлер был уничтожен, Сталин превратился в главную угрозу для нас.»
Французский лидер Шарль де Голль в интервью после смерти Сталина в марте 1953 года высказался: «Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел „приручать“ своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений. Сталинская Россия — это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено…»[115].
Рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер о Сталине 22 июля 1942 года: «И было бы глупо высмеивать стахановское движение. Вооружение Красной Армии — наилучшее доказательство того, что с помощью этого движения удалось добиться необычайно больших успехов в деле воспитания русских рабочих с их особым складом ума и души. И к Сталину, безусловно, тоже нужно относиться с должным уважением. В своем роде он просто гениальный тип. <…> А его планы развития экономики настолько масштабны, что превзойти их могут лишь четырёхлетние[~ 18] планы».[116].
8. Как оценивают Сталина главы СССР и России?
Примерный ответ учащегося: Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев на XX съезде КПСС в докладе «О культе личности и его последствиях», в частности, заявил: «Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.»[124]
Согласно позиции бывшего Президента СССР М. С. Горбачёва, «Сталин — это человек весь в крови».[125]
Президент России, Председатель правительства России В. В. Путин в 2009 году сказал: «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута». Вместе с тем Председатель Правительства России назвал имевшие место репрессии «неприемлемым» «способом управления государством»[126].
Бывший президент России Д. А. Медведев, говоря о Катынской трагедии, назвал это деяние преступлением Сталина: «С нашей стороны все оценки давно даны. Катыньская трагедия — это преступление Сталина и ряда его приспешников. Позиция российского государства по этому вопросу давно сформулирована и остаётся неизменной»[127]. Президент отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа… И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добилась успехов, то, что было сделано применительно к собственным людям, не может быть прощено»[128][129]. Согласно позиции Медведева, роль Сталина в победе в Великой Отечественной войне была «очень серьёзной», хотя Медведев считает, что войну «выиграл наш народ»[128].
Государственная Дума в своем заявлении «О катынской трагедии и её жертвах» от 26 ноября 2010 года признала, что расстрел польских офицеров под Катынью был совершён по прямому указанию Сталина и других советских руководителей. Против принятия заявления проголосовали депутаты от фракции КПРФ, которые настаивают на том, что утверждение о вине руководства СССР в катынской трагедии основано на сфальсифицированных документах[130]. По поводу версии о «фальсификации» документов президент России Д. A. Медведев 6 декабря 2010 года заявил следующее: «За это преступление отвечает Сталин и его приспешники. И у меня есть соответствующие документы, которые были получены из так называемой „особой папки“. Эти документы сейчас присутствуют и в интернете, они общедоступны со всеми резолюциями. Попытки поставить эти документы под сомнение, говорить о том, что их кто-то сфальсифицировал, это просто несерьёзно. Это делается теми, кто пытается обелить природу режима, который создал Сталин в определённый период в нашей стране».[131]
9. Так все же почему По данным опроса общественного мнения, проводимого Фондом «Общественное мнение» 18 — 19 февраля 2006 года, 47 % жителей России считали роль Сталина в истории положительной, 29 % — отрицательной.[110]. На протяжении опроса (7 мая — 28 декабря 2008) общественного мнения, организованного телеканалом «Россия» с целью выбора самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории, Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. В итоге Сталин занял третье место, уступив первым двум историческим личностям около 1 % голосов (см. «Имя Россия»)?
Подведение итогов:
Вывод: Этот спор не должен завершиться ни в чью пользу. Важно, что каждый из Вас имеет свою, уважаемую другими, точку зрения на деятельность исторической личности, на факты. Менталитет русского народа таков, что ему всегда был необходим сильный лидер, который "наведёт порядок".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
"Сталин глазами поэтов Серебряного века"
Урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой учащиеся должны найти ответ н...
Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольник
Особой формой общественной жизни дошкольника является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают ми...
Межкультурные барьеры, или почему русские и англичан, даже говоря на одном языке, не всегда понимают друг друга
Тема: «Межкультурные барьеры, или почему русские и англичан, даже говоря на одном языке, не всегда понимают друг друга»Тип занятия: бинарный урок (социальная психология – английский ...
"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа №1056...
Классный час, как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя.
Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окруж...
"Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущих условий повышения качества обучения»
Выступление на педсовете: "Формирование учебной мотивации школьников как одно из ведущихусловий повфшение качества знаний"...