Древний Восток. Урок для учащихся 5 класса.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Материал может быть использован для проведения повторительно-обобщающих уроков по теме "Древний Восток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_vostok.doc__urok_dlya_uchashchihsya_5_klassa.zip | 11.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Древний Восток»
Повторительно- обобщающий урок для учащихся 5 класса по истории древнего мира.
Составлен учителем истории и обществознания МАОУООШ д. Горки Мирошниченко Светланой Всеволодовной.
Цель урока: систематизировать и проконтролировать уровень знаний по указанной теме, продолжить формирование умения работать с исторической картой, составлять четкий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.
Оборудование: -Карта « Древний восток2
- Оформление доски- рисунки учащихся по данной теме.
- « черный ящик»
- правила поведения при работе в группах.
Форма проведения : урок – деловая игра, работа по группам.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание разделиться на три команды. Придумать название команд. Нарисовать эмблему. Придумать девиз.
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, сегодня мы с вами должны не просто повторить изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания по теме « Древний Восток»
Сегодня у нас соревнуются три команды: Мемфис, Вавилон, Библ.
Капитаны представляют свои команды. Показывают и объясняют суть эмблемы и девиза.
Все вместе повторяем правила работы в группах, напоминаем о доброжелательности по отношению друг к другу, необходимости критического отношения к мыслям, а не людям.
Жюри составлено из учащихся старших классов, которые будут подсчитывать баллы и подведут итоги.
Ход урока.
1задание Решение кроссворда по теме « древний Египет»каждая команда получает листок с заданием и в течение 3 минут решает кроссворд. Результаты передаются в жюри.
2 задание. Задание рассказать о географическом положении, природных условиях и занятиях населения трех стран: Древнего Египта, Древнего Междуречья, Индии.Задания команды получают по жребию.
3 задание. Проверяется знание дат. Все команда получают одно задание. Нужно соотнести дату и событие древней истории.
- постройка пирамиды Хеопса, разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае.
- Образование единого государства в Египте, взятие Вавилона персами, правление царя Хаммурапи.
- Завоевания фараона Тутмоса 111. захват Египта персами, образование единого государства в индии.
Даты: 221 г. до н.э.; 2600г до н.э.; 525 г. до н.э.; 1792-1750г.г.до н.э.; 3000г. до н.э.; 538 г. до н.э.; 1500 г.до н.э.; 612 г. до н.э. 300г. до н.э..
Работа с линией времени. Выполняют по командам следующие задания( задания команды получают по жребию):
- отметить на линии времени год образования единого государства в Египте. Отметить на линии времени завоевания фараона Тутмоса 111. какое из названных событий произошло раньше и почему?.
- Отметить на линии времени даты, связанные с правлением Тутмоса111 и Хеопса. Могли ли они что- либо знать друг о друге и почему? Объясните.
- Отметить на линии времени правление царя Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил данный царь? Могла ли существовать переписка Хаммурапи и Тутмоса 111? Объясните, почему вы так думаете?.
4 задание: составить рассказ по заданным словам ( Задания команды получают по жребию, на выполнение задания 5 минут):
- Азия, древняя Индия, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг. Джунгли, насекомые, змеи, хищники, деревни, рис, ячмень, хлопок, сахарный тростник.
- Хаммурапи, черный камень, законы, обвиняемый, суд, тонул, река, виноват, раб, свободный человек, наказание.
- ИЛ, разлив, Нил, Египет, фараон, Северный и Южный Египет, Мемфис, пехота, колесницы, Нубия.
Итоги работы сдаются в жюри. Оно оценивает работу по образцам.
6 задание: Нужно вписать недостающие слова в предложения ( задание по жребию для всех команд).Каждая команда должна дописать 4 предложения .
1.Столицу Ассирии, город ____________называли « логовищем львов»
- Ассирийцы впервые в военном деле стали использовать _______________
- Для разрушения вражеских крепостей ассирийцы впервые стали использовать ____________________
- Если путь войску преграждала река, ассирийцы использовали ___________________________
2.Египет – так называлась страна, которая располагалась ___________________________________
- Первой столицей Египта стал город ______________________
- Царей древнего Египта называли _________________________
- Самые крупные завоевания в истории Древнего Египта были сделаны фараоном __________________ в ___________годах.
