Рим при Нероне
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Цель урока:1. на основе изучаемого фактического материала сформировать умение работаты с историческими источниками, давать оценку исторической личности 2. Продолжить работу по развитию критического мышления, способствовать формированию положительных нравственных ценностей у ребёнка. Вид: эвристическая беседа с элементами лабораторной работы Метод обучения: эвристический Технология: технология развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rim_pri_nerone.doc101 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc51 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Рим во времена Нерона

Урок истории в 5 классе

Цель: на основе изучаемого фактического материала формировать умение работать с историческими источниками, давать оценку исторической личности, развивать критическое мышление, способствовать формированию положительных нравственных ценностей у ребёнка.

Вид: эвристическая беседа с элементами лабораторной работы

Метод обучения: эвристический

Технология: технология развивающего обучения

План урока

  1. Актуализация темы. Постановка вопроса « Портит ли неограниченная власть правителя  государства?» ( на него отвечаем в конце занятия)
  2. Сочинение Светония как исторический источник:

а) освещение начала правления Нерона.

б) освещение второй половины императорства Нерона( учитель)

2.3. выявление причин перехода Нерона к тирании.

3. Пожар Рима и гибель христиан – закономерный этап деятельности императора?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Актуализация темы.

Учитель:

- Перенесёмся в июльскую ночь 64-го года. Гигантский город, вечный город, как называли его сами жители, превратился в грохочущий вулкан. По ночам было видно, как колонны Колизея раскаляются и светятся красноватым светом. Тысячи костров вокруг Рима, зажженные потерявшими кров людьми, напоминали человеку, наблюдавшего гибель города, враждебный лагерь. Кто же Он, с восхищением созерцавший пожар Рима?

Возможные ответы:

- Варвар, вождь варваров. Варвары могли поджечь безуспешно осаждаемый город, теперь радоваться его гибели.

- Царь парфян, ведь известно то, что римляне долгое время сражались с Парфянским царством.

- Раб. Горящий город уничтожил его тюрьму, и он, раб, теперь свободен.

Учитель:

- На самом деле стоявший на балконе и наблюдавший гибель города человек – император Рима Нерон. Тема урока: «Рим во времена Нерона», т.е. в 60-е годы I века. О чём мы узнаем на уроке?

Возможные ответы:

- Познакомимся с деятельностью Нерона, порядками и законами, которые он ввёл.

- Узнаем: больше отрицательного или положительного было в деятельности императора    

Учитель                                                                                                                                          -  определим, согласны ли вы с утверждением, что неограниченная власть портит правителя

2. Сочинение Светония как исторический источник.

Учитель:

- Среди античных правителей Нерон – фигура незаурядная, неоднозначная. Чем же он себя прославил? Великими победами подобно Ю.Цезарю или мудрыми законами подобно греческому правителю Солону? Подумайте, из каких исторических источников мы могли бы получить информацию о периоде императорства Нерона?

Возможные ответы:

- Это могут быть статуи императора, остатки сооружений, построенных по его приказу, например, стадион, театр, водопровод.

- Законы, изданные правителем.

- Легенды, воспоминания современников, посвященные Нерону.

     2.1. Освещение начала правления Нерона.

Учитель:

- Исторические сочинения – один из важнейших источников. Ознакомьтесь с отрывками из сочинений современника Нерона, писателя Светония, характеризующего начало его правления. Прокомментируйте прочитанное.

Работа с источником – 4 минуты.

Возможные ответы:

- Нерон хотел быть хорошим правителем, как Август. Он даже облегчил жизнь народа, сократив налоги.

- Он не был жестоким: не хотел подписывать смертные приговоры. Он любил мать, значит, был способен любить и других людей.

- Нерон стремился быть честным: сократил награды доносчикам.

- Император заботился о народе: устраивал для него развлечения, игры.

- Нерон должен быть мудрым правителем, ведь его воспитывал и помогал ему управлять философ Сенека.

     2.2. Освещение второй половины императорства Нерона.

