Урок истории для 6 класса "Владимир Святославич".
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Урок раскрывает темы правления Владимира Святославича и принятия христианства на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chertkova_a.a.___6_klass.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель истории
I квалификационной категории
Черткова Ольга Александровна
Владимир Святославич. Принятие христианства.
Цели:1. Познакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.
2. Определить причины и значение принятия христианства.
Задачи: Продолжить работу с картой, историческими терминами.
Продолжить формировать умение работать с текстом,
выделять причинно – следственные связи,
работать с документом, описывать события по картине.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: проблемный
Этапы урока.
- Проверка д/з.
- Постановка проблемы. Объяснение нового материала.
- Решение проблемы. Закрепление.
Проверка д/з: формы работы - фронтальный опрос, задания в р/т, карточки для слабых учеников.
Карточка.
Сопоставьте даты и события:
1. правление Олега в Киеве а. 912- 945 гг.
2. правление княгини Ольги б. 882 -912 гг.
3. Правление Игоря в. 945 – 957 гг.
На прошлом уроке мы с вами говорили о деятельности первых русских князей. Давайте вспомним материал. Вопросы для фронтального опроса.
1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение? (Рюрик)
2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть? (Олег)
3. Хронологические рамки правления князя Олега? (882-912)
4. Князь, убитый древлянами? (Игорь)
5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа? (Ольга)
6. Князь, правивший в 957-972 г.г (Святослав)
7.Что было общего в деятельности первых русских князей?
Проверка заданий в Р/Т.
Изучение нового материала.
Слово учителя. После гибели Святослава недолго его сыновья жили в мире. Каждый мечтал стать единоличным господином Руси. Между ними началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославович. Владимир был побочным сыном Святослава его наложницы Малуши.
Запись в тетради: 980- 1015 гг. – правление князя Владимира.
Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и двух его сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове» (Памятники литературы Древней Руси XI - нач. XII в., - М., 1978. – Кн. 2. – С.95).
Его грехи ещё долго можно перечислять. Но вот что любопытно: никакого другого князя не любили и не помнили так долго на Руси, как князя Владимира. В Былинах народ прозвал его Ласковым и Красным Солнышком, а христианской церковью был канонизирован.
Проблема: Князь Владимир убивал родственников, прелюбодействовал, отличался многоженством – и вдруг народ сравнивает его с солнцем, а церковь производит в святые. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поближе познакомимся с деятельностью Владимира Святославовича.
Цель нашего урока - познакомиться с внутренней и внешней политикой Владимира.
В конце урока предлагаю каждому постараться сформулировать ответ на вопрос «За что народ прозвал князя Владимира Красно Солнышко?
План урока.
1.Начало правления князя Владимира.
2. Внешняя политика.
3. Причины принятия христианства.
4.Крещение Руси.
5.Русская православная церковь.
6.Значение принятия христианства.
№ | Вопросы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Начало правления князя Владимира. | Рассказ учителя Работа с анимированной картой. | Работа с картой. |
2 | Внешняя политика | Работа с картой. Сообщение. | Сообщение «Создание оборонительных рубежей» |
3 | Причины принятия христианства | Работа с учебником. | Сообщение «попытки реформирования христианства». Заполнить схему в р/т |
4 | Крещение Руси | Работа с иллюстрацией и документом в учебнике | Ответы на вопросы. |
5 | Русская православная церковь. | Схема | Записать термины в тетрадь |
6 | Значение принятия христианства. | Заполнить таблицу в Р/ Т |
- Начало правления князя Владимира Святославича .
Обычно, когда умирал сильный киевский правитель, многие племена, бывшие союзники и данники Киева, возвращались к независимости. Основной задачей, вставшей перед Владимиром, было наведение порядка в своем государстве, объединение восточнославянских земель вокруг Киева. Ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить вятичи и радимичи. А племя волынян захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть польский король.
РАБОТА С КАРТОЙ. В результате 2-х летней войны Владимир возвратил вятичей под власть Киева
В 984 году разгромил радимичей.
В 981 году отвоевал у польского короля земли волынян.
ВЫВОД: Т.О. Под властью киевского князя оказались все восточнославянские племена.
- Как это отразилось на жизни восточнославянских племен?
- Внешняя политика.
Владимир возглавил поход в волжскую Булгарию. Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для Руси условиях.
При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981 году Владимир отвоевал земли волынян.
СООБЩЕНИЕ. На юге русские земли очень сильно страдали от набегов печенегов.
Степи Нижнего Приднепровья во второй половине 10 века превратились во враждебную Руси территорию. Оттуда нападали на русские села и города печенеги. Они захватывали имущество и людей, жгли дома. Поэтому Владимир сосредоточил все силы на обороне от кочевников. Он построил систему оборонительных рубежей, состоявшую из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек.
Так возник , к примеру, Белгород. Всего создали четыре линии обороны. Все южные городки располагались на расстоянии 15-20 километров друг от друга. С высоких сторожевых башен степь просматривалась на десятки километров. Завидя нериятеля, дежурившие на башне разводили костры, которые были видны на соседней, боле северной заставе. Там поступали также. В считанные часы огненный телеграф доносил сигнал тревоги до Киева. Князь выводил большую дружину, и враги уходили ни с чем. Часто русские войска совершали походы в земли печенегов. Много бед кочевникам причиняли и нападения богатырей, что выезжали в степь за славой.
Но Владимир понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в религии.
- Какую религию исповедовали славяне? (язычество)
- Что такое язычество? (многобожие)
- Каким богам поклонялись славяне? (Перун – бог грома и молнии, Стрибог – повелитель ветра,
Велес- покровитель скотоводства, Макошь - божество плодородия, Ярило – бог солнца)
В начале своего правления Владимир предпринял попытку реформировать язычество.
СООБЩЕНИЕ. В 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. Он задумал сделать Киев религиозной столицей восточных славян. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов. Главным должен был стать Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золотыми усами. Результатами реформы Владимир остался недоволен. На местах люди по- прежнему чтили традиционных богов. Перун так и оставался главным богом лишь дружинников.
Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна. К тому же язычество затрудняло контакты с христианским миром, что мешало политическому и культурному становлению Руси.
Соседи славян исповедовали разные религии. (СЛАЙД)
Иудаизм
Ислам
Католичество
3. Причины принятия христианства.
Почему из всех религий Владимир выбрал именно христианство?
Раб с учебником. Стр 38-39 Выписать причины принятия христианства в Р/Т . Внутренние- прочитать, а международные дописать. Р/Т зад №3.
4.Крещение Руси.
Работа с иллюстрацией и с документом. Учебник стр. 42 ответить на вопросы к документу.
5. Русская православная церковь. (СЛАЙД) Работа со схемой.
6. Значение принятия христианства. Работа в Р/Т задание 4 , заполнить таблицу.
политическое | Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала на Русь особенно сильное влияние. |
международное | Древнерусское государство встало в один ряд с христианскими государствами Европы. |
нравственное | Принятие христианства изменило быт наших предков. Но она решительно запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и другие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим. |
культурное | Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. |
Закрепление.
О чем мы говорили сегодня на уроке?
В каком году было принято христианство?
Как назывался глава русской православной церкви?
За что в народе князя Владимира прозвали Красно Солнышко?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»
Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...
Презентация к уроку истории для 6 класса "Владимир Святославич".
В презентации раскрываются этапы правления Владимира Святославича. ...
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Конспект урока истории "Владимир Святославич. Принятие христианства"
Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.Продолжить формирование умения анализировать истор...
Урок по истории России «Владимир Святославич. Принятие христианства»
материал раскрывает внешнюю и внутреннюю политику князя Владимира....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...