3.Чем финикийцы прославились в истории __________________________________________________________.
- Города финикийцев: _________,_______________,_________________.
- Города финикийцев расположены на берегах ________________моря.
- Самой известной колонией финикийцев был город _______________.
Ответы сдаются в жюри. Жюри подсчитывает баллы и подводит промежуточные итоги.
7 задание: Ответить на вопрос , используя карточки-подсказки.
Одним из основных занятий финикийцев была торговля. Давайте вспомним. Чем торговали финикийские купцы.
По одному человеку от команды отвечают на вопросы.
На доске сделаны 3 записи: « Финикийские купцы продавали::
- живой товар - ___________________
- _________________- ткани
- Бревна ливанского ___________
- оливковое ___________________
- виноградное _______________
- изделия из __________________
Отвечая на данный вопрос , учащиеся прикрепляют на доску карточку – подсказку.
Одновременно другие учащиеся, представители команд выполняют задание: что продавали и что покупали финикийские купцы.
Нужно поставить( +)если покупали и (-) если продавали.
Серебро
Папирус
Дерево
Зерно
Слоновая кость
Медь
Украшения
Благовония
Виноградное вино.
8 задание: Исторический диктант ( Работа с историческими терминами и понятиями)
Командам дается задание , выбрать термин и дать его определение или наоборот по определению определить термин. Задание находится на свитках из лепестков лотоса, который является символом Древнего Египта.
- Пороги, дельта, фараон, налоги, миф, колесница, колония, касты, жрец.
- Материал для письма в Древнем Египте.?
- Частицы полусгнивших растений?
- Островки зелени в пустыне?
- Гробница для фараона?
- Гроб для мумии?
- Знаки-рисунки?
- Большое и сильное государство?
- Письменность Древнего Двуречья?
- Письменность Древнего Египта, Китая?.
9 задание. Конкурс капитанов команд.
- В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий заведомо плохим. Какие это цвета и почему вы так думаете?
- В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку, кровать и дверь. Почему двери передавали по наследству в Вавилонии?.
- Древний путешественник рассказывал, что видел быков с пятью ногами. Шутил ли он или нет?.
Объясните, откуда пошло выражение:
- труба иерихонская
- уши мальчика – на спине его
- Египет дар Нила.
10 задание: черный ящик.
Приглашаются по одному человеку от каждой команды . они достают из ящика конверты с картинками различные предметов. Должны ответить, какой стране принадлежит честь их изобретения или производства.
В конвертах находятся: листок бумаги, шахматные фигурки. Кусок сахара, арабские цифры. Лоскут шелка, лоскут хлопковой ткани, пакетик ч чаем, пурпурная краска, китайские палочки. Фрагмент папируса, двойная корона египетских фараонов. Глиняная табличка, китайские иероглифы, карточка с росписью на ткани и т.д.
Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги.
Учитель также подводит итоги урока , выясняет мнение команды о том, кто как работал и какую отметку поставила команда участнику урока.
Для проведения урока повторения можно использовать не все задания, а некоторые с учетом подготовленности учащихся класса.
Литература:
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. М.1996г.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира/ пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. М, 2004г.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории .1994г.
- Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся. С -Пб , 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
Древний Китай (урок для 5 класса)
Урок объединяет в себе материал двух параграфов по теме "Древний Китай". На уроке используется работа с видеофрагментом научно-популярного фильма BBC о Великой Китайской стене. В силу закона, я не име...
Внеклассное мероприятие «Путешествие по странам Древнего Востока, Индии и Китая» для учащихся 5 класса
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.Задачи мероприятия:Активизировать познавательный интерес к исторической на...
Тест по всеобщей истории "Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток. Мир Античности." 10 класс, профиль
Тестовая работа состоит из 2 вариантов по 12 вопросов....
Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)
Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...
Древние соборы. Урок ИЗО. 4 класс.
Технологическая карта урока и презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по УМК Б.М. Неменского "Древние соборы"...
Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"
Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока: урок – изучение нового материала.Форма организации обучения: урок-путешествие....