Учитель:

- Однако есть   вторая часть документа –Светония, посвящённые второй половине правления Нерона. Кроме того есть работа историка Тацита, детство которого прошло в правлении Нерона, рассказ о казни рабов и пожаре Рима                                   Работа с документом. Прокомментируйте.

Возможные ответы:

- Император изменился в худшую сторону. Он стал жестоким – расправился с матерью …

- Он растрачивал  казну по своей же вине на зрелища и завоевание любви у народа, а теперь ищет незаконные способы её пополнения.

- Он стал подозрительным, казнил невиновных людей, как в случае с рабами..

- Нерон не терпел советов, принудил к самоубийству Сенеку.

     2.3. Выявление причин перехода Нерона к тирании.

Учитель:

- Итак, речь в первом и втором документах идёт об одной и той же личности – императоре Нероне. Чем же можно объяснить противоречия в его поступках и деятельности?

Работа в микрогруппах – 4 минуты.

Возможные ответы:

- Нерон стал императором не вполне законно и боялся быть свергнутым или убитым, как и его предшественники. Отсюда и подозрительность,  и коварство.

- Император оказался слабым хозяином, и он пытается пополнить казну за счёт убийств богатых людей.

- Нерон со временем почувствовал вкус к власти, и ему доставляло удовольствие решать судьбы людей, как бы быть Богом.

- Полюбив власть, он разлюбил советчиков и всех, кто его хотя бы немного критиковал, Нерон казнил.

- Само время, эпоха Нерона были жестоким. Нравы римлян были жестокие, развлечения – кровавые. Даже римские боги участвовали в кровопролитии, воюя друг с другом. Чему же удивляться: Рим получил «достойного» правителя.

Учитель:

- Многие из вас полагают, что Нерона испортила сама власть. Вкусив её, человек, даже хороший изначально, меняется в худшую сторону. Но можем мы утверждать, что власть обязательно разлагает личность правителя?

Возможные ответы:

- Власть всегда портит человека. Даже талантливый полководец Юлий Цезарь, получив ту самую власть над людьми, государством стал называть себя императором, восседал по-царски и на царском троне.

- Власть отрицательно влияет на человека. А. Македонский и «Илиаду» читал, и у Аристотеля учился, а как только завоевал огромные территории, так и стал называть себя Богом, требуя почестей, поклонения.

- Я не согласен. Не всегда власть портит политика. Солон, афинский архонт, всегда был честным. Он убрал долговые камни с полей бедняков,  не о себе заботясь. А народные трибуны братья Гракхи погибли за дело плебса, пытаясь вернуть ему землю.

- Во время Нерона коварство, интриги были нормой жизни государственных лиц. Не один Нерон был жесток, даже Сенека (философ) плёл кровавые интриги.

Учитель:

- Многие исторические личности заслужили прозвища либо от историков, либо от своего народа: Ярослав Мудрый, Карл Смелый, Ричард Львиное Сердце, Святополк Окаянный… Исходя из информации, полученной вами из источников, придумайте Нерону достойное прозвище.

        

Учитель: 

В своих рассуждениях и объяснениях по поводу прозвища императора Рима вы, в основном подчеркивали негативные поступки, отрицательные качества личности Нерона. Таким образом, у вас уже сформировалось мнение, каким должен быть политик, глава государства. Выскажите, аргументируя, свою точку зрения, желательно, используя исторические аналогии.

Возможные ответы:

-Глава государства должен быть смелым и талантливым военачальником, как, например, А. Македонский или спартанский царь Леонид. Но он не должен сравнивать себя с Богом.

-Руководитель страны должен быть мудрым, как Соломон и трудолюбивым, как Петр I

-Он должен быть образованным, стремиться к знаниям, как, например, Ярослав Мудрый, потому что в книгах можно найти ответы на многие вопросы.

