Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizantiya_pri_yustiniane._borba_s_vneshnimi_vragami..rar | 991.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами.»
Автор материала: Антоненкова Анжелика Викторовна
учитель истории МОУ Будинской ООШ
Бельского района Тверской области
Цели: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;
- выявить особенности феодализма в Византии;
- развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;
- продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.
- воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.
Ход урока
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
1) устный ответ
2) задания на листочках.
А) Представления средневекового человека о мире.
Б) « Семь свободных наук».
В) Как изготавливалась средневековая книга.
Г) Средневековая литература.
3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)
- Особенности развития Византии.
- Власть императора.
- Юстиниан и его реформы.
- Войны Юстиниана.
- Вторжение славян и арабов.
- Борьба с внешними врагами.
4. Изучение новой темы.
1) рассказ учителя:
Особенности развития Византии.
395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.
Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.
- По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.
( сл. 4)
-Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.
( сл. 5) Особенности развития Византии:
- В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?
Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:
1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной
2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен
3) В городах существовали торговля и ремесло
4) Император имел возможность содержать армию и флот
5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов
- Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. ( сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь
( сл. 7) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.
Власть императора.
(выписать полномочия императора)
- о главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.
Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?
( сл. 8) Император обладал огромной властью:
1. Мог казнить подданных
2. Конфисковать их имущество
3. Смещать и назначать на должность людей.
4. Издавал законы
5. Был высшим судьёй.
6. Руководил армией.
7. Определял внешнюю политику
- В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.
( сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.
2) Работа с источником
с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.
3) рассказ учителя:
( сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.
Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].
Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.
В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя —восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.
( сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:
1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства
2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»
3) местная знать чинила произвол,
4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,
5) в городах часто проходили бунты,
6) наметился финансовый кризис.
- Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.
( сл. 12 – 13)
- « Единое государство, единый закон, единая религия».
- Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.
- Строил храмы и монастыри.
- Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.
- Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.
- Создал « Свод гражданского права»
- Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами. Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»
7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благотворительностью.
8. Снизил налоги.
9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.
10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.
11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:
А) становился солдатом
Б) уходил в монастырь
В) становился епископом.
Его нельзя было убивать.
12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.
13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.
( сл. 14) По словам историка Прокопия « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»
Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы ( 541 – 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.
( сл. 15) Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы —бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 % [1]
Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.
- Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.
( сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана:
1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей ( восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.
2) пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить с злоупотреблениями чиновников.
3) пытался примирить разногласия в христианской церкви
4) работа по учебнику
Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»
Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов
Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.
Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.
Борьба с внешними врагами:
- Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.
В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию, Южной Италии, Неаполя, Рима. Юстиниан посылал ему помощь дважды — первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.
Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части. Постепенно исчезали легионы и алы, которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды-нумерии численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.
Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв. В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов. Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте. Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.
Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично — как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи имародерства. Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,— в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.
- В 8 веке произошёл перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и отвоевали у них часть Малой Азии, области Сирии и Закавказье, острова Крит и Кипр.
- Постепенно они начали строить там свои владения, создавали отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы на стр. 60
6. Домашнее задание:
1. Параграф 6,рабочая тетрадь, вопросы к нему.
2( по желанию для сильных учеников) Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"
Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....
Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"
Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....
Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"
Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....
Разработка урока по истории Средних веков. Культура Византии. ФГОС.
Разработка урока по истории Средних веков " Культура Византии". В конспекте показаны основные этапы системно - деятельностного урока. Соответствует ФГОС....
«Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами».
Особенности развития Византии. В 395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная ги...
Урок по истории средних веков на тему "Возникновение и распад империи Карла Великого" 6 класс
Урок с акцентом на формирование "УУД"...
Презентация к уроку "Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами".
Презентация с заданиями к уроку "Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами" 6 класс....