4.Подведение итогов урока:

Учитель:

-Поступки, деяния Нерона подвели к логическому концу. Восстали провинции, недовольные налоговым гнетом. Сенаторы воспользовались возможностью избавиться от мстительного, коварного императора, низложили его и принудили покончить с собой. Такова учесть многих диктаторов. Каковы же итоги правления  императора Нерона? О чем вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: параграф 55



Предварительный просмотр:

Часть 1

… Трех месяцев Нерон потерял отца; …  На одиннадцатом году он был усыновлен Клавдием и отдан на воспитание Сенеке, тогда уже сенатору… В день совершеннолетия он был представлен народу и обещал плебеям раздачу, а воинам подарки;

        …Нерон  объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость. Обременительные подати он или отменил или умерил. Награды доносчикам по Папиеву закону он сократил вчетверо. Народу он роздал по четыреста сестерциев на человека, сенаторам из знатнейших, но обедневших родов назначил ежегодное пособие, иным до пятисот тысяч, преторианские когорты на месяц освободил от платы за хлеб.

 … Когда ему предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: "О если бы я не умел писать!" Граждан из всех сословий он приветствовал сразу и без напоминания. Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить".        

... В гладиаторской битве, устроенной в деревянном амфитеатре близ Марсова поля - сооружали его целый год, - он не позволил убить ни одного бойца, даже из преступников…

…. Правя суд, он отвечал на жалобы только на следующий день и только письменно. Следствия вел он обычно так, чтобы вместо общих рассуждений разбиралась каждая частность в отдельности с участием обеих сторон.

         …Городские здания он придумал сооружать по-новому, чтобы перед домами и особняками строились портики с плоскими крышами, с которых можно было бы тушить пожар; возводил он их на свой счет. Собирался он даже продлить городские стены до Остии, а море по каналу подвести к самому Риму.

 … Многие строгости и ограничения были при нем восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок; в харчевнях запрещено продавать вареную пищу, кроме овощей и зелени - а раньше там торговали любыми кушаньями; запрещены забавы колесничных возниц, которым давний обычай позволял бродить повсюду, для потехи обманывая и грабя прохожих;



Предварительный просмотр:

  Часть 2

. .. Когда он пел, никому не дозволялось выходить из театра, даже по необходимости. Поэтому, говорят, некоторые женщины рожали в театре, а многие, не в силах более его слушать и хвалить, перебирались через стены, так как ворота были закрыты, или притворялись мертвыми, чтобы их выносили на носилках…

… Наглость, распущенность, скупость, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения, но уже тогда всем было ясно, что пороки эти - от природы, а не от возраста. Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шапку и шел слоняться по кабакам  или бродить по переулкам. Забавы его были не безобидны: людей, возвращавшихся с ужина, он то и дело колотил, а при сопротивлении наносил им раны и сбрасывал их в сточные канавы; в кабаки он вламывался и грабил…

. .. Ни одного платья он не надевал дважды. Рыбу ловил позолоченной сетью из пурпурных и красных веревок. А путешествовал не меньше чем с тысячей повозок: у мулов были серебряные подковы, на погонщиках -  канузийское сукно, а кругом - толпа скороходов и мавританских всадников в запястьях и бляхах.

… На эти безумные расходы толкала его не только уверенность в богатстве империи, но и безумная надежда отыскать под землей несметные клады…

Мать свою невзлюбил он за то, что она следила и строго судила его слова и поступки .Он лишил ее всех почестей и власти, отнял воинов и германских телохранителей, отказал ей от дома и изгнал из дворца;  Наконец, в страхе перед ее угрозами и неукротимостью, он решился ее погубить.

…После этого он казнил уже без меры и разбора кого угодно и за что угодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рим при императоре Нероне

Данная презентация может быть применена на уроках истории в 5 классах...

Викторина по императору Нерону 5 класс

В презентации вы можете видеть абсолюно адаптированную викторину для учеников 5 класса про императора Нерона. Вначале приводится сетка вопросов по разным темам и по разному уровню сложности. Везде при...

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Рим при императоре Нероне"

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Рим при императоре Нероне"...

В Риме при императоре Нероне

Презентация по истории Древнего Рима 5 кл....

Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)

На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в